Картотека в старшей группе на тему: "Художественная литература в старшей группе"
картотека по художественной литературе (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Карточка №1 Тема недели «Детский сад» Чтение «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (отрывки из повести) Цель: знакомить детей с произведением А. Линдгрен; подвести детей к пониманию особенностей сказочной повести; учить отвечать на вопросы, используя в речи сложные предложения; побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного героя; воспитывать интерес к творчеству зарубежных писателей. Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» Цель:Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы», стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. Заучивание стихотворения М. Яснова «Мирная считалка». Пословицы о дружбе. Цель: Учить выразительно рассказывать небольшое стихотворение, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом. Чтение А. Барто «Верёвочка» Цель:Продолжать развивать интерес к художественной литературе, а именно к сборникам стихов. Различать жанры литературных произведений, аргументировать свой ответ: “Это стихотворение, потому что…” Закреплять умение детей определять эмоциональный настрой стихов. Чтение стихотворения Ю. Мориц «Домик с трубой» Цель:Познакомить со стихотворением Ю. Мориц «Домик с трубой». Вызвать интерес к стихотворению и желание слушать его; учить детей видеть за словами образы и настроение произведения. Воспитывать любовь к поэзии, доброе отношение, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей. Карточка №2 Тема недели: «Овощи» Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь» Цель:Учить понимать образное содержание и идею сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей. Развивать умение детей внимательно слушать литературные произведения. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Чтение Дж. Родари «Чиполлино». Цель:Познакомить с новым произведением; обнаруживать приём оживления; в сказке каждый овощ, фрукт автор наделил особой внешностью, характером; обсудить характеры героев; формировать личностные качества: честность, ответственность, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим людям. Воспитывать у детей интерес и любовь к сказкам. Чтение рассказа Л.Толстого «Косточка». Цель:Познакомить с рассказом Л.Толстого «Косточка». Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами. Чтение русcкой народной сказки «Вершки и корешки» Цель:Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы. Чтение стихотворения Я. Акима «Жадина». Цель:Учить детей внимательно слушать, предложить рассказать о поступках героев, дать им оценку, дать возможность ребятам высказаться о том, как поступил бы каждый из них. Карточка №3 Тема недели: «Фрукты» Чтение В. Сутеев «Мешок яблок» Цель:Расширять знания детей о современных сказках. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, о понятиях «народная» и «литературная» сказка. Развивать умение выслушать другого и прийти к общему мнению, решению. Л. Воронкова «Грушевое яблочко» Цель:показать многогранность творчества Л.Ф. Воронковой, на примере героев рассказов воспитывать у детей такие качества как товарищество, трудолюбие, уважение к старшим. Лев Николаевич Толстой «Старик и яблони» Цель:прививать любовь к русской литературе на примере произведений Л.Н.Толстого. Продолжить развивать интерес к личности писателя;развивать умение активно участвовать в обсуждении литературных произведений; А.С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…» Цель: закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина; воспитывать интерес к творчеству русского поэта. учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя; слушать и понимать заданный вопрос; учить выразительно рассказывать отрывки из сказок. Воспитывать любовь к книге; приобщать детей к словесному искусству. М. Исаковский «Вишня» Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством писателя, прочитать и проанализировать стихотворение, определить тему и идею стихотворения;развить умение и навыки выразительного и осознанного чтения стихотворного текста, словарный запас слов;воспитать интерес к творчеству писателя, привить любовь к природе. Карточка №4 Тема недели: «Сад. Огород. Ягоды» Рассказывание русской народной сказки «Мужик и медведь» Цель:Учить понимать образное содержание и идею сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей. Развивать умение детей внимательно слушать литературные произведения. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. Загадывание загадок про ягоды. Чтение Я. Тайц «По ягоды» Цель:знакомство с новым рассказом Я. М. Тайца «Поягоды». Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; продолжать работу недоразвитием речи, пополнять словарный запас. Прививать любовь и бережное отношение к природе, уважение и заботу к старшим. учить детей связной монологической речи; развивать внимание, память. М.Таяц «За ягодами» Цель:Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном; продолжать работу над развитием речи, пополнять словарный запас.Прививать любовь и бережное отношение к природе, уважение и заботу к старшим. Чтение русcкой народной сказки «Вершки и корешки» Цель:Познакомить детей со сказкой. Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Поощрять попытку высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос. Воспитывать культуру речевого общения: участвовать в беседе, выслушивая детей, уточнять их ответы. Чтение рассказа Л.Толстого «Косточка». Цель:Познакомить с рассказом Л.Толстого «Косточка». Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно- изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами. Карточка №5 Тема недели: «От куда хлеб пришел» В. Орлов «В каждом зернышке пшеницы» Цель: познакомить воспитанников с процессом выращивания и изготовления хлеба; ссельхозмашинами, помогающими хлеборобам выращивать хлеб. Формировать у воспитанников представления о хлебе, о его значении и трудоемкости при его производстве.Воспитывать бережное отношение к хлебу; прививать уважение к труду хлеборобов. Аким Я. «Пшеница» Цель:продолжать знакомить детей, что хлеб – ценнейший пищевой продукт, без которого не могут обходиться люди. закреплять знания о том, как много надо затратить труда, чтобы вырастить хлеб. воспитывать у детей бережное и уважительное отношение к хлебу и труду земледельцев развивать связную речь детей. Нина Самкова «О хлебе». Цель: Понять содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст. Уметь сравнивать характеры разных героев, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя. Константин Ушинский рассказ «Хлеб» Цель:Учить детей пересказывать текст последовательно, выразительно.Способствовать развитию связной речи, вниманию, памяти.Развивать выразительность речи, умение детей отвечать на вопросы воспитателя полным предложением. Активизировать и расширять словарь по теме «Хлеб».Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. М.Пришвин «Лисичкин хлеб» Цель: Познакомить детей с творчеством русского писателя М.М. Пришвина, расширять представления детей о лесных травянистых растениях, ягодах, грибах, воспитывать бережное отношение к природе. Карточка №6 Тема недели: «Дом, мебель» «Построим дом» Чтение К. Чуковский «Федорино горе» Цель: Закреплять умение детей понимать нравственный смысл прочитанного; мотивированно оценивать поступки героев. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Систематизировать знания о посуде. Воспитывать желание быть опрятным. Чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришел?» Цель:Обогащать знания детей о мебели, ее изготовлении. Продолжать учить эмоционально воспринимать образное содержание произведения, осмысливать его идею. Закреплять представления детей о жанровых особенностях литературных произведений. Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек». Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере. Чтение Р. Сеф «Совет» Цель:Совершенствовать умение активно участвовать в беседе по прочитанному. Закреплять навык правильной дикции: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Развивающие познавательные процессы и коммуникативные навыки.Воспитывать умение выслушивать высказывания товарищей. В. Осеев «Почему» Цель:формирование умения определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В.Осеевой «Почему? Карточка №7 Тема недели: «Одежда. Обувь. Головные уборы» Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» Цель: Учить детей понимать юмор, комичность ситуации, уточнить представления об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Чтение рассказа Н. Носова «Заплатка» Цель:Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить отвечать на вопросы по содержанию, вызывать желание послушать другие его произведения. Чтение рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» Цель:Дать представления о русском национальном костюме. Рассказать детям о выращивании и обработке льна, ткачестве. Чтение русской народной сказки «Как старуха нашла лапоть» Цель:познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание читать их. подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки. Л. Воронковой «Маша-растеряша» Цель: Формировать и развивать грамматический строй речи. Развивать связную речь, мышление. Подбирать слова по лексической теме в контексте предложения. Г.Х. Андерсен «Новое платье короля». Цель:Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством сказочника Г. Х. Андерсена.Воспитывать у детей интерес к художественной литературе.Учить детей понимать мораль сказки, выражать свое отношение к поступкам героев. Карточка №8 Тема недели: «Лиственные деревья. Грибы» Чтение П. Синявский «Грибная электричка» Цель: Формирование у детей представление о съедобных и несъедобных грибах. Сформировать понятие, что в пищу можно употреблять только съедобные грибы и после обработки. Чтение В. Катаев «Грибы» Цель: уточнять и пополнять знания о съедобных и несъедобных грибах;Учить детей рассказывать не торопясь, находить нужные слова, выражения говорить достаточно громко. Упражнять в правильном произношении всех звуков. 3акрепить умение составлять предложения из трех, четырех слов и делить слова на слоги. Чтение рассказа М. Пришвина «Этажи леса» Цель: Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета; обогащать речь фразеологизмами. Развивать умение замечатьвыразительно-изобразительные средства. Воспитывать экологическое мировоззрение, наблюдательность. Чтение рассказа К. Ушинского «Спор деревьев» Цель: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т. д.) Продолжать учить классифицировать растительный мир леса. Упражнять в определении породы деревьев по внешнему виду листьев. Подвести к пониманию важности разных пород деревьев в жизни животного мира и человек. М. Зощенко. «Великие путешественники» Цель:Развивать у детей способность слушать литературные произведения; учить отвечать на вопросы; обогащать словарный запас. Карточка №9 Тема недели: «Осень» чтение стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» Цель: Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина. заучивание «По дубочку постучишь…» рус. нар. песня Цель:познакомить детей с русским устным народным творчеством, продолжать учить детей запоминать короткие небылицы. Развивать память. А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина») Цель: Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина. М. Волошин. «Осенью» Цель:Продолжать знакомить детей с жанром стихотворения; помочь усвоить содержание стихотворения, учить отвечать на вопросы по содержанию. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой Цель: Развивать у детей способность слушать литературные произведения; учить отвечать на вопросы; обогащать словарный запас. В. Даль. «Старик-годовик» Цель:Продолжать знакомить с жанровыми особенностями сказки;формировать образность речи, понимание образных выражений; развивать творческие способности. Карточка №10 Тема недели: «Игрушки» Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Цель: Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главной героини, закреплять знания детей о жанровых особенностях сказки. Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать любовь к художественной литературе. Чтение Д. Родари «Волшебный барабан» Цель: Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения. Чтение рассказа Б. Житкова «Как я ловил человечков» Цель:Помочь детям вспомнить известные им рассказы, познакомить с рассказом Б. Житкова «Как я ловил человечков». Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства» Цель:Познакомить с творчеством В. Драгунского. Формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, оценивать поступки и действия героев. Чтение чешской сказки «Три золотых волоска Деда-Всеведа» в переводе с чешского Н. Аросьевой. Цель: Формировать у детей умение воспринимать образное содержание сказки; выделять выразительно-изобразительные средства, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своих впечатлениях, понравившихся героях, их лучших качествах. Карточка №11 Тема недели: «Домашние животные» Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель». Цель: Учить детей понимать содержание произведения. Развивать интерес и любовь к поэзии, чувство юмора. Чтение рассказа К. Паустовского «Кот ворюга» Цель: Познакомить детей с рассказом. Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать характер произведения и взаимосвязь описанного с реальностью. Развивать связную речь детей. Воспитывать внимательное отношение к ответам других детей. Чтение В. Левин «Сундук» Цель:Познакомить детей новым стихотворением В. Левина «Сундук». Учить замечать образные слова и выражения. Развивать поэтический слух, эмоциональный отклик на произведение. Воспитывать интерес к художественному слову. Чтение «Как собака друга искала» Мордовская сказка Цель:формирование у детей интереса к чтению через знакомство с мордовской народной сказкой «Как собака друга искала». Способствовать формированию умения слушать и передавать содержание текста, устанавливать простые причинные связи в сюжете произведения. Чтение стихотворения А. Фета «Кот поет, глаза прищурив». Цель:Учить детей выразительно декламировать стихотворение, выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом, подбирать соответствующие содержанию средства выразительности речи. Развивать интерес к чтению. Карточка №12 Тема недели: «Животные жарких стран» Л. Толстой «Лев и собачка» Цель: Учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрытию содержания. Обогащать словарь детей эпитетами, сравнениями. Е. Чарушин «Слон» Цель:Продолжать развивать интерес к художественной литературе;Формировать умение едино воспринимать текст, содержание и формы;Учить детей элементарному анализу литературного произведения;Помогать почувствовать красоту и выразительность произведения; развитие диалогической речи: отвечать на поставленные вопросы полными предложениями; Е. Чарушин «Мартышка» Цель: Дать представление детям о жанре рассказа.Учить понимать тему и содержание рассказа.Закреплять умение использовать сравнения, подбирать определения, синонимы к заданному слову.Развивать интерес к информации, которую несет текст.Воспитывать любовь к животным. М. Московина «Что случилось с крокодилом» Цель:Познакомить с новым произведением, М. Москвина «Что случилось с Крокодилом». Развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся.Научить сравнивать художественную и научную литературу путём исследования.Воспитывать интерес и желание узнавать и постигать новое. Р. Киплинга «Слонёнок» Цель:познакомить со сказкой, учить осмысливать содержание сказки; развивать умение детей с помощью мимики и жестов, пантомимики, интонации создавать выразительные образы; формировать оценочное отношение к героям сказки, учить оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения. Карточка №13 Тема недели: «Семья» Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка» Цель: Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам сказки. Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» Цель:Приобщать детей к поэзии. Продолжать учить детей выразительно читать наизусть стихотворение о маме. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения; Чтение сказки «Златовласа» Цель:Учить детей внимательно слушать, запоминать последовательность действий, рассказывать о развитии сюжета. Чтение М. Цветаева «У кроватки» Цель: Познакомить с жизнью и творчеством поэтессы М. И. Цветаевой. Воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества, размышлять над его содержанием. Чтение «Как братья отцовский клад нашли» Цель:закрепить представления о родственных отношениях. Подвести детей к пониманию доброты, как основы взаимоотношений между людьми, человек узнается по его делам. Чтение английской народной песенки «Старушка» в переводе С. Маршака. Цель: Учить детей отслеживать свое эмоциональное состояние, его изменения, вызванные произведением, рассказывать о том, понравилось ли стихотворение. Карточка №14 Тема недели: «Дикие животные» Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки» Цель: Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой "Заяц-хвастун" (в обработке О. Капицы) и присказкой "Начинаются наши сказки… Чтение стихотворения Саши Черного «Волк». Цель: Учить детей внимательно слушать, понимать выразительные средства языка, образные выражения; обогащать словарный запас детей. Рассказывание словацкой сказки «У солнышка в гостях». Цель: Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать интерес к сказкам разных народов. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Кто как зимует». Цель:Учить внимательно, слушать произведение. Учить понимать содержание произведения. Продолжать учить беседовать по содержанию произведения. Развитие навыков связной речи. Рассказывание сказки П. Бажова «Серебряное копытце» Цель: Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». Учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас, развивать внимание, воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых. Карточка №15 Тема недели: «Посуда» К. Чуковский «Федоренко горе» «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр» Цель:Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение. Бр. Гримм «Горшок каши» развивать предугадывание содержания произведения, развитие воображения и фантазии; подвести детей к пониманию пользы каши, а также к ознакомлению с алгоритмом приготовления каши. закрепить умения называть и различать названия круп. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы; формировать связную речь детей; Рассказывание сказки «Лиса и кувшин» Цель:Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки. Карточка №16 Тема недели: «Зимующие птицы» Л. Кламбоцкая. «Зимующие птицы». Цель:формирование знаний о зимующих птицах их отличительных особенностях, развивать отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, птицам, желание помогать им, заботиться о них. Чтение басни «Ворона и лисица» Цель:Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни, учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделять мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста. Чтение В. Бианки «Сова» Цель: Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко». Цель:Учить детей внимательно слушать, понимать характеры героев, устанавливать связь описываемого события с реальностью; отвечать на вопросы по содержанию. Тема недели:«Зима. Зимние забавы» Чтение стихотворений С. Есенина «Береза». Цель: Учить вслушиваться в ритм и мелодику стихотворения, видеть красоту русской природы, передаваемую автором художественным словом. Учить чувствовать и воспроизводить образный язык стихотворения. Чтение рассказа Константин Ушинский «Проказы старухи-зимы». Цель: Познакомить детей с новым произведением о зиме; выявить и обобщить знания детей о зиме, о признаках зимы. Развивать устную речь, внимание, мышление, память. Карточка №17 Тема недели: «Зима. Зимние забавы» Заучивание потешки «Ты мороз, мороз, мороз» в обработке И. Карнауховой. Цель: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Помочь запомнить потеку, учить рассказывать ее, используя соответствующие содержанию средства выразительности. Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер». Цель: Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение. Прививать любовь к поэтическому слову, развивать воображение. С. Маршака. «12 месяцев» Цель: Познакомить со словацкой сказкой в обработке С. Маршака. Уточнить и закрепить знания детей о месяцах года. Чтение стихотворений о зиме Цель: Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. Разучивание стихотворения И.Черницкая «Пришла зима» Цель: Развивать устную речь, формировать умение анализировать признаки зимы. учить детей выразительно рассказывать стихотворения.
Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет» Цель: Познакомить детей с новым рассказом оживив в памяти детей их собственное впечатление от обильного снегопада, поддерживать интерес к книге. Карточка №18 Тема недели:«Хвойные деревья» Чтение стихотворения Э. Мошковская.«Елка» Цели: продолжать приобщать детей к отечественной детской художественной литературе. Формировать умение отвечать на вопросы педагога. Чтение и разгадывание загадок о зиме. Цели: побуждать детей отвечать на вопросы, закрепить умение разгадывать загадки. Пересказ рассказа Н. Калинина «Про снежный колобок». Цель: Учить детей близко к тексту рассказывать короткие рассказы интонационно выразительно. Формировать навык перевода косвенной речи в прямую речь. Развивать познавательные интересы детей. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня». Цель:Приобщать детей к поэзии. Помогать запоминать и выразительно читать стихотворения. Развивать память, артистические способности. Чтение стихотворения Саши Чёрного «На коньках». «Зимние забавы». Цель:Учить детей слушать внимательно, чувствовать настроение героя. Развивать образное мышление, связную речь. Карточка №19 Тема недели: «Как зимуют наши звери». Чтение сказки «Зимовье зверей». Цели: развивать память, внимание; воспитывать любовь к сказкам. Чтение сказки «Лиса и петух». Цели: воспитывать умение внимательно слушать. Запоминать прочитанное произведение. Чтение сказки «Заяц и ёж». Цели: развивать память, слуховое внимание; воспитывать любовь кживотным. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Кто как зимует». Цель:Учить внимательно, слушать произведение. Учить понимать содержание произведения. Продолжать учить беседовать по содержанию произведения. Развитие навыков связной речи. Карточка №20 Тема недели: «Наш город» Чтение рассказа С.А. Баруздина «Страна, где мы живем» Цель: Учить детей внимательно и заинтересованно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию. Закреплять умение запоминать последовательность развития сюжета. Воспитывать любовь к Родине, своему городу, окружающим людям. Чтение стихов Истринских поэтов о родном крае, городе. Цель: Развивать устную речь, формировать умение анализировать признаки осени, способствовать развитию творческих способностей детей, воспитывать любовь к родной природе Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря, океаны». Цель: Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить отвечать на вопросы по тексту. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать любовь к Родине. Чтение В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок» Цель: Продолжать знакомить детей с рассказами В. Драгунского, помочь понять характеры и поведение героев, вызвать эмоциональный отклик. Уточнить, что такое рассказ; познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. Б. Житков «В Москве на улицах». Цели: продолжать знакомить детей с произведениями известных детских писателей; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать любовь к столице нашей Родины. Карточка №21 Тема недели: «Транспорт» Чтение рассказа Е. Ильина «Машины на нашей улице» Цель: Учить детей осмысливать содержание прочитанного, понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки. Развивать навыки пересказа литературного текста. Воспитывать безопасное поведение на улицах города. Чтение голландской песенки «Счастливого пути!» в обработке И. Токмаковой. Цель: Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль, подбирать рифму. Разгадывание загадок про транспорт. Цель: Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Чтение Чиарди «О том, у кого три глаза» Цель: Средствами художественной литературы различного жанра знакомить детей с доступного их понимания эмоциональными переживаниями, поступками и проблемами людей. Чтение Сказки Н. Павловой «На машине». Цели: побуждать детей эмоционально воспринимать образные выражения литературного произведения, понимать смысловое значение содержание рассказа; формировать умение детей описывать различные свойства предметов. Формировать нравственные понятия: дружба, друзья, взаимовыручка. Карточка №22 Тема недели: «Рыбы» «Первая рыбка» Е. Пермяк.
Чтение и заучивание песенки «Дед хотел уху сварить…»?
её наизусть, развивать чувство ритма, закрепить знания о речных рыбах, способах ловли рыбы (удочкой, сетями). Сказка «По щучьему велению». Цели: развивать умение детей слушать большие по объему литературные произведения; продолжать знакомить детей с особенностями живой природы Разучивание стихов, загадок о рыбах.
Карточка №23 Тема недели: «Зима. Зимние забавы» Чтение рассказа «Ёлка» М.М. Зощенко Цель: познакомить с новым рассказом, найти главных героев, дать характеристику героям через их поступки; вызвать желание совершать хорошие поступки, стремление к доброму отношению к окружающим людям. Заучивание стихотворений о Новом годе. Цель: Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников. Чтение русской народной сказки «Морозко». Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним. Чтение глав из повести-сказки О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга». Цель: Учить детей различать сказочные события и реальные, предполагать, как они поступили бы в той или иной ситуации на месте героев сказки. Чтение «Снежная королева» Цель: познакомить учащихся со сказкой «Снежная королева», развивать интерес учащихся к чтению сказок Г.Х. Андерсена, к зарубежным сказкам, воспитывать любовь к чтению. Карточка №24 Тема недели: «Наша Армия» Рассказывание русской народной сказки «Никита-Кожемяка». Цель: Познакомить со сказкой, помочь оценить поступки героев. Формировать у детей умение выделять в тексте средства выразительности, понимать цель их использования. Развивать внимание, воображение. Чтение глав из повести А. Гайдара «Чук и Гек». Цель: Формировать у детей умение внимательно слушать, высказывать свое мнение о характере и поступках героев; учить детей рассказывать об эмоциях, вызванных повестью. Чтение стихотворений об армии. Цель: Расширять представления детей об армии, об особенностях военной службы. Воспитывать чувство гордости из армии своей страны. Воспитывать интерес к воинам Российской армии, уважение к ним. Чтение стихотворения Т. Бокова. 23 февраля- День Армейской славы! Цель: Формировать чувство патриотизма, любви к Родине, правильное восприятие понятия назначении и роли мальчиков как защитников своего Отечества. Воспитывать у мальчиков стремление стать сильными, отважными, ловкими. Способствовать поднятию престижа армии. Чтение стихотворения «Пограничники» С.Я.Маршак Цель: познакомить детей с новым стихотворением – о пограничниках, воинах, охраняющих нашу Родину. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к воинам Российской армии, уважение к ним. Карточка №25 Тема недели: «Мамин праздник» Заучивание стихотворения Г. Виеру «Мамин день» Цель: Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. Развивать слуховую память. Воспитывать чуткость к художественному слову, желание с помощью стихотворения сделать приятное маме. Чтение «Легенда о матерях» Иван Федорович Панькин Цель: Научить видеть любовь матери к детям. Учить формировать главную мысль произведения. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, уважение к женщине - матери, бережное отношение к ней. Чтение стихотворения «Мамин день» Г.Виеру Цель: познакомить детей с новым стихотворением. Формировать умение детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Чтение рассказа Н. Калининой «Мамина чашка». Цели: формировать умение детей передавать содержание небольшого по объему литературного произведения; формировать умение задавать вопросы к тексту произведения и отвечать на вопросы, логически правильно выстраивая ответ; развивать слуховую память. С Капутикян «Моя бабушка». Карточка №26 Тема недели: «Весна». Заучивание стихотворенья Н. Белоусова «Весенняя гостья» Цель: Помочь запомнить и выразительно читать одно из стихотворений Учить подбирать эпитеты, сравнения для образного описания весенней природы. Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха». Цель: Учить детей декламировать стихотворение, выбирать средства выразительности в соответствии с содержанием произведения и передаваемым им настроением. Учить подбирать эпитеты, сравнения для образного описания весенней природы. Чтение песенки «Грачи-кирпичи..» В. Бианки Три весны». Цель: познакомить детей с русским устным народным творчеством, продолжать учить детей запоминать короткие небылицы. Развивать память, совершенствовать отчетливое произнесение слов, интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и уважение к русским народным праздникам, традициям. Чтение сказок Э. Шима «Солнце, мороз, ветер», «Камень, ручей, сосулька и солнце». Цель: Познакомить детей с новыми сказками, учить понимать смысл произведения, образные выражения в тексте. Закреплять умение точно отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать интерес к сказкам и любовь к природе. Карточка №27 Тема недели: «Продукты питания». В. Осеева «Печенье» Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, запоминать последовательность развития сюжета; Чтение А.Усачев. Пудинг. Цель: развивать умение выслушивать ответы других детей (взрослых); воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта; учить фантазировать и мечтать. Чтение рассказа Л.И. Смирновой «Что вкуснее?» Цель: Научить детей внимательно слушать и понимать, о чём говорится в данном произведении. Формировать мотив, потребность в диалогической речи. Развивать умение правильно интонационно оформлять высказывания. Чтение А. Рождественской «Молоко» Цель: Упражнять в словообразовании относительных прилагательных. Воспитывать чувство доброжелательности друг к другу. Воспитывать интерес к художественной литературе. Чтение Братья Гримм «Горшок каши» Цель: Продолжать учить отвечать на поставленные вопросы полными и краткими ответами. Закреплять, уточнять и активизировать предметный словарь, словарь признаков по пройденным темам. Карточка №28 Тема недели: «Домашние птицы». Рассказывание сказки В.Сутеева «Цыплёнок и утёнок». Цели: помочь детям правильно осмыслить содержание сказки; учить сопереживать героям и давать оценку их поступкам; расширять представления детей о домашних птицах; обогащать словарь детей глагольной лексикой; Чтение Г. Х. Андерсон «Гадкий утенок». Цель: Уточнение представления детей о домашних птицах. Совершенствовать умения образовывать существительные в единственном и множественном числе, согласовывать числительные с существительными; Чтение В. Осеева «Добрая хозяюшка» Цель: Отрабатывать умение употреблять в речи простые предлоги, способы словообразования и употребления глаголов с различными приставками; Отгадывание загадок про домашних птиц Цель: обогащать словарный запас, умение четко отвечать на поставленные вопросы, используя в ответах определения, характеризующие внешние признаки тех или иных домашних птиц; Чтение рассказа Чарушина «Курочка» Цель: учит понимать содержание литературных произведений, осваивать формы монологической речи. Формировать умения высказываться. Карточка №29 Тема недели: «Правило поведения». С. Маршака «Пожар» Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на услышанное художественное произведение. Познакомить со стихотворением С. Маршака. Чтение рассказа А. В. Сухомлинского «Как ежиха приласкала своих детей» Цель: Научить детей внимательно слушать и понимать, о чём говорится в данном произведении. Формировать мотив, потребность в диалогической речи. Заучивания стихотворения А. Барто «Спасибо», «Как Вовка стал взрослым» Цель: Учить детей понимать содержание произведения. Развивать интерес и любовь к поэзии. Чтение В. Осеевой «Хорошее», «Волшебное слово» Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, запоминать последовательность развития сюжета Карточка №30 Тема недели: «Перелетные птицы». Чтение китайской сказки «Жёлтый аист» Цель: Продолжать знакомить детей со сказками народов мира; дать представления о той стране, где создавалась и бытовала сказка; учить ребят вдумываться в нравственный смысл Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка» Цель: развитие интереса к слушанию литературного произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка "Серая Шейка". Способствовать установлению связи в содержании произведения; побуждать к проявлению постоянного общения с книгой. Чтение стихотворения Е. Благинина «Улетают, улетели» Цель: вызвать у детей эмоциональный отклик на услышанное художественное произведение Л.Н. Толстой «Лебеди» Цель: продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом. Развивать логическое внимание, память, мышление Чтение Г.Х. Андерсон «Гадкий утенок» Цель: Учить пересказывать короткую знакомую сказку, инсценировать, используя слова и фразы из текста. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать заботливое и внимательное отношение к домашним птицам. Карточка №31 Тема недели: «Космос». Чтение рассказа Л. Обуховой «Вижу землю» Цель: Продолжать учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, запоминать последовательность развития сюжета. Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, учить фантазировать и мечтать. Чтение стихотворение М. Ф. Реброва «Дом в космосе» Цель: Формировать знание детей старшего дошкольного возраста об особенностях космоса. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, учить фантазировать и мечтать. Чтение рассказа «Первый в космосе» В. Бороздин. Цель: развитие интереса к слушанию литературного произведения и отвечать на вопросы по содержанию, запоминать последовательность развития сюжета; Вызвать интерес у детей к космосу.
Чтение П.Клушанцев. «О чем рассказал телескоп» Цель: Развивать умение выслушивать ответы товарищей. Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта, учить фантазировать и мечтать. Чтение Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом». Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность Карточка №32 Тема недели: «Цветы» Чтение произведения А. Блока «После грозы». Цель: Закрепить знания детей об изменениях в природе в весеннее время; вызвать желание выражать свои впечатления в образном слове. Чтение Е. Серова «Лужайка», «Ах вы цветики, цветочки». Цель: создание условий для обучения слушать новое произведение внимательно и отвечать на вопросы. Чтение В. Орлов «Как появились ромашки», «Цветок». Цель: Вызвать у детей чувство любования, восторга перед красотой родной природы, желание выразить в слове свои переживания и впечатления; учить эмоционально воспринимать образное содержание художественных текстов. Заучивание стихотворения З.Александров «Одуванчик» Цель: продолжать учить детей запоминать короткие стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию строками из стихотворения. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать эстетические чувства, любовь к поэзии. Карточка №33 Тема недели: «Насекомые» Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» Цель: Продолжать знакомить детей с баснями, с их жанровыми особенностями; подвести к пониманию идеи, смысла пословиц о труде. Развивать умение детей осмысливать аллегорию басни, оценивать характер персонажей. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни. Чтение Д. Мамина-Сибиряка «Лесная сказка». Цель: Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о лесе, его обитателях. Формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы. Чтение заклички «Божья коровка». Цель: Познакомить детей с понятием «закличка», пояснить, для чего они нужны, как используются. Помочь запомнить и с выражением рассказать закличку. Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Цель: Предложить детям узнать персонажей этого произведения на иллюстрациях, предположить о ком и о чем они рассказывают. По ходу чтения сказки просить ребят пофантазировать о том, что произойдет дальше, предположить, как лучше Муравьишке обратиться с просьбой, какие вежливые слова сказать. Чтение произведения Д. Мамин- Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост» Цель: продолжать учить детей слушать большую по объему сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения. Развивать внимание, интерес к информации, которую несет текст. Карточка №34 Тема недели: «День Победы» «Заучивание стихотворения ко Дню Победы» Цель: Учить детей выразительно осмысленно читать наизусть стихотворение. Продолжать развивать память поэтический слух. Воспитывать чуткость к художественному слову. Воспитывать чувство патриотизма. Чтение рассказа А. Твардовский «Рассказ танкиста» Цель: Расширять знания детей о защитниках Отечества; уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов; развивать воображение, поэтический вкус; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину. Чтение произведения «О мальчике Тишке и отряде немцев» Цель: знакомить детей с событиями, происходившими в годы Великой Отечественной войны. Учить поддерживать разговор по теме, отвечать на вопросы и задавать их. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать любовь к Родине. Заучивания стихотворения А. Усачев «День Победы» Цель: познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания. Развивать память, внимание, интонационную выразительность речи. Карточка №35 Тема недели: «Труд взрослых. Профессии» Чтение Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Цель: Расширять представления детей о профессиях взрослых, значимости их труда. Продолжать учить замечать в тексте выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию его содержания. Развивать внимание, усидчивость. Воспитывать умение слушать. Чтение Б. Заходера «Стихи о профессиях». Цель: Учить детей осмысливать идею стихотворений, углублять понимание значимости различных профессий. Побеседовать о профессиях, известных детям. Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит». Цель: Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его содержание, отвечать на вопросы по тексту, давать оценку поступкам героев Чтение произведения Г. Ладонщикова «Цирк». Цель: Познакомить детей с произведением, побеседовать о цирке и цирковых профессиях, рассмотреть иллюстрации к книге. Обогащать словарь, расширять кругозор. Чтение произведения С. Михалков «Дядя Степа» С.Михалков Цель: познакомить детей с новым произведением, учить характеризовать поступки героя. Продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать внимание, мышление, память, познавательные интересы. Карточка №36 Тема недели: «Сказки» Знакомство с малыми фольклорными формами Цель: Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками, скороговорками. Учить воспроизводить образные выражения, понимать переносное значение слов и словосочетаний. Развивать умение придумывать загадки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству. Чтение глав из сказки Т. Янсона «Шляпа волшебника» в переводе В. Смирнова. Цель: Познакомить детей с новым произведением детской зарубежной классики, вызвать желание узнать о дальнейших приключениях героев и прочитать всю сказку. Заучивание стихотворения В. Орлова «Летит корабль» В.Орлов Цель: дать представление о том, что растениям для роста нужна, земля, вода, свет и тепло. Развивать мышление, наблюдательность, умение высказывать свои предположения в простых предложениях. Чтение сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». Цель: Систематизировать и углубить знания детей о русском устном народном творчестве: о сказках, потешках, песенках, пословицах, о жанровых, композиционных и национальных языковых особенностях русской сказки. Чтение басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука» Цель: Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка, уточнить представления о жанровых особенностях басни. Карточка №37 Тема недели: «Вода» Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Цель: Продолжать знакомство с творчеством поэта; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, учить детей осуждать жадность как человеческое качество, но не самого человека, показать детям, что отрицательные качества вредят в первую очередь им самим, учить сопереживать и сочувствовать героям; Чтение Е. Пермяк «Первая рыбка» Цель: обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; расширять и активизировать словарь по теме; развивать у детей умение грамматически правильно строить свое высказывание; воспитывать самоконтроль за речью. Чтение Снегерёв «К морю» Цель: Продолжать знакомить с рассказом Г. Снегирева «Пингвиний пляж»; учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих впечатлениях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Норвежская народная сказка «Почему вода соленая». Цель: Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Воспитывать интерес к сказкам разных народов. Чтение С. Сахарнов «Кто в море живёт?». Цель: обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту и по плану; расширять и активизировать словарь по теме;Развивать мышление, наблюдательность, умение высказывать свои предположения в простых предложениях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека конспектов занятий по чтению художественной литературы в старшей группе
Картотека конспектов занятий по чтению художественной литературы в старшей группе...
Картотека игр по художественной литературе в старшей группе
Картотека игр по художественной литературе в старшей группе ....
Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников в соответствии с ФГОС»
Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников....
Картотека художественной литературы в старшей группе
Ознакомление с миром природы, ИЗО деятельность,музо и др....
Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему «Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников в соответствии с ФГОС»
Способствовать развитию интереса к художественно- эстетическому творчеству....