Конспект НОД по введению в художественную литературу. Л. Н. Толстой «Котенок»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Конспект НОД по введению в художественную литературу. Подготовительная к школе группа. Л. Н. Толстой "Котенок" (по технологии О. В. Чиндиловой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_vvedeniyu_v_hudozhestvennuyu_literaturu.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по введению в художественную литературу.
Л. Н. Толстой «Котенок»
(по технологии О. В. Чиндиловой)
Цель: Формирование интереса дошкольников к художественной литературе.
Задачи:.
- познакомить детей с произведением Л .Н. Толстого «Котенок»; учить понимать содержание рассказа, обеспечивая целостное восприятие текста;
- развивать умение находить главную мысль в тексте, оценивать поведение главных героев, воспитывать чувство сопереживания к ним.
- учить высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному;
- воспитывать у детей заботливое, внимательное отношение к животным, желание прийти им на помощь.
- прививать интерес к слушанию литературных произведений.
Результат: понимание смысла текста, размышление детей на тему «Ответственное отношение к близким». Умение определять эмоции героя. Знакомство с жанром – быль.
Словарная работа: амбар.
Оборудование: демонстрационный материал - книга Л. Н. Толстого «Котенок», портрет писателя, иллюстрация к сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»; раздаточный материал – раскраски по теме произведения, карандаши, набор отдельных букв для составления слова КОТЕНОК.
Ход:
- Работа с текстом до чтения.
- Ребята, сегодня я снова принесла книгу великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. (Показ портрета) - Какие его произведения вы уже знаете? («Лев и собачка», «Орел», «Пожарные собаки»)
- А вот новая книга (показ обложки, название прикрыто листом бумаги).
- Как вы думаете про кого она?
- А что с ними могло произойти?
- В какое время года могла случится эта история?
- Ребята, а вы хотите послушать этот рассказ, узнать, о чем же он в самом деле?
- Это не просто рассказ, а быль.
- Как вы думаете, что такое БЫЛЬ?
Быль – это значит произошла в самом деле, а автор только записал ее. Садитесь поудобнее и слушайте.
II. Работа во время чтения.
Лев Николаевич Толстой
Котенок.
(Быль)
Были брат и сестра — Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.
Один раз они играли подле (сейчас мы говорим возле) амбара (склад для зерна) (Как вы думаете где живут дети в городе или деревне?) и услыхали — над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и всё спрашивала:
— Нашёл? Нашёл?
Но Вася не отвечал ей. Наконец, Вася закричал ей:
— Нашёл! Наша кошка… И у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.
Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель (что это такое?), пошли собирать его и забыли про котёнка.
Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:
«Назад, назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.
Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился (быстро побежал) к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.
Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.
Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.
- Работа после чтения.
- Ребята, почему же Вася больше не брал котенка с собой в поле?
- А как вы думаете, кто виноват в том, что чуть было не случилось несчастье? (дети)
- Как повел себя котенок, когда увидел опасность? («Котенок, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак»).
- Почему так повел себя котенок? (Был маленьким и не понимал, что ему грозит серьезная опасность.)
- Как повела себя Катя? (Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них).
- Почему Катя так поступила, может она не любила котенка? (любила)
- Давайте обратимся к тексту рассказа, что там говориться о девочке? (Когда Вася обнаружил котят, Катя, побежала домой, достала молока и принесла кошке)
- О чем говорит этот поступок? (Катя очень добрая)
- Но в минуту опасности Катя убежала. Как вы думаете почему она так поступила?
- Да, ребята на каждый бы смог поступить, как Вася. Давайте еще раз послушаем, что сделал Вася в минуту опасности. «Вася что было духу пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак».
- Что можно сказать про поступок Васи? (смелый, отважный, мужественный)
- А как вы думаете, чему нас учит этот замечательны рассказ Л. Н. Толстого?
- Мне кажется, что Л.Н. Толстой в своём рассказе «Котёнок» заставляет задуматься о том, что люди с детства должны приучаться к гуманному отношению к животным. О том, что ответственно относится к окружающим. Также автор учит умению постоять за того, кто слабее, умению жертвовать собой ради тех, кто тебе дорог и кто в этом очень нуждается.
Очень хорошо сказал на эту тему другой, писатель, француз Антуан де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех кого приручили».
- Подумаете, о чем эти слова?
IV. Рифлексия
- Ребята вам понравился этот рассказ?
- Почему?
- Л. Н. Толстой жил очень давно, в то время в России учиться могли себе позволить только дети богатых родителей, а дети бедных были не грамотными. Лев Николаевич на свои деньги создал школу для крестьян, где дети учились читать, писать и считать. А мы, ребята ведь тоже учимся этому: вы все уже буквы знаете. Давайте попробуем собрать название рассказа из букв. Садитесь за столы.
Дети собирают из отдельных букв слово КОТЕНОК.
- Лев Николаевич Толстой – выдающийся русский писатель. Он создавал крупные произведения, известные по всему миру. Но писал автор и маленькие детские рассказы, которые воспитывали и учили детей доброму отношению к окружающему миру. К ним относится и рассказ «Котенок», который мы с вами сегодня прочитали.
V. Прогнозирование темы будущего чтения.
Воспитатель вешает нераскрашенную иллюстрацию к рассказу «Котенок» и повести «Маленький принц».
- Ребята, у меня есть две иллюстрации как вы думаете, какая подходит к рассказу «Котенок»?
- Хотите раскрасить эту картинку? Может кто-то захочет сам нарисовать персонажей этого замечательного рассказа Льва Николаевича Толстого. А эта картинка – иллюстрация к другому произведению, к сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», этого писателя я уже сегодня упоминала. С его произведением мы познакомимся в следующий раз.
VI. Самостоятельная работа детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект Нод "Солнце и радуга" коммуникативной деятельности "Введение в художественную литературу"
конспект занятия по программе "Детский сад 2100"...
Конспект ООД по введению в художественную литературу"Для чего руки нужны" в группе предшкольной подготовки.
Данный конспект предназначен для проведения занятия по введению в художественную литературу с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет)....
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по художественной литературе в младшей группе «Котенок» В. Берестов»
Конспект Непрерывной образовательной деятельности по художественной литературе в младшей группе «Котенок» В. Берестов»...
Конспект НОД по введению в художественную литературу. Л. Н. Толстой «Филиппок».
Конспект занятия по введению в художественную литературу. Подготовительная к школе группа. Л. Н. Толстой "Филипок"...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Сказка Л.Н.Толстого «Три медведя».
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе «Сказка Л.Н.Толстого «Три медведя». Цели:познакомить со сказкой «Три медведя»...
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой Тема: чтение сказки Л.Н.Толстого «Три медведя»
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой Тема: чтение сказки Л.Н.Толстого «Три медведя»Цель: познакомить с содержанием сказки Л.Н.Толстого «Три медведя»За...
Конспект ООД "Чтение художественной литературы. Л.Н.Толстой «Пожар»
НОД в образовательной области "Речевое развитие" Тема "Чтение художественной литературы. Л.Н.Толстой «Пожар»...