Конспект проведения ООД на тему: "Малые фольклорные жанры. Загадки " в группе детей 5-6 лет
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)
Материал представляет собой занятие по направлению "Художественная литература", имеющее нетрадиционную форму проведение - соревнование. А соревноваться дошкольники будут в поиске и самостоятельном составлении сравнений, сочинении загадок по моделям А.А Нестеренко. Особые акценты сделаны на развитие речетворческого потенциала и творческого воображения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malye_folklornye_zhanry._zagadki.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий
организации образовательной деятельности
с детьми 5-6 лет
Тема: «Малые фольклорные жанры. Загадки»
Название: «Это мы о чём, скажите?»
Программные задачи:
- Познакомить дошкольников с загадкой как с одним из малых фольклорных жанров, расширять представление о её композиционных и языковых особенностях.
- Совершенствовать навыки выделения характерных признаков объектов.
- Закреплять умение детей находить и образовывать сравнения, метафоры.
- Привлечь воспитанников к новому виду речетворческой деятельности – составлению загадок по моделям А.А. Нестеренко.
- Развивать творческое воображение, слуховое внимание, фонематическое восприятие, произносительную и интонационную стороны речи.
- Воспитывать сплочённость, любознательность, находчивость, интерес к словесному творчеству народа.
Форма проведения: занятие-соревнование
Используемые технологии: Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. Технология развития связной речи дошкольников.
Методы и приёмы:
- создание проблемной ситуации;
- словесные дидактические игры;
- вопросы к детям;
- совместное с детьми толкование понятий;
- анализ примеров фольклорных произведений;
- использование моделирования;
- работа со схемами;
- сочинение загадок по образцу;
- беседа с элементами анализа работы на занятии каждого ребёнка (взаимооценка, оценка воспитателя).
Задания, направленные на развитие творческого воображения: сочинение загадок по моделям А.А. Нестеренко.
Особенности занятия:
- нетрадиционная форма проведения;
- наличие условий для развития творческого потенциала воспитанников и в частности – развития их творческого воображения;
- чётко прослеживающийся деятельностный подход;
- адресность некоторых заданий (реализация принципа индивидуального подхода).
Виды деятельности:
Коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская,
восприятие художественной литературы, игровая.
Материал:
1. Буквоежка (игрушка, переодетый взрослый или воспитанник младшей группы);
2. «Хрестоматия для дошкольников», «Литературная энциклопедия» (любое издание);
3. Модели составления загадок А.А. Нестеренко;
4. Предметные картинки, фишки.
Сценарий
В гости к детям приходит Буквоежка. У него появилась идея устроить соревнование по отгадыванию загадок. Буквоежка уверен, что один сможет победить многочисленную команду детей. Дошкольники сомневаются в этом, поэтому смело предлагают гостю начать загадывать первым. За каждый правильный ответ они получают фишку.
Дидактическая игра «Буквоежкины загадки»
- Хорошо видит, а слепой.
(Неграмотный человек)
- Иду по грядкам,
Рву без счёта,
На грядках не убывает,
А в голове прибывает.
(Чтение)
- На страницах букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Алфавит)
- Синяя водица
Только для грамоты годится.
(Чернила)
- Кулик-невелик
Целой сотне велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись.
(Школьный звонок)
Игра «Найди отгадку на картинке»
Отгадки на следующие загадки Буквоежка (при необходимости) предлагает мальчикам и девочкам найти среди картинок, размещённых на магнитной доске.
1. Дорога есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя,
В реках, морях – воды нет.
(Географическая карта)
2. Замарашка, озорница
Вдруг уселась на страницу.
Из-за этой баловницы
Получил я единицу.
(Клякса)
3. По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук!
(Счеты)
4. Отгадай, что за вещица, −
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке −
На листах твоей тетрадки.
(Ручка)
5. Шея длинная такая,
Хвост крючком…
И не секрет:
Любит всех она лентяев,
А ее лентяи – нет!
(Двойка)
Словесное упражнение «Давайте тоже загадаем»
Теперь уже дети, набрав определённое количество фишек, вспоминают и загадывают свои 10 загадок Буквоежке. Но тот отгадывает их с лёгкостью и объясняет это тем, что много читает а, следовательно, знает все загадки наизусть. Чтобы победить, дошкольникам придётся придумать что-то новое.
Беседа на тему «Такие разные загадки»
Воспит.: Дети, давайте мы с вами для начала вспомним, какими могут быть загадки.
1-й реб.: О животных, растениях, мебели, игрушках…
Воспит.: А о чём были загадки, которые загадывал нам Буквоежка?
2-й реб.: О школьных принадлежностях.
3-й реб.: О грамотности.
Воспит.: Оказывается, по содержанию загадки могут быть обо всём, что нас окружает.
4-й реб.: Ещё загадки бывают короткими и длинными.
Воспит.: Верно. Кто разговаривает молча?
Дети: Книга.
Воспит.: Конечно. Или вот вам ещё пример:
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко.
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
А сегодня вечерком
Он и чертит, и рисует.
Он раскрасил мой альбом.
Догадались, о чём идёт речь?
Дети: О карандаше.
Воспит.: Загадки могут быть написаны прозой и …
Дети: … стихами.
Воспит.: Белый зайчик прыгает по чёрному полю.
Дети: Мел.
Воспит.: Верно. Или:
Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год, из класса в класс.
Дети: Парта.
Воспит.: Молодцы. Есть загадки сложные, а есть и с подсказкой. Их называют загадки-добавлялки. Вот послушайте:
Я люблю прямоту,
Я сама прямая.
Сделать новую черту
Вам я помогаю.
Что-нибудь без меня
Начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я?-…
Дети: …линейка.
Воспит.: Видите, как просто. Загадки могут быть разными. Но в каждой из них загаданный объект с чем-то сравнивается. Например:
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя, длинный и худой,
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
Дети: Это краски и кисточка.
Воспит.: С чем сравниваются краски?
Дети: С сестрицами.
Воспит.: Почему?
1-й реб.: Они похожи друг на друга.
2-й реб.: Налиты в одинаковые ёмкости.
3-й реб.: Все они нужны для рисования.
Воспит.: Как в загадке называется кисточка?
Дети: Дядя длинный и худой.
Воспит.: Почему о ней говорится именно так?
Дети: Она действительно тонкая и длинная.
Воспит.: На что, по мнению автора загадки, похож ворс кисточки?
Дети: На бороду.
Воспит.: Что у них общего?
1-й реб.: Они состоят из волос.
2-й реб.: Похожи по форме.
Воспит.: Правильно. У них есть внешнее сходство. Оказывается, чтобы сравнить один объект с другим, надо найти у них какой-то общий признак, а признаков у каждого объекта очень много. Давайте мы это проверим в игре.
Игра «Цепочка признаков»
Воспитатель показывает детям картинку с изображением объекта. Первый ребёнок называет один из признаков объекта и передаёт карточку следующему. По условиям игры необходимо назвать как можно больше признаков и не повториться.
Пока дети играли, Буквоежка увлёкся конструктором, и воспитатель предлагает детям не терять времени даром, а приступить к сочинению собственных загадок.
Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко.
Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям выбрать какой-либо объект на картинке.
Модель 1
Какой? | Что бывает таким же? |
Предположим, что для составления загадки был выбран объект ‒ глобус. Дети дают ему образные характеристики по заданным
воспитателем признакам.
Воспит.: Какой глобус по цвету?
1-й реб.: Разноцветный, но больше всего на нём голубого, потому что на земле много рек, озёр, морей и океанов.
Ответ фиксируется в первой строчке левой части таблицы.
Воспит.: Какой глобус по форме?
2-й реб.: Круглый.
Заполняется вторая строчка левой части таблицы.
Воспит.: Для чего глобус предназначен?
3-й реб.: Он рассказывает нам о Земле.
4-й реб.: Приглашает нас в путешествие.
Заполняется третья строчка левой части таблицы.
Второй этап работы – подбор сравнений по перечисленным значениям признаков и заполнение ими правой части таблицы:
Какой? | Что бывает таким же? |
Голубой | Небо |
Круглый | Шар |
Приглашает в путешествие | Туристическое агентство |
На третьем этапе дети, при необходимости, дают образные характеристики выбранным для сравнения объектам. Итоговая таблица может выглядеть следующим образом:
Какой? | Что бывает таким же? |
Голубой | Весеннее небо |
Круглый | Воздушный шар |
Приглашает в путешествие | Туристическое агентство |
После окончания предварительной работы воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Например: "Голубой, как весеннее небо; круглый, как воздушный шар; приглашает в путешествие, но не туристическое агентство".
Первое чтение загадки может происходить коллективно или каким-либо одним ребенком. Но после этого сложенный текст неоднократно повторяется всеми воспитанниками.
Спустя некоторое время дошкольники предлагают Буквоежке отгадать сочинённые ими загадки. Ответы на одни из них он находит легко, а на другие ‒ только с помощью детей.
Подведение итога
После подсчёта фишек оказывается, что в соревновании между дошкольниками и Буквоежкой победила дружба. Девочки и мальчики обещают своему гостю, что в следующий раз научат и его сочинять весёлые загадки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе.
Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе....
Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....
Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художест...
"Значение малых фольклорных жанров в повседневной жизни детей"
Сообщение к родительскому собранию...
Использование малых фольклорных жанров в период адаптации детей раннего возраста (планирование)
Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящей огромные дидактические возможности. Исходя из этого мы решили использовать возможности МФЖ для создания благоприятных условий...
Конспект занятия по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами в младшей группе
Конспект организованной образовательной деятельности по художественной литературе во второй младшей группе. Тема "Матрёшки-затейницы"...
Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»
Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»Цель: закрепление знаний детей о патешках Задачи: Образовательная:-умет...