Познание и природоведческая литература
статья по художественной литературе
Уважаемые коллеги, в этой статье я высказала свои мысли о современности, о возможностях развития познавательного интереса дошкольников при знакомстве с произведениями природоведческой литературы. Надеюсь, что среди вас найдутся единомышленники, для которых мои размышления окажутся полезными и интересными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznanie_i_prirodovedcheskaya_literatura.docx | 14.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЗНАНИЕ И ПРИРОДОВЕДЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Леонова Наталья Константиновна
Моё детство и юность размеренно и относительно спокойно протекали в прошлом, двадцатом веке. Тогда ещё не было всемирной паутины, гаджетов, огромного количества людей и автомобилей в городе.
Дети много времени проводили во дворе, общаясь друг с другом, взаимодействуя с природой. Растения были вовлечены в нашу игровую деятельность: куколки из одуванчиков, яркие ноготки из лепестков луговой герани, домики в кустах, всевозможные блюда из листьев, трав, камушков, песка и воды. Дворы и парки утопали в зелени.
Возвращаясь домой из детского сада с мамой или бабушкой, я могла узнать названия растений, встречавшихся на нашем пути, названия птиц и насекомых, пролетавших или пробегавших рядом.
Летом, выезжая к родным в деревню, многие погружались в настоящее буйство природы – различные цвета, формы, запахи, звуки.
Всё это вызывало неподдельный интерес. Происходило близкое знакомство с флорой и фауной не на картинке, а вживую. Всё можно было потрогать, понюхать, рассмотреть, услышать. А взрослые, которые ещё не разорвали тонкую, живую нить связи с природой, охотно делились своими знаниями и опытом.
Из детства, юности, рассказов взрослых выросло тёплое, человеческое отношение к природе, она стала частью личности, неотъемлемым условием существования. И до сих пор общение с природой успокаивает, приносит радость, гармонию в душевное состояние.
К сожалению, сейчас многое изменилось в нашем мире. Городских обитателей стало больше, скорость жизни увеличилась, интересы изменились. Часто виртуальная реальность стала замещать настоящую. Компьютерная игра заменила дворовые игры, виртуальный огород и ферма – настоящие.
Часто у родителей, бабушек и дедушек не хватает времени и возможностей для познания мира природы и передачи своих мыслей, переживаний, знаний подрастающему поколению.
А ведь очень хочется сохранить интерес и доброе отношение детей к природе; способность не только брать от природы всё необходимое для существования, но и сохранять, приумножать богатства окружающего мира, частью которого мы являемся.
И огромные возможности для этого предоставляет природоведческая литература. В ней сохранён и передан грядущим поколениям опыт разнообразных отношений с миром природы, интересные наблюдения, мысли многих людей о том, что и кто нас окружает. В литературе человек пытается оценить, переосмыслить свои и чужие поступки, посмотреть на мир глазами братьев наших меньших, прикоснуться к глубоким чувствам, затаённым в нашей душе, создать ощущение единства, взаимопроникновения всего живого.
И, мне кажется, что знакомясь с рассказами, сказками, повестями, героями которых являются животные и растения, со страниц которых на нас падают дождинки, снежинки, накатывают волны, песчаные бури и многое-многое другое, маленький человечек узнаёт много нового, интересного и развивает интерес к познанию неизведанного.
Благодаря услышанному, прочитанному, у него возникает множество вопросов, которые являются толчком для дальнейшего познавательного и нравственного развития.
Ребёнок задаёт вопросы, а задача взрослого помочь ему, поддержать интерес, совместно придумать способы разрешения возникших трудностей.
И здесь всё в наших руках: опыты, наблюдение, всевозможные проекты.
Чтение природоведческой литературы – это путь, позволяющий вырастить новых исследователей, путешественников, созидателей окружающего мира, его помощников, а не разрушителей и пассивных пользователей.
И всемирная сеть может стать нашим помощником и союзником. Всё многообразие мировой литературы, весь опыт путешественников исследователей и обычных любознательных людей перед нами. И в наших руках превращение ручейка из вопросов «кто?», «что?» и «почему?» в большую и полноводную реку познания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование природоведческой литературы в работе с детьми дошкольного возраста.
Для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эстетического и эмоционального отклика на ее объекты в системе экологической работы с детьми используют детскую природоведческую книгу. Детская ...
Природоведческая литература как средство развития интереса к живой природе у детей старшего дошкольного возраста
Природоведческая литература для детей появилась поздно. В конце XVIII в. журнал Н. И. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» первым стал публиковать очерки о природных явлениях и даже с...
Природоведческая литература как средство экологического воспитания дошкольников
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, воспитывается гуманное отношение к природ...
Ознакомление детей с природоведческой литературой
Детская природоведческая литература является важным звеном в системе экологического образования и воспитания дошкольников, так как она:· Воспитывает у детей г...
Использование художественной природоведческой литературы в экологическом образовании дошкольника
Использование художественной природоведческой литературыв экологическом образовании дошкольника...
Конспект чтения природоведческой литературы в подготовительной к школе группе. Тема: Животные в неволе. В.Чаплина «Питомцы зоопарка».
формирование представления у детей о природоведческой литературе...
Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию детей дошкольного возраста посредством природоведческой литературы.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников посредством природоведческой литературы является одной из составных частей работы дошкольного учреждения.Только опираясь на семью, только ...