ООД по формированию представлений о птицах, их связи со средой обитания в процессе ознакомления с произведением «Чей нос лучше?» В. Бианки
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
ООД по формированию представлений о птицах, их связи со средой обитания в процессе ознакомления с произведением
«Чей нос лучше?» В. Бианки
Воспитатель: Асинович Т.В.
Цель: формирование представлений о птицах, их связи со средой обитания в процессе чтения художественной литературы
Задачи:
Образовательные: - дать представление о взаимосвязи особенностей строения клюва птицы со способами добывания пищи;
- обогащать и активизировать словарь детей;
Развивающая: - развивать интерес к миру пернатых, логическое мышление, внимание, память;
Воспитательная: - воспитывать любовь к природе, к художественной литературе и животному миру.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение познавательных рассказов о птицах.
Оборудование: презентация «Птицы», аудиозапись с голосами птиц, поднос с различными ягодами, с «рыбой», «клювы»; шумовка, щипцы, спицы и т.д.
Ход ООД:
В: Чтобы вежливыми быть
Нужно здравствуй говорить!
Всех кого мы встретим,
Знают это дети.
Скажем «здравствуй» и в ответ
Прозвучит привет, привет! (дети здороваются с гостями)
В: Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся,
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Основная часть
(слышится звук птиц – аудиозапись)
-Ребята, что мы слышим? (ответы детей). Послушайте, мне кажется, что птицы о чем-то спорят? А о чем – вы узнаете, если послушаете сказку «Чей нос лучше?», которую написал замечательный писатель, ученый, исследователь природы Виталий Валентинович Бианки. Всю свою жизнь он внимательно наблюдал и изучал мир птиц, животных, насекомых и растений.
(читаю, показ слайдов)
- О каких птицах вы узнали из сказки? (ответы детей)
- Как называется нос у птицы? (Клюв)
- У всех ли птиц клювы одинаковые?
Почему клювы у птиц разные? От чего это зависит? (ответы детей)
- Правильно, это зависит от того, чем птица питается: мошками, жуками, рыбой и т.д.
-Чей клюв вам показался самым удивительным?
-Какой клюв у Мухолова – Тонконоса?
-Почему птичку так называют? (ее имя состоит из двух частей «муха» и «ловить»)
-Какой клюв у Дубоноса? Зачем ему такой клюв? (чтобы расщелкивать орешки, шишки)
- А какой клюв у Клеста – Крестоноса? Почему Крестонос? (нос и крест - нос крестом)
- Для чего Бекасу – Долгоносу длинный и прямой клюв? (чтобы легко козявок из тины доставать)
А толстый как лопата нос у кого? (Широконоса). Зачем Широконосу такой клюв?
(в воде живность поддевать)
- Почему у Кроншнепа – Серпоноса клюв вниз смотрит? (для того, чтобы червяков и букашек из травы легче доставать)
- А в чем особенность клюва у Козодоя – Сетконоса? (у него клюв и сетка и глотка)
- Какой клюв у Пеликана?
- Что делает своим клювом Дятел?
- Названия носам Крестонос, Долгонос, Шилонос, Серпонос, Сетконос дал автор сказки. Он завал их так по внешнему признаку и по способу добывания пищи. Долгонос – длинный, долгий. Шилонос – очень тонкий как шило. Серпонос – изогнут как серп, а Сетконос – напоминает сетку.
Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди птице клюв»
(дети выбирают модели клювов. Каждый из них решает, какой птице какой клюв принадлежит, затем объясняет, зачем птице нужен именно такой клюв)
- Ребята, проверьте друг у друга правильно ли выбрали клюв?
- А теперь предлагаю вам пройти к столам. Здесь я приготовила «птичью еду» разного вида (ягоды в высокой бутылке; ягоды в широкой миске с водой; орехи в скорлупе и т.д.) Посмотрите, а в качестве «клювов» предлагаю вам разные предметы: щипцы, шумовки, острые палочки и т.д.
А теперь превращаемся в птиц. Выбирайте себе понравившуюся еду, и ищите себе такой «клюв», которым можно ухватить эту еду. (играем, можно поменяться «клювами»)
(Если два (или более) ребенка выбрали одинаковую еду, обсудите, может ли такая ситуация иметь место в природе: две птицы питаются одной и той же пищей. Задайте вопросы: «Может ли птица питаться пищей разного вида? Что произошло бы, если бы все птицы начали питаться одной и той же пищей?»)
Заключительная часть
- Ребята, так чей же нос лучше7 (у каждого нос хорош по-своему, он выполняет определенную функцию и поэтому невозможно ответить, чей нос лучше)
- Что было самым трудным? Почему? Как вы справились с заданием? Что было самым запоминающимся? И т.д.
А чем закончилась сказка, мы с вами узнаем после прогулки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская Программа по развитию математических представлений у детей 5- 6 года жизни в процессе ознакомления с произведениями народного прикладного искусства
Предложенная авторская программа может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений в воспитательно-образовательном процессе, в работе по педагогическому просвещению родителей....
Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы природоведческой направленности
laquo;…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, рас...
«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой.»
Перед педагогами стоит задача воспитывать полноценную личность путем приобщения детей к культуре в целом. В современных условиях книгу заменили кино, телевидение, компьютер. Но как бы- то, ни было, ли...
Программа профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
АКТУАЛЬНОСТЬВ. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».Для маленьких детей, которые еще не научил...
Приложение к программе профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
quot;Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"...
«Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»
laquo;Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей раннего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой»...
Программа профессионального саморазвития "Формирование первичных представлений об окружающем мире у детей младшего возраста в процессе ознакомления с детской художественной литературой"
В. А. Сухомлинский отмечал, что «…Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя…».Для маленьких детей, которые еще не научились говорить, чте...