Знакомство с творчеством Ю.Е. Черных
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Сценарий образовательной деятельности «Кто пасется на лугу? Знакомство с творчеством Ю. Е. Черных» ориентирован на старших дошкольников (5-6 года). Его отличительной особенностью является то, что реализация задач достигается средствами разных видов совместной деятельности с детьми. Чтение, обыгрывание, разгадывание загадок, дает возможность «прожить» произведения, почувствовать их смысл и язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_znakomstvo_s_tvorchestvom_yu.e.chernyh.docx | 22.09 КБ |
prilozhenie_1._kto_pasetsya_na_lugu.pptx | 896.29 КБ |
prilozhenie_2._igra._zaryadka.docx | 13.21 КБ |
prilozhenie_3._zagadki.pptx | 890.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательные области: Речевое развитие.
Раздел программы: Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Виды деятельности: Чтение и восприятие художественной литературы, коммуникативная, двигательная, игровая.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.
Цель: Познакомить детей с творчеством детского поэта Ю. Е. Черных.
Задачи:
- Расширять кругозор детей, формировать интерес к поэзии.
- Развивать коммуникативные способности, мышление, воображение.
- Воспитывать любовь к литературе, художественному слову, уважительное отношение к сверстникам и взрослым во время общения.
Используемые методы, приемы и технологии:
Технологии (какие используются) | Как и где используются (кратко описать) |
Системно – деятельностный подход | в процессе организованной образовательной деятельности |
здоровьесберегающие технологии | физ.минутка |
личностно-ориентированные технологии | в процессе организованной образовательной деятельности |
игровая технология | дидактическая игра «Кто больше назовет», загадки |
информационно-коммуникационные технологии | Использование интерактивной доски на этапе реализации. |
Материалы и оборудование:
№ | Демонстрационный | № | Раздаточный |
1 | Мультимедийное оборудование (ММО) | 1 | Фишки |
2 | Презентация «Кто пасется на лугу?» |
Предварительная работа: знакомство с профессией поэт, чтение и разучивание стихотворений разных авторов.
Активизация словаря: обогащать словарный запас новыми словами, закреплять умение подбирать слова по определенному признаку.
Способы организации воспитанников: подгрупповой
ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I этап – мотивационный (вводная часть):
Звучит песня «Кто пасется на лугу» (слова Ю. Е. Черных, муз. А. Пахмутовой).
№ | Содержание (вопросы воспитателя по ходу ОД) | Предполагаемые ответы детей по ходу ОД | Обратная связь на высказывание детей | Примечания, пояснения, виды детской деятельности |
1 | Ребята, какая хорошая песня. Наверняка вы слышали ее раньше, что это за песня? О чем она? | О том, что коровы дают молоко и его полезно пить | Я с вами согласна | музыкальная |
2 | Ребята, а вы знаете, как называется профессия человека, который пишет стихи? | Писатель, поэт | Совершенно верно, стихи пишут поэты | коммуникативная |
3 | Мы с вами знаем множество поэтов. Назовите поэтов, которых вы помните? | А.С. Пушкин, К.И. Чуковский, А. Л. Барто. | Замечательно! Вы большие молодцы. | коммуникативная |
4 | Мне очень интересно, как зовут поэта, который написал стихотворение «Кто пасется на лугу». А вам интересно? | Интересно, тоже хотим узнать | Отлично, нас ждет много интересного и увлекательного. | коммуникативная |
II этап - планирования:
№ | Содержание (вопросы воспитателя по ходу ОД) | Предполагаемые ответы детей по ходу ОД | Обратная связь на высказывание детей | Примечания, пояснения, виды детской деятельности |
1 | Что же нужно нам сделать чтобы узнать об этом поэте? | Прочитать, спросить родителей, посмотреть на «волшебной» доске | Хорошие идеи! | коммуникативная |
2 | А какой вариант нам доступен прямо сейчас? | Посмотреть на доске | Тогда обратимся к нашей доске, располагайтесь удобно. | коммуникативная |
III этап - реализации:
№ | Содержание (вопросы воспитателя по ходу ОД) | Предполагаемые ответы детей по ходу ОД | Обратная связь на высказывание детей | Примечания, пояснения, виды детской деятельности |
1 | (Приложение 1, слайд 2) Ребята, доска показывает нам портрет Юрия Егоровича Черных (чтение кратких биографических данных с слайда). Посмотрите внимательно на портрет, как вы думаете, какой он человек по характеру? | Добрый, хороший, веселый, любит читать. | Вы знаете, я с вами согласна. | коммуникативная |
2 | А почему вы так думаете? Что именно в его портрете охарактеризовало его человеческие качества? | Улыбка, добрые глаза, книга в руке. | Верно ребята, вы очень внимательные. | коммуникативная |
3 | Приложение 1, слайд 3, чтение инф. с слайда). Мы с вами говорили о поэте, и о том, чем он занимается, а кто же такой композитор? | Композитор — это тот, кто пишет музыку. | Совершенно, верно. Благодаря композиторам стихи превращаются в песни, которые мы с вами поем. | коммуникативная |
4 | Как вы думаете, почему эта песня стала популярной? | Потому что она веселая, добрая, всем нравилась. | Верно, веселые, добрые стихи и музыка сделали ее известной, легко узнаваемой для взрослых и детей. | коммуникативная |
5 | Как вы уже сказали, Ю. Черных был веселым человеком и любил пошутить, послушайте еще одно его очень веселое стихотворение «Летучая кошь» (Приложение 1, слайд 4). Как вы думаете, где могло такое произойти? | Такое могло произойти в сказке, не по правде. | Действительно, поэт выдумал эту историю. А чтобы вспомнить кто или что умеет летать на самом деле мы с вами поиграем! | коммуникативная |
6 | Согласно правилам игры, необходимо посчитать количество правильных ответов. Как мы можем это сделать? | Мы можем загибать пальцы, раздавать фишки, отмечать на листке. | Все варианты хорошие. Проголосуйте, пожалуйста, какой вариант вам нравится больше (голосуем). А теперь можно и приступить к игре! (Игра «Кто больше назовет?» Приложение 2) | игровой |
7 | Кому понравилась игра? | Мне, нам. | И мне понравилось с вами играть. Вы дали много ответов, а теперь посчитайте, пожалуйста, кто сегодня смог назвать больше всех летающих предметов, животных. | коммуникативная |
8 | Юрий Егорович тоже, наверное, играл в такую игру и вот, что у него получилось! Чтение ст. «Хотите – проверьте» (Приложение 1, слайд 5). Какими словами из этого стихотворения мы можем дополнить ответы в нашей игре? | Можно назвать белку-летягу, летучих рыб, бумажного змея. | Какие интересные слова подсказал нам Ю. Черных | коммуникативная |
9 | Физкультурная минутка / динамичная пауза Стихотворение Ю. Е. Черных «Зарядка» с показом движений по тексту (Приложение 2 «Зарядка»). | |||
10 | Скажите, а как называется то, что мы загадываем, а кто-то отгадывает? | Загадки | Верно ребята. | коммуникативная |
11 | Юрий Егорович написал для вас интересные загадки. Послушайте внимательно, а «волшебная» доска поможет дать правильный ответ (Приложение 3 «Загадки»). | Ответы на загадки | Проверьте ваш ответ на доске, замечательно, вы оказались правы. | коммуникативная |
12 | Ребята, а для чего мы с вами учим чистоговорки? | Чтобы говорить красиво, внятно, чтоб все нас понимали. | Верно ребята, Ю.Е. тоже хотел, чтобы все люди разговаривали четко, внятно, красиво, поэтому придумал много чистоговорок. (Разучивание чистоговорки «Ежик и елка») Приложение 1, слайд 6. | коммуникативная |
IV этап - рефлексии:
№ | Содержание (вопросы воспитателя по ходу ОД) | Предполагаемые ответы детей по ходу ОД | Обратная связь на высказывание детей | Примечания, пояснения, виды детской деятельности |
1 | Ю.Е. часто приходил к детям в школы, детские сады, очень нравились детям его стихи. А вам что понравилось больше всего, стихи, загадки или чистоговорки? | Стихи, загадки | Я думаю, мы еще не раз прочтем его произведения. | коммуникативная |
Что было самое интересное в сегодняшнем занятии? | Игра, загадки, зарядка. | Мне они тоже очень понравились. | коммуникативная | |
Что нового для себя вы сегодня узнали? | Познакомились с новым поэтом, выучили новую чистоговорку. | Верно ребята. | коммуникативная | |
3 | Где нам могут пригодиться эти знания? | В школе, во дворе. | Правильно ребята, все знания, которые вы получаете в детском саду обязательно пригодятся вам в школе и в повседневной жизни. Я желаю вам всегда быть такими же внимательными и старательными, как сегодня. | коммуникативная |
Используемая литература:
№ | Название | Автор | Издательство | Год издательства |
1 | На лугу пасутся ко… Стихи для детей от 3 лет | Ю. Е. Черных | Детство-пресс | 2018 |
2 | Программа «Детство» | Под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. | Детство-пресс | 2014 |
Используемые интернет ресурсы:
№ | Название | Автор | Интернет ресурс |
1 | Черных Юрий Егорович | https://detstvo.irkutsk.ru/authors/bio.php?id=72 | |
2 | Литературные имена Братска | https://obratske.ru/news/biblioteki-bratska/35898-literatyrnye-imena-bratska-urii-egorovich-chernyh-12 |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Юрий Егорович Черных –русский (советский) поэт, родился 27 ноября 1936 года в г. Усть-Куте, в Сибири. Свои первые стихи он начал сочинять еще в детстве ! Когда Юра вырос, он работал на серьезной должности инженера-экономиста, но о стихах не забывал! Посмотрите внимательно на портрет, как вам кажется, какой человек Юрий Егорович?
Веселые стихи «Кто пасется на лугу» Юрий Егорович написал для своей дочки Людочки . Вышло это случайно, во время прогулки. Стихи всем очень понравились, и композитор (кто такой композитор?) Александра Пахмутова придумала к ним музыку. В это время как раз проходил Международный конкурс детской песни в Болгарии. Песня зазвучала по всему миру! Чем же она понравилась людям?
«Летучая кошь » Кошка покоя мышам не давала — Серым жильцам чердака и подвала. Мыши решили её наказать, Силу мышиную ей показать. Вечером кошка дремала на крыше. Вдруг появились летучие мыши, Сделали круг над печною трубой И налетели на кошку гурьбой! Кошка нырнула вперёд головой В бочку с холодной водой дождевой, С воплем из бочки метнулась во двор, Перемахнула высокий забор , Пулей влетела в чужую беседку, Перепугала старушку – соседку… Та закричала (а в голосе дрожь): — Ой, прогоните летучую кошь ! Долг ей вслед кулаками махала И напустить всех собак обещала Верьте — не верьте, но с этого дня Кошка боялась мышей, как огня !!!
Хотите – проверьте Хотите — поверьте, Хотите — проверьте, Но белки, однако, умеют летать. Обычные белки летать не умеют, Но белки-летяги умеют летать! Хотите — поверьте, Хотите — проверьте, Но рыбы, однако, умеют летать. Обычные рыбы летать не умеют — Летучие рыбы умеют летать! Хотите — поверьте, Хотите — проверьте, Но змеи, однако, умеют летать. Обычные змеи летать не умеют — Бумажные змеи умеют летать! Хотите — поверьте, Хотите — проверьте: Я тоже, однако, умею летать. Летать наяву я пока не умею, Однако во сне я умею летать!
Колючая встреча Ёжик ёжится у ёлки: Укололся об иголки, Ёлка ёжится дрожа: Укололась об ежа!
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Кто больше назовет»
Задача: Учить подбирать слова по определенному признаку, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель предлагает назвать слова по определенному признаку: цвет, форма, действие или предмет (и т.д.). Дети отвечают по очереди, кто затрудняется, пропускает ход. Для выявления победителя ответы подсчитываются.
«Зарядка»
Серый кот Коверкот На заре проснулся, | Повороты в стороны |
Серый кот Коверкот Сладко потянулся | Руки вверх, потянуться |
Коверкот зевает, Ротик разевает, | Наклоны в стороны |
Выгибает спинку, Делает разминку. | Прогнуть спину |
А потом Коверкот На ковер кувырком! | Присесть |
Прыжок на диван, Скачок на сервант, | Прыжки на месте |
Нырок под кровать – Не дает позоревать! | Присесть |
Недоволен я котом: Ни к чему зарядка, | Погрозить пальцем |
Если целый день потом Спит проказник сладко! | Присесть, обнять колени |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
На соседней грядке – Сочные загадки: Наливные, крупные, Вот такие круглые – Выросли, созрели, Тут и покраснели.
А на крайней грядке – Горькие загадки: Тридцать три одежки, Ни одной застежки, Кто их раздевает – Слезы проливает!
«Кто украсил огород?» Кто наводит на плетень В ясный день косую тень? Кто за солнцем, как живой, Водит желтой головой?
«Песенка ежика» У меня что-то есть, Это что-то можно съесть! Это что-то сладкое, Круглое да гладкое. Я нашел его в саду, Захочу – еще найду. Это что-то сладкое, Круглое да гладкое. Много-много притащу, Папу с мамой угощу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект по творчеству поэта Юрия Черных
«На Кудыкиной горе»...
Знакомство с творчеством П.И.Чайковского
Музыкальное занятие для подготовительной группы. Цель: Прививать любовь и понимание к музыке Чайковского....
Коспект занятия "Знакомство с творчеством художника И.И.Шишкина"
Развивать у детей интерес к живописи И.И.Шишкина. Учить их воспринимать содержание пейзажей, поимать красоту природы, которую изобразил художник....
Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста "Знакомство с творчеством художника Ю.А.Васнецова по мотивам сказки К.Чуковского "Краденное солнце"(образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация).
Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста«Знакомство с творчеством художника –иллюстратора Ю.А.Васнецов по мотивам сказки К.Чуковского «Краденое солнце»(образовательные области: худ...
«Знакомство с творчеством писателя Ханса Кристиана Андерсена и его произведением «Гадкий утенок»
Непосредственно образовательная деятельностьпо художественной литературе в подготовительной группе...
Конспект интегрированного занятия "Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина".
Творчество Е.И.Чарушина по праву занимает одно из значительных мест в книжной графике.Рисунки художника не оставляют равнодушными ребят....
Совместная деятельность с детьми старшей группы "Знакомство с творчеством братского поэта Ю.Е.Черных"
В данной деятельности дети знакомятся с творчеством поэта-земляка Ю.Е.Черных. При повторении знакомого материала и заучивании нового стихотворения использованы приёмы социоигровой технологии....