«Николай Носов. Великий выдумщик и фантазер!»
проект по художественной литературе (подготовительная группа)
Николай Николаевич Носов (1908–1976 гг.) – русский писатель, драматург, режиссер и киносценарист, лауреат Сталинской премии третьей степени, автор известных детских произведений о Незнайке. На протяжении 20 лет занимался постановкой и режиссурой множества научных, учебных, мультипликационных фильмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nikolay_nosov._velikiy_vydumshchik_i_fantazer.docx | 73.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №9 им. Героя Советского Союза Д.К. Курыжова
142003, Московская область, городской округ Домодедово, город Домодедово, микрорайон Южный,
Улица Курыжова, строение 15б. Тел: +7 (496) 795-60-24. E-mail: ds47-domod@yandex.ru
Педагогический проект:
«Николай Носов. Великий выдумщик и фантазер!»
Автор:
Баллыбаева Эльмира Шакировна
г. Домодедово
Тема проекта: «Николай Носов. Великий выдумщик и фантазер!»
Тип проекта: среднесрочный, информационно-творческий.
Вид проекта: информационно – творческий, познавательный, игровой.
Участники: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
Значительное место в детском чтении занимает весёлая юмористическая книга. Она учит замечать смешное в жизни, понимать шутку, шутить самому, переживать положительные эмоции. Рассказы Н. Носова для детей совмещают в себе 2 ценных качества – юмор и поучительность. В рассказах автор говорит с ребёнком – читателем о сложных вещах забавно, занимательно и понятно. У детей развивается привычка слушать книгу, формируется устойчивый интерес к художественной литературе. Читая не спеша, изо дня в день, мы доставляем детям наслаждение от предвкушения новых встреч с полюбившимися героями и их приключениями.
Проблема
Проведя беседу с детьми, я пришла к выводу, что более 80% детей не знакомы с рассказами Н. Носова. Поэтому решила подготовить и реализовать проект по творчеству Н. Носова. Дети познакомятся с краткой биографией писателя и его рассказами. Узнают имеют ли написанные им рассказы отношение к его личной жизни. Узнают, кто всегда являются главными героями его рассказов.
Формы реализации:
Непосредственная образовательная деятельность;
Совместная деятельность взрослого и ребенка;
Художественно-творческая деятельность.
Цель:
Знакомство детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова.
Задачи:
Познакомить детей с биографией и рассказами Н. Носова.
Способствовать нравственному и коммуникативному развитию дошкольников путём расширения кругозора детей и обогащения словарного запаса их речи.
Воспитывать у детей умение сопереживать героям произведений.
Приобщить родителей к семейному чтению.
Ожидаемый результат:
Знание детей о Н. Н. Носове, как о детском писателе. Сформированный у детей и родителей интерес к творчеству писателя и его рассказам.
Умение ставить проблему и находить пути её решения, оценивать поступки героев из произведений Н. Носова.
I этап – подготовительный – 1 неделя
Подбор и изучение методической и художественной литературы для воспитателей.
Подбор художественной литературы детям для ознакомления.
Создать выставку книг Н. Н. Носова с иллюстрационным материалом.
Оформить консультационный материал по темам:
«Все о Н.Н. Носове», «Какие книги полезны детям?», «Читаем детям рассказы Н. Н. Носова».
Подобрать игровой и дидактический материал к играм – драматизациям по произведениям Н. Н. Носова «Фантазеры» и «Живая шляпа».
Составление плана работы над проектом.
II этап – основной – 3 недели
Проведение занятий, бесед, игр, викторин по рассказам Н. Носова.
Игры по рассказам Н. Носова. Словесная игра «Хорошо – плохо», «Помоги герою», подвижная игра «Собери огурцы».
1. Познавательные беседы и занятия:
Знакомство с биографией Н. Н. Носова.
Знакомство с творчеством Н. Н. Носова.
Вечер загадок.
Викторина по произведениям Н. Н. Носова.
Самостоятельное составление смешных стихотворений из произведения
«Как Незнайка был писателем», подбирая рифму.
Пересказ произведения Носова «На горке».
Рассматривание иллюстраций к книгам Н. Носова художника-иллюстратора И. Семенова.
2. Чтение художественной литературы:
Произведения Н. Носова: «Заплатка», «Мишкина каша»,
«На горке», «Фантазеры», «Огурцы», «Карасик»,
«Живая шляпа», «Затейники», «Леденец», «Метро», «Телефон», «Замазка», «Огородники».
Слушание аудиокниги «Приключения Незнайки».
Просмотр мультфильма: «Живая шляпа», «Бобик в гостях у Барбоса»
3. Занятия художественно-эстетического цикла:
НОД. Рисование сюжетных картинок по рассказам Н. Носова.
4. Театрализованная деятельность по произведениям
Импровизация по произведению Н. Н. Носова «Фантазеры».
Работа с родителями:
1. Знакомство с проектом
2. Домашнее чтение с детьми рассказов Н. Н. Носова.
3. Помощь родителей в пополнении книжного уголка рассказами Н. Носова.
III этап – заключительный – 1 неделя
Выставка детских рисунков «Незнайка»
Презентация по творчеству Н. Носова
Викторина по рассказам Н. Носова.
Ожидаемый результат:
Сформированность знаний детей о Н. Н. Носове, как о детском писателе.
Дети умеют слушать и высказывать своё мнение.
Дети внимательны к своим сверстникам, к близким людям.
Рассказывают о героях, выражая своё мнение к ним.
Поддерживают интерес к рассказам Н. Н. Носова с помощью домашнего чтения, посещения детской библиотеки.
Литература:
1. Николай Носов «Фантазёры», «Весёлая семейка», «Приключение Незнайки и его друзей». Москва «Детская литература» 1988 г.
2. Николай Носов «Фантазёры». Издательство «Детская литература» Москва 1969 г.
3. Николай Носов «Витя Малеев в школе и дома». Издательство «Детская литература» Москва 1969 г.
4. Николай Носов «Затейники». Издательство «Оникс» Москва 1999 г.
5. Николай Носов «Мишкина каша». Издательство «Самовар» Москва 2010 г.
6. Николай Носов «Заплатка». Издательство «Детская литература» Москва 1981 г.
7. Хрестоматия для дошкольников.
приложение
Конспект литературной викторины в подготовительной группе
«Произведения Николая Носова».
Цель: В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н. Н. Носова, расширять кругозор. Познакомиться с произведениями Н. Носова.
Задачи: Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления: умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.
Прививать интерес к книге.
Воспитывать бережное отношение к книгам.
Способствовать активизации каждого ребенка в деятельности (групповая работа).
Оборудование: Выставка книг Н. Носова, портрет писателя, набор предметов для конкурсов.
Подготовка: Чтение рассказов «На горке», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Заплатка», «Огурцы», «Леденец», просмотр мультфильма «Приключение Незнайки и его друзей».
Ход мероприятия.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие. А в какое - вы узнаете, отгадав загадку.
Ты беседуй чаще с ней – будешь в четверо умней (книга).
Мы отправляемся путешествовать по произведениям Николая Николаевича Носова.
Воспитатель:
Книга нам расскажет,
Книга нам покажет.
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьется.
Где тепло, а где мороз,
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаем.
Много интересного узнаем.
Итак, начнем нашу игру викторину.
1 задание «Блиц – вопросы»
1. Назовите имя и отчество Носова. (Николай Николаевич)
2. Где и когда родился? (Он родился в Киеве в 1908 году)
3. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе «Живая шляпа»? (картофель)
4. В каком журнале Н. Носов напечатал свой первый рассказ? («Мурзилка»)
5. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы? («Фантазеры»)
6. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (Приключения Незнайки и его друзей»)
7. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (огурцы)
8. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (на воздушном шаре)
9. Как звали мальчика в рассказе «Заплатка»? (Бобка)
10. Кто сочинял из коротышек стихи?
11. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка)
12. Что Шурик прибил к калитке в рассказе «Шурик у дедушки»? (дверную ручку и калошу).
2 задание. Бюро находок.
Определите из каких произведений Н. Носова потерялись предметы.
1. Шляпа – «Живая шляпа»
2. Нитки, иголки, ткань, - Заплатка
3. Воздушный шар – сказка Приключение Незнайки и его друзей
4. Лопата, песок – «На горке»
5. Огурцы – «Огурцы»
6. Кастрюля с кашей – «Мишкина каша»
Воспитатель: А сейчас мы с вами перенесемся в рассказ Н. Носова «Живая шляпа» и немного поиграем.
Игра «попади в цель».
Дается картофель и шляпа. Необходимо картофелем попасть в шляпу.
3 задание «Эпизод» назовите произведение и его героев.
1. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловит рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато, когда шли обратно, они забрались в колхозный огород… (Мальчиков звали Павлик и Котька. «Огурцы»)
2. Миша перепугался: «Что теперь мама скажет!» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держатся. Даже незаметно, что сахарница разбита. (Леденец. Мальчик Миша)
3. «Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье». (Фантазеры. Ира, Мишутка, Стасик, Игорь)
4. «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее» (На горке. Котька Чижов).
5. «Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату» (Живая шляпа, Котенок Васька, Вовка и Вадик)
6. «Сумел порвать, сумей и зашить» (Заплатка, Бобка)
4 задание. «Мимические мотивы»
Рассказ – загадку загадайте
И без слов вы передайте,
Рассказа или сказки содержанье,
Используя лишь движение или лица выражение.
Для первой команды: («Огурцы», «Заплатка»)
Для второй команды: («Леденец», «Мишкина Каша»)
Воспитатель: А сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать ее.
Он забавный коротышка
И живет в своей стране:
Интересной детской книжке
Увлекательной вполне.
Шляпу носит он с полями,
Поднимая к верху чуб,
Узнаваемый друзьями,
Он забавен, но не глуп.
И всегда он Первым, смело,
Но, не зная ничего
Брался за любое дело,
Чтоб все знали про него.
Так рождались приключенья;
(Поражая всю страну,
От волшебных превращений
До полетов на Луну.
Дети: Незнайка!
Звучит музыка, под музыку вбегает Незнайка с растрепанной книжкой.
Воспитатель: А вот и он, встречайте!
Незнайка: Ой – ой – ой… Куда это я попал?
Воспитатель: Ты попал в детский сад.
Незнайка: Вы меня узнали? Я прилетел к вам из Цветочного города.
А вы знаете всех моих друзей? Давайте поиграем, я буду загадывать вам загадки про моих друзей, а вы будите их отгадывать. Хотите? Тогда слушайте внимательно.
Задание «Загадки от Незнайки»
1. Одевается он всегда в черный костюм, а когда садится за стол, надевает на нос очки и начинает читать какую-нибудь книгу. (Знайка)
2. Он всегда ходит в белом халате, и на голове носит белый колпак с кисточкой и лечит коротышек от всех болезней. (Доктор Пилюлькин)
3. У него есть разные музыкальные инструменты, и он часто играет на них. Все слушают музыку и очень хвалят его. (музыкант Гусля)
4. Одевается он всегда в длинную блузу, которую называет «балахон». У него длинные волосы. Стоит у мольберта с палитрой в руках (художник Тюбик)
5. В доме жил охотник. У него была маленькая собачка Булька и еще было ружье, которое стреляло пробками. (Пулька)
6. Он знаменитый астроном, сделал из увеличительных стекол большую подзорную трубу. (Стекляшкин).
Незнайка: Молодцы ребята!
Воспитатель: Незнайка! Я вот заметила, что у тебя книжка вся такая потрепанная, ты что ли не знаешь, как нужно с книгами обращаться?
Незнайка: Почему не знаю, знаю! Странички надо заминать, в книге надо рисовать, обязательно нужно пить чай с бутербродом и его класть на книгу, а еще книга хорошо используется как подставка под цветочный горшок.
Воспитатель: Что ты, Незнайка, так с книгой нельзя обращаться! Давай дети тебе расскажут, как правильно надо обращаться с книгой.
Команда Затейники; команда Фантазеры
1. Брать книгу надо только чистыми руками.
2. Не рвать и не загибать страницы.
3. Не рисовать в книге.
4. Пользоваться закладкой
5. Надо обернуть книгу.
6. Если порвалась страничка нужно ее заклеить.
Незнайка: Я понял, спасибо ребята! Теперь я знаю, как надо обращаться с книгой!
Воспитатель: Незнайка, мы знаем, что твоя любимая песня «В траве сидел кузнечик», у нас есть оркестр, который исполнит песню, хочешь послушать?
Незнайка: Хочу.
Воспитатель: Садись на стульчик и слушай.
Дети исполняют песню «В траве сидел кузнечик».
Незнайка: Молодцы! Ребята, я должен возвращаться к своим друзьям. Но мы еще встретимся, и я расскажу вам, как я летал на Луну. До свидания!
5 Задание «Собери картинку»
Детям предлагается собрать картинку и сказать из какого она рассказа.
Воспитатель: А теперь, как герои рассказа Носова «Огурцы» вы отправитесь на рыбалку.
От каждой команды по 2 человека. Одному надо удочкой поймать рыбу из пруда, а второму снять ее с удочки и положить в ведро. Кто быстрее все сделает, та команда получает фишку.
Игра рыболов. Импровизированной удочкой с магнитом надо поймать как можно больше рыбок.
6 задание. Что лишнее.
Необходимо по набору картинок, определить: какая из них лишняя и назвать из какого произведения.
Рыба, удочка, огурцы, помидор. (огурцы, лишняя помидор)
Шляпа, картофель, лыжная палка, собака (живая шляпа, лишняя собака)
Брюки, иголка, нитка, швейная машинка. (заплатка, швейная машинка)
Калоша, дверная ручка, удочка, кошка. (Шурик у дедушки)
Воспитатель: Часто говорят: Книги – наши друзья»
Давайте послушаем стихи про книги.
1реб.
Пока книга сделается книгой
Огромный путь она пройти должна
И столько знаний требуется разных
Труда, забот, чтоб родилась она.
2 реб.
Книга наш друг, большой и умный,
Не даст скучать и унывать.
Затеет спор – веселый, шумный
Позволит новое узнать.
3 реб.
Расскажет книжка про героев,
На юг, на север поведет.
С ней даже космос как-то ближе:
Она на все ответ найдет.
4 реб.
И пусть девчонки и мальчишки,
Вся озорная детвора,
Сегодня скажут звонко-звонко:
«Спасибо, книжная страна!»
Воспитатель: Итак, все испытания вы прошли,
Воспитатель: Вы, ребята, получили очень дорогой подарок – книгу. Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум, душу. Помогают преодолеть трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием.
Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будите обращаться с книгой, чаще просить своих родителей читать их, а те, кто пойдут в школу, скоро научится читать их сами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по творчеству Н.Носова "Николай Носов -волшебник, друг, затейник, фантазер"
Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, способствуют позитивным изменениям в семье, помогает выстраивать взаимодействие и сотрудничество семь...
Проект "Николай Носов. Великий выдумщик и фантазер!"
Знакомство с творчеством писателя....
Проект "Николай Носов. ВЕЛИКИЙ ВЫДУМЩИК И ФАНТАЗЕР"
Для детей старшего дошкольного возраста...
Познавательный информационный среднесрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый 105-летию со дня рождения В. Драгунского и 110-летию со дня рождения Н. Носова "Великие выдумщики и фантазёры"
Мы живем в век компьютерных технологий, и чтение художественной литературы отходит на последний план. В кругу семьи все меньше внимания уделяется чтению книг. А ведь именно художественная литература в...
«НИКОЛАЙ НОСОВ, ВЕЛИКИЙ ВЫДУМЩИК И ФАНТАЗЕР».
Педагогический проект...
Лепбук "Наш добрый друг Николай Носов"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17536586","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17536595","...
Презентация для детей. Город мастеров "Книголюбия". Об авторе- Николай Носов
laquo; Сочинять для детей— наилучшая работа. Она требует очень много знаний. Главное – любви к ним и уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нуж...