В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона круги разбивают на 4, 6, 8 секторов. Серединку вырезают. В каждый сектор помещают картинку. Подходы к подбору изображений могут быть разными. Например, на одном кольце — разнообразные деревья, на другом — их листья или семена. Другой вариант: на одном кольце — животные (домашние, дикие, рыбы, птицы), на другом — их «дома». Во многих дошкольных учреждениях кольца надевают на карандаши и раскручивают на весу, что, по признанию самих педагогов, весьма неудобно. В результате дети быстро теряют интерес к этой игре. Кроме того, все картинки остаются на виду у дошкольников и отвлекают их внимание. Чтобы избежать нежелательных последствий, мы сделали специальное жесткое стационарное пособие, которое помогает направить внимание ребенка исключительно на решение поставленной задачи. Для изготовления пособия возьмите два прямоугольных куска оргалита шириной, равной диаметру ваших колец, и длиной на 2—4 см меньше двух диаметров колец. На нижней пластине, в местах предполагаемых центров колец, укрепите штыри. По периметру соорудите небольшой бортик, а с нижней стороны прикрепите ножки. Вырежьте в верхнем прямоугольнике окошечко так, чтобы были видны совмещенные картинки. Крышка никак не укрепляется, а просто накладывается на бортики основания. Для свободного и удобного вращения колец предлагаем использовать основу в виде старых грампластинок. Круги удобно вращать за выступы, которые образуются в результате того, что ширина пособия на 2—4 см меньше двух диаметров пластинок. Подготовка к игре: 1. Установить пособие на столе. 2. Снять крышку. 3. На пластинки сверху уложить выбранные кольца с картинками. 4. Закрыть крышкой. 5. Раскручивать за выступающие справа и слева края пластинок. Игры с использованием пособия «КОЛЬЦА ЛУЛЛИЯ» Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить либо разные варианты игры, либо дополнения к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие. Они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры. Варианты колец: Для игр с экологическим содержанием: № 1 Сосна, береза, орешник, липа, ель, дуб, рябина, клен. № 2 Семена и плоды вышеперечисленных деревьев и кустарника. № 3 Листья вышеперечисленных деревьев и кустарника. № 4 Лиса, пчелы, медведь, белка, собака, птица. № 5 Нора, гнездо, дупло, улей, будка, берлога. № 6 Орел, цапля, соловей, ворона, чайка, гусь, ласточка, аист. № 7 Разные формы птичьих клювов. № 8 Разные виды птичьих ног. № 9 Разные виды птичьих крыльев. № 10 Город, деревня, лес, море, горы, болото. № 11 Любые животные № 12 Детеныши животных кольца № 11. Для игр по формированию звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучению грамоте: № 13. 1. Картинки с изображением предметов со звуком «Р» в начале, середине и конце слова… № 13.2… со звуком «Л», «Ш», «Ч» и т. д. № 14 Схемы для поиска заданного звука. № 15 Символы, обозначающие большой и маленький размер. № 16 Цифры от 1 до 8. № 17 Символы: нос, глаз, зубы, уши, хвост, лапы. №18 Любые предметы. Игры с «Кольцами Луллия» можно условно разделить на три типа. I. Игры на подбор пары В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путем прокручивания второго кольца. В этих играх одной картинке 1-го кольца обязательно должна соответствовать одна картинка 2-го кольца. Игры экологического содержания. «НАЙДИ, ГДЕ ЖИВЕТ» — кольца № 4 и 5. «НАЗОВИ ДЕТЕНЫША» — кольца № 11 и 12. «С ЧЬЕЙ ВЕТКИ ДЕТКИ?» — кольца № 1 и 2; № 2 и 3; № 1 и 3. «КРЫЛЬЯ, НОГИ И КЛЮВЫ» — кольца № 6 и 9; № 6 и 8; № 6 и 7. «ПОДБЕРИ МЕСТО ОБИТАНИЯ» — кольца № 6 и 10. Игры для формирования фонематического слуха, грамматического строя речи и обучения грамоте: «НАЙДИ ЗАДАННЫЙ ЗВУК В НАЧАЛЕ, СЕРЕДИНЕ И КОНЦЕ СЛОВА» — кольца № 14 и 13.1, 13.2. «ЧЕЙ ДОМ?» — кольца № 4 и 5 («Берлога чья? Медвежья».) II. Игры с элементом случайности в установке колец В этих играх дети одновременно раскручивают оба кольца. Ответ ребенка зависит от того, какая комбинация выпадет в окошке. В таком варианте игр любая картинка 1-го кольца сочетается с любой картинкой 2-го кольца и наоборот. Именно из-за элемента случайности в установке картинок эти игры больше нравятся детям. Если каждое ваше кольцо имеет по 8 картинок, то возможны 64 комбинации! Игры на формирование звуковой культуры речи, грамматического строя речи и обучение грамоте: «ЧЕЙ НОС, ЧЕЙ ХВОСТ» — кольца № 17 и 11. «НАЗОВИ, СКОЛЬКО» — кольца № 16 и 6; № 16 и 1; № 16 и 4; № 16 и 18. «УМЕНЬШАЕМ, УВЕЛИЧИВАЕМ» — № 15 и 17.
III. Игры на развитие творческого воображения Для этих игр подбираются кольца как для первого типа игр, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например, совпали картинки колец № 11 и 12. Задаем вопросы: «Как могло случиться, что зайчиха стала воспитывать лисят, как она будет о них заботиться, чему станет учить. Заранее договариваемся с детьми, что ситуации сказочные, нереальные, значит можно дать волю фантазии. Кольца № 4 и 10. Комбинации: Лиса в море. Может быть, лису везут пароходом в новый зоопарк? Лиса в болоте — погналась за добычей, вот и завязла бедная. Лиса в деревне — опять кур крадет. Лиса в городе — в зоопарке и т. д. Кольца № 6 и 10 можно использовать для обсуждения вопроса, почему птица не может жить в данной местности. Варианты колец каждый педагог может выбрать самостоятельно, можно придумать свои варианты колец и способы игр и заданий к ним. К этому процессу могут подключиться и сами дошкольники. |