Викторина по произведениям К.И.Чуковского "Юные знатоки" для детей подготовительной группы
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)
Викторина по произведениям К.И.Чуковского "Юные знатоки" для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivenskaya_vm.docx | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок»
Викторина
«Юные знатоки»
по произведениям К.И.Чуковского
для детей подготовительной группы
Воспитатель высшей квалификационной категории
Ивенская Венера Минвалиевна
Пгт.Берёзово, ХМАО-Югра
2022
Викторина «Юные знатоки»
Цель:
-систематизирование знаний творчества К.И.Чуковского; - приобщение детей к участию в литературных конкурсах и викторинах.
Задачи.
Образовательные:
-закреплять знания о творчестве писателя К.И.Чуковского; - вызвать интерес к произведениям поэта;
-формировать связную речь;
-обогащать словарный запас;
-формировать умение определять содержание литературных произведений по иллюстрациям, отрывкам из книг;
-закреплять умение читать наизусть отрывки из художественных произведений;
- продолжать учить детей свободно высказывать свои мысли.
Развивающие:
– развивать интонационную выразительность речи, слуховое и зрительное внимание, мышление, память, познавательную деятельность, любовь к поэзии;
-закреплять знание о добре и зле посредством художественного слова.
Воспитательные:
-способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желание читать;
-воспитывать умение работать в команде, прислушиваться к мнению других;
-формировать интерес к творчеству писателей и поэтов.
Форма проведения. Викторина.
Интеграция образовательных областей
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа. Чтение и слушание в аудиозаписи произведений К.И.Чуковского. «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.; беседа по содержанию; рассматривание иллюстрации; Просмотр мультфильмов; оформление тематической выставки книг писателя; заучивание произведений Чуковского; презентация конкурса чтецов; художественное творчество по сказкам К.И.Чуковского; дидактические игры: «Кузовок со сказками», «Узнай сказку», «Кто лишний», «Найди ошибки», «Отгадывание сказок по сказочным сюжетам», инсценировки и сюжетно – ролевые игры по сказкам; беседа с детьми о их любимых сказках, экскурсия в детскую библиотеку; консультация для родителей по теме «Роль художественной литературы в жизни дошкольника», консультации для родителей с рекомендациями по сбору художественной литературы.
Методы и приемы:
-словесные (беседа, система вопросов и ответов, использование художественного слова, загадывание загадок);
-наглядный (иллюстрации к сказкам, картинки сказочных героев);
-игровой (дидактические игры и упражнения, конкурсы);
-практический (разрезные картинки по сказкам, рисование портрета).
Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, запись музыки, пазлы с иллюстрациями к сказкам, отрывки аудиозаписей сказок, цветы с картинками сказочных героев, шкатулка, коробка картинками Мойдодыра и Айболита, атрибуты к играм, портрет К.И. Чуковского, выставка книг писателя, иллюстрации и картинки с изображением персонажей его сказок, фишки, медали.
Ход викторины:
Организационный момент. Дети стоят в кругу. Воспитатель. Ребята, с какими настроением вы сегодня пришли в детский сад? (С хорошим) Покажите свои ладошки, потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (Тепло). Ребята, давайте передадим тепло наших добрых рук друг другу и улыбнемся. Дети касаются друг друга и улыбаются.
Основная часть.
Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? А какие бывают сказки?
Дети. Народные, авторские.
Воспитатель. Почему сказки называют народными?
Дети. Потому что их сочинил народ.
Воспитатель. Почему сказки называют авторскими?
Дети. Потому что их сочинил и написал один человек – автор.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о творчестве К.И.Чуковского. (Воспитатель показывает портрет писателя) Этот автор очень любил детей и старался писать для них интересные сказки. И дети очень любят его произведения. А вы любите?
Дети. Да.
Воспитатель. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Его маленький сынишка заболел. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал и плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: Жил да был крокодил, Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и начал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю слово в слово. А вот еще один случай. Как об этом вспоминал сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так на свет родился «Мойдодыр»
Ребята, давайте проведем викторину, на которой нас ждет много загадок и заданий по сказкам Корнея Ивановича Чуковского.
Вы готовы проверить свои знания? Для этого нам надо разделиться на две команды. Я предлагаю достать из коробочки картинки с изображением Айболита и Мойдодыра.
Дети достают картинки и делятся на две команды.
У нас команда «Мойдодыр» и команда «Айболит»
За правильный ответ каждая команда будет получать фишку.
Итак, первый конкурс нашей викторины
«Сказка начинается,
А как она называется?»
Каждой команде по очереди зачитывается отрывок из сказки (аудиозапись) Необходимо назвать сказку. Принимаются только полные ответы.
Воспитатель
1.Веселится народ,
Муха замуж идет
За лихого, удалого
Молодого камора.
(Муха – Цокотуха»)
2.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
(«Айболит»)
3.Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку, в Африку гулять!
А в Африке акулы, в Африке гориллы,
В Африке большие злые Крокодилы,
Будут вас кусать, бить и обежать,
Не ходите, дети, в Африку гулять.
(«Бармалей»)
4.Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
(«Краденое солнце»)
5.Но не слушали газели
И по – прежнему галдели:
Неужели, в самом деле
Все качели погорели?
Что за глупые газели!
(«Телефон»)
6.Отчего ты плачешь,
Глупый ты Медведь?
Как же мне Медведю,
Не плакать, не реветь?
Бедный я, несчастный
Сирота,
Я на свет родился,
Без хвоста.
(«Топтыгин и лиса»)
7.Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал как от огня.
(«Мойдодыр»)
8.Замяукали котята:
«Надоела нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать»
(«Путаница»)
Воспитатель. Ребята, а вы любите отгадывать загадки. Следующий конкурс нашей викторины «Угадай героя сказки». Если ответ будет правильным, на экране появится отгадка.
Воспитатель.
Мальчик, который прилетел с Луны. (Бибигон.)
Он проглотил солнце. (Крокодил.)
Разбойник, из-за которого чуть не сгорел Айболит. (Бармолей.)
Он лечил всех зверей. (Айболит.)
Она нашла денежку и купила самовар. (Муха-Цокотуха.)
Кривоногий и хромой умывальник. (Мойдодыр.)
Бабушка, которая не ухаживала за своей посудой. (Федора.)
Он спас Муху - Цокотуху. (Комар.)
Он просил шоколада для сына. (Слон.)
Рыжий и усатый, страшный великан. (Таракан.)
Воспитатель. К. И. Чуковский отличался большим трудолюбием. Он писал о себе. «Всегда, где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратить попусту время, Сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности» Загадки у него получались интересными с юмором. Мы продолжим отгадывать загадки. Следующий конкурс
« Отгадай загадку»
Каждая команда по очереди отгадывает загадки.
1.Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная!
(Коньки)
2. Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо-
Такое теплое, такое пушистое и золотое.
(Цыпленок и яйцо)
3. Паровоз
Без колес!
Вот так чудо паровоз!
Не сума ли он сошел-
Прямо по морю пошел!
(Пароход)
4.Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо, и хлеб- всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Губы и зубы)
5.Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну.
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну.
(Игла)
6.Вот иголки и булавки
Выползают из –под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ёжик)
7.Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня.
(Крапива)
8.Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет-
Заплачет она и умрет.
(сосулька)
9.На малину налетели.
Поклевать ее хотели.
Но увидели урода –
И скорей из огорода!
А урод стоит на палке,
С бородою из мочалки.
(Птицы и огородное чучело)
10.Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут.
(Автомашина)
Воспитатель. А сейчас предлагаю размяться.
Конкурс. «Нарисуй портрет Бармалея по образцу»
Дети встают в колонны. Необходимо добежать до мольберта, нарисовать одну часть лица, вернуться в свою команду и передать маркер следующему игроку.
А теперь конкурс «Помоги сказочным персонажем найти свои предметы»
Воспитатель. Я раздам карточки, вам надо провести линию от сказочного героя к его предмету.
1. Мыло – Мойдодыр. (Тут и мыло подскочило)
2.Денежка - Муха – Цокотуха. ( Муха денежку нашла)
3.Градусники - Айболит. (И ставит и ставит им градусники)
4.Шоколад – Слон (Для сына моего)
5.Блюдца – Федора.(А за ними блюдца)
6.Воздушные шарики – Комарики.(А за ним комарики на воздушном шарике.)
Следующий конкурс. «Сказки просят: а сейчас вы, друзья узнайте нас»
На экране демонстрируются слайды с иллюстрациями сказок.
Воспитатель. Вы должны по очереди назвать название сказки.
Принимаются только полные ответы.
Воспитатель. А теперь пришло время сразиться капитанам.
Игра «Да нет-ка»
Капитан одной команды должен загадать героя из любой сказки, а капитан другой команды должен отгадать, задавая наводящие вопросы, но отвечать на них только словами, да или нет.
Выставляются очки.
Воспитатель. Мы попали на волшебную поляну сказок, а вот шкатулка добрых дел: в ней хранятся герои сказок, которые совершили добрые поступки, но она пуста. А вот и цветочки - в них спрятаны герои сказок, кто –то их разбросал и все перепутал.
Взяв цветок, вы должны назвать сказочного героя и его добрый поступок, только тогда можно положить цветочек в шкатулку.
Дети называют героя, его добрый поступок и проговаривают отрывок из произведения, связанный с героем.
«Комар», он спас Муху –Цокотуху от злого паука.
«…Подлетает к Пауку, Саблю вынимает.
И ему на всем скаку Голову срубает.
«Доктор Айболит», он спас больных животных в Африке.
«И кричит он, и поет он:
«Слава, слава Айболиту! Слава добрым докторам!»
«Мойдодыр» помог мальчику
«…Прибежал я к умывальнику опять…»
«Воробей» он не испугался Таракана,
«…Взял и клюнул Таракана - Вот и нету великана»
«Медведь» он победил крокодила
«…Уж он мял его И ломал его...»
Молодцы! Справились с этим
А теперь мне бы хотелось узнать, знаете ли вы наизусть сказки. Игра называется «Продолжи сказку» Первая команда начинает сказку, а вторая продолжает.
Следующая игра. «Собери картинку»
Дети подходят к столам с конвертами собирают разрезную картинку с иллюстрацией к сказки К.И.Чуковского. Побеждает та команда, которая сделает это быстрее и назовет всех персонажей сказки.
Игра «Найди лишнего героя сказки»
На экране картинки с персонажами сказок.
Дети называют лишнего героя и он исчезает с экрана.
Воспитатель. Ну вот мы и побывали в стране сказок К.И.Чуковского. Ребята пока жюри будет подводить итоги я предлога вам поиграть в игру.
Игра. «Яблочко золотое»
Дети стоят по кругу, водящий в кругу с яблочком в руках.
Дети идут по кругу и поют:
Яблочко золотое,
Яблочко наливное.
По рукам катись
И остановись
Водящий с яблочком встает между двумя детьми. Все дети говорят:
Быстро с яблочком беги
И дружка себе найди.
Раз, два, три, беги.
Пара выбранных детей бежит в разные стороны по кругу, кто первый добежит до яблока, тот и водящий.
Воспитатель. А теперь подведем итоги. Каждая команда набрала равное количество балов. Вы были настоящими знатоками сказок, на память о вашей игре вы получите медали «Знатоки сказок»
Литература.
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М., Мозаика-Синтез, 2014.
2.В.В.Гербова, Н.П.Ильчук. Книга для чтения в детском саду и дома. – М., издательство ОНИКС-ЛИТ, 2014.
3.Чуковская Л.К. Памяти детства: Воспоминание о К. Чуковском СПб.,2001
4.Чуковский К.И. Избранное. М.2003.
5.Чуковский К.И. От двух до пяти. М.,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие, посвященное времени года осень по произведениям П.И. Чайковского для детей подготовительной группы.
НОД для детей подготовительной группы, интеграция образовательных областей....
Викторина по сказкам А.С.Пушкина для детей подготовительной группы
Викторина по сказкам А.С.Пушкина для детей подготовительной группы...
Литературный праздник по произведениям С. Я. Маршака для детей подготовительной группы.
Представленный сценарий, благодаря использованию разнообразного литературного, музыкального, игрового материала, а так же видеоряда и театрализации, позволяет сформировать наиболее полное представлени...
Конспект игры-викторины "Безопасность дома и на улице" для детей подготовительной группы.
Цель викторины: формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения дома и на улице....
Викторина по сказкам А. С. Пушкина для детей подготовительных групп
викторина по сказкам А.С. Пушкина. Дети отгадывают сказки с пощью загадок и много много других интересных конкурсов...
Литературная викторина по произведениям Н.Н.Носова. Для детей подготовительных групп
Цели:1. В игровой форме обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять кругозор.2....
Литературная викторина по произведениям С.Я.Маршака для детей старшей группы
Литературная викторина для детей старшей группы...