Викторина «Юные пушкинисты»
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Муртазина Любовь Александровна

Закрепляем знания детей о творчестве А. С. Пушкина через литературную викторину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка для детей подготовительной группы с ОНР

Викторина

«Юные пушкинисты »

С использованием образовательных технологий:

  • Здоровьесбережения;
  • Упражнения с использованием интерактивной доски;
  • Личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • Элементы социоигровой технологии:  цепочка, работа в парах;
  • Развития мелкой и крупной моторики рук.

Цель: закрепить знания детей о творчестве поэта через литературную викторину;

Задачи:

Образовательные: 

  • Упражнять детей в выразительном, эмоциональном рассказывании знакомых стихотворных строк произведений А.С. Пушкина.
  • Учить четко произносить слова, отвечать на вопросы;
  • Развивать связную речь;  

Развивающие:

  • формировать мышление и творческие способности;
  • Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики;
  • Развивать диалогическую речь посредством обыгрывания.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение слушать внимательно, не перебивать собеседника; развивать познавательные интересы;
  • Воспитывать активность и внимание на занятиях;
  • Развивать умение работать в команде сообща.

 Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина; картинки с изображением птиц, животных, продуктов, предметов и др.; невод - сетка, мяч, кегли для игры; закладки разных цветов; жетоны; грамоты и подарки для участников.

 Предварительная работа: чтение сказок А.С. Пушкина («Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», отрывки из поэмы «Руслан и Людмила»); рисование («В царстве у золотой рыбки», «У Лукоморья дуб зеленый»); лепка («Царевна лебедь»); аппликация (коллективная «33 богатыря»); рассматривание иллюстраций к сказкам; знакомство с поэтом, рассматривание портрета А.С. Пушкина; заучивание отрывка из любимой сказки дома и выступление на литературном вечере.

      

Ход мероприятия.

Воспитатель: Сейчас я прочитаю вам знакомые строчки  из поэмы "Руслан и Людмила":

У Лукоморья дуб зелёный.

Златая цепь на дубе том

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Что же дальше?

Дети: Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;…

Ребята, вы знаете, кто написал эти стихи? (А. С. Пушкин)

На экране интерактивной доски появляется портрет А. С. Пушкина.

Воспитатель: Верно. И сейчас мы с вами вспомним произведения А. С Пушкина и поговорим об этом великом поэте, сказочнике, писателе.

 Родился А. С. Пушкин в XIX веке, в Немецкой слободе в Москве. За свою жизнь, а прожил он 37 лет, поэт написал огромное количество стихотворений, сказок, поэм, романов, повестей. Многие сказки мы с вами читали. Давайте вспомним какие? (дети перечисляют).

На экране появляются иллюстрации к сказкам.

Воспитатель: Молодцы, как много произведений вы вспомнили. Все мы, взрослые и дети, любим и помним сказки А. С. Пушкина. Давайте совершим путешествие в загадочный, волшебный, мир сказок поэта. Сегодня мы с вами проведем литературную викторину. Нам нужно разделиться на две команды.

Как это можно сделать? (Рассчитаться, считалкой, волшебной палочкой…) 

Здорово придумали, но мы сделаем интересней - перед вами лежат иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина. Внимательно посмотрите, какие сказки вы узнали? («Сказка о царе Салтане» и «Сказка о рыбаке и рыке»). 

Молодцы, правильно сказали. И предлагаю назвать команды: «33 богатыря» и «Золотая рыбка». По взмаху волшебной палочки, вы соберетесь около картинок из сказок. Так и определим, в какой команде кто будет играть.

Внимание!  Сейчас подует ветер и унесет вас в сказки.

Начали: (пока читаются стихи, ребята, изображая ветер, плавно двигаются вокруг картинок)

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого

Кроме Бога одного.

Раздели ты нам ребят,

Наших шустрых дошколят.

Воспитатель: - Итак, как называется первая команда? («33 богатыря»)

 - Какое название у второй команды? («Золотая рыбка»)

Воспитатель: Я приготовила для вас много непростых, но интересных заданий. Давайте договоримся, что каждый из вас будет соблюдать правила нашей игры. Давайте познакомимся с этими правилами.

Обе команды имеют закладки разных цветов. У первой команды - желтого цвета, у второй – синего цвета. Когда вам известен ответ и хотите ответить, вам нужно поднять свою закладку. Не засчитываются ответы, которые будут выкрикиваться. За каждый правильный ответ вам будут даваться жетончики. Победит та команда, которая к концу игры соберет больше жетонов.

(Дети открывают отгадки на интерактивной доске)

1 конкурс – «Загадки».

 Воспитатель загадывает загадки по произведениям А.С. Пушкина:

1. Что за зверь в хрустальном доме,

Князю прибыль создает:

«Во саду ли в огороде...» -

Звонко песенки поет?                     (Белка)

2. Дочка царская живет

У семи богатырей.

А кого царевна ждет?

Вспоминайте поскорей!                 (Королевич Елисей)

3. Черномор хоть бородат,

Все же ростом не богат.

Всех людей такого роста

Называют очень просто.                (Карлик)

4. Золотую эту птицу

Посадил Дадон на спицу.

Коль сидит та птица смирно,

То вокруг царя все мирно.            (Золотой петушок)

5. Пару раз старик невод кинул,

Но поймал лишь траву и тину.

Кто, скажите, на раз на третий

Вдруг случайно попался в сети?   (Золотая рыбка)

2 конкурс – «Картинки».

 На столе лежат картинки с изображением различных животных, насекомых, предметов. К столу подходит ребенок из каждой команды. Воспитатель задает вопрос. Дети на столе выбирают правильную картинку, которая является ответом на вопрос. Выиграл тот, кто первый поднял картинку.

1 – В кого Царевна лебедь обратила князя Гвидона в первый раз, когда он полетел в Царство славного Салтана? (комар)

2 - Что старуха стала выпрашивать у золотой рыбки первым? (корыто)

3 - Чем Балда морщил море, когда поп послал его к чертям за оброком? (веревкой)

4 - Чем отравила царевну злая мачеха в сказке «О мертвой царевне»? (яблоко)

5 - Где у князя Гвидона жила белочка? (хрустальный замок)

3 конкурс – «Невод».

Следующий конкурс - спортивная эстафета. Каждая команда получает невод (сетка, длинный платок) и мяч. Дети встают парами, каждая пара держит невод за края, а мяч должен находиться в центре невода. Дети должны,  пробежать парой путь через кораллы (кегли) и вернуться назад, не уронив мяч. Команда, которая первая справится с заданием и меньшее количество раз уронит мяч, победит.

4 конкурс – «Верно-неверно».

Воспитатель произносит утверждение, а дети отвечают верно оно или не верно. На верное утверждение поднимается зеленая закладка, если неверное - то красная.

1 - Верно ли, что Балда пронес кобылу на руках, когда соревновался с чертенком,? (нет)

2 - Верно ли, что когда Царь Салтан узнал, что ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха его обманули, велел их казнить? (нет)

3 - Верно ли, что старуха послала старика к морю просить рыбку о том, чтобы владычицей морскою стала старуха? (да)

4 - Верно ли, что в бороде у Черномора была его волшебная сила? (да)

5 - Верно ли, что у царевны молодой, когда она жила у семи богатырей, был пес, который пытался спасти ее от отравленного яблока и звали его Соколко ? (да)

6 - Верно ли, что князь Дадон подарил шамаханскую царицу мудрецу? (нет)

5 конкурс – «Собери сказку».

На столах у каждой команды из трех разных сказок лежат иллюстрации. Все картинки перепутаны. Команды должны разделить аждой из команд разделить картинки по сказкам и расставить их в последовательности по содержанию сказки.

Задание для первой команды:

1 – «Сказка о царе Салтане»- иллюстрации: три девицы под окном; бочка в море;

2 – «Сказка о попе и его работнике Балде» - иллюстрации: поп и Балда на базаре; Балда у моря с веревкой; Балда соревнуется с чертенком, кто дальше лошадь пронесет;

3 – «Сказка о золотом петушке» - иллюстрации: мудрец вытаскивает петушка перед Дадоном; князь Дадон в шатре у шамаханской царицы; Дадон едет в город с царицей, золотой петушок подлетает к голове.

Задание для второй команды:

1 – «Сказка о мертвой царевне» - иллюстрации: царица смотрит в зеркало; царевна у богатырей; Елисей спрашивает у ветра, где его невеста;

2 – «Сказка о рыбаке и рыбке» - иллюстрации: старик вытаскивает из невода золотую рыбку; старуха стоит у дворца в красивой одежде, а старик ей кланяется; старик просит у рыбки, в море шторм;

3 - Поэма «Руслан и Людмила» - иллюстрации: пир, где князь Владимир отдал замуж свою дочь Людмилу; Людмила и Черномор; Руслан сражается с Черномором.

6 конкурс – «Эрудиты»

Дети каждой команды эмоционально, выразительно читают небольшие отрывки из произведений А.С. Пушкина. Дети – соперники угадывают, из каких сказок эти четверостишия и продолжают их читать.

(При подсчете баллов учитывается эмоциональность, выразительность, образность прочтения стихов)

Воспитатель: Как здорово мы поиграли! Вы знаете много произведений Пушкина.  Просто молодцы! Но кому же удача улыбнулась больше, кто победил, или ничья? На интерактивной доске подводятся итоги.

Воспитатель с детьми подсчитывает жетоны двух команд. Команды награждаются и подарками грамотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект городского мероприятия для одаренных детей Конкурс-викторина «Юные художники»

Викторина для воспитанников садов города, для выявления и закрепления знаний о цветовой палитре, оттенках цвета, умении составлять цвета посредством смешивания красок.(автор-составитель Хорольска...

Интеллектуальная викторина "Юный пешеход"

Викторина по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста...

Викторина "Юные пожарные"

Цель: формировать и закреплять правила пожарной безопасности.Задачи:- научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;- знакомить  детей с огнем и его свойствам;- расширить словарный запас д...

Интеллектуальная игра - викторина «Юный эрудит» для детей подготовительной группы

Представлен конспект мероприятия для подготовительной группы. Задания подобраны так, чтобы поддерживать интерес каждого ребенка к совместной деятельности со сверстниками, содействовать налаживанию их ...

Викторина :Юнный Москвич

1-й тур конкурс: ,,Современная Россия’’   ( по очереди отвечают)1.     В какой стране мы живем ?   ...

Викторина «Юные знатоки железной дороги».

С помощью игры  закрепить знания детей о поведении на железной дороге в  железнодорожном транспорте и людям работающих на ней.   Развивать воображение, грамотность,  ло...

ВИКТОРИНА \'\' ЮНЫЕ МОСКВИЧИ\'\'

ВИКТОРИНА: <<ЮННЫЕ МОСКВИЧИ >>Цели и задачи:1 Развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, ответственность за команду.2    Закрепить и обобщить знания детей о...