Воспитательное значение литературы для детей дошкольного возраста
статья по художественной литературе (средняя группа)

Воробьева Оксана Николаевна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад с. Зоркальцево » Томского района Воспитательное значение литературы для детей дошкольного возраста Подготовила : Воробьева О.Н. 2022 г.

Слайд 2

Одним из средств общения взрослых и детей является книга. Она помогает ребенку в обогащении словаря и речи, сообщая образцы выразительной народной речи в виде фольклора, правильной литературной прозы и эмоционально-красивой речи поэзии. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка . Чтение художественной литературы обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе.

Слайд 3

Речевое развитие дошкольника включает: -владение речью как средством общения и культуры; -обогащение активного словаря; -развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; - развитие речевого творчества; -развитие звуковой и интонационной культуры; -фонематического слуха; -знакомство с книжной культурой, детской литературой, -понимание на слух текстов различных жанров детской литературы ; - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 4

В рассказах дети познают: - лаконичность и точность слова, - в стихах улавливают музыкальность, напевность, - ритмичность русской речи; - народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь живыми образными выражениями, сравнениями . Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются: - фонематический слух, - память, - внимание , - воображение . Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, начинаем со знакомства детей с книжным уголком.

Слайд 5

Знакомство ребенка с книгой начинается с младшего дошкольного возраста. Это книжки-картинки, ширмочки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, подарочные с детским фольклором и т.д. Во всех должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текст. В средней группе продолжается ознакомление детей с художественной литературой. Воспитатель фиксирует внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторых особенностях языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Детей среднего дошкольного возраста необходимо учить отвечать на вопросы. В старшей группе, при восприятии содержания литературных произведений, детей учим замечать выразительные средства для самостоятельной художественно-речевой и театрально- игровой деятельности создана развивающая среда . В подготовительной группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух , интонационную выразительность речи, способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений

Слайд 6

Рекомендации родителям - Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства. -Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. -Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. -Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи. -Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги. -Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде. -Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст. -Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления. -Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. -Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.

Слайд 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. Таким образом, для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать благоприятную речевую среду и осуществлять целенаправленное формирование конкретных речевых умений, обогащать жизненный литературный опыт детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

"Воспитательное значение литературы для детей дошкольного возраста"

Художественная литература способствует развитию мышления , воображения и речи ребенка....