Познавательно-творческий проект "Как живёте, ёжики?"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Забродина Оксана Петровна

Авторская методическая разработка проекта для старшей группы воспитателей Родиной С. Д. , Забродиной О. П.

Цель:

продолжать знакомить детей с особенностями поведения некоторых животных (ежей) в живой природе, как эти особенности отражаются в литературных произведениях писателей-натуралистов и сказочников.

Задачи:

-расширять представления детей о том, как живут в природе ежи;

-дать первичное представление о творчестве писателей – натуралистов и о их рассказах и сказках про ежей (В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвин, Е. Чарушина, Н. Капустиной);

-вызвать интерес к чтению литературы о живой природе;

-развивать творческие навыки детей в изображении ежа через рисование, аппликацию, лепку;

 -через вовлечение детей в инсценирование сказок, в которых одним из персонажей является ёж, вызывать сопереживание героям и событиям;

- формировать положительный эмоциональный отклик у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zhivyote_yozhiki_tablitsa.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-творческий проект
«Как живёте, ёжики?»
                                                Авторы: воспитатели гр. «Сказочная страна»
                                                      Родина С. Д., Забродина О. П.

Цель: 

продолжать знакомить детей с особенностями поведения некоторых животных (ежей) в живой природе, как эти особенности отражаются в литературных произведениях писателей-натуралистов и сказочников.

Задачи:

-расширять представления детей о том, как живут в природе ежи;

-дать первичное представление о творчестве писателей – натуралистов и о их рассказах и сказках про ежей (В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвин, Е. Чарушина, Н. Капустиной);

-вызвать интерес к чтению литературы о живой природе;

-развивать творческие навыки детей в изображении ежа через рисование, аппликацию, лепку;

 -через вовлечение детей в инсценирование сказок, в которых одним из персонажей является ёж, вызывать сопереживание героям и событиям;

- формировать положительный эмоциональный отклик у детей.

Реализация проекта. 

Проект проходит по двум направлениям: природоведческий и творческий.     

Природоведческое направление подразумевает:

- расширение знаний детей о ежах в живой природе - просмотр презентаций по теме («Как живёте, ёжики? (в лесу), «Ежебезопасность», «А у кого ещё колючки?»)

- просмотр документального фильма для детей «Колючая история»;

- цикл бесед о ежах: «Кто же я?», «Где мы живём?», «Кого мы опасаемся?», «Наши иголочки», «Плаваем»;

- чтение познавательной литературы: детские энциклопедии о ежах, произведений писателей – натуралистов.

-беседы по серии картинок Т. Капустиной «Славный лес» - «Ёжик».

Творческое направление проекта.

Создание общего еженастроения в группе:

-чтение художественной литературы - сказки писателей – сказочников о ёжиках;

-подбор художественной литературы о ёжиках;

-оформление ежевыставки «Жили –были ёжики» и ежегалереи (в рамках детско – родительского задания «Мой любимый ёжик»);

-слушание песенок про ёжиков «Маленький Ёжик…», «Ёжик резиновый» «Я ёжик, ёжик, ёжик, на щетку я похож»;

-просмотр мультфильмов: «Ёжик должен быть колючи», «Девочка и ёжик», «Ёжик + черепаха», мультфильмы по сказкам С. Козлова про Ёжика и Медвежонка»;

-продуктивная деятельность – лепка из солёного теста «Ёжик», аппликация по сказке «Как лиса ежа перехитрила»;

-драматизация сказок: В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок»,

«Как Ёжик шубку менял», «Ёж и Заяц», «Кто лучше прыгает?», «Тихая сказка»;

-подготовка атрибутов для драматизации сказок (маски, костюмы, декорации);

-оформление афиш для родителей о предстоящих событиях в группе.  

                              Работа с родителями.

Родителям и детям для создания позитивного еженастроения в группе было предложено выполнить детско-родительское творческое задание «Мой любимый ёжик». Выполнить работу можно было в любой технике:

-аппликация (бумага, ткань, глина, пластилин, природный материал);

-рисунок красками (не карандашами и не фломастерами) формат – А – 4, в рамке,

-коллаж из разных видов творческой деятельности (например, рисунок с элементами аппликации).

Для создания развивающей среды в группе мы попросили помочь с оформлением выставки «Жили-были ёжики», принести «экспонаты»:

- ёжики-игрушки,

- фигурки (из разных материалов), книги о ежах и ёжиках (художественные и научно- популярные),

 -картинки, иллюстрации.

В продолжение проекта «Библиотека на окне» мы предложили родителям и детям перечень рекомендованной литературы. Мы обратились с просьбой к родителям вместе с детьми дома читать рассказы, сказки, энциклопедии по теме. «Список литературы прилагается, но не ограничивает ваши желания и предпочтения», - так гласило наше объявление. В этом году нам пришлось изменить формат работы в этом направлении в связи с особенностями эпидемиологической обстановки.

                       

Список художественной литературы для совместного домашнего чтения детей с родителями .

1. «Лесной колобок - колючий бок». Виталий Бианки

2. «Ёж».  Михаил Пришвин.

3. «Тихая сказка». Самуил Маршак.

4. «Яблоко». Владимир Сутеев.

5. «Палочка-выручалочка». Владимир Сутеев.

6. №Ёжик, которого можно погладить». Михаил Пляцковский.

7. «Ёжик в тумане». Сергей Козлов.

8. «Заяц и еж». Братья Гримм.

9. «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды». Сергей Козлов.

10.  «Живые грибы». Владимир Сутеев.

11. «Как лис ежа перехитрил». Виталий Бианки.

12. «Ёж и заяц». Лев Толстой.

13. «Как поймать облако». Сергей Козлов.

14. «Осенние корабли». Сергей Козлов.

15. «Необыкновенная весна». Сергей Козлов.

16. «Снежный цветок». Сергей Козлов.

17. «Поросенок в колючей шубке». Сергей Козлов

18. « Ёжик и море». Сергей Козлов.

19. «Это чей холм?» Сергей Козлов.

20. «Ежова шубка» (латышская народная сказка).

21. «Ёж». Алексей Толстой.

22. «Не ладно скроен, да ладно сшит». К. Ушинский.

23. «Про Ёжика и Кролика: Кусочек зимы». Стюарт П. и Риддел К.
24. «Про Ёжика и Кролика: Мечты сбываются!» Стюарт П. и Риддел К.

25.  «Кто лучше прыгает». Наталья Абрамцева.

26.  «Как Ежик, Медвежонок и Ослик встречали Новый год». Сергей Козлов.

27. «Не хочу носить колючки».
28. «Как Ёжик имя выбирал».

                            Список познавательной литературы.

  1. «Родная природа». Иллюстрированный словарь
  2. «Я ёж». М. Кучерская
  3. «Ёжик и снежная зима». Е. Ульва.
  4. «Книжка с окошками». Лесные жители.
  5. «Друзья маленького ёжика». Е. Кулик.

Познавательное направление проекта.

Дни недели

НОД,

совместная деятельность

Индивидуальная работа

Чтение худ. литературы

Развивающая среда

Работа с родителями

25.10- 29.10

Пон.

Просмотр презентации «Как живёте, ёжики?»  (в лесу).

Дидактическая игра «Парочки» (лесные животные)

Подготовка к спектаклям по ежесказкам:

выразительность рассказывания роли.

«Лесной колобок - колючий бок». Виталий Бианки.

«Ёж».  Михаил Пришвин.

Для создания позитивного еженастроения в группе созданы – ежегалерея (работы детей и родителей), ежевысавка поделок «Мой любимый ёжик», ежедекорации к спектаклям.

Выполнить детско-родительское творческое задание «Мой любимый ёжик».

Для создания развивающей среды в группе помочь с оформлением выставки «Жили-были ёжики».

Список литературы для «Библиотеки на окне».

Оказать помощь в разучивании ролей и подготовке костюмов и масок к спектаклям.

Вт.

Просмотр документального фильма для детей «Колючая история».

Аппликация «Ёж и лиса».

Настольная игра «Составь картинку лесного животного»

 (9 кубиков, ориентация в пространстве)

«Кукольный театр» - как разговаривать за куклу.

«Родная природа». Иллюстрированный словарь.

«Как лис ежа перехитрил». Виталий Бианки

Ср.

Беседа по серии картинок Т. Капустиной «Славный лес» - «Ёжик».

Беседа «Красная книга» (о защите диких животных).

Авторская настольная игра «Чей хвост?» (развитие речи).

 Подготовка к спектаклям по ежесказкам:

слово-движение, мимика, жесты.

«Я ёж». М. Кучерская

Чт.

Просмотр презентации - «А у кого ещё колючки?».

Лепка из солёного теста «Ёж».

Авторская настольная игра «Зимовье зверей» (развитие речи).

Подготовка к спектаклям по ежесказкам:

движения под музыку.

«Ёжик и снежная зима». Е. Ульва.

Пт.

Цикл бесед о ежах: «Кто же я?», «Где мы живём?», «Наши иголочки».

Игра дидактическая «Четвёртый лишний»

Разучивание танцевальных движений, соединяя их с текстом песни.

«Друзья маленького ёжика». Е. Кулик.

Итог недели: выставка творческих работ детей. Создание ежегалереи (работы детей и родителей), ежевысавки поделок «Мой любимый ёжик».

                         Творческое направление проекта.

Дни недели

НОД,
совместная деятельность

Индивидуальная работа

Чтение худ. литературы

Развивающая среда

Работа с родителями

8.11-12.11

Пон.

Просмотр презентации «Ежебезопасность».

Рассматривание иллюстраций по сказке М. Пляцковского «Ёжик которого можно погладить».

Сюжетно-ролевая игра «Семейка ёжиков».

«Кукольный театр» - как разговаривать за куклу.

«Ёжик, которого можно погладить». М. Пляцковский.

«Тихая сказка». Самуил Маршак.

«Ёжик в тумане».

«Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды». Сергей Козлов.

(и др. сказки автора)

«Ёж и Заяц». Братья Гримм.

«Кто лучше прыгает». Наталья Абрамцева.

«Как Ёжик шубу менял». А. Суконцев.

«Не хочу носить колючки».

Для создания позитивного еженастроения в группе созданы – ежегалерея (работы детей и родителей), ежевысавка поделок «Мой любимый ёжик», ежедекорации к спектаклям.

Дополнить ежевыставку

игрушечными ежами,

 кукольными (пальчиковые, би-ба-бо, маски, костюмы…).

Подбор кукольных персонажей ежей к сказкам из спектаклей.

 Ширма для игры в театр.

 

Выполнить детско-родительское творческое задание «Мой любимый ёжик».

Для создания развивающей среды в группе помочь с оформлением выставки «Жили-были ёжики».

Список литературы для «Библиотеки на окне».

Оказать помощь в разучивании ролей и подготовке костюмов и масок к спектаклям.

Вт.

Слушание песенок про ёжиков: «Маленький Ёжик…», «Ёжик резиновый» «Я ёжик, ёжик, ёжик, на щетку я похож».

Выполнение танцевальных движений под песенку «Маленький Ёжик…».

Игра (сюжетно-ролевая) «Мы идём на ежеконцерт».

Разучивание танцевальных движений, соединяя их с текстом песни.

Ср.

Цикл бесед о ежах: «Кто же я?», «Где мы живём?», «Кого мы опасаемся?», «Наши иголочки», «Плаваем».

Речевая игра «Большие-маленькие».

Представление авторской игры – бродилки «Жили- были ёжики»

Играем в настольную авторскую игру – бродилку «Жили- были ёжики».

Чт.

Просмотр мультфильмов: «Ёжик должен быть колючи», «Девочка и ёжик», «Ёжик + черепаха».

Изготовление билетов на ежеспектакль.

Ориентация в пространстве «Найди домик ежика».

Пт.

Просмотр мультфильмов по сказкам С. Козлова про Ёжика и Медвежонка.

Раскрашивание иллюстраций к некоторым ежиным сказкам.

Итоговое мероприятие: досуг «Ежикины сказки» (в рамках долгосрочного проекта «Сказки русского леса»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой

Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...

«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»

   Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...

Познавательно-творческий проект «Что нам осень принесла» ОО «Познавательное развитие» (сентябрь - ноябрь, 2021)

Участие детей в проекте позволит обогатить знания о сезонных изменениях в природе, представления о том, что растет в огороде, саду, в лесу; развить связную речь, любознательность, творческие...

Познавательно-творческий проект «Творческое наследие династии Скифа в старшей группе».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2  (ДЕТСКИЙ САД)Р.П. КУЙТУН  Познавательно-творческий проект«Творческое наследие династии ...

Совместная познавательно-творческая, игровая деятельность образовательная область: познавательное развитие Тема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»

Совместная познавательно-творческая, игровая  деятельностьобразовательная область: познавательное  развитиеТема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»...