«Приобщение детей среднего возраста к чтению художественной литературы»
рабочая программа по художественной литературе
Индивидуальная образовательная программа по теме «Приобщение детей среднего возраста к чтению художественной литературы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 32.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение дошкольное отделение
«Детский сад «Золотая рыбка» МБОУ «ЛСОШ»
Индивидуальная образовательная программа
Федуловой Ирины Юрьевны,
на 2019 -2020 учебный год.
Тема «Приобщение детей среднего возраста к чтению художественной литературы»
Цель работы по теме самообразования:
Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
- изучить методическую литературу по данной теме;
- проведение мониторинга развития у детей интереса к художественной литературе.
- создать условия для речевого развития посредством различных видов устного народного творчества.
- вызвать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
создание предметно-развивающей игровой среды.
- составить картотеку народных подвижных игр с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей;
- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов.
- воспитывать положительное отношение детей к театрализованным и народным подвижным играм.
: способствовать формированию у детей интереса к произведениям художественной литературы, используя эффективные формы и методы работы. Поставила перед собой задачи: 1. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. 2. Способствовать развитию творческой художественной деятельности детей на основе фольклорных и литературных произведений. 3. Воспитывать ценностные качества через художественное слово
Проблема:
Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности. О жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах, об удивительно мужестве и терпении героев русских народных сказок, в которых добро всегда побеждает, а зло обязательно наказывается, и о многом, многом другом.
Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов. Различные аспекты этой проблемы изучали Е. А. Флерина, М. М. Конина, Н. С. Карпинская, Н. А. Ветлугина, Е. И. Тихеева, Р. М. Жуковская. Их исследования помогают определить основные черты талантливого читателя. Это человек, который любит книгу, постоянно общается с ней. Подлинного читателя привлекают не только движение сюжета произведения, но и концепция, идея, заложенная в нём, авторское мироощущение и отношение к событиям, героям, их переживаниям, чувствам.
У детей низкий уровень развития речи. Речь детей невнятная, несвязная, отсутствует отчётливое произношение звуков в словах. Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют пословицы, поговорки, потешки, а ведь в них заключается суть разрешения любого конфликта. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование малых фольклорных жанров помогает развивать речь ребенка, мышление, устанавливать межличностные взаимоотношения, создает доброжелательную атмосферу.
Гипотеза проекта:
Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.
Гипотеза.
Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательных отношений с использованием художественной литературы, применение приёмов, направленных на анализ произведений художественной литературы создаёт условия для всестороннего развития детей,в частности: развития творческих способностей ребёнка, формирования общечеловеческих ценностей и культуры речи в общении.
Актуальность выбранной темы
Формы образовательной работы с детьми
- Организованная образовательная деятельность.
- Совместная деятельность в ходе режимных моментов .
- Праздники и развлечения, театрализованная деятельность.
- Наблюдения в быту и природе.
Методы работы по приобщению детей к чтению:
Словесные:
• Чтение художественных произведений.
• Беседы по прочитанному.
• Заучивание наизусть.
• Пересказ произведений.
• Выразительное чтение.
Методы работы по приобщению детей к чтению:
Практические:
- Игры – драматизации;
- Дидактические игры;
- Элементы инсценирования;
- Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации);
- Театрализованная деятельность.
Методы работы по приобщению детей к чтению:
Наглядные:
- Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
- Просмотр видеороликов, фильмов.
- Оформление выставок.
- Использование разных видов театра.
Приемы
- Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
- Практические: игры-драматизации, игры-инсценировки, пальчиковые игры, подвижные игры, хороводные игры.
- Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций, игрушек, предметов
Принципы работы:
- системный подход;
- планомерность и непрерывность;
- развивающий характер обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Планируемые результаты.
Для детей:
- дети проявляют интерес к участию в совместном показе сказок с помощью фигурок настольного кукольного театра, пальчикового театра;
- проявляют умения и творческие способности в инсценировке сказок, в продуктивной деятельности.
- дети эмоционально откликаются на прочитанный воспитателем текст сказок, потешек, активно отвечают на вопросы о последовательности событий в сказке, с интересом рассматривают иллюстрации к художественному произведению, рассуждают, сопереживают героям сказок; рассказывают потешки.
Для родителей:
- у родителей сформируется понимание необходимости использования устного народного творчества в развитии речи детей.
План работы
Раздел | Содержание | Сроки |
Изучение методической литературы | 1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. 2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. 3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998. 4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. | В течение года |
- Изучение периодической печати. | Журнал «Детский сад. Всё для воспитателя!» «Ребёнок в детском саду» | В течение года |
- Знакомство с работами других педагогов. | Периодические издания, интернет – ресурс http://doshvozrast.ru http://doshkolnik.ru/. http://www.maaam.ru/ | В течение года |
Работа с детьми | Оценка индивидуального развития детей ОО «Речевое развитие» (по диагностическим материалам Верещагиной Н.В) Приложение 1 | Сентябрь Май |
1.Организация кружка «В гости к сказке» (Рабочая программа кружка «В гости к сказке») 2.Заучивание потешек, прибауток, закличек. 3.Использование пословиц, загадок, поговорок. 4.Чтение художественной литературы. 5.Использование пальчиковых игр. 6.Проведение подвижных народных игр. 7.Применение игрушек и изделий народных промыслов. 8.Представление кукольного театра. 9.Разыгрывание сценок и эпизодов сказок. 10.Рассказ о народных обычаях и традициях. 11.Рассматривание иллюстраций о русском быте. 12.Беседы, вопросы, разъяснения | В течение года | |
Развлечение «Посиделки» (открытое мероприятие для родителей) | Ноябрь | |
Конкурс чтецов «Осенняя пора», «Зимушка – зима» Тема «Весна, весна шагает по дворам» | Октябрь Январь Апрель | |
Взаимодействие с родителями | Пополнение атрибутов, масок для инсценирования сказок | В течение года |
Участие родителей в развлечении «Посиделки» | Ноябрь | |
Совместное с родителями чаепитие-беседа «Чудесный чайный мир» (приурочен к Всемирному дню чая) – 15 декабря | Декабрь | |
Информационный стенд ««О роли сказок в воспитании детей» | Январь | |
Памятки ««Рекомендации о чтении сказок детям дома», «Подборка рекомендуемой литературы для чтения детям в летний период» | Январь | |
Организация театрализованного представления «Путешествие в страну сказок» | Январь | |
Конкурс чтецов «Экологическое лукошко» Тема «Весна, весна шагает по дворам» | Март | |
Организация мини – музея «Мой любимый сказочный герой» | Май | |
Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок | В течение года | |
Взаимодействие с педагогами | Консультация для воспитателей ОО «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». | Март |
Развлечение «Посиделки» (открытое мероприятие с детьми для педагогов ОО) | Апрель | |
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Май | |
Составить картотеку «Народные подвижные игры» Дополнить картотеку «Потешки в картинках» «Загадки про животных» Сборник: "Матрёшкины стишки и потешки" | В течение года |
Литература
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Володина А.С. Говорим правильно. Альбом по развитию речи. МОСКВА. РОСМЭН. 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Ладушки. Потешки . День за днём. / Издательство «Улыбка».2013.
6. Литературно – художественное издание . Для дошкольного возраста. Читаем дома и в детском саду. Сказки и сказочные истории. / ООО «РОСМЭН». 2017.
- Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «Детство». Вторая младшая группа/ авт.- сост. Н.Н. Гладышева, Ю.Б.Сержантова. – Изд.2 – е , перераб.- Волгоград; Учитель. 2016. – 382с.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
7..Сержантова Ю.Б., Елоева А.В., Батова И.С., Небыкова О.Н . Комплексные занятия по программе «Детство». Вторая младшая группа / авт.- сост. Ю.Б. Сержантова, А.В. Елоева, И.С. Батова, О.Н. Небыкова – Волгоград: Учитель. 2017. - 359 с.
Материально – технические
1. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый.
2. Шапочки – маски различных персонажей для инсценировок сказок и проведения народных подвижных игр.
3. Ноутбук
Приложение № 1
Оценка индивидуального развития детей во 2 младшей группе
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
(по диагностическим материалам Верещагиной Н.В.)
1 «Назови сказки» (по иллюстрациям)
Высокий уровень – 3 б. – ребёнок называет большинство сказок из предложенных иллюстраций
к сказкам.
Средний уровень – 2 б. – ребёнок называет только известные сказки.
Низкий уровень – 1 б. – ребёнок одну, две сказки или не знает вообще.
2. «Пересказ сказки с опорой на картинки»
Высокий уровень 3 б. – ребёнок называет сказку с опорой на рисунок в книге - самостоятельно,
речь эмоциональная и выразительная. Строит предложения разных типов – простые и сложные,
соединяя их в связанные высказывания.
Средний уровень 2 б. – ребёнок рассказывает сказку с помощью наводящих вопросов
взрослого. Затрудняется передать диалог героев сказки. Употребляет простые предложения.
Низкий уровень 1 б. – у ребёнка нет наличия четкой структуры сказки, не умеет самостоятельно
пересказывать текст. (повторяется, нуждается в помощи взрослого). Средств выразительности
нет.
3. «Инсценировка сказки»
Высокий уровень 3 б. – ребёнок охотно берёт на себя роль героя, выразительно читает слова не
только своего героя, но и других персонажей.
Средний уровень 2 б. – ребёнок охотно берёт на себя роль, но путает слова своего персонажа,
речь маловыразительная, односложная. Новый сюжет сказки не воспринимает.
Низкий уровень 1 б. – ребёнок не изъявляет желания играть в сказку, не принимает на себя
никакой роли, текст состоит из перечисления отдельных действий.
4. «Чтение потешки»
Высокий уровень 3б - ребёнок выразительно читает потешку без подсказки.
Средний уровень 2б. – читает потешку с небольшой подсказкой.
Низкий уровень 1б. – не читает потешку, повторяет отдельные слова.
5. «Умение слушать сказку, потешку».
Высокий 3б. - Охотно слушает чтение художественной литературы. Излагает события в
определенной последовательности, используя выразительные средства языка сказки.
Средний 2б - Проявляет интерес к чтению художественной литературы, может назвать героев
сказок, выражает сочувствие, сопереживание, восхищение. Всегда проявляет интерес к
слушанию сказок
Низкий 1б. - Во время чтения сказки ребенок не редко отвлекается, на вопросы по
содержанию не отвечает, отказывается.
Фамилия, имя ребёнка | «Назови сказки» (по иллюстрациям) | «Пересказ сказки с опорой на картинки» | «Инсценировка сказки» | «Чтение потешки» | «Умение слушать сказку, потешку» | Итого вый показа тель | |||||
Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | ||
Итого вый показа тель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным мн...
Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы.
Материал приобщения дошкольников к любви к чтению....
«Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы».
Приобщение дошкольников к художественной литературе остается актуальным вопросом и в настоящее время. Ведь книга входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего ...
Важность приобщения детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал ...
«Использование методов творческого рассказывания в приобщении детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы».
Семинар -практикум...
Консультация для родителей по теме: "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"
Консультация для родителей по теме: "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы"...