Литературная выставка для детей
консультация по художественной литературе
Часто мы задумываемся. что почитать ребенку? Конечно сказки и рассказы о живтьных. На страницах книг, где звери могут говорить, выражать свои мысли и чувства, дети смогут почерпнуть багаж жизненного опыта, научиться сопереживать, стать добрее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystavka_literatury.docx | 26.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Обзор литературы для детей о животных.
Маленькие дети очень любят слушать, когда взрослые читают им книги о животных. Они вообще себя со зверями из сказок ассоциируют и, читая про них, изживают многие психологические проблемы. А подростки в книгах о дружбе человека и животных часто находят поддержку и ответы на «вечные вопросы».
Книг о животных — огромное количество. Что почитать? Что посмотреть? Куда сходить? Во что поиграть? Эти вопросы все время мучают родителей на каникулах (да ни не только). Наслаждаться общением с ребенком во время чтения довольно просто. Есть ряд замечательных произведений. которые станут для вас и ваших детей поучительными и увлекут за собой в чудесное приключение.
Рассказы про птиц для детей 3-5 лет
Рассказы о домашних и диких птицах для дошкольников
К. Д. Ушинский «Чужое яичко»
Рано утром встала старушка Дарья, выбрала тёмное, укромное местечко в курятнике, поставила туда корзинку, где на мягком сене были разложены тринадцать яиц, и усадила на них хохлатку. Чуть светало, и старуха не рассмотрела, что тринадцатое яичко было зеленоватое и поменьше прочих. Сидит курица прилежно, греет яички; сбегает поклевать зёрнышек, попить водицы — и опять на место: даже вылиняла, бедняжка. И какая стала сердитая: шипит, квохчет, даже петушку не даёт подойти, а тому очень хотелось заглянуть, что там в тёмном уголке делается. Просидела курочка недели с три, и стали из яичек цыплята выклёвываться один за другим: проклюнет скорлупу носом, выскочит, отряхнётся и станет бегать, ножками пыль разгребать, червячков искать. Позже всех проклюнулся цыплёнок из зеленоватого яичка. И какой же странный он вышел, кругленький, пушистый, жёлтый, с коротенькими ножками, с широким носиком. «Странный у меня вышел цыплёнок, — думает курица, — и клюёт, и ходит-то он не по-нашему; носик широкий, ноги коротенькие, какой-то косолапый, с ноги на ногу переваливается». Подивилась курица своему цыплёнку, однако же какой ни на есть, а всё сын. И любит, и бережёт его курица, как и прочих, и если завидит ястреба, то, распушивши перья и широко раздвинув круглые крылья, прячет под себя своих цыплят, не разбирая, какие у кого ноги. Стала курочка деток учить, как из земли червячков выкапывать, и повела всю свою семью на берег пруда: там-де червей больше и земля мягче. Как только коротконогий цыплёнок завидел воду, так прямо и кинулся в неё. Курица кричит, крыльями машет, к воде кидается; цыплята тоже перетревожились: бегают, суетятся, пищат; и один петушок с испугу даже вскочил на камешек, вытянул шейку и в первый раз в своей жизни заорал сиплым голоском: «Ку-ку-ре-ку!» Помогите, мол, добрые люди, братец тонет! Но братец не утонул, а превесело и легко, как клок хлопчатой бумаги, плавал себе по воде, загребая воду своими широкими, перепончатыми лапками. На крик курицы выбежала из избы старая Дарья, увидела, что делается, и закричала: «Ахти, грех какой! Видно, это я сослепу подложила утиное яйцо под курицу». А курица так и рвалась к пруду: насилу могли отогнать бедную.
Вопросы для обсуждения с детьми
• Послушай рассказ К. Д. Ушинского «Чужое яичко». Все ли яички, на которых сидела курочка, были одинаковые? Какой был цыплёнок из зеленоватого яйца? Чем он отличался от других цыплят? Что сделал этот странный цыплёнок, когда увидел пруд? Почему курица стала кричать, рваться к пруду? Кем оказался этот странный цыплёнок? Кто тебе в рассказе понравился больше всего?
К. Д. Ушинский «Петушок с семьёй»
Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом; на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: «Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи- хозяюшки! Пёстренькие-рябенькие! Чёрненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зёрнышко припас!» Курочки с цыплятками собирались, раскудахталися; зёрнышком не поделились — передралися. Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зёрнышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во всё горло заорал ку-ка-ре-ку!
Вопросы для обсуждения с детьми
• Как описывает петушка К. Д. Ушинский в своём рассказе «Петушок с семьёй»? Какой у него гребешок, какая бородка, какой нос, какой хвост? Что у петушка на хвосте? Какие узоры на хвосте могут быть у петушка? Что у петушка на ногах? Как петушок созывает свою семью? Как петушок наводит порядок в своей семье? Тебе понравился петушок? Нарисуй его. Что будет у петушка самое яркое, самое красивое?
М. Зощенко «Умная птичка»
Один мальчик гулял в лесу и нашёл гнёздышко. А в гнёздышке сидели малюсенькие голенькие птенчики. И они пищали. Они, наверное, ждали, когда их мамаша прилетит и покормит их червячками и мушками. Вот мальчик обрадовался, что нашёл таких славных птенчиков, и хотел взять одного, чтобы принести его домой. Только он протянул к птенчикам свою руку, как вдруг с дерева, как камень, упала к его ногам какая-то пернатая птичка. Она упала и лежит в траве. Мальчик хотел схватить эту птичку, но она немножко попрыгала, попрыгала по земле и отбежала в сторону. Тогда мальчик побежал за ней. «Наверное, — думает, — эта птичка ушибла себе крыло, и поэтому она летать не может». Только мальчик подошёл к этой птичке, а она снова прыг, прыг по земле и вновь немножко отбежала. Мальчик опять за ней. Птичка немножко подлетела и снова села в траву. Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку. Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела. Мальчик прямо рассердился на эту птичку. И пошёл скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика. И вдруг мальчик видит, что он потерял то место, где было гнёздышко, и никак не может его найти. Тогда мальчик понял, что эта птичка нарочно упала с дерева и нарочно бегала по земле, чтоб подальше увести мальчика от своего гнёздышка.
Вопросы для обсуждения с детьми
• Каких птиц ты знаешь? Где птицы строят свои гнёзда? Почему?
• Тебе понравился рассказ М. Зощенко? Как он называется? Кто тебе больше понравился в рассказе — мальчик или птичка? Почему? Расскажи, как мальчик нашёл гнездо на земле. Почему он обрадовался? Как птичке удалось спасти своих птенцов?
И. С. Тургенев «Воробей»
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться; как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой, раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея. Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Вопросы для обсуждения
• Послушай рассказ И. С. Тургенева «Воробей». О ком этот рассказ? Кого заметила собака? Расскажи, какой был воробей. Это был старый или молодой воробей? Что с ним случилось?
• Что делала собака, когда почуяла воробья? Кто спас молоденького воробышка от большой собаки? Что сделал старый воробей? Ему было страшно? А почему он бросился на защиту своего детёныша? Чем закончился рассказ? Кто тебе больше всех понравился в рассказе? Почему?
К. Д. Ушинский «Ласточка»
Ласточка-касаточка покою не знала, день-деньской летала, соломку таскала, глинкой лепила, гнёздышко вила. Свила себе гнёздышко: яички носила. Нанесла яичек: с яичек не сходит, деток поджидает. Высидела детушек: детки пищат, кушать хотят. Ласточка-касаточка день-деньской летает, покою не знает: ловит мошек, кормит крошек. Придёт пора неминучая, детки оперятся, все врозь разлетятся, за синие моря, за тёмные леса, за высокие горы. Ласточка-касаточка не знает покою: день-деньской всё рыщет — милых деток ищет.
Вопросы для обсуждения
• Послушай рассказ К. Д. Ушинского «Ласточка». Для чего ласточка день-деньской летает, покою не знает? Чем занималась ласточка? Как ласточка названа в рассказе? Как ты понимаешь слова: «Придёт пора, птенцы оперятся...»?
Н. Романова «Умная ворона»
Когда я теперь по улице иду, я на птиц, которые на заборах сидят или по дорожкам бегают, смотрю внимательно. Поэтому ворону, про которую сейчас расскажу, я сразу приметила. Она была необычная. Вороны вообще от других птиц отличаются. Они как «учёные» среди них. Голова большая, клюв важный. И ходят они, а не прыгают, как воробьи.
У вороны, которую я заметила, показалось мне, крыло подбито. И вдруг я вижу — из подвала выходит кошка. У кошки глаза хитрые, всё она видит, всё понимает. Сейчас, думаю, и я увижу, как птицы с кошками на воле живут. Вот рядом с кошкой воробьи прыгают, но кошка на них внимания не обращает. Конечно же, ведь эта кошка дворовая, она не то что мой Котька — зря за птицами гоняться не будет. Она знает, что, сколько рядом птиц ни прыгает, поймать их всё равно очень трудно. Другое дело — ворона с подбитым крылом. Эту ворону поймать можно. Смотрю, кошка к земле припала и начала красться. Только ворона кошку тоже видит, и вот что она придумала: ворона прямо ко мне идёт, мол, защити, не дай в обиду, прогони кошку. Тут кошка поняла, что я ей не позволю ворону поймать, красться перестала и сделала вид, будто и не нужна ей вовсе ворона. Видно, все кошки умеют на себя безразличие напустить! Ведь мой Котька точь-в-точь такой же безразличный вид делал, когда хотел, чтобы я его с кенаром Ванечкой вдвоём оставила. А ворона на дерево начала забираться. Прыг, прыг, крыло больное мешает, но тихо, спокойно всё выше и выше... забралась на дерево, удобно среди ветвей устроилась и сидит там, дремлет. Во сне все болезни проходят. Может, и ворона, когда проснётся, уже здоровой будет.
Вопросы для обсуждения
• Как выглядит ворона? Какого она цвета? Что ест ворона? Как кричит ворона? Где чаще всего можно встретить ворону: в городе или в лесу?
• Тебе понравился рассказ Н. Романовой «Умная ворона»? О ком этот рассказ? Чем отличаются вороны от других птиц? Что необычного было в этой вороне? Кто захотел поймать ворону с подбитым крылом? Как вела себя кошка, когда увидела ворону? Что придумала ворона, чтобы спастись от кошки? Кто тебе понравился в этом рассказе: кошка или ворона?
В. Бианки «Грачи открыли весну» В деревнях всюду появились большие стаи грачей. Зиму грачи провели на юге нашей страны. Они очень спешили к нам на север — к себе на родину. По дороге они не раз попадали в жестокие метели. Десятки, сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути.
Первыми долетели самые сильные. Теперь они отдыхают. Они важно расхаживают по дорогам и ковыряют крепкими носами землю...
Вопросы для обсуждения
• Какие птицы прилетают в наши края самыми первыми весной? Где они проводят зиму? Послушай рассказ В. Бианки о грачах. Что случилось с грачами в пути? Какие грачи долетели первыми? Что они теперь делают? Что ищут грачи в земле?
Литература для младших дошкольников.
Джеральд Даррелл. Три билета до Эдвенчер, Гончие Бафута Жизнерадостные, остроумные книги, густо населенные самыми разными существами — обаятельными зоологами, простодушными аборигенами с их забавным царьком и, конечно животными, среди которых столько удивительных! Опоссумы, крабоядные собаки, птицы-плотники, ягуары и кайманы и многие другие, прирученные человеком, спасенные им от вымирания. Фарли Моуэт. Не кричи: волки! Документальная книга о наблюдениях за волками в арктической тундре. Она написана с кинематографической яркостью, юмором и теплотой. По контрасту с «царем природы», то и дело попадающим в анекдотичные ситуации, явившимся на территорию волков напыщенным исследователем, волки, ведущие себя с достоинством и великодушием, с любопытством наблюдающие за поступками биолога, выглядят мудрыми и благородными. И людям есть чему поучиться у них.
Джеймс Хэрриот. Из воспоминаний сельского ветеринара Это избранные рассказы из семи сборников Хэрриота. Название одного из них в оригинале звучит так: «The Lord God Made Them All» — «Всех их создал Господь Бог». У Хэрриота все с большой буквы: и Бог, и его творения — звери и птицы. Даниил Гранин в предисловии к русскому изданию «Воспоминаний...» верно заметил, что все они, и люди, и их питомцы, для Хэрриотта — создания Божьи, «и в этом смысле как бы равноправны». «Созданные Творцом, имеющие искру Божью, они все — чудо, они — венец творения, достойные благоговения». Для многих читателей навсегда станут старыми друзьями и пекинес Трики-Ву со своей чудаковатой хозяйкой-миллионершей, и корова Незабудка, сбежавшая с бойни домой, и золотистый ретривер Рой, чья история началась так страшно, но имела такое счастливое продолжение. И парализованная старушка мисс Стаббс со своими собаками и котом. Именно ей на вопрос «есть ли душа у животных?» Хэрриот говорит слова, очень важные для всех, кто верит во встречу с ушедшим питомцем: «Если душа — это способность любить, хранить верность, чувствовать благодарность, то у животных больше шансов на спасение, чем у многих и многих людей...»
Евгений Рудашевский. Здравствуй, брат мой Бзоу! Драматическая и очень светлая повесть о дружбе абхазского паренька с дельфином. Все эти книги учат ребенка, подростка ответственности за живую природу, наполняют ее не только поэзией, нежностью и восхищением перед чудом бессловесных «братьев меньших», но и тревогой за их судьбы, а значит — за судьбы человечества. Ведь все мы одной крови. И всех нас создал Бог.
Приятного чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выставка для детей старшего дошкольного возраста "Преданье старины далекой"
Данный материал рассказывает о такой форме ознакомления детей с окружающим миром как выставка и целевая экскурсия....
Музыкально - литературная композиция для детей подготовительной группы "Несовместимы дети и война"
Памяти воинам Великой Отечественной Войны посвящается....
Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.
Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...
Конспект НОД для детей старшей группы. Литературная викторина для детей 5-6 лет "Угадай сказку"
Конспект НОД для детей старшей группы. Литературная викторина для детей 5-6 лет "Угадай сказку"...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие в виде литературной гостиной для детей старшей и подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «С днём рождения, любимый поэт!»
Цель: Прививать интерес детей к литературному чтению, формировать умение детей работать в команде. Систематизировать знания детей о творчестве Пушкина посредством игры.Задачи:Закрепить знание дет...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие в виде литературной гостиной для детей старшей и подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «С днём рождения, любимый поэт!»
Цель: Прививать интерес детей к литературному чтению, формировать умение детей работать в команде. Систематизировать знания детей о творчестве Пушкина посредством игры.Задачи:Закрепить знание дет...
Тематическое коррекционно-развивающее занятие в виде литературной гостиной для детей старшей и подготовительной группы комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «С днём рождения, любимый поэт!»
Цель: Прививать интерес детей к литературному чтению, формировать умение детей работать в команде. Систематизировать знания детей о творчестве Пушкина посредством игры.Задачи:Закрепить знание дет...