Анализ текста сказки "Царевна-лягушка"
материал по художественной литературе
Материал поможет при подготовке к занатию по художественной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_teksta_skazki_tsarevna-lyagushka.docx | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ текста русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Сказка волшебная о том, как Иван Царевич волей судьбы женился на лягушке, а на деле оказалось, что его женой стала Василиса Премудрая, заколдованная Кощеем.
Главные герои
- Иван Царевич – младший сын царя, добрый, верный, жалостливый.
- Василиса Премудрая – красивая, добрая, заботливая, мудрая, трудолюбивая, превращенная в лягушку.
- Царь – хитрый старик с чувством юмора.
- Братья – положительные герои.
- Невестки – завистливые, ленивые.
- Старичок – добрый, мудрый, справедливый.
- Животные: медведица, заяц, селезень, щука.
- Баба-Яга – добрая колдунья, которая помогла Ивану в поисках Василисы.
- Кощей Бессмертный – злой волшебник, отец Василисы Премудрой.
Сюжет
Однажды царь решил женить трех своих сыновей. Он каждому раздал луки и велел пустить по одной стреле – куда стрела упадет, там и невесту нужно искать. У старшего сына стрела залетела в боярский двор, у среднего – в купеческий, а у младшего – на болото. Отправился Иван Царевич на поиски стрелы и увидел ее в лапах лягушки. Та принялась уговаривать юношу забрать ее, и он согласился. Увидев лягушку у младшего сына, царь рассмеялся и велел на ней жениться.
Чтобы проверить мастерство своих невесток, приказал им царь за ночь испечь хлеб. Расстроился Иван, но лягушка его успокоила. Ночью она обернулась в Василису Премудрую, и испекла чудесный каравай с городами, птицами и зверями. Царю очень понравился этот хлеб, а стряпню старших невесток он приказал дворне отнести.
В следующий раз царь велел невесткам соткать ковер. Ночью лягушка вновь превратилась в Василису Премудрую и выткала красивый ковер с узорами и цветами. Увидев его, царь велел расстилать его только по праздникам, а ковры старших невесток убрать с глаз долой.
Царь захотел познакомиться с женами своих сыновей, и устроил пир. Лягушка сообщила Ивану, что появится на пиру чуть позже. Братья посмеивались над Иваном, но вдруг ударил гром и молния, и приехала карета с прекрасной Василисой Премудрой. Во время танца она взмахнула руками, и появилось озеро с лебедями. Все гости были поражены женой Ивана, который, недолго думая, отправился домой, чтобы сжечь лягушачью кожу. Узнав об этом, Василиса опечалилась – ей оставалось всего три дня, чтобы освободиться от колдовства. Обернувшись голубкой, улетела он к Кощею, своему отцу.
Отправился Иван Царевич на поиски жены. Сносив две пары сапог, он встретил старика, который дал ему клубок и посоветовал идти за ним. По дороге царевич встретил медведя, зайца, селезня и щуку, но не убил их, а отпустил. Клубок привел Ивана к избушке Бабы-Яга. Та, услышав о его беде, рассказала, как одолеть Кощея, который держал в плену Василису.
Иван Царевич нашел дуб, в котором в сундуке, в яйце, на конце иглы находилась смерть Кощея. Медведь, заяц, селезень и щука помогли Ивану добыть заветную иглу, которую он тут же сломал и освободил свою жену. С тех пор Иван Царевич и Василиса Премудрая жили долго и счастливо.
План пересказа
- Поиск невест.
- Жена Ивана Царевича – лягушка.
- Первое задание царя – каравай.
- Второе задание – ковер.
- Царский пир.
- Появление Василисы Премудрой. Иван сжигает лягушачью кожу.
- Поиск Василисы.
- Старичок и волшебный клубок.
- Баба-Яга открывает тайну Кощея.
- Смерть Кощея и счастливое избавление Василисы.
Главная мысль
Излишнее любопытство может стать причиной серьезных проблем.
Чему учит
Сказка учит доверять любимым людям, быть терпеливыми, добрыми, справедливыми, также учит отвечать за свои поступки.
Отзыв
Сказка волшебная, завораживающая. Особенно выделяется образ Василисы Премудрой – очень умной и красивой девушки, которая нашла свое счастье, несмотря на злые чары Кощея Бессмертного.
Вопросы по тексту сказки:
1. Сколько сыновей было у царя?
2. Как звали младшего сына?
3. Куда же упала стрела Ивана-Царевича?
4. Что просил царь невесток сделать для него?
5. Что сделал Иван-Царевич, когда прибежал домой с пира?
6. Кого из зверей повстречал Иван –Царевич в лесу?
7. А как вы думаете, почему Иван царевич отпустил зверей?
8. Значит какой характер у Ивана царевича?
9. А как звери его просили о пощаде?
10. А как звери ему отплатили за добро?
11. Чему нас учит эта сказка?
12. Что в итоге получил Иван царевич за добро, какое вознаграждение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА ТЕКСТА
опыт работы по ознакомлению детей с художественной литературой...
Анализ текста примерной общеобразовательной Программы дошкольного образования « От рождения до школы».
Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегра...
Выступление из опыта работы на съезде деффектологов "Освоение детьми способов анализа текстов сказочного содержания как путь к социальной адаптации детей с ОВЗ"
В докладе рассматриваются возможности ТРИЗ - педагогики в интеграции с инклюзивным образованием детей с особыми возможностями. Включение технологии ТРИЗ в коррекционную р...
НОД открытого занятия по речевому развитию "Сравнительный анализ текста. Медведь"
НОД открытого занятия по речевому развитию в средней группе "Сравнительный анализ текста. Медведь"...
Анализ текста русской народной сказки _Снегурочка_
Анализ художественного текста – самый сложный, но необходимый вид работы с дошкольниками по детской литературе. Ничто, как анализ, не учит так вдумываться, вглядываться в текст, не только читать...
Анализ текста авторской сказки "Серая Шейка"
Материал для подготовки а занятию по художественной литературе...
Анализ текста "Серебряное копытце"
Материал для занятий по ознакомлению с художественной литературой...