Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный »
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным.
- Познакомить с русской народной сказкой « Крылатый, мохнатый да масляный» ;
- Помочь понять её смысл;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rechevogo_zanyatiya_krylatyy_mohnatyy_da_maslyanyy_.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад с .Нижнетроицкий муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
Организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Речевое развитие»
Раздел: «Развитие речи»
Тема: «Лексико – грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный »
Возрастная группа: старшая группа
Выполнил: воспитатель
Никитина Евгения Анатольевна
Педагогический стаж: 27лет
Категория: первая
с. Нижнетроицкий – 2020
Лексико - грамматические упражнения. Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
Цель : Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным.
- Познакомить с русской народной сказкой « Крылатый, мохнатый да масляный» ;
- Помочь понять её смысл;
Программные задачи:
-учить придумывать другое окончание сказки;
- учить детей понимать характеры и поступки героев;
-замечать и понимать образные выражения;
Материал: книга со сказкой, сюжетные картинки к сказке:
Воробей, мышка,блин.
Методы и приёмы:
-Беседа, чтобы дети могли вспомнить и ответить на вопросы по содержанию сказки.
-Игровой. Использование дидактической игры «Что бывает?» для активизации памяти и развития логического мышления.
Мет. прием
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок, но сначала мне хочется узнать, любите ли вы сказки?
(ответы детей)
Я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные?
(ответы детей) Воспитатель: Ребята, а какими словами начинаются многие русские народные сказки?
Воспитатель: А какими заканчиваются?
Воспитатель: А чем же всегда заканчиваются русские народные сказки?
Воспитатель: А теперь по началу сказки, которую начну, попробуйте угадать ее название.
«Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да обронил рукавичку…»
«Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, а третий дурачок Емеля…»
«Жили-были дед да баба. Как-то раз дед говорит бабе: «Ты баба пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой…»
«Жил старик со старухой. У них не было детей. Старуха напекла блинов и говорит: «Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнес на поле…»
А теперь давайте поиграем.
Воспитатель проводит дидактическую игру «Что бывает?».
Что бывает крылатое?
( ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, птицы.
Воспитатель вывешивает на доске воробья.
Воспитатель: Что бывает мохнатое?
(Ответы детей)
Правильно, звери.
Вывешивает на доске мышку.
Воспитатель: Что может быть масляная, масляный, масленое?
(Ответы детей). Воспитатель вывешивает фигурку блина).
Воспитатель: Ребята, мы сегодня не зря вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
«На лесной опушке, в тепленькой избушке жили – были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масляный…»
Воспитатель: Вот с этой сказкой мы с вами и познакомимся сегодня.
А сейчас давайте поиграем.
Физкультминутка «Мышка».
Дети встают со своих мест и выполняют действия по тексту.
Мышка быстренько бежала (бег на месте),
Мышка хвостиком виляла (имитация движений),
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять),
Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).
Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному.
Воспитатель: Сейчас я вам прочитаю эту сказку, а вы слушайте её внимательно.
Воспитатель читает сказку.
Во время чтения вывешивает на доску последовательно картинки – сюжеты. После прочтения сказки воспитатель проводит беседу.
Воспитатель: Как звали героев сказки? (Ответы детей)
Воспитатель: как жили друзья вначале? (душа в душу,водой не разольёшь)
Воспитатель: вспомните ,как каждый рассказывал о своей работе?
Почему друзья рассорились? Как вы думаете, почему из блина не получился
Охотник,а мышка не сумела приготовить вкусную еду?
Чему учит сказка? Блин в конце сказки сказал такие слова: «так всегда ,когда один на другого кивает,а своё дело делать не хочет» Как вы понимаете эти слова? Почему блин так сказал? Какие выражения, слова в сказке вам больше всего запомнились? Как заканчивается сказка? Повторите концовку.
Сказка заканчивается грустно: каждый пострадал от своей глупости.
А давайте придумаем весёлый конец к этой сказке:» Вот пошли воробей, мышка да блин по своим новым делам…» А что потом было, придумайте сами. Только, чтобы конец был весёлым.
Воспитатель:Ребята, нам пора возвращаться из страны сказок. Для этого давайте закроем глазки, повернемся через левое плечо.
- Скажите, как называется сказка, с которой мы сегодня познакомились?(ответ детей)
- Чему научила вас эта сказка?
(ответы детей)
Действительно, ребята, эта сказка многому вас научила. А впереди вас ожидает знакомство с новыми интересными сказками.
Молодцы. Занятие закончено.
Текст сказки
На лесной опушке, в тепленькой избушке, жили-были три братца: воробей крылатый, мышонок мохнатый да блин масленый.
Воробей с поля прилетел, мышонок от кота удрал, блин со сковороды убежал.
Жили они, поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил — с полей зерен, из лесу грибов, с огорода бобов. Мышонок дрова рубил, а блин щи да кашу варил.
Хорошо жили. Бывало, воробей с охоты воротится, ключевой водой умоется, сядет на лавку отдыхать. А мышь дрова таскает, на стол накрывает, ложки крашеные считает. А блин у печи — румян да пышен — щи варит, крупной солью солит, кашу пробует.
Сядут за стол — не нахвалятся. Воробей говорит:
— Эх, щи так щи, боярские щи, как хороши да жирны!
А блин ему:
— А я, блин масленый, окунусь в горшок да вылезу — вот щи и жирные!
А воробей кашу ест, похваливает:
— Ай каша, ну и каша — горазд горяча!
А мышь ему:
— А я дров навезу, мелко нагрызу, в печь набросаю, хвостиком разметаю — хорошо в печи огонь горит — вот и горяча!
— Да и я, — говорит воробей, — не промах: соберу грибов, натащу бобов — вот вы и сыты!
Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали.
Только раз призадумался воробей.
«Я, — думает, — целый день по лесу летаю, ножки бью, крылышки треплю, а они как работают? С утра блин на печи лежит — нежится, а только к вечеру за обед берется. А мышь с утра дрова везет да грызет, а потом на печь заберется, на бок перевернется, да и спит до обеда. А я с утра до ночи на охоте — на тяжкой работе. Не бывать больше этому!»
Рассердился воробей — ножками затопал, крыльями захлопал и давай кричать:
— Завтра же работу поменяем!
Ну, ладно, хорошо. Блин да мышонок видят, что делать нечего, на том и порешили. На другой день утром блин пошел на охоту, воробей — дрова рубить, а мышонок — обед варить.
Вот блин покатился в лес. Катится по дорожке и поет:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
Бежал, бежал, а навстречу ему Лиса Патрикеевна.
— Ты куда, блинок, бежишь-спешишь?
— На охоту.
— А какую ты, блинок, песенку поешь?
Блин заскакал на месте да и запел:
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок,
На сметанке мешан,
На маслице жарен!
Прыг-скок,
Прыг-скок,
Я — масленый бок!
— Хорошо поешь, — говорит Лиса Патрикеевна, а сама ближе подбирается. — Так, говоришь, на сметане мешан?
А блин ей:
— На сметане да с сахаром!
А лиса ему:
— Прыг-скок, говоришь?
Да как прыгнет, да как фыркнет, да как ухватит за масленый бок — ам!
А блин кричит:
— Пусти меня, лиса, в дремучие леса, за грибами, за бобами — на охоту!
А лиса ему:
— Нет, я съем тебя, проглочу тебя, со сметаной, с маслом да и с сахаром!
Блин бился, бился, еле от лисы вырвался, — бок в зубах оставил, — домой побежал!
А дома-то что делается!
Стала мышка щи варить: чего ни положит, а щи все не жирны, не хороши, не маслены.
«Как, — думает, — блин щи варил? А, да он в горшок нырнет да выплывет, и станут щи жирные!»
Взяла мышка да и кинулась в горшок. Обварилась, ошпарилась, еле выскочила! Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит. Села на лавку да слезы льет.
А воробей дрова возил: навозил, натаскал да давай клевать, на мелкие щепки ломать. Клевал, клевал, клюв на сторону своротил. Сел на завалинку и слезы льет.
Прибежал блин к дому, видит: сидит воробей на завалинке — клюв на сторону, слезами воробей заливается. Прибежал блин в избу — сидит мышь на лавке, шубка у ней повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
Как увидели, что у блина полбока съедено, еще пуще заплакали.
Тут блин и говорит:
— Так всегда бывает, когда один на другого кивает, свое дело делать не хочет.
Тут воробей со стыда под лавку забился.
Ну, делать нечего, поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому: воробей еду приносить, мышь дрова рубить, а блин щи да кашу варить.
Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чтение сказки "Крылатый, мохнатый да масляный"
Презентация к занятив по развитию речи в старшей группе....
Конспект открытой итоговой комплексной НОД «Чтение художественной литературы» с ИКТ и использованием нетрадиционной техники «Аппликация из мелконарезанных нитей» на тему: «В гостях у сказки «Крылатый, мохнатый да масляный» (подготовительная группа)
Мною было проведена комплексная НОД «Чтение художественной литературы» с ИКТ и использованием нетрадиционной техники аппликации на тему: «В гостях у сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». Возр...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
Данный материал будет полезен для проведения занятия....
«Лексико – грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»»
формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с русской народной сказкой "Крылатый, мохнатый да масляный" (обработка И. Карнауховой)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе .Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа) на тему...
Конспект НОД в старшей группе по теме "Чтение сказки "Крылатый, мохнатый да масляный"
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме " Чтение сказки "Крылатый, мохнатый да масляный"...
Лексико - грамматические упражнения. Чтение сказки "Крылатый, мохнатый да масляный
Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл...
- Мне нравится (1)