Познавательно-творческий проект "Как живёте, ёжики?"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)
Авторская методическая разработка проекта для старшей группы воспитателей Родиной С. Д. , Забродиной О. П.
Цель:
продолжать знакомить детей с особенностями поведения некоторых животных (ежей) в живой природе, как эти особенности отражаются в литературных произведениях писателей-натуралистов и сказочников.
Задачи:
-расширять представления детей о том, как живут в природе ежи;
-дать первичное представление о творчестве писателей – натуралистов и о их рассказах и сказках про ежей (В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвин, Е. Чарушина, Н. Капустиной);
-вызвать интерес к чтению литературы о живой природе;
-развивать творческие навыки детей в изображении ежа через рисование, аппликацию, лепку;
-через вовлечение детей в инсценирование сказок, в которых одним из персонажей является ёж, вызывать сопереживание героям и событиям;
- формировать положительный эмоциональный отклик у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zhivyote_yozhiki_tablitsa.docx | 31.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-творческий проект
«Как живёте, ёжики?»
Авторы: воспитатели гр. «Сказочная страна»
Родина С. Д., Забродина О. П.
Цель:
продолжать знакомить детей с особенностями поведения некоторых животных (ежей) в живой природе, как эти особенности отражаются в литературных произведениях писателей-натуралистов и сказочников.
Задачи:
-расширять представления детей о том, как живут в природе ежи;
-дать первичное представление о творчестве писателей – натуралистов и о их рассказах и сказках про ежей (В. Бианки, Н. Сладкова, М. Пришвин, Е. Чарушина, Н. Капустиной);
-вызвать интерес к чтению литературы о живой природе;
-развивать творческие навыки детей в изображении ежа через рисование, аппликацию, лепку;
-через вовлечение детей в инсценирование сказок, в которых одним из персонажей является ёж, вызывать сопереживание героям и событиям;
- формировать положительный эмоциональный отклик у детей.
Реализация проекта.
Проект проходит по двум направлениям: природоведческий и творческий.
Природоведческое направление подразумевает:
- расширение знаний детей о ежах в живой природе - просмотр презентаций по теме («Как живёте, ёжики? (в лесу), «Ежебезопасность», «А у кого ещё колючки?»)
- просмотр документального фильма для детей «Колючая история»;
- цикл бесед о ежах: «Кто же я?», «Где мы живём?», «Кого мы опасаемся?», «Наши иголочки», «Плаваем»;
- чтение познавательной литературы: детские энциклопедии о ежах, произведений писателей – натуралистов.
-беседы по серии картинок Т. Капустиной «Славный лес» - «Ёжик».
Творческое направление проекта.
Создание общего еженастроения в группе:
-чтение художественной литературы - сказки писателей – сказочников о ёжиках;
-подбор художественной литературы о ёжиках;
-оформление ежевыставки «Жили –были ёжики» и ежегалереи (в рамках детско – родительского задания «Мой любимый ёжик»);
-слушание песенок про ёжиков «Маленький Ёжик…», «Ёжик резиновый» «Я ёжик, ёжик, ёжик, на щетку я похож»;
-просмотр мультфильмов: «Ёжик должен быть колючи», «Девочка и ёжик», «Ёжик + черепаха», мультфильмы по сказкам С. Козлова про Ёжика и Медвежонка»;
-продуктивная деятельность – лепка из солёного теста «Ёжик», аппликация по сказке «Как лиса ежа перехитрила»;
-драматизация сказок: В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок»,
«Как Ёжик шубку менял», «Ёж и Заяц», «Кто лучше прыгает?», «Тихая сказка»;
-подготовка атрибутов для драматизации сказок (маски, костюмы, декорации);
-оформление афиш для родителей о предстоящих событиях в группе.
Работа с родителями.
Родителям и детям для создания позитивного еженастроения в группе было предложено выполнить детско-родительское творческое задание «Мой любимый ёжик». Выполнить работу можно было в любой технике:
-аппликация (бумага, ткань, глина, пластилин, природный материал);
-рисунок красками (не карандашами и не фломастерами) формат – А – 4, в рамке,
-коллаж из разных видов творческой деятельности (например, рисунок с элементами аппликации).
Для создания развивающей среды в группе мы попросили помочь с оформлением выставки «Жили-были ёжики», принести «экспонаты»:
- ёжики-игрушки,
- фигурки (из разных материалов), книги о ежах и ёжиках (художественные и научно- популярные),
-картинки, иллюстрации.
В продолжение проекта «Библиотека на окне» мы предложили родителям и детям перечень рекомендованной литературы. Мы обратились с просьбой к родителям вместе с детьми дома читать рассказы, сказки, энциклопедии по теме. «Список литературы прилагается, но не ограничивает ваши желания и предпочтения», - так гласило наше объявление. В этом году нам пришлось изменить формат работы в этом направлении в связи с особенностями эпидемиологической обстановки.
Список художественной литературы для совместного домашнего чтения детей с родителями .
1. «Лесной колобок - колючий бок». Виталий Бианки
2. «Ёж». Михаил Пришвин.
3. «Тихая сказка». Самуил Маршак.
4. «Яблоко». Владимир Сутеев.
5. «Палочка-выручалочка». Владимир Сутеев.
6. №Ёжик, которого можно погладить». Михаил Пляцковский.
7. «Ёжик в тумане». Сергей Козлов.
8. «Заяц и еж». Братья Гримм.
9. «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды». Сергей Козлов.
10. «Живые грибы». Владимир Сутеев.
11. «Как лис ежа перехитрил». Виталий Бианки.
12. «Ёж и заяц». Лев Толстой.
13. «Как поймать облако». Сергей Козлов.
14. «Осенние корабли». Сергей Козлов.
15. «Необыкновенная весна». Сергей Козлов.
16. «Снежный цветок». Сергей Козлов.
17. «Поросенок в колючей шубке». Сергей Козлов
18. « Ёжик и море». Сергей Козлов.
19. «Это чей холм?» Сергей Козлов.
20. «Ежова шубка» (латышская народная сказка).
21. «Ёж». Алексей Толстой.
22. «Не ладно скроен, да ладно сшит». К. Ушинский.
23. «Про Ёжика и Кролика: Кусочек зимы». Стюарт П. и Риддел К.
24. «Про Ёжика и Кролика: Мечты сбываются!» Стюарт П. и Риддел К.
25. «Кто лучше прыгает». Наталья Абрамцева.
26. «Как Ежик, Медвежонок и Ослик встречали Новый год». Сергей Козлов.
27. «Не хочу носить колючки».
28. «Как Ёжик имя выбирал».
Список познавательной литературы.
- «Родная природа». Иллюстрированный словарь
- «Я ёж». М. Кучерская
- «Ёжик и снежная зима». Е. Ульва.
- «Книжка с окошками». Лесные жители.
- «Друзья маленького ёжика». Е. Кулик.
Познавательное направление проекта.
Дни недели | НОД, совместная деятельность | Индивидуальная работа | Чтение худ. литературы | Развивающая среда | Работа с родителями |
25.10- 29.10 Пон. | Просмотр презентации «Как живёте, ёжики?» (в лесу). Дидактическая игра «Парочки» (лесные животные) | Подготовка к спектаклям по ежесказкам: выразительность рассказывания роли. | «Лесной колобок - колючий бок». Виталий Бианки. «Ёж». Михаил Пришвин. | Для создания позитивного еженастроения в группе созданы – ежегалерея (работы детей и родителей), ежевысавка поделок «Мой любимый ёжик», ежедекорации к спектаклям. | Выполнить детско-родительское творческое задание «Мой любимый ёжик». Для создания развивающей среды в группе помочь с оформлением выставки «Жили-были ёжики». Список литературы для «Библиотеки на окне». Оказать помощь в разучивании ролей и подготовке костюмов и масок к спектаклям. |
Вт. | Просмотр документального фильма для детей «Колючая история». Аппликация «Ёж и лиса». Настольная игра «Составь картинку лесного животного» (9 кубиков, ориентация в пространстве) | «Кукольный театр» - как разговаривать за куклу. | «Родная природа». Иллюстрированный словарь. «Как лис ежа перехитрил». Виталий Бианки | ||
Ср. | Беседа по серии картинок Т. Капустиной «Славный лес» - «Ёжик». Беседа «Красная книга» (о защите диких животных). Авторская настольная игра «Чей хвост?» (развитие речи). | Подготовка к спектаклям по ежесказкам: слово-движение, мимика, жесты. | «Я ёж». М. Кучерская | ||
Чт. | Просмотр презентации - «А у кого ещё колючки?». Лепка из солёного теста «Ёж». Авторская настольная игра «Зимовье зверей» (развитие речи). | Подготовка к спектаклям по ежесказкам: движения под музыку. | «Ёжик и снежная зима». Е. Ульва. | ||
Пт. | Цикл бесед о ежах: «Кто же я?», «Где мы живём?», «Наши иголочки». Игра дидактическая «Четвёртый лишний» | Разучивание танцевальных движений, соединяя их с текстом песни. | «Друзья маленького ёжика». Е. Кулик. |
Итог недели: выставка творческих работ детей. Создание ежегалереи (работы детей и родителей), ежевысавки поделок «Мой любимый ёжик».
Творческое направление проекта.
Дни недели | НОД, | Индивидуальная работа | Чтение худ. литературы | Развивающая среда | Работа с родителями |
8.11-12.11 Пон. | Просмотр презентации «Ежебезопасность». Рассматривание иллюстраций по сказке М. Пляцковского «Ёжик которого можно погладить». Сюжетно-ролевая игра «Семейка ёжиков». | «Кукольный театр» - как разговаривать за куклу. | «Ёжик, которого можно погладить». М. Пляцковский. «Тихая сказка». Самуил Маршак. «Ёжик в тумане». «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды». Сергей Козлов. (и др. сказки автора) «Ёж и Заяц». Братья Гримм. «Кто лучше прыгает». Наталья Абрамцева. «Как Ёжик шубу менял». А. Суконцев. «Не хочу носить колючки». | Для создания позитивного еженастроения в группе созданы – ежегалерея (работы детей и родителей), ежевысавка поделок «Мой любимый ёжик», ежедекорации к спектаклям. Дополнить ежевыставку игрушечными ежами, кукольными (пальчиковые, би-ба-бо, маски, костюмы…). Подбор кукольных персонажей ежей к сказкам из спектаклей. Ширма для игры в театр.
| Выполнить детско-родительское творческое задание «Мой любимый ёжик». Для создания развивающей среды в группе помочь с оформлением выставки «Жили-были ёжики». Список литературы для «Библиотеки на окне». Оказать помощь в разучивании ролей и подготовке костюмов и масок к спектаклям. |
Вт. | Слушание песенок про ёжиков: «Маленький Ёжик…», «Ёжик резиновый» «Я ёжик, ёжик, ёжик, на щетку я похож». Выполнение танцевальных движений под песенку «Маленький Ёжик…». Игра (сюжетно-ролевая) «Мы идём на ежеконцерт». | Разучивание танцевальных движений, соединяя их с текстом песни. | |||
Ср. | Цикл бесед о ежах: «Кто же я?», «Где мы живём?», «Кого мы опасаемся?», «Наши иголочки», «Плаваем». Речевая игра «Большие-маленькие». Представление авторской игры – бродилки «Жили- были ёжики» | Играем в настольную авторскую игру – бродилку «Жили- были ёжики». | |||
Чт. | Просмотр мультфильмов: «Ёжик должен быть колючи», «Девочка и ёжик», «Ёжик + черепаха». Изготовление билетов на ежеспектакль. | Ориентация в пространстве «Найди домик ежика». | |||
Пт. | Просмотр мультфильмов по сказкам С. Козлова про Ёжика и Медвежонка. Раскрашивание иллюстраций к некоторым ежиным сказкам. |
Итоговое мероприятие: досуг «Ежикины сказки» (в рамках долгосрочного проекта «Сказки русского леса»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект: Познавательное творческое развитие детей через игры с песком и водой
Развитие творческих способностей детей через игры с песком.Задачи:- развитие творческих способностей , самостоятельность , уверенность ,инициативность;-развитие творческого потенциала, фантазии;- закр...
«Книга своими руками» Творческая мастерская в рамках познавательно-творческий проекта для детей среднего дошкольного возраста «Наш город «ДА!»
Верю, Знаю, Строю, Прыгаю, Лечу, Укушу, Не-Верю, Не-Пою, Не-сплю, Ругаюсь - это не просто бессмысленный набор слов, это персонажи волшебных городов "Да" и "Нет...
Познавательно-творческий проект "Создание развлекательно-познавательного журнала для детей и их родителей "Пчёлки"
Создание журнала для детей и их родителей....
Познавательно-творческий проект по познавательному развитию
Паспорт проекта.Геометрическии фигуры....
Познавательно-творческий проект «Что нам осень принесла» ОО «Познавательное развитие» (сентябрь - ноябрь, 2021)
Участие детей в проекте позволит обогатить знания о сезонных изменениях в природе, представления о том, что растет в огороде, саду, в лесу; развить связную речь, любознательность, творческие...
Познавательно-творческий проект «Творческое наследие династии Скифа в старшей группе».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 (ДЕТСКИЙ САД)Р.П. КУЙТУН Познавательно-творческий проект«Творческое наследие династии ...
Совместная познавательно-творческая, игровая деятельность образовательная область: познавательное развитие Тема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»
Совместная познавательно-творческая, игровая деятельностьобразовательная область: познавательное развитиеТема: « Удивительное приключение Эльзы в современном мире красоты»...