Анализ текста сказки "Теплый хлеб"
материал по художественной литературе (подготовительная группа)
Материал для занятия по ознакомлению с художественной литературой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_teksta_skazki_k.g._paustovskogo_teplyy_hleb.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ текста литературной сказки Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб»
Константин Георгиевич Паустовский мечтал стать писателем. Он сменил много профессий: был вагоновожатым, санитаром, рыбаком на Азовском море, репортером в газете. Во времена Великой Отечественной войны стал военным журналистом.
После войны писал произведения для взрослых, а для детей рассказы и сказки о животных и природе.
Свое мнение
Сказка Паустовского «Теплый хлеб» мне нравится потому, что учит милосердию и состраданию, не быть равнодушным, помнить о том, что всегда можно исправить свои поступки, главное, осознать и понять, раскаяться, и попросить прощения.
Краткое содержание и части рассказа.
Однажды в деревне Бережки появился раненый конь, его оставили кавалеристы. Мельник Панкрат выходил коня и с его помощью начал чинит плотину. Кормить коня Панкрату было нечем, и конь стал ходить по деревне и выпрашивать еду. Жители коня жалели и делились кто чем мог.
Как-то раз конь постучал в калитку к Фильке по прозвищу «Ну тебя!». Мальчика так прозвали в деревне за то, что он ничему не верил и ни с кем не играл. Филька подошел к калитке, и неожиданно со всего размаха ударил доверчивого коня по губам. Затем зло обругал его, и бросил кусок хлеба прямо в снег.
У коня скатилась слеза, он жалобно заржал и ушел, и в тот же миг началась сильная метель, а ночью ударил страшный мороз, сковав речку до самого дна. Замерзли даже колодцы, и жителей деревни ожидала верная смерть – лед сковал водяную мельницу, и невозможно было смолоть муку.
Бабка Фильки рассказала, что сто лет назад случился такой же лютый мороз. А причиной тому оказалась людская злоба. Когда мимо деревни проходил безногий солдат, он попросил хлеба, но жадный хозяин кинул ему на землю заплесневелую краюху. Свистнул тогда солдат, и ударил лютый мороз. Бабка решила, что, видимо, и теперь в деревне завелся такой же злой человек.
Ночью Филька отправился к Панкрату и во всем признался. Тот дал мальчику час, чтобы он нашел способ, как спасти деревню от верной смерти. Филька решил собрать всех мальчишек и вручную выдолбить лед у мельницы, чтобы заработала плотина. Ранним утром у реки собрались жители деревни, которые принялись жечь костры да рубить лед. В ходе работы никто и не заметил, как потянуло теплым ветром, и с крыш весело закапала вода под ярким солнцем. К вечеру возле мельницы образовалась большая полынья, и Панкрат приступил к работе. Теперь все хозяйки Бережков были обеспечены мукой, и повсюду стоял чудесный аромат свежеиспеченного хлеба. Утром Филька пришел к коню с большой краюхой, и помирился с ним.
Главный герой
- Филька «Да ну тебя» - молчаливы, недоверчивый, неласковый, злой, жадный, равнодушный к чужому горю
- Панкрат – старый мельник, добрый, умный, мудрый.
- Конь – вороной, пострадавший в бою.
Словарная работа
Кавалерия –конное войско, кавалерист. В ВОВ кавалерия тоже принимала участие. В кавалерии солдат и конь были единым целым.
Вороной- черный, как ворон, цвета воронова крыла.
«христарадники» - так называли людей, просивших милостыню Христа ради, то есть взывая к милосердию.
Вопросы:
- Назовите героев.
- Почему оставили коня?
- Кто взял к себе коня? Почему?
- Какой мельник Панкрат?
- Какие его поступки показывают, что он добрый?
- Что помогал Панкрату делать конь?
- Зачем Панкрат чинил плотину?
- Что случится, если мельница не заработает?
- Почему конь начал побираться?
- Как жители деревни относились к коню?
- За что Фильку в деревне называют «Да ну тебя»?
- Как одним, словом сказать, какой Филька?
- По каким поступкам мы это видим?
- Почему в деревне разыгралась сильная метель?
- Что сказочного произошло в этом произведении?
- Может по нашему желанию измениться погода, выглянуть солнце или пойти дождь?
- Кто вам больше нравится из героев?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ТЕКСТА
опыт работы по ознакомлению детей с художественной литературой...
Презентация + текст "Праздник хлеба"
Сказка создана мной для старших детей, в ней описывается путь хлеба- от зернышка до буханки, в наши дни и в старину. Иллюстрации и текст- авторские.Смотри презентацию "Праздник хлеба"...
Анализ текста примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования « От рождения до школы».
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегра...
Выступление из опыта работы на съезде деффектологов "Освоение детьми способов анализа текстов сказочного содержания как путь к социальной адаптации детей с ОВЗ"
В докладе рассматриваются возможности ТРИЗ - педагогики в интеграции с инклюзивным образованием детей с особыми возможностями. Включение технологии ТРИЗ в коррекционную р...
НОД открытого занятия по речевому развитию "Сравнительный анализ текста. Медведь"
НОД открытого занятия по речевому развитию в средней группе "Сравнительный анализ текста. Медведь"...
Анализ текста русской народной сказки _Снегурочка_
Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы с дошкольниками по детской литературе. Ничто, как анализ, не учит так вдумываться, вглядываться в текст, не только читать...
Анализ текста авторской сказки "Серая Шейка"
Материал для подготовки а занятию по художественной литературе...