Познавательные сказки в развитии детей дошкольного возраста
презентация по художественной литературе
Методические рекомендации для родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnye_skazki_.pptx | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Главная особенность познавательной сказки для дошкольников заключается в том, что все проблемы, события, приключения героев связаны с познанием реальных предметов и явлений окружающего мира. В познавательной сказке персонажи могут встречаться с чем-то или кем-то им неизвестным, незнакомым и в процессе знакомства открывать для себя много нового и интересного (в сказке «Почему Льдинка исчезла?» герои встречаются с мудрой Совой, которая им объясняет, куда весной исчезла Льдинка). Герои могут попадать в трудные ситуации и, преодолевая их, получать новые знания. Персонажи также могут встречаться с интересными собеседниками, которые в своих рассказах сообщают им новые сведения. Так, Т.Н. Доронова выделяет познавательные сказки, где сказочные герои — вымышленные персонажи (Золушка, гномы) и реальные образы (геометрические фигуры, мальчики, девочки), а Н.Я. Большунова предлагает использовать модифицированные русские народные сказки («Колобок», «Теремок») и литературные («Золушка», «Муха-Цокотуха») либо для реализации целей конкретного занятия создавать авторские сказки. Коллеги, выбор за Вами!
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ Экологические сказки помогают понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек при этом имеет важную роль, помогает создавать или поддерживать данные условия. Экологические сказки раскрывают основные понятия и законы экологии, а также о вводят детей в различные аспекты взаимодействия человека с природой — использования ее ресурсов и охраны. Содержание этих сказок также дает представление об отдаленных, в ряде случаев экзотических явлениях природы, необычных эпизодах взаимодействия с ней человека. Сказка «История Капи » (А. Коробова) Приключения одного горного камня (Н. Сырых)
Кто вырастил ягодку (Е. Коротаева ) Звездочка и космический мусор (А. Бачерикова ) Почему на крыше сосульки? (Е. Бакина ) Сказка о том, как разозлился дождь (М. Пантюхина )
Лесной пожар (А. Смирнова, А. Устинова) Водяное царство (М. Гребенёва ) Почему Льдинка исчезла? (Ю. Игошина)
Математические сказки По утверждениям Т.И. Ерофеевой, Л.Н. Павловой, для успешного формирования полноценных математических представлений и развития познавательного интереса у дошкольников крайне важно наряду с другими методами также использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и то, и другое. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей. Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом, он стремится вмешаться в ситуации и повлиять на них. В математическом образовании детей дошкольного возраста найдут применение предлагаемые познавательные сказки. Волшебный город (Л. Пономарёва )
Приключения Единицы (Н. Дильман ) Сказка про трех друзей (П. Леванова ) Сказка о том, как кошка-мама потеряла своих котят (К. Попова)
ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ Ни одна современная технология дошкольного образования не обходится без использования сказочных форм. Валеология не стала исключением и Так, Е.И. Гуменюк и НА. Слисенко выделяют следующие виды валеологических сказок: фольклорные, литературные, сказки современных писателей, валеологические сказки о сказках, а также игры-матрицы и игры-путешествия. Игры-матрицы на темы «Дом гномов», «Волшебный лес» и другие способствуют формированию у детей культурно-гигиенических навыков, знакомят с лесом и его обитателями. Игры-путешествия на темы «Путешествие принца Кислорода», «Путешествие принцессы Витаминки » и др. помогают изучить строение тела человека. Фольклорные сказки («Кот, петух и лиса», «Вершки и корешки» и др.) и литературные («Айболит», « Мойдодыр », « Федорино горе» и др. К. Чуковского), сказки современных писателей («Петька-микроб» Г. Остера ; «Свинья в гостях», «Жадная жаба», «Верное средство» Г. Юдина и др.) обеспечивают закрепление и иллюстрирование основных валеологических блок-тем: питание, ОБЖ, культурно-гигиенические навыки.
Почему у мышонка заболел Живот? (Д. Минеева) Как Ваня чистым стал (Ю. Кислицына , Н. Шалагинова ) Путешествие в страну Умывай-ка (Е. Михалицына ) Сказка о стране Ротландии (О. Панфилова)
Список рекомендуемой литературы Адамовская Т. Сказка о капельке // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. Вахрушева Л.Н. Активные методы и средства умственного воспитания детей дошкольного возраста. Киров, 2006. Вахрушева Л.Н. Использование сказок в процессе математического развития детей // Киров, 1998. Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. Валеологические сказки // Дошкольная педагогика. 2005. № 5. Ерофеева Т.Н., Павлова Л.И., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М., 1992. Левинова Л.А., Сатир Г.В. Кубарик и Томатик , или Веселая математика. М., 1995. Познавательные сказки математического содержания для дошкольников: Метод, рек. для студ. пед . вузов, колледжей, училищ и практ . работников ДОУ / Сост. Л.Н. Вахрушева. Киров, 2001. Попова Т.Л., Меньшикова О.И. Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях: Кн. для детей дошк ., мл. шк . возраста и их родителей. М., 1993. Рыжова Н.А. Не просто сказки: Экологические рассказы, сказки, праздники. М., 2002. Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 1992. Экологические сказки: Сб. творческих работ учащихся / Сост. Л.В. Чалышева . Сыктывкар, 2008. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кукольный театр как средство познавательного, эмоционально-эстетического развития детей дошкольного возраста
Кукольный театр — искусство, с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни, является любимым детским зрелищем....
Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ
Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...
Познавательное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе экологического воспитания.
Тема: "Растения- лёгкие земли. Как они растут?"Значение растений на нашей планете, модуль роста растений, как заботиться о растениях....
Формы и методы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста
Формы и методы работы воспитателя ДОО по познавательному и речевому развитию детей дошкольного возраста...
Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном дет...
Опыт работы "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой"
Представлен опыт работы воспитателя "Моделирование как метод познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста при ознакомлении с миром природы"; последовательность введения моделей разно...
Статья «РОЛЬ СКАЗКИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя....