Методическая разработка. Викторина «В мире сказок»
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Веденская Марина Анатольевна

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 35 «Сказка» г. Южно-Сахалинска

_______________________________________________

 

Методическая разработка

Викторина с детьми старшего дошкольного возраста

«В мире сказок»

 

Воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ №35 «Сказка» г. Южно-Сахалинска

 

Актуальность

     Сказка - это благоприятный и ничем незаменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих отношении, чувств и взаимоотношении. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка. Образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствующие развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включенности детей старшего дошкольного возраста в книжную культуру.

Цель:

- развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства

- закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать у детей радостное, эмоциональное настроение

Задачи:

- помочь детям развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему;

- развивать традиции семейного чтения;

- развивать диалогическую речь;

- развивать мелкую моторику пальцев рук, кистей;

- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

- создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту

- - развивать командный дух, умение действовать согласованно.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста,  родители, воспитатель.

Ожидаемый результат:

- использование в речи «сказочных» языковых средств;

- приобщение детей и родителей к чтению сказок;

- развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.

- обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.

- формирование коммуникативных способностей,

- умение работать в команде

Предварительная работа:

- чтение сказок, загадок

- просмотр мультфильмов, художественных фильмов

- инсценировка сказок

- настольные игры

- рисование сказочных героев

Материал к занятию: проектор, презентация с иллюстрациями сказок, магнитофон с записями песен из сказок, фишки для разделения на команды, дипломы с надписью «Лучшему знатоку сказок», цветик- семицветик с заданиями, выставка книг-сказок, разрезные картинки по русским народным сказкам, мяч.

 

 

 

Ход викторины:

 

Звучит песня «В гостях у сказки»

-Сегодня мы будем путешествовать по сказкам, а поможет нам в этом «волшебный цветок». В каждом лепестке у него спрятано задание.

Дети посмотрите на выставку, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок. Сказка – это удивительный, волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки? Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину «В гостях у сказки».

Для начала вам следует разделиться на две команды. Подойдите к и выберите по одной картинке (фишки). Капитанов команд и название своей команде выбирайте сами.

А сейчас я вам представлю наше жюри – это пом. воспитателя – Малышенко Т. Н., воспитатель старшей группы – Даурова Л. А. Жюри будет учитывать правильные ответы и обращать внимание на правила поведения. В конце викторины мы узнаем результаты.

1 конкурс «Разминка»

- Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка)

- Как звали девочку, которая пошла, погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька) .

- У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

- Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка – норушка)

2 конкурс «Назови сказку»

Дети по иллюстрациям на экране определяют названия сказок. (каждый слайд сопровождается мелодией из этой сказки)

3 конкурс «Смотри не зевай и загадку отгадай»

-Я загадаю вам загадки, а вы будете называть сказку или сказочного героя. Слушайте внимательно.

Героев сказок много, Их всех не перечесть.

Ребята, угадайте, О ком веду я речь?

1. Девочка из снега тут же ожила: Ножкой шевельнула, ручкой повела.

Не любила солнце, не ждала тепла И зачем с подружками по ягоды пошла(«Снегурочка»)

 

2. По дороге в лес катился, Убежать от всех стремился.

На свою беду в лесу Встретил хитрую лису.

Не вернулся он домой Был он съеден той лисой. («Колобок»)

 

 3. Помогла нам яблонька, Помогла нам печка, Помогла хорошая Голубая речка.

Все нам помогали, Все нас укрывали, К матушке и батюшке Мы домой попали.

Кто унес братишку? Назовите книжку. («Гуси – лебеди»)

 

4. Мышка дом себе нашла, Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов Стало множество жильцов. («Теремок»)

 

5. Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом,

Кто же были эти Маленькие дети? (Козлята)

 

6. Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка.

В скорлупе ореха девочка спала. Какая же девочка в цветке жила? («Дюймовочка»)

 

7. Сейчас потолкуем о книжке другой. Тут синее море, тут берег.

Старик вышел к морю и невод забросил, Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ наш пойдет, А жадность, ребята, к добру не ведет.

И кончится дело все тем же корытом,

Не новым, а старым, конечно, разбитым. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

8. Я человечек деревянный.

На воде и под водой

Ищу ключик золотой,

Всюду нос сую свой длинный,

Кто же я? (Буратино)

 

4 конкурс «Угадай героя сказки»

1. «Только прыг через порог - и пошел гулять без ног». (Колобок)

2.«В огороде вырос овощ, приходите все на помощь.

Вытянуть не можем. Кто же нам поможет?» (Репка)

3.«Бабке с дедом повезло: много снегу намело.

И слепили себе дочь, чтобы им могла помочь.

Но весна красна, настала, без следа их дочь пропала» (Снегурочка)

4.«Способ есть, но он не прост – Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат! Хвост не вытащу назад» (Волк)

 

Физкультминутка «Буратино».

Буратино потянулся, Раз - нагнулся, Два - нагнулся, Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Молодцы!

 

5 конкурс «Исправь ошибки»

1. «Волк и семеро ягнят» (козлят);

2. «Утки – лебеди» (гуси);

3. «Заюшкин домик» (избушка);

4. «Даша и медведь» (Маша);

5. «Лисичка с кастрюлькой» (со скалочкой).

6.«Петушок Ряба» (курочка)

7. «Царевна Индюшка»()

8. «Мальчик с кулачком»(с пальчик)

 

6 конкурс «Угадайте героя сказки по реплике»

1.- Высоко сижу – далеко гляжу. (Маша «Маша и медведь»)

2. - Я от дедушки ушел… (Колобок «Колобок»)

3. - Жучка иди… тянуть… (Внучка «Репка»)

4.- Слышим, слышим. Да не матушкин это голосок. (Козлята «Волк и семеро козлят»)

5.- Несет меня лиса за темные леса. (Петух «Кот, петух и лиса»)

6. - Ловись рыбка мала и велика. (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)

7. - Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку. … («Лисичка со скалочкой»)

8.- Молочная река, кисельные берега,

Куда гуси – лебеди полетели. (Аленушка «Гуси- лебеди»)

9.- Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано. (Корова «Крошечка-Хаврошечка»)

10.- Не пей братец, козленочком станешь. (Аленушка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

11.- Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок.

Неси бабушке, неси дедушке. (Маша «Маша и медведь»)

12- Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная. (Морозко)

13.- Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. (Лиса «Лиса и заяц»)

14.- Битый не битого везет, битый не битого везет. (Лиса «Лиса и волк»)

 

7 конкурс «Собери сказку»

Из разрезанных картинок команды собирают иллюстрации к сказкам, а затем называют сказку. Какая команда быстрее справится.

 

В заключении воспитатель предлагает поиграть в игру «Иван – Царевич» (с мячом) Начало говорит воспитатель, заканчивают дети.

Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, сестрица-Аленушка, братец-Иванушка, серый-волк, царевна-лягушка, шапка-невидимка, ковер-самолет, жар-птица, Василиса-премудрая, баба-Яга, мальчик-с-пальчик.

 

-Вот и закончилась наша викторина. Вам понравилась наша викторина? Что вам больше всего понравилось? Вы меня очень порадовали тем, что вы знаете много сказок.

А сейчас волнительный момент, мы узнаем, кто же победил в этой викторине.

 

Жюри подводит итоги.

Воспитатель объявляет победителей.

Награждение команд благодарностями.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-познавательная викторина "В мире сказок" (для старших дошкольников)

Литературно- познавательная викторина для детей старшего дошкольного возраста по мотивам сказок....

Викторина «В мире сказок»

Викторина «В мире сказок»подготовительная группа...

Игра-викторина "В мире сказок"

Мероприятие проводилось с целью закрепления и расширения знаний детей о сказках, народных и авторских; закрепления умения отгадывать сказки по картинкам, узнавания писателя по портрету; умения работат...

Литературная викторина «В мире сказок»

Цель: создание условий для развития интереса у детей к народному творчеству.Задачи:·         Активизировать и закреплять знания русских народных ска...

Интеллектуальный конкурс викторина "В мире сказок"

Конкурс викторина "В мире сказок" старший дошкольный возраст...

Методическая разработка по окружающему миру для детей 5-6 лет «Путешествие в страну сказок» для детей 5-6 лет с ЗПР.

Данная методичесская разработка предназначена в помощь учителю-дефектологу, воспитателю, работающему с детьми с овз....

Викторина "В мире сказок" (литературная викторина с детьми и родителями"

Викторину можно провести с родителями и детьми старшей и подготовительной группы2...