План – конспект НОД Чтение художественной литературы в старшей группе
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)
Конспект НОД Чтение художественной литературы
И. Сурикова «Детство»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 266 общеразвивающего вида»
План – конспект НОД
Чтение художественной литературы
старшей группы № 9
Воспитатель: Смаилова М. Х. |
Омск 2018
План – конспект НОД
Чтение художественной литературы И. Сурикова «Детство»
Тема: «Заучивание отрывка стихотворения И. Сурикова «Детство»».
Форма работы: разучивание.
Цель: Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство» (в сокращении).
Задачи:
- формировать навык выразительного чтения стихотворения;
- развивать у детей умение рисовать понравившийся эпизод в
стихотворении;
- воспитывать у детей умение слушать друг друга.
Материал и оборудование: презентация, аудиозапись музыки П. И. Чайковского «Зима», аудиозапись физминутки, альбомные листы, карандаши цветные.
Методы и приёмы: словестный, наглядный, практический, частичное воспроизведение текста всей группой, договаривание детьми слов, напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства.
Ход деятельности:
1 этап. Мотивация.
Воспитатель: «Ребята, в конце месяца в нашей группе состоится литературная викторина между командой мальчиков и командой девочек на тему «Зима». Вы хотите принять в ней участие?»
2 этап. Постановка цели совместно с детьми.
Воспитатель: «Что нужно сделать, чтобы победить в литературной викторине?» (Ответы детей)
3 этап. Совместная деятельность.
Воспитатель выясняет у детей, какое время года на дворе, какой сейчас месяц. «Нравится ли вам это время года?» - интересуется воспитатель и предлагает послушать стихотворение И. З. Сурикова «Детство»:
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья – мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Все лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Но меж тем уж село
Солнышко давно.
Поднялася вьюга,
На небе темно.
Весь ты перезябнешь,
Руки не согнёшь
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.
Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.
И сидишь, ни слова...
Тихо всё кругом.
Только слышишь - воет
Вьюга за окном.
В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт.
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.
Избу освещает
Огонёк светца.
Зимний вечер длится,
Длится без конца...
И начну у бабки
Сказки я просить.
И начнёт мне бабка
Сказки говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал.
Как ему невесту
Серый волк достал.
Слушаю я сказку,—
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.
Я прижмусь к старушке.
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.
А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.
Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.
Золотая клетка
На суке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит.
Прыгает в той клетке,
Весело поёт;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.
Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.
Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.
Руки мне скрутили
И ведут меня...
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.
Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.
Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.
Беседа по содержанию.
Вопросы:
О каком времени года пишет поэт?
Что вспоминает Суриков?
Как поэт пишет про гору? Какая она?
Как вы понимаете слова «кубарем качуся под гору в сугроб»?
Как вы думаете, какое настроение у Ивана Сурикова в этот период времени?
Как вы понимаете слова «мне в сугробе горе»?
Давайте и мы как эти ребята немного разомнёмся.
Физминутка
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
Послушайте стихотворение еще раз. (Повторное рассказывание отрывка стихотворения):
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья – мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Все лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
С какой интонацией я рассказывала отрывок, каким голосом?
Чтение стихотворения с установкой на запоминание.
После чтения воспитатель предлагает прочитать стихотворение, используя разные приемы.
Ребята, я буду читать, а те, кто запомнил слова, вместе со мной повторяет (1-2 раза).
Я предлагаю вам читать стихотворение цепочкой по строчке. Если у кого-то возникли трудности, остальные ребята могут помочь (1-2 раза).
А сейчас давайте попробуем разделиться на 2 подгруппы:
1 подгруппа читает первое четверостишье, а 2 - читает второе четверостишье. Потом можно поменяться.
Рассказывание стихотворения воспитателем.
Рассказывание стихотворения детьми наизусть.
4 этап. Самостоятельная деятельность детей.
А теперь давайте нарисуем к этому стихотворению рисунки.
Дети с воспитателем обсуждают, что они будут рисовать (деревья, дом, гору снежную, сани).
В процессе рисования звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Зима».
5 этап. Рефлексия.
Воспитатель: «Ребята, что мы сегодня делали? Вам понравилось стихотворение? Что вам было сложно делать? Как вы думаете, чья команда победит в викторине?
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Детский сад № 266 общеразвивающего вида»
План – конспект НОД
Чтение художественной литературы
в подготовительной группы № 9
Воспитатель: Смаилова М. Х. |
Омск 2018
Тема: «Чтение нанайской народной сказки «Айога»».
Форма работы: чтение с обсуждением.
Цель: развитие у детей умение анализировать сказочное произведение.
Задачи:
- развивать у детей умение понимать сказочный замысел;
- развивать у детей умение подбирать картинки с изображением пропущенных фрагментов на рисунках;
- воспитывать у детей умение слушать друг друга договариваться о совместном выполнении заданий.
Материал и оборудование: иллюстрации к сказке, цветные карандаши, альбомные листы формата А4, аудиозапись физминутки.
Методы и приёмы: словестный (вопросы к детям, образный сюжетный рассказ, словесная инструкция), наглядный (показ физических упражнений, использование наглядных пособий), практический (рисование финального эпизода сказки).
Предварительная работа: рассказ о жизни нанайцев, обогащение словаря детей словами: очаг, наперсток, стойбище, покоробятся, мялка.
Ход деятельности:
1 этап. Мотивация.
В группе на столе лежат несколько рисунков по сказке «Айога».
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в группу пришла воспитательница из старшей группы с просьбой помочь ей. Она принесла нам несколько картинок по сказке «Айога» и просила нас нарисовать ещё одну недостающую (финальную) картинку к этой сказке.
2 этап. Постановка цели совместно с детьми.
Воспитатель: «Как узнать, какой фрагмент нам надо нарисовать?»
Дети: Надо прочитать сказку.
3 этап. Совместная деятельность.
Воспитатель читает сказку. После первого чтения задаёт вопросы:
- Какие чувства у вас вызвала сказка «Айога?»
- Расскажите какая была Айога?
- Расскажите какой была соседская девочка?
- Почему мама Айоги отдала лепёшку соседской девочке?
- Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из этих девочек вы бы хотели подружиться?
- Чем закончилась сказка?
Повторное рассматривание рисунков с пропущенным фрагментом. Детям предлагаются повесить картинки на доску последовательно.
Повторное чтение финального эпизода сказки.
Физминутка
Аудиозапись.
4 этап. Самостоятельная деятельность детей.
Дети рисуют финальный эпизод сказки.
5 этап. Рефлексия.
Нам удалось помочь воспитателю? (Предполагаемый ответ детей: «Прочитали произведение»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе ЗПР
Перспективное планирование разработано в соответствии с лексическими темами и программмой Баряевой, Зарин...
Перспективный план ознакомления с художественной литературой в старшей группе (по Н. Е. Веракса)
Ознакомление с художественной литературой по программе "От рождения до школы" Н. Е.Веракса. Старшая группа....
План-конспект занятия по развитию речи на тему: " Чтение художественной литературы в старшей группе «Серебряное копытце»"
Программное содержание:1. Познакомить детей с бытовой и волшебной сказкой. Учить определять и мотивировать своё отношение к героям, замечая некоторые выразительные средства.2. Учить отвечать на вопрос...
ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по художественной литературе в старшей группе по теме: «Заучивание стихотворения о родном крае»
Интеграция:Познание. Коммуникация. Здоровье. Чтение художественной литературы.Материалы и оборудование:картинки с гербом России, флаг, иллюстрации с Москвой, Саранском, карта России.Цель:уточнение и з...
Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада
Предлагаю Вашему вниманию, составленный мною перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в страшей группе....
Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе.
Чтение художественной литературы...
План - конспект занятия по развитию речи на тему: чтение художественной литературы в старшей группе сказ «Серебряное копытце» П.П.Бажов
Знакомство с уральским писателем П.П. Бажовым. Знакомство с его творчеством: сказ "Серебряное копытце". Актуализация знаний через решение кроссворда и разгадывание ребусов....