Знакомство детей со сказкой "Лиса и Журавль"
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Азаматова Фаниля Салимовна

Знакомство детей с русской народной сказкой "Лиса и Журавль", беседа по прочитанному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_lisa_i_zhuravl.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Вы, ребята, проходите.

Друг на друга посмотрите.

Поздоровайтесь ладошками,

Улыбнитесь все немножко.

-Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда, узнаете, разгадав загадку:

Много жанров есть на свете,

Басня, повесть и рассказ.

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесет?

Полный смеха, света, краски.

А зовется чудо.. сказки!

-Вы догадались, куда мы с вами отправимся?

-Правильно в сказку.

-А вы любите сказки?

-Как люди передавали сказки друг другу?

-Сказки пришли к нам из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, передавали из уст в уста, т.е. на словах. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. А потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас.

-Кто может быть героем сказки? (Люди и животные).

-А как вы думаете, чему нас учат сказки? (Доброте, любви, заботе, уважению, терпению, дружбе, трудолюбию и другим хорошим человеческим качествам).

-Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой, которая нас учит дружбе, уважению, доброте. (Показ иллюстрации лиса и журавля)

-Как вы думаете, могут ли в природе дружить лиса и журавль? Нет, потому что лиса хищное животное. В природе лиса съела бы журавля.

-А в сказке? Да, они могут дружить.

Чтение.

-Ребята,  в сказке встречаются непонятные слова. Мы с вами их сейчас разберем.

Потчевать – угощать

Стряпала – готовила

Не обессудь – не обижайся

Не солоно хлебавши – уйти ни с чем, уйти голодной

Куманек – дружок

Взяла досада – обида

Дружба врозь – перестали дружить

Беседа.

-О ком эта сказка(о лисе, журавле)

-Вы все согласны, что это сказка? Докажите, что это сказка(В настоящей жизни животные не разговаривают)

-Что вы можете сказать об этих персонажах(Они очень разные, даже внешне.)

-Кто из героев сказки вам понравился и почему? (Ответы детей.)

-Почему сказано «подружилась»(Только- только вступила в дружеские отношения).

-Как же Лиса звала Журавля(По-доброму, как принято у русских людей.)

-Что приготовила Лиса? Почему? (Сказка давнишняя: каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась.)

-Как она угощала гостя? (Подала тарелку, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю«Кушай, голубчик, сама стряпала».)

-Как ел Журавль(Клевал)

-А как едят другие птицы? Знала ли об этом Лиса(Знала. Все птицы едят одинаково – клюют.)

-Как ела Лиса? В чём была её оплошность? (Лиса увлеклась приятным занятием – «лижет себе, да лижет кашу» - и не заметила, что Журавль только стучит носом по тарелке, а каши ему при этом не достаётся.)

-Как могут вести себя разные люди, когда их обманули? (Могут рассердиться, возмутиться, перестать общаться.)

-Как поступает Журавль? (Он не показал виду, даже не намекнул Лисе, что ему не досталось угощения; он лису поблагодарил и пригласил к себе с ответным визитом.)

-Какое угощение и в какой посуде сделал Журавль?

-Как вы думаете, Журавль умышленно это сделал или нет (Умышленно.)

-Какое слово подсказывает нам ответ(Приготовил)

-Как Журавль угощал Лису(Предупредил, что никакого другого угощения нет.)

-Как Лиса пыталась отведать угощения?

-Как вы думаете, видел ли Журавль, что Лиса не может добраться до угощения? (Видел. Именно этого и хотел Журавль, он это задумал.)

-Что почувствовала Лиса после такого угощения? (расстроилась).

-В последних строках есть пословица. Послушаем её ещё раз«Как аукнется, так и откликнется». Попробуйте объяснить пословицу. Как лиса поступила с журавлем, так и журавль поступил с ней. Или как ты относишься к другим людям, так и с тобой поступят, добрые дела вознаградятся добром, а на зло ответят злом.

-Чему учит нас эта сказка? (Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.)

-Ребята, придумайте, как подружить лису с журавлем. Если бы лиса угощала не из кувшина, а журавль угостил лису из тарелки, то все бы остались сытыми и довольными, и дружба лисы и журавля была крепкой и настоящей.

-Что бы вы сказали героям этой сказки? (Жили дружно, уважали друг друга)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с жизнью пчёл в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью пчёл в природе....

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с бабочками. Жизнь и развитие бабочек в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1....

Презентация для детей дошкольного возраста: "ТАНЦУЮЩИЕ ЖУРАВЛИ" /посвящено всемирному дню журавля/

Приглядись-ка: там вдалиВ пляс пустились журавли!Стали рядышком в кружок,Прыг да скок, да прыг да скок!Ножками потопают,Крыльями похлопают!Каждый танец их хорош -Очень уж на наш похож…...

Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.

Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....