Знакомство с творчеством Ю.Е. Черных
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Сценарий образовательной деятельности «Кто пасется на лугу? Знакомство с творчеством Ю. Е. Черных» ориентирован на старших дошкольников (5-6 года).  Его отличительной особенностью является то, что реализация задач достигается средствами разных видов совместной деятельности с детьми. Чтение, обыгрывание, разгадывание загадок, дает возможность «прожить» произведения, почувствовать их смысл и язык.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательные области: Речевое развитие.

Раздел программы: Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Виды деятельности: Чтение и восприятие художественной литературы, коммуникативная, двигательная, игровая.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.

Цель: Познакомить детей с творчеством детского поэта Ю. Е. Черных.

Задачи:

  1. Расширять кругозор детей, формировать интерес к поэзии.
  2. Развивать коммуникативные способности, мышление, воображение.
  3. Воспитывать любовь к литературе, художественному слову, уважительное отношение к сверстникам и взрослым во время общения.

Используемые методы, приемы и технологии:

Технологии (какие используются)

Как и где используются (кратко описать)

Системно – деятельностный подход

в процессе организованной образовательной деятельности

здоровьесберегающие технологии

физ.минутка

личностно-ориентированные технологии

в процессе организованной образовательной деятельности

игровая технология

дидактическая игра «Кто больше назовет», загадки

информационно-коммуникационные технологии

Использование интерактивной доски на этапе реализации.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный

Раздаточный

1

Мультимедийное оборудование (ММО)

1

Фишки

2

Презентация «Кто пасется на лугу?»

Предварительная работа: знакомство с профессией поэт, чтение и разучивание стихотворений разных авторов.

Активизация словаря: обогащать словарный запас новыми словами, закреплять умение подбирать слова по определенному признаку. 

Способы организации воспитанников: подгрупповой


ХОД ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I этап – мотивационный (вводная часть): 

Звучит песня «Кто пасется на лугу» (слова Ю. Е. Черных, муз. А. Пахмутовой).

Содержание

(вопросы воспитателя по ходу ОД)

Предполагаемые ответы детей по ходу ОД

Обратная связь на высказывание детей

Примечания, пояснения,

виды детской деятельности

1

Ребята, какая хорошая песня. Наверняка вы слышали ее раньше, что это за песня? О чем она?

О том, что коровы дают молоко и его полезно пить

Я с вами согласна

музыкальная

2

Ребята, а вы знаете, как называется профессия человека, который пишет стихи?

Писатель, поэт

Совершенно верно, стихи пишут поэты

коммуникативная

3

Мы с вами знаем множество поэтов. Назовите поэтов, которых вы помните?  

А.С. Пушкин, К.И. Чуковский, А. Л. Барто.

Замечательно! Вы большие молодцы.

коммуникативная

4

Мне очень интересно, как зовут поэта, который написал стихотворение «Кто пасется на лугу».

А вам интересно?

Интересно, тоже хотим узнать

Отлично, нас ждет много интересного и увлекательного.

коммуникативная

II этап - планирования: 

Содержание

(вопросы воспитателя по ходу ОД)

Предполагаемые ответы детей по ходу ОД

Обратная связь на высказывание детей  

Примечания, пояснения,

виды детской деятельности

1

Что же нужно нам сделать чтобы узнать об этом поэте?

Прочитать, спросить родителей, посмотреть на «волшебной» доске

Хорошие идеи!

коммуникативная

2

А какой вариант нам доступен прямо сейчас?

Посмотреть на доске

Тогда обратимся к нашей доске, располагайтесь удобно.

коммуникативная

III этап - реализации:

Содержание

(вопросы воспитателя по ходу ОД)

Предполагаемые ответы детей по ходу ОД

Обратная связь на высказывание детей  

Примечания, пояснения,

виды детской деятельности

1

(Приложение 1, слайд 2) Ребята, доска показывает нам портрет Юрия Егоровича Черных (чтение кратких биографических данных с слайда). Посмотрите внимательно на портрет, как вы думаете, какой он человек по характеру?

Добрый, хороший, веселый, любит читать.

Вы знаете, я с вами согласна.

коммуникативная

2

А почему вы так думаете? Что именно в его портрете охарактеризовало его человеческие качества?

Улыбка, добрые глаза, книга в руке.

Верно ребята, вы очень внимательные.

коммуникативная

3

Приложение 1, слайд 3, чтение инф. с слайда).

Мы с вами говорили о поэте, и о том, чем он занимается, а кто же такой композитор?

Композитор — это тот, кто пишет музыку.

Совершенно, верно.

Благодаря композиторам стихи превращаются в песни, которые мы с вами поем.

коммуникативная

4

Как вы думаете, почему эта песня стала популярной?

Потому что она веселая, добрая, всем нравилась.

Верно, веселые, добрые стихи и музыка сделали ее известной, легко узнаваемой для взрослых и детей.

коммуникативная

5

Как вы уже сказали, Ю. Черных был веселым человеком и любил пошутить, послушайте еще одно его очень веселое стихотворение «Летучая кошь» (Приложение 1, слайд 4).

Как вы думаете, где могло такое произойти?

Такое могло произойти в сказке, не по правде.

Действительно, поэт выдумал эту историю.

А чтобы вспомнить кто или что умеет летать на самом деле мы с вами поиграем!

коммуникативная

6

Согласно правилам игры, необходимо посчитать количество правильных ответов. Как мы можем это сделать?

Мы можем загибать пальцы, раздавать фишки, отмечать на листке.

Все варианты хорошие. Проголосуйте, пожалуйста, какой вариант вам нравится больше (голосуем).

А теперь можно и приступить к игре! (Игра «Кто больше назовет?» Приложение 2)

игровой

7

Кому понравилась игра?

Мне, нам.

И мне понравилось с вами играть. Вы дали много ответов, а теперь посчитайте, пожалуйста, кто сегодня смог назвать больше всех летающих предметов, животных.

коммуникативная

8

Юрий Егорович тоже, наверное, играл в такую игру и вот, что у него получилось! Чтение ст. «Хотите – проверьте» (Приложение 1, слайд 5).

Какими словами из этого стихотворения мы можем дополнить ответы в нашей игре?

Можно назвать белку-летягу, летучих рыб, бумажного змея.

Какие интересные слова подсказал нам Ю. Черных

коммуникативная

9

Физкультурная минутка / динамичная пауза

 Стихотворение Ю. Е. Черных «Зарядка» с показом движений по тексту (Приложение 2 «Зарядка»).

10

Скажите, а как называется то, что мы загадываем, а кто-то отгадывает?

Загадки

Верно ребята.

коммуникативная

11

Юрий Егорович написал для вас интересные загадки. Послушайте внимательно, а «волшебная» доска поможет дать правильный ответ (Приложение 3 «Загадки»).

Ответы на загадки

Проверьте ваш ответ на доске, замечательно, вы оказались правы.

коммуникативная

12

Ребята, а для чего мы с вами учим чистоговорки?

Чтобы говорить красиво, внятно, чтоб все нас понимали.

Верно ребята, Ю.Е. тоже хотел, чтобы все люди разговаривали четко, внятно, красиво, поэтому придумал много чистоговорок. (Разучивание чистоговорки «Ежик и елка»)

Приложение 1, слайд 6.

коммуникативная

IV этап - рефлексии: 

Содержание

(вопросы воспитателя по ходу ОД)

Предполагаемые ответы детей по ходу ОД

Обратная связь на высказывание детей  

Примечания, пояснения,

виды детской деятельности

1

Ю.Е. часто приходил к детям в школы, детские сады, очень нравились детям его стихи. А вам что понравилось больше всего, стихи, загадки или чистоговорки?

Стихи, загадки

Я думаю, мы еще не раз прочтем его произведения.

коммуникативная

Что было самое интересное в сегодняшнем занятии?

Игра, загадки, зарядка.

Мне они тоже очень понравились.

коммуникативная

Что нового для себя вы сегодня узнали?

Познакомились с новым поэтом, выучили новую чистоговорку.

Верно ребята.

коммуникативная

3

Где нам могут пригодиться эти знания?

В школе, во дворе.

Правильно ребята, все знания, которые вы получаете в детском саду обязательно пригодятся вам в школе и в повседневной жизни. Я желаю вам всегда быть такими же внимательными и старательными, как сегодня.

коммуникативная

Используемая литература:

Название

Автор

Издательство

Год издательства

1

На лугу пасутся ко… Стихи для детей от 3 лет

Ю. Е. Черных

Детство-пресс

2018

2

Программа «Детство»

Под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.

Детство-пресс

2014

Используемые интернет ресурсы:

Название

Автор

Интернет ресурс

1

Черных Юрий Егорович

https://detstvo.irkutsk.ru/authors/bio.php?id=72

2

Литературные имена Братска

https://obratske.ru/news/biblioteki-bratska/35898-literatyrnye-imena-bratska-urii-egorovich-chernyh-12


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кто пасется на лугу? Знакомство с творчеством Ю. Е. Черных

Слайд 2

Юрий Егорович Черных –русский (советский) поэт, родился 27 ноября 1936 года в г. Усть-Куте, в Сибири. Свои первые стихи он начал сочинять еще в детстве ! Когда Юра вырос, он работал на серьезной должности инженера-экономиста, но о стихах не забывал! Посмотрите внимательно на портрет, как вам кажется, какой человек Юрий Егорович?

Слайд 3

Веселые стихи «Кто пасется на лугу» Юрий Егорович написал для своей дочки Людочки . Вышло это случайно, во время прогулки. Стихи всем очень понравились, и композитор (кто такой композитор?) Александра Пахмутова придумала к ним музыку. В это время как раз проходил Международный конкурс детской песни в Болгарии. Песня зазвучала по всему миру! Чем же она понравилась людям?

Слайд 4

«Летучая кошь » Кошка покоя мышам не давала — Серым жильцам чердака и подвала. Мыши решили её наказать, Силу мышиную ей показать. Вечером кошка дремала на крыше. Вдруг появились летучие мыши, Сделали круг над печною трубой И налетели на кошку гурьбой! Кошка нырнула вперёд головой В бочку с холодной водой дождевой, С воплем из бочки метнулась во двор, Перемахнула высокий забор , Пулей влетела в чужую беседку, Перепугала старушку – соседку… Та закричала (а в голосе дрожь): — Ой, прогоните летучую кошь ! Долг ей вслед кулаками махала И напустить всех собак обещала Верьте — не верьте, но с этого дня Кошка боялась мышей, как огня !!!

Слайд 5

Хотите – проверьте Хотите — поверьте, Хотите — проверьте, Но белки, однако, умеют летать. Обычные белки летать не умеют, Но белки-летяги умеют летать! Хотите — поверьте, Хотите — проверьте, Но рыбы, однако, умеют летать. Обычные рыбы летать не умеют — Летучие рыбы умеют летать! Хотите — поверьте, Хотите — проверьте, Но змеи, однако, умеют летать. Обычные змеи летать не умеют — Бумажные змеи умеют летать! Хотите — поверьте, Хотите — проверьте: Я тоже, однако, умею летать. Летать наяву я пока не умею, Однако во сне я умею летать!

Слайд 6

Колючая встреча Ёжик ёжится у ёлки: Укололся об иголки, Ёлка ёжится дрожа: Укололась об ежа!



Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Кто больше назовет»

Задача: Учить подбирать слова по определенному признаку, развивать слуховое внимание.

Ход игры: Воспитатель предлагает назвать слова по определенному признаку: цвет, форма, действие или предмет (и т.д.). Дети отвечают по очереди, кто затрудняется, пропускает ход. Для выявления победителя ответы подсчитываются.

«Зарядка»

Серый кот Коверкот

На заре проснулся,

Повороты в стороны

Серый кот Коверкот

Сладко потянулся

Руки вверх, потянуться

Коверкот зевает,

Ротик разевает,

Наклоны в стороны

Выгибает спинку,

Делает разминку.

Прогнуть спину

А потом Коверкот

На ковер кувырком!

Присесть

Прыжок на диван,

Скачок на сервант,

Прыжки на месте

Нырок под кровать –

Не дает позоревать!

Присесть

Недоволен я котом:

Ни к чему зарядка,

Погрозить пальцем

Если целый день потом

Спит проказник сладко!

Присесть, обнять колени


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Загадки на грядках» Как на нашей грядке Выросли загадки: Крепкие, ядреные, Длинные, зеленые – Ароматны свежие, Хороши соленые!

Слайд 3

На соседней грядке – Сочные загадки: Наливные, крупные, Вот такие круглые – Выросли, созрели, Тут и покраснели.

Слайд 5

А на крайней грядке – Горькие загадки: Тридцать три одежки, Ни одной застежки, Кто их раздевает – Слезы проливает!

Слайд 7

«Кто украсил огород?» Кто наводит на плетень В ясный день косую тень? Кто за солнцем, как живой, Водит желтой головой?

Слайд 9

«Песенка ежика» У меня что-то есть, Это что-то можно съесть! Это что-то сладкое, Круглое да гладкое. Я нашел его в саду, Захочу – еще найду. Это что-то сладкое, Круглое да гладкое. Много-много притащу, Папу с мамой угощу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с творчеством П.И.Чайковского

Музыкальное занятие для подготовительной группы. Цель: Прививать любовь и понимание к музыке Чайковского....

Коспект занятия "Знакомство с творчеством художника И.И.Шишкина"

Развивать у детей интерес к живописи И.И.Шишкина. Учить их воспринимать содержание пейзажей, поимать красоту природы, которую изобразил художник....

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста "Знакомство с творчеством художника Ю.А.Васнецова по мотивам сказки К.Чуковского "Краденное солнце"(образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация).

Занятие по ФГТ для младшего дошкольного возраста«Знакомство с творчеством художника –иллюстратора Ю.А.Васнецов  по мотивам сказки К.Чуковского «Краденое солнце»(образовательные области: худ...

«Знакомство с творчеством писателя Ханса Кристиана Андерсена и его произведением «Гадкий утенок»

Непосредственно образовательная деятельностьпо художественной литературе в подготовительной группе...

Конспект интегрированного занятия "Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.И.Чарушина".

Творчество Е.И.Чарушина по праву занимает одно из значительных мест в книжной графике.Рисунки художника не оставляют равнодушными ребят....

Совместная деятельность с детьми старшей группы "Знакомство с творчеством братского поэта Ю.Е.Черных"

В данной деятельности дети знакомятся с творчеством поэта-земляка Ю.Е.Черных. При повторении знакомого материала и заучивании нового стихотворения использованы приёмы социоигровой технологии....