Методическая разработка «Знакомство с иллюстрациями Е.Чарушина и Ю.Васнецова» для детей дошкольного возраста с 4–5 лет
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)
Методическая разработка «Знакомство с иллюстрациями Е.Чарушина и Ю.Васнецова» для детей дошкольного возраста с 4–5 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Знакомство с иллюстрациями Е.Чарушина и
Ю.Васнецова» для детей дошкольного возраста с 4–5 лет
Цель: познакомить с иллюстраторами Е. Чарушиным и Ю.Васнецовым.
Задачи:
формировать умение понимать и различать
содержание книжной графики Ю.Васнецова и Е.Чарушина к русским народным
потешкам и произведениям русских писателей;
развивать: умение определять
характер художественного образа в произведениях изобразительного искусства,
эмоционально позитивное отношение к книжной графике художников –
иллюстраторов, речь, наблюдательность;
воспитывать ценностное отношение к
произведениям искусства, эстетические чувства.
Оборудование: детские книги с иллюстрациями
Е.Чарушина, Васнецова, книга без иллюстраций, ноутбук, дидактическая игра
«Сравни иллюстрации».
Предварительная работа: чтение произведений Е.Чарушина с
рассматриванием иллюстраций, заучивание потешек к иллюстрациям
Ю.Васнецова.
Ход занятия:
(Дети слышат плач)
- Ой, ребята, вы слышите, кто-то плачет (воспитатель заносит Незнайку,
и спрашивает его, почему он плачет).
- Здравствуйте, ребята! Из книг Цветочного города пропали все
иллюстрации, и детям стало не интересно их читать. Помогите нам,
пожалуйста, их вернуть» (показывает книгу без иллюстраций).
- Ребята, а вы хотите помочь Незнайке и его друзьям?
- Да.
- Ребята, давайте рассмотрим книгу. Интересно, о чём в ней
рассказывается? Как это можно узнать? (можно прочитать, рассмотреть
иллюстрации).
- А мы можем это сделать? Почему? (Нет, потому что в нашей книге
иллюстраций нет и читать мы не умеем)
- А если мы не умеем читать? Иллюстраций в книге нет, то, как же быть?
– спрашивает Незнайка.
- Чтобы узнать ответ на этот вопрос, я предлагаю отправиться в
удивительное путешествие в книжный уголок. Чтобы попасть туда, произнесем
волшебные слова: «в ладоши хлопнем раз-два-три, в книжный уголок нас
перенеси».
- Смотрите, ребята, как много книг в книжном уголке.
- Скажи, Алёна, а какие книги нравятся тебе, с иллюстрациями или без
них? (Ответы детей).
- А кто скажет, почему иллюстрированные книги очень интересно
рассматривать? (потому что, даже не читая книги, по иллюстрациям мы
можем догадаться, о чем эта книга).
- А кто создает иллюстрации? (художники-иллюстраторы).
- У художника-иллюстратора трудная и интересная работа, он сначала
внимательно читает текст в книге, затем представляет себе героя, пытается
понять, какой он - добрый, злой, веселый, смешной, грустный. А затем уже
рисует иллюстрацию.
- Сейчас в поисках утерянных иллюстраций мы с Незнайкой вместе
отправимся на выставку.
(Просмотр презентации, дети садятся).
Рассматривание иллюстраций Е. Чарушина.
- Взгляните на эти иллюстрации. Кто на них изображен? (Животные).
Взрослые или детеныши? (Детеныши). Давайте их назовём (ответы детей).
Эти иллюстрации написал художник - иллюстратор - большой друг
зверей и птиц – Евгений Чарушин (демонстрация портрета художника).
Когда он был таким как вы, совсем ребёнком, вместе с отцом он часто бывал в
лесу, бродил по полям, наблюдая повадки зверей и птиц. Дома у него всегда
жили кошки, собаки, кролики и утки, гуси и рыбки. Вместе с родителями
маленький Женя ухаживал за животными, лечил их, спасал от беды. Позднее,
когда вырос, он не только стал художником - иллюстратором, но и начал писать
рассказы о животных.
- Кто изображен на этой иллюстрации? (волчонок)
- Чей он детёныш? (волка и волчицы)
- А какими словами мы может описать волчонка? Какой он?
(Испуганный, маленький, пушистый).
- Действительно, волчонок немного обеспокоен. Почему? (Потому что
рядом нет мамы, а может, он что-нибудь услыхал, и это его испугало).
- Да, ребята, волчишко совсем маленький жил в лесу с матерью. Ушла
мать на охоту.
- Кто же мог его так испугать? (Человек...)
- А что бы вы сделали, если бы встретились с ним в лесу? (Покормили бы,
погладили спинку).
- Ваши намерения очень хорошие, но вот подходить к нему нельзя,
почему? (Он нас испугается, будет убегать).
- Это действительно так. Более того, недалеко может оказаться его мать -
волчица, и она погонится за вами, ибо примет вас за опасность.
- Скажите, каким изображен этот лисенок? (Испуганный, ощетинился). А
можно представить почему? (Боится, испугался).
- Действительно, Чарушин пишет о лисенке: «Заблудился я в лесу,
потерял я норку - яму. Позовите мне лису, позовите маму!»
- А кто изображен на этой иллюстрации? (Котенок Тюпа).
- Каким его изобразил иллюстратор? (Испуганным, не хочет трогать
птиц). Почему? (Он их боится).
- Да, обидели его, клюнули!
- Какими Чарушин изображал животных в своих иллюстрациях:
сказочными или настоящими?
- Правильно, Чарушин изображал животных, как настоящих –
реалистичных. А окружающая природа: кусты, цветы, деревья в его
иллюстрациях - только едва заметны. Главное для иллюстратора - изобразить
зверя.
- А кто скажет, как имя этого художника-иллюстратора. (Е. Чарушин).
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Раз - присядка, два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнут
И легонечко подпрыгнут.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало -
Начинает всё сначала!
Рассматривание иллюстраций Ю.Васнецова
Тили - бом, тили - бом,
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит Курочка с ведром,
Заливает Кошкин дом.
- Ребята, посмотрите, какой изображена Кошка на этой иллюстрации?
(Ответы детей: красивая, испуганная ...).
- Что случилось с ее домом? (Загорелся кошкин дом).
- Кто пришел к Кошке на помощь? (Курица с ведром)
- Кошка испугана, кричит, зовет на помощь. А курочка несет ведро с
водой, помогает кошке спасти ее дом.
Рассматривание графического листа с изображением нарядно одетой
кошечки.
(Показывается новый графический лист, где изображена нарядно
одетая кошечка с иголкой в руках. На ней нарядный воротничок, куртка
(кафтан), бантик.)
- Ребята, а кто изображен на этой иллюстрации?
- Чем она занимается?
- Правильно, кошка в окошке платье шьет.
- Как вам кажется, это кошечка настоящая, из реальной жизни, или
сказочная, не настоящая?
- Почему вы так решили?
- Вот таких зверей нарисовал художник - иллюстратор Юрий Васнецов
(демонстрация портрета художника).
Когда Юра Васнецов был маленьким, он очень любил ходить со
своими родителями на ярмарку и покупать там красивые игрушки из глины,
расписанные яркими красками. Мечтал тогда Юра стать художником, и
научиться рисовать.
Прошло время, и стал Юра художником…
Однажды он сидел за своим рабочим столом, на котором стояли
краски, кисти, карандаши и рисовал необычного кота – в валенках, с булкой.
К нему подошла маленькая дочка и спросила:
- Кого ты рисуешь?
- Кота.
- Он совсем не похож на нашего Мурзика?
- Как вы думаете, дети, почему этот кот не похож на обычного
домашнего кота? (Потому что этот кот сказочный).
Дочке котик очень понравился. С тех пор Юрий Алексеевич стал
иллюстратором детских книг.
- Назовите имя этого художника – иллюстратора (Ю.Васнецов).
Сравнение иллюстраций Е.Чарушина и Ю.Васнецова.
- Похожи ли персонажи просмотренных иллюстраций на животных Е.
Чарушина? (Нет).
- Почему вы так думаете? (У Евгения Чарушина животные –
реалистичные, как живые, а у Юрия Васнецова – сказочные). А что еще на
них можно заметить? (Одежду).
– Правильно, Юрий Васнецов своих героев одевает в одежду.
- Как они передвигаются? (У него звери ходят на задних лапках, как
люди).
Итог занятия.
Дидактическая игра «Сравни иллюстрации»
- Так как же, ребята, мы можем помочь Незнайке и его друзьям, чтобы
их книги стали опять интересными? (Нужно создать иллюстрации).
- Давайте тогда возвращаться в детский сад, прочтем книгу, которую
принес нам Незнайка, и создадим иллюстрации к ней. (Дети закрывают
глаза, а воспитатель говорит: «в ладоши хлопнем раз-два-три, в
детский сад нас перенеси».
После занятия дети рисуют иллюстрации к прочтенной книге и дарят
их Незнайке (во время рисования дети выбирают по своему желанию
материалы и техники рисования (рисовать пальчиками, ватными палочками,
тычком, восковыми мелками)).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к методической разработке "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста"
Содержит иллюстративный материал, фотоматериал, стихи о Юрге, к методической разработке....
Презентация к методической разработке "Влияние игровой деятельности на воспитание гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста"
Данная разработка представляет собой методические рекомендации по введению элементов нравственно – патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Содержание разработки...
Методическая разработка «Организационно –педагогические условия формирования начал мужественности и женственности у детей дошкольного возраста на основе представлений об идеальных моделях поведения».
Методтческая разработка поможет методистам и педагогам образовательных учреждений дошкольного образования в современных условиях с введением ФГОС ДО увидеть в каждом ребенке его индивидуальные особенн...
Методическая разработка раздела программы "Познавательное развитие" по теме "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игры"
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей ...
Методическая разработка: «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Ознакомление детей с жанрами живописи, с приемами рисования в традиционной и нетрадиционной форме на занятиях в течение учебного года и вне занятий.Младший и средний возраст....
Методическая разработка в рамках аттестации "Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста"
Учёные - лингвисты считают, что многие педагоги недооценивают устную речь, обращая основное внимание на письменную. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к то...
Методическая разработка «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста»
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Сюжетно-ролевая игра главный вид деятельности дошкольника. Через неё он позна...