Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе.
статья по художественной литературе
В статье представлен опыт работы с детьми второй группы раннего возраста по приобщению к художественной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_vtoroy_gruppy_rannego_vozrasta_k_hudozhestvennoy_literatury_-_kopiya.docx | 615.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей второй группы раннего возраста (2 – 3 года)
к художественной литературе.
Значение книги в жизни человека очень велико. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни: сначала, когда ребёнок в утробе матери, она читает ему стихи и сказки. Потом родители читают своим детям, ребёнок, подрастая, начинает учить буквы и слоги и опять читает. В школе ученик читает букварь, азбуку, внеклассное чтение, летнее чтение. Во взрослой жизни мы можем читать то, что выберем сами.
Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.
Книга вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности, служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Любовь к книге не «приходит» к ребенку сама по себе. Необходима активная помощь взрослых: воспитателей и родителей. Задача взрослого – открыть ребенку всё - то необыкновенное, что несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
Особенностью читателя-дошкольника является то, что он не умеет читать. Его читательская деятельность базируется на ином типе восприятия искусства – слуховом. При этом ему доступны такие подвиды читательской деятельности, как слушание, разглядывание иллюстраций, размышление над услышанным, переживание происходящего в художественном тексте. Слушая литературные произведения, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания иидеи.
Приобщение к чтению – это педагогически обоснованная деятельность, осуществляемая в дошкольной образовательной организации. Определяющую роль в ней играет воспитатель. Ее эффективность зависит от того, насколько и каким образом будут вовлечены в процесс родители воспитанников. Единые принципы приобщения ребенка к чтению художественной литературы дома и в детском саду делает чтение естественным для ребенка, необходимой частью егожизни.
Книги оказывают огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной речи.
Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к чтению в современном обществе требует повышенного внимания. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть своего времени у телевизора и компьютера и все реже читают книги.
Во всем мире интерес к традиционной книге постепенно угасает. Печатные издания отходят на второй план, уступая место устройствам для чтения электронных книг. Учитывая это, задачи педагогов и родителей – направить детей на правильный выбор источника информации, а также повышать среди подрастающего поколения престиж чтения и статус «читающего человека». В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, приобщение детей к художественной литературе рассматривается как часть двух образовательных областей: «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие» и определяются как:
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке обучения грамоте; формирование элементарных представлений о видах художественной литературы и фольклора (как искусства);
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной идр.).
Таким образом, знакомство дошкольников с книжной культурой, детской литературой в детском саду, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, является средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря дошкольников, развития речевого творчества.
Работая с детьми второй группы раннего возраста, я организовала работу по приобщение детей к художественной литературе. Выделила содержание психолого – педагогической работы, которое определено примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» для детей от 2 до 3 лет:
Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста.
Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать произведения без наглядного сопровождения.
Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.
Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.
Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков, иллюстраций в книгах.
Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?»
Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.
Свою практическую работу с детьми я организовала и построила на основании учебно - методических пособий:
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Первая младшая группа
(для занятий с детьми 2- 3 лет) – М.: Мозаика – Синтез, 2014;
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома (1 – 3 года). – М.: Мозаика Синтез, 2014;
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации Мозаика Синтез, 2006
Первым этапом моей работы было создание развивающей предметно – пространственной среды. Для приобщения детей 3 года жизни к произведениям художественной литературы, оформила книжный уголок, в который внесла рекомендованную примерной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» литературу: русский фольклор (песенки, потешки, сказки); фольклор народов мира; произведения поэтов и писателей России; произведения поэтов и писателей разных стран.
Организация книжного уголка в группе детей 2 -3 лет
Наполнение уголка | Педагогическая работа с детьми | Правила поведения в уголке книги |
Выставляется, как правило, немного, 4-5 книги. Могут быть представлены два-три экземпляра одинаковых книг. • Размещают те издания, которые уже знакомы детям, с яркими крупными иллюстрациями. • Отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу. •Небольшие альбомы для рассматривания на близкие для этого возраста темы: «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др. Особое предпочтение книжкам – картинкам. Иллюстрации книг должны шаг за шагом следовать тексту, подробно раскрывать ребенку художественный мир произведения. Могут быть представлены книжки-вырубки, книжкиигрушки и др. | Воспитатель учит: •внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия; •побуждать пересказывать отдельные эпизоды; • обращать внимание на выразительные подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и др.) Неоднократное общение с книгой, позволяет ребенку не только глубже осознавать ее содержание, но и испытывать творческую радость, которую приносит встреча с искусством. | В группе воспитатель дает первые уроки самостоятельного общения с книгой: • Знакомит с уголком книги, его устройством и назначением. •Приучает рассматривать книги и картинки только там. • Сообщает правила, которые нужно соблюдать: - брать книги только чистыми руками; -перелистывать осторожно, не рвать, -не портить, не использовать для игр; - после просмотра ставить на место. |
Среди программных произведений особое место занимают песенки, потешки, стихи. Вначале года, я с детьми повторяла знакомые песенки, стихи, потешки. Например, с чтения о самом близком и интересном – об игрушках. Поэтесса А. Барто очень точно выразила чувство ребёнка в коротких стихотворениях «Грузовик», «Мишка», «Зайка» и др. Не редко сопровождала текст игровым действием.
Так как развитие речи интегрируется с художественной литературой, поэтому материал художественных произведений используется в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи.Чтобы восприятие некоторых сказок происходило успешнее, я показывала иллюстрации и характеризировала героев, животных. А потом предлагала послушать сказку. Активно в своей работе использовала фланелеграф и магнитную доску.
В конце занятия я давала детям самостоятельно поиграть с героями сказки, посмотреть иллюстрации. Дети при этом вспоминали слова, принадлежащие тому или иному персонажу. Моя роль, как воспитателя, поощрять, одобрять самостоятельные действия детей. Приоритет в ознакомлении детей с художественной литературой отдан совместной деятельности взрослых и детей. В распорядок дня детей группы включено ежедневное чтение художественных произведений вне занятий по 10 минут. Это утренние часы, время перед сном (дети могут находиться в постелях), после сна, чтение в вечерние часы.
При повторении сказок я обучала детей и элементам драматизации. Это всё доставляло малышам много радости. При этом, конечно дети не всегда согласовывали свои действия с действиями других детей и не редко забывали слова. Но даже то, что они договаривали фразы, имитировали голоса и поведение животных побуждало их к успеху.
Также при повторном чтении я использовала дополнительный наглядный материал. Например, к детям приходит игрушечный кот и просит прочитать про него стихотворение («Пошел котик на торжок», «Как у нашего кота»). Сочетала рассказ с показом фигурок настольного театра. Нередко гостями у нас были дети старшего возраста. Они инсценировали знакомые детям сказки.
В работе по приобщению детей к художественной литературе я привлекала сельского библиотекаря. В ходе нескольких встреч она показала детям разнообразие детских книг –игрушек. Показала настольный театр по сказке «Теремок».
В том возрасте, когда ребенок является в основном слушателем, роль взрослых в его приобщении к художественной литературе особенно важна, поэтому работу осуществляю в тесном контакте с родителями.
В работе с родителями интересен был опыт проведения семинара – практикума. Родители в ходе беседы делились опытом чтения книг дома. Кто – то из родителей поделился тем, что ребенок закрашивает отрицательного героя сказки. В ходе встречи были приглашены подгруппа детей, которым уже на то время исполнилось 3 года. Родителям было предложено прочитать сказку по ролям (с выражением и интонацией), дети были слушателями. Также на встрече родители при участии детей «лечили» книги.
Родителям было предложено поучаствовать в выставке книжек – самоделок. Темы книг было рекомендовано взять из жизни детей: «Мои игрушки», «Мои любимые фрукты», «Любимые овощи» и т.д. Участие детей желательно. Откликнулись и поучаствовали большинство родителей
Также в приемной была оформлена книга с рекомендациями для родителей по теме «Ребёнок и книга» (в которую вошли: содержание психолого – педагогической работы по приобщению детей к художественной литературе; «Роль книги в жизни ребёнка», «Влияние малых фольклорных жанров на развитие детей раннего возраста»). Получилась такая книга о книге. Оформлена папка – передвижка «Взаимодействие ребенка и взрослого при чтении книг». Интересной для родителей и детей получилась фотовыставка «К книжке первые шаги». На фото было видно, как взрослые читают и организовывают рассматривание книг дома. Активное участие родителей было в выставке иллюстраций к стихам А.Барто из серии «Игрушки»; в выставке поделок к сказке К.Чуковского «Цыплёнок»
Как результат: у родителей воспитанников расширились представления о детской литературе; родители воспитанников владеют рациональными методами и приёмами ознакомления дошкольников с детской литературой; имеют практические навыки взаимодействия с детьми; умеют работать скнигой.
Проведённая работа дала положительные результаты: проведённый мною анализ показал, что уровень развития интереса к художественной литературе повысился: дети стали часто выказывать желание послушать определённое произведение, легко включаются в процесс восприятия и обсуждения текста. С удовольствием играют в игры, основанные на тексте художественных произведений, проявляют творческую инициативу воспроизведении сюжета, создании образов героев, при этом используют литературный образ, сюжет произведения в других видах деятельности.
Таким образом, вся система работы способствовала развитию у детей формированию интереса к художественной литературе. Это, в свою очередь, положительно отразилось на решении поставленных задач.
Таким образом, целенаправленная и глубоко продуманная работа по ознакомлению ребенка с художественной литературой оказывает действенное влияние на его развитие. Приобщение детей раннего возраста с художественной литературой имеет самое прямое отношение к реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, поскольку при правильной, методически грамотной организации педагогического процесса художественная литература является мощным средством решения задач социально – коммуникативного, речевого, познавательного, художественно –эстетическогоразвития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с русским народным творчеством.
Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста и родителям воспитанников....
План мероприятий По теме: «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе на 2018-2019г.»
План мероприятий По теме: «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе на 2018-2019г.»...
«Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»
В конце 20-го начале 21 веков в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает нашему языку, а значит и культуре. Поэтому развитие речи средств...
Фотоотчёт к консультации «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»
Фольклорно-игровые занятия требуют от педагога профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен уметь петь, танцевать, играть на народных инструментах перевоплощать...
Консультация на тему: «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр»
Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключен ог...
Приложение к консультации "Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр"..
Приложение к консультации "Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе посредством пальчиковых игр"....
технология «Pop-up booking» как средство приобщения детей раннего возраста к художественной литературе
технология «Pop-up booking» как средство приобщения детей раннего возраста к художественной литературе Проблема приобщения детей к художественной литературеДанная проблема являет...