Самообразование по теме «Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность»
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)
Приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Развитие речи и коммуникативных навыков у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tetrad_po_samoobrazovaniyu.docx | 33.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность»
Работа начата: …………
Цели и задачи работы
Цели:
Приобщение детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Развитие речи и коммуникативных навыков у детей.
Создание условий для развития творческой активности детей в театральной деятельности, обеспечение условий взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
Задачи:
- Создать благоприятные условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности;
- Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.);
- Развитие любознательности инициативности, способности к творческому самовыражению;
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;
- Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии;;
- Создавать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближения детей, родителей и педагогов;
- Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников;
- Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса);
- Обеспечить взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием;
- Приобщать родителей к театрально-культурной жизни ДОУ.
Ожидаемый результат:
- в процессе театрализованной игры пополнятся знания детей об окружающем мире;
- разовьются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
-совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
-стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- участие в театрализованных играх доставит детям радость, вызовет активный интерес, увлечет их.
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Оборудование:
1.Театральная ширма
2.Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- конусный
- теневой
- фланелеграф
- магнитный
- масочный
- варежковый
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки.
4. Костюмы.
Литература
1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
2. Доронова Т. Н. «Играем в театр» / Т. Н. Доронова. — М.: Просвещение, 2004.
3. Маханева М. Д. «Театрализованная деятельность в детском саду» / Москва, Творческий центр «Сфера», 2003.
4. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» / Н. Ф. Сорокина. - 3. изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2002.
Журнал «Воспитатель в ДОУ»:
«Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)
«Играем с детьми раннего возраста» (№3/2013г.)
«Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)
«Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками» (№1/2013г.)
«Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников» (№4/2009г.)
«Театрализованные игры в среднем дошкольном возрасте» (№9/2010г.)
«Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.)
«Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)
Статьи в интернете:
- «Театрализованные игры в ДОУ» О.В.Акулова. (portal-slovo.ru/Дошкольное образование/36458.php);
- Проект «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (ozreksosh.ru).
- Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». (Зернова Е.Н., Чурина О.И.) - nsportal.ru›Детский сад›Разное›…-deyatelnosti-s-detmi-4…
- «Театрализованные игры в детском саду». (nashideto4ki.ru›…teatralizovannye…v_detskom_sadu…)
План работы на ………….(средняя группа)
Сентябрь
- подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»;
- постановка целей и задач по данной теме;
- беседа «Что же такое театр?»;
- консультация «Гармоничное развитие детей в театрализованной деятельности».
Октябрь
- изучение темы: «Ребенок в мире театра»;
- изготовление персонажей сказки «Курочка Ряба» для театрализованного представления;
- Беседа «Раз-два-три-четыре-пять: Театр пальчиков»;
- представление по мотивам сказки «Курочка Ряба»;
- консультация: «Значение и практическое использование пальчиковой гимнастики в развитии речи»
Ноябрь
- создание картотеки настольных игр для работы с детьми; - беседа «Театр начинается»;
- настольные игры «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка» и т. д.
- консультация «Создаём театр сами: Трафареты и домашний театр»
Декабрь
- пополнение предметно-развивающей среды дисками с аудиозаписями из м/ф для театральных постановок;
- беседа «Что такое музыкальная сказка?»
- театральная постановка музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева;
- беседы с родителями о необходимости посещения детьми спектаклей в местном театре юного зрителя в г. Саратове;
Январь
- создание шаблонов из картона к сказке «Гуси-лебеди»;
- повторение сюжета, полное перечитывание, разучивание по ролям сказки «Гуси-лебеди»;
- беседа «Как работает теневой театр?»
-показ теневого театра по мотивам сказки «Гуси-лебеди»;
- консультация «Театр теней»;
Февраль
- обогащение предметно-развивающей среды куклами (игрушками: Дед, Бабка, Волк, Лиса, Заяц, Медведь, Ёж, Колобок и тр.) для постановки кукольного театра;
- беседа «Театр и куклы»;
- совместная постановка с детьми и показ кукольного представления «Колобок – недопечёный бок»
- консультация «Как сделать кукольный театр дома: с чего начать?»
Март
- провести анализ связи детской литературы и театра, на примере инсценированиястихотворений А. Барто;
- беседа «Красивое слово – инсценирование. Что это такое?»;
- инсценирование с детьми стихов А. Барто «Лялечка», «Любитель-рыболов»;
- анкета для родителей «Немного о творчестве наших детей»;
Апрель
- изучение способов и приёмов, направленных на развитие навыков импровизации(ритмических, мелодических, пластических и т. д.)
- беседа «Занимательная игра-импровизация»;
- игра-импровизация «Мы автобус ожидали», «На все голоса»;
- консультация «Поощряйте и способствуйте певческой импровизации ваших детей»
Май
- составление самоанализа плана самообразования
- развлечение с детьми «Репка. Взглянём по-новому»
- консультация «Музыкальное воспитание дошкольников».
План работы на ………….. (старшая группа)
Сентябрь
- Презентация «История возникновения театра» Развивать у детей интерес к театральному искусству.
- Познакомить ребят с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.
- «За кулисами» Знакомство с театральными профессиями и их важностью.
- Сюжетно-ролевая игра «Театр».
- Разнообразный мир театра, показ разнообразия театров (теневой, настольный, кукольный и т. д)
- показ конусного театра «Теремок»
Октябрь
- Мимика Жесты Упражнения: «Изобрази эмоцию» («Радость»; «Огорчение»; «Гнев») «Позови движением», «Приглашение на танец»
- Познакомить с основами актёрского мастерства.
- Учить изображать эмоциональное состояние персонажа.
- Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т.д.).
- Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение.
- Воспитывать интерес к театральной деятельности.
- Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развиваем сценическую раскрепощённость.
- Развитие слуха и чувства ритма у детей.
- Сила голоса и речевое дыхание, игры и упражнения на опору дыхания: «Птичий двор», «Эхо»
- Дыхательная гимнастика: «Маятник»; «Задуть свечу»;
- Пантомима игра «Вьюга»; упражнения на развитие сенсомоторики;
- Слух и чувство ритма. игра «Лиса и волк»; игра «Ловим комариков»; игра «Волшебный стул»;
Ноябрь
- Сценическая пластика игра «Не ошибись»;
- игра «Если гости постучали»;
- пальчиковые игры «Бельчата»;
- этюд на расслабление мышц «Штанга»;
- игра «Волк и овцы»;
- Чувства, эмоции этюд «Отряхнем руки»;
- этюд «любимая игрушка»;
- этюд «Кривое зеркало»
- Культура и техника речи Игры ««Фраза по кругу», «Фантазии о...»
- Драматизация: показ театра «Теремок» для младшей группы.
Декабрь
- Инсценировка шуток-малюток, артикуляционная гимнастика;
- Игра «Птицелов»;
- Знакомство с русскими народными костюмами.
- «Ай-да ребята!» Изготовление настольного театра, с использованием игрушек из киндер-сюрприза
- «Чудесное перевоплощение» Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. Отгадывание загадок.
- «Пойми меня», отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. Загадки, игры
Январь
- «Ну-ка встанем все в кружок….» игры-импровизации;
- «Одну простую сказку хотим мы….», рассказываем про любимые игры и сказки
- «Колобок на новый лад» драматизация для младших групп.
Февраль
- «А представьте себе…» Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, костёр…Передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза…Взять со стола нитку, как будто это –змея, горячая картошка, пирожное; Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение.
- Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса;
- Драматизация: Показ театра «Маша и медведь» для младшей группы.
- Рисуем театр, совместная деятельность детей и родителей (конкурс рисунков «В театре»)
- «Вечер с бабушкой Загадушкой », отгадывание загадок. Заучивание скороговорок.
Март
- Самостоятельная театральная деятельность, Драматизация сказок, настольный и кукольный театр. Развивать воображение, фантазию детей, дать возможность детям проявить себя наедине с куклой и совместно с друзьями.
- Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе.
Учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев.
Закреплять в речи детей понятие «пантомима»
Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.
Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.
- Театральные игры «Что изменилось?», «Поймай хлопок», «Тень», «Веселые обезьянки» , «Супер пальчики», «Ладушки, ладушки», «Пальчики гуляют», и т.д
- Сочиняем сказку сами. Демонстрация театра на фланели.
Апрель
- Чтение и пересказ сказки «Красная шапочка» Учить связно и логично передавать мысли.
Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.
Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
- Изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов
- Постановка театра Спектакль «Красная шапочка». Показ для родителей.
Май
- Театрализованные игры «Веселые обезьянки», «Поварята», «И я тоже!», «Угадай, что я делаю?». Развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам.
Развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое.
- «Зазеркалье» Передать эмоциональное состояние другого человека
- «У страха глаза велики», чтение, пересказ сказки.
- «Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять», придумывание рифмы к словам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников через сказкотерапию».
По теме: «Развитие творческих способностей дошкольников через сказкотерапию»....
Сценарий театрального ринга для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность»
Театральный ринг позволит расширенить знания педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствовать практические навыки, необходимые в работе с детьми по данному направлению....
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». (средняя, старшая, подготовительная группа). Музыкальный руководитель: Гусейнова Н.С.
Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». План подготовлен для детей среднего,старшего и подгот...
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность»
Творчество – это спутник детского развития.Педагоги дошкольного образования, занимаясь с детьми, ставят основной целью своей работы – это развитие творческих способностей средствами театра...
Отчет по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»
Отчет по самообразованиюмузыкальный руководитель Чернова Е.Н. Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»...
Анализ деятельности по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связ...
Анализ деятельности по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность»
АНАЛИЗ ТЕМЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ...
- Мне нравится (1)