Анализ текста сказки "Теплый хлеб"
материал по художественной литературе (подготовительная группа)

Захарова Ольга Николаевна

Материал для занятия по ознакомлению с художественной литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_teksta_skazki_k.g._paustovskogo_teplyy_hleb.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ текста литературной сказки Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб»

Константин Георгиевич Паустовский мечтал стать писателем. Он сменил много профессий: был вагоновожатым, санитаром, рыбаком на Азовском море, репортером в газете. Во времена Великой Отечественной войны стал военным журналистом.

После войны писал произведения для взрослых, а для детей рассказы и сказки о животных и природе.

Свое мнение

Сказка Паустовского «Теплый хлеб» мне нравится потому, что учит милосердию и состраданию, не быть равнодушным, помнить о том, что всегда можно исправить свои поступки, главное, осознать и понять, раскаяться, и попросить прощения.

Краткое содержание и части рассказа.

Однажды в деревне Бережки появился раненый конь, его оставили кавалеристы. Мельник Панкрат выходил коня и с его помощью начал чинит плотину. Кормить коня Панкрату было нечем, и конь стал ходить по деревне и выпрашивать еду. Жители коня жалели и делились кто чем мог.

Как-то раз конь постучал в калитку к Фильке по прозвищу «Ну тебя!». Мальчика так прозвали в деревне за то, что он ничему не верил и ни с кем не играл. Филька подошел к калитке, и неожиданно со всего размаха ударил доверчивого коня по губам. Затем зло обругал его, и бросил кусок хлеба прямо в снег.

У коня скатилась слеза, он жалобно заржал и ушел, и в тот же миг началась сильная метель, а ночью ударил страшный мороз, сковав речку до самого дна. Замерзли даже колодцы, и жителей деревни ожидала верная смерть – лед сковал водяную мельницу, и невозможно было смолоть муку.

Бабка Фильки рассказала, что сто лет назад случился такой же лютый мороз. А причиной тому оказалась людская злоба. Когда мимо деревни проходил безногий солдат, он попросил хлеба, но жадный хозяин кинул ему на землю заплесневелую краюху. Свистнул тогда солдат, и ударил лютый мороз. Бабка решила, что, видимо, и теперь в деревне завелся такой же злой человек.

Ночью Филька отправился к Панкрату и во всем признался. Тот дал мальчику час, чтобы он нашел способ, как спасти деревню от верной смерти. Филька решил собрать всех мальчишек и вручную выдолбить лед у мельницы, чтобы заработала плотина. Ранним утром у реки собрались жители деревни, которые принялись жечь костры да рубить лед. В ходе работы никто и не заметил, как потянуло теплым ветром, и с крыш весело закапала вода под ярким солнцем. К вечеру возле мельницы образовалась большая полынья, и Панкрат приступил к работе. Теперь все хозяйки Бережков были обеспечены мукой, и повсюду стоял чудесный аромат свежеиспеченного хлеба. Утром Филька пришел к коню с большой краюхой, и помирился с ним.

Главный герой

  • Филька «Да ну тебя» - молчаливы, недоверчивый, неласковый, злой, жадный, равнодушный к чужому горю
  • Панкрат – старый мельник, добрый, умный, мудрый.
  • Конь – вороной, пострадавший в бою.

Словарная работа

Кавалерия –конное войско, кавалерист.  В ВОВ кавалерия тоже принимала участие. В кавалерии солдат и конь были единым целым.

Вороной- черный, как ворон, цвета воронова крыла.

«христарадники» - так называли людей, просивших милостыню Христа ради, то есть взывая к милосердию.

Вопросы:

  1. Назовите героев.
  2. Почему оставили коня?
  3. Кто взял к себе коня? Почему?
  4. Какой мельник Панкрат?
  5. Какие его поступки показывают, что он добрый?
  6. Что помогал Панкрату делать конь?
  7. Зачем Панкрат чинил плотину?
  8. Что случится, если мельница не заработает?
  9. Почему конь начал побираться?
  10. Как жители деревни относились к коню?
  11. За что Фильку в деревне называют «Да ну тебя»?
  12. Как одним, словом сказать, какой Филька?
  13. По каким поступкам мы это видим?
  14. Почему в деревне разыгралась сильная метель?
  15. Что сказочного произошло в этом произведении?
  16. Может по нашему желанию измениться погода, выглянуть солнце или пойти дождь?
  17. Кто вам больше нравится из героев?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ТЕКСТА

опыт работы по ознакомлению детей с художественной литературой...

Презентация + текст "Праздник хлеба"

Сказка создана мной для старших детей, в ней описывается путь хлеба- от зернышка до буханки, в наши дни и в старину. Иллюстрации и текст- авторские.Смотри презентацию "Праздник хлеба"...

Анализ текста примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования « От рождения до школы».

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направ­лена на его всестороннее разви­тие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегра­...

Выступление из опыта работы на съезде деффектологов "Освоение детьми способов анализа текстов сказочного содержания как путь к социальной адаптации детей с ОВЗ"

В докладе рассматриваются   возможности ТРИЗ - педагогики в интеграции с инклюзивным образованием детей с особыми  возможностями. Включение технологии ТРИЗ в  коррекционную  р...

НОД открытого занятия по речевому развитию "Сравнительный анализ текста. Медведь"

НОД открытого занятия по речевому развитию в средней группе "Сравнительный анализ текста. Медведь"...

Анализ текста русской народной сказки _Снегурочка_

Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы с дошкольниками по детской литературе. Ничто, как анализ, не учит так вдумываться, вглядываться в текст, не только читать...

Анализ текста авторской сказки "Серая Шейка"

Материал для подготовки а занятию по художественной литературе...