Конспект проведения ООД на тему: "Малые фольклорные жанры. Загадки " в группе детей 5-6 лет
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)

Надежда Анатольевна Прохорова

Материал представляет собой занятие по направлению "Художественная литература", имеющее нетрадиционную форму проведение - соревнование. А соревноваться дошкольники будут в поиске и самостоятельном составлении сравнений, сочинении загадок по моделям А.А Нестеренко. Особые акценты сделаны на развитие речетворческого потенциала и творческого воображения детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malye_folklornye_zhanry._zagadki.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

организации образовательной деятельности

с детьми 5-6 лет

Тема: «Малые фольклорные жанры. Загадки» 

Название: «Это мы о чём, скажите?»

Программные задачи:

  1. Познакомить дошкольников с загадкой как с одним из малых фольклорных жанров, расширять представление о её композиционных и языковых особенностях.
  2. Совершенствовать навыки выделения характерных признаков объектов.
  3. Закреплять умение детей находить и образовывать сравнения, метафоры.
  4. Привлечь воспитанников к новому виду речетворческой    деятельности – составлению загадок по моделям А.А. Нестеренко.
  5. Развивать творческое  воображение, слуховое внимание, фонематическое восприятие, произносительную и интонационную стороны речи.
  6. Воспитывать сплочённость, любознательность, находчивость, интерес к словесному творчеству народа.

Форма проведения:  занятие-соревнование

Используемые технологии: Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко. Технология развития связной речи дошкольников.

Методы и приёмы:  

  • создание проблемной ситуации;
  • словесные дидактические игры;
  • вопросы к детям;
  • совместное с детьми толкование понятий;
  • анализ примеров фольклорных произведений;
  • использование моделирования;
  • работа со схемами;
  • сочинение загадок по образцу;
  • беседа с элементами анализа работы на занятии каждого ребёнка (взаимооценка, оценка воспитателя).

Задания, направленные на развитие творческого воображения: сочинение загадок по моделям А.А. Нестеренко.

Особенности занятия:

  • нетрадиционная форма проведения;
  • наличие условий для развития творческого потенциала воспитанников и в частности – развития их творческого воображения;
  • чётко прослеживающийся деятельностный подход;
  • адресность некоторых заданий (реализация принципа индивидуального подхода).

Виды деятельности:

Коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская,

восприятие художественной литературы, игровая.

Материал:

1. Буквоежка (игрушка, переодетый взрослый или воспитанник младшей группы);

2. «Хрестоматия для дошкольников», «Литературная энциклопедия» (любое издание);

3.  Модели составления загадок А.А. Нестеренко;

4.  Предметные картинки, фишки.

 

Сценарий

В гости к детям приходит Буквоежка. У него появилась идея устроить соревнование по отгадыванию загадок. Буквоежка уверен, что один сможет победить многочисленную команду детей. Дошкольники сомневаются в этом, поэтому смело предлагают гостю начать загадывать первым. За каждый правильный ответ они получают фишку.

Дидактическая игра «Буквоежкины загадки»

  1. Хорошо видит, а слепой.

                               (Неграмотный человек)

  1. Иду по грядкам,

Рву без счёта,

На грядках не убывает,

А в голове прибывает.

                           (Чтение)

  1. На страницах букваря

     Тридцать три богатыря.

     Мудрецов-богатырей

     Знает каждый грамотей.

                                 (Алфавит)

  1. Синяя водица

     Только для грамоты годится.

                                 (Чернила)

  1. Кулик-невелик

Целой сотне велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись.

                      (Школьный звонок)

 

Игра «Найди отгадку на картинке»

Отгадки на следующие загадки Буквоежка (при необходимости) предлагает мальчикам и девочкам найти среди картинок, размещённых на магнитной доске.

1.  Дорога есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя,

Луга есть – косить нельзя,

В реках, морях – воды нет.

                                       (Географическая карта)

2.  Замарашка, озорница

Вдруг уселась на страницу.

Из-за этой баловницы

Получил я единицу.

                            (Клякса)

     3.  По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук!

                            (Счеты)

4.  Отгадай, что за вещица, −

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена

Не на поле, не на грядке −

На листах твоей тетрадки.

                                 (Ручка)

5.  Шея длинная такая,

Хвост крючком…

И не секрет:

Любит всех она лентяев,

А ее лентяи – нет!

                            (Двойка)

 

Словесное упражнение «Давайте тоже загадаем»

Теперь уже дети, набрав определённое количество фишек, вспоминают и загадывают свои 10 загадок Буквоежке. Но тот отгадывает их с лёгкостью и объясняет это тем, что много читает а, следовательно, знает все загадки наизусть. Чтобы победить, дошкольникам придётся придумать что-то новое.

Беседа на тему «Такие разные загадки»

Воспит.: Дети, давайте мы с вами для начала вспомним, какими могут быть загадки.

1-й реб.: О животных, растениях, мебели, игрушках…

Воспит.: А о чём были загадки, которые загадывал нам Буквоежка?

2-й реб.: О школьных принадлежностях.

3-й реб.: О грамотности.

Воспит.:  Оказывается, по содержанию загадки могут быть обо всём, что нас окружает.

4-й реб.: Ещё загадки бывают короткими и длинными.

Воспит.: Верно. Кто разговаривает молча?

Дети: Книга.

Воспит.: Конечно. Или вот вам ещё пример:

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко.

И работе круглый год

Он сердечко отдает.

Пишет он, когда диктуют,

А сегодня вечерком

Он и чертит, и рисует.

Он раскрасил мой альбом.

  Догадались, о чём идёт речь?

Дети: О карандаше.

Воспит.: Загадки могут быть написаны прозой и …

Дети: … стихами.

Воспит.: Белый зайчик прыгает по чёрному полю.

Дети: Мел.

Воспит.: Верно. Или:

Стоит чудесная скамья,

На ней уселись ты да я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год, из класса в класс.

Дети: Парта.

Воспит.: Молодцы. Есть загадки сложные, а есть и с подсказкой. Их называют загадки-добавлялки. Вот послушайте:

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я?-…

Дети: …линейка.

Воспит.: Видите, как просто. Загадки могут быть разными. Но в каждой из них загаданный объект с чем-то сравнивается. Например:

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

Дети: Это краски и кисточка.

Воспит.: С чем сравниваются краски?

Дети: С сестрицами.

Воспит.: Почему?

1-й реб.: Они похожи друг на друга.

2-й реб.: Налиты в одинаковые ёмкости.

3-й реб.: Все они нужны для рисования.

Воспит.: Как в загадке называется кисточка?

Дети: Дядя длинный и худой.

Воспит.: Почему о ней говорится именно так?

Дети: Она действительно тонкая и длинная.

Воспит.: На что, по мнению автора загадки, похож ворс кисточки?

Дети: На бороду.

Воспит.: Что у них общего?

1-й реб.: Они состоят из волос.

2-й реб.: Похожи по форме.

Воспит.: Правильно. У них есть внешнее сходство. Оказывается, чтобы сравнить один объект с другим, надо найти у них какой-то общий признак, а признаков у каждого объекта очень много. Давайте мы это проверим в игре.

Игра «Цепочка признаков»

Воспитатель показывает детям картинку с изображением объекта. Первый ребёнок называет один из признаков объекта и передаёт карточку следующему. По условиям игры необходимо назвать как можно больше признаков и не повториться.

Пока дети играли, Буквоежка увлёкся конструктором, и воспитатель предлагает детям не терять времени даром, а приступить к сочинению собственных загадок.

Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с изображением модели составления загадки и предлагает детям выбрать какой-либо объект на картинке.

Модель 1

Какой?

Что бывает таким же?

Предположим, что для составления загадки был выбран                  объект ‒ глобус.  Дети дают ему образные характеристики по заданным

воспитателем признакам.
Воспит.:  Какой глобус по цвету?

1-й реб.: Разноцветный, но больше всего на нём голубого, потому что на земле много рек, озёр, морей и океанов.

Ответ фиксируется в первой строчке левой части таблицы.

Воспит.: Какой глобус по форме?

2-й реб.: Круглый.

Заполняется вторая строчка левой части таблицы.

Воспит.: Для чего глобус предназначен?

3-й реб.: Он рассказывает нам о Земле.

4-й реб.: Приглашает нас в путешествие.

Заполняется третья строчка левой части таблицы.

Второй этап работы – подбор сравнений по перечисленным значениям признаков и заполнение ими правой части таблицы:

                        Какой?

        Что бывает таким же?

Голубой

Небо

Круглый

Шар

Приглашает в путешествие

Туристическое агентство

На третьем этапе дети, при необходимости, дают образные характеристики выбранным для сравнения объектам. Итоговая таблица может выглядеть следующим образом:

                         Какой?

       Что бывает таким же?

Голубой

Весеннее небо

Круглый

Воздушный шар

Приглашает в путешествие

Туристическое агентство

После окончания предварительной работы воспитатель предлагает детям прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не". Например: "Голубой, как весеннее небо; круглый, как воздушный шар; приглашает в путешествие, но не туристическое агентство". 

Первое чтение загадки может происходить коллективно или          каким-либо одним ребенком. Но после этого сложенный текст неоднократно повторяется всеми воспитанниками.

Спустя некоторое время дошкольники предлагают Буквоежке отгадать сочинённые ими загадки. Ответы на одни из них он находит легко, а на другие ‒ только с помощью детей.

Подведение итога

После подсчёта фишек оказывается, что в соревновании между дошкольниками и Буквоежкой победила дружба. Девочки и мальчики обещают своему гостю, что в следующий раз научат и его сочинять весёлые загадки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе.

Перспективный план «Использование малых фольклорных жанров в эстетическом развитии детей младшего дошкольного возраста» по образовательной области «Художественная литература» во 2 младшей группе....

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....

Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художест...

Использование малых фольклорных жанров в период адаптации детей раннего возраста (планирование)

Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящей огромные дидактические возможности. Исходя из этого мы решили использовать возможности МФЖ для создания благоприятных условий...

Конспект занятия по ознакомлению с малыми фольклорными жанрами в младшей группе

Конспект организованной образовательной деятельности по художественной литературе во второй младшей группе. Тема "Матрёшки-затейницы"...

Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»

Конспект интегрированного занятия «Использование малых фольклорных жанров в развитии речи детей»Цель: закрепление знаний детей о патешках  Задачи: Образовательная:-умет...