Знакомство с художественной литературой сказка "Мужик и медведь"
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)

Чернышева Инна Игоревна

Формировать у детей умение внимательно слушать рас­сказ взрослого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка «Мужик и медведь»

Цели: формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого.

Задачи: Вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего). Расширять знания на тему «Откуда хлеб пришел», обобщающие понятия «животные» и «овощи»; обучать детей умению отличать на вкус разные овощи; закреплять в словаре детей существительные «пшеница», «колосья», «сноп», «зерно», «мука», «тесто», «листья», «корни»; прилагательные-антонимы. Осмысливать события сказки.

Материал: фигурки персонажей сказки - мужик и медведь; декорации: дом, лес, лесная поляна, поле с колосьями, поле с репой, лошадь с телегой; предметные картинки - сноп, много репы, сложенной горкой; корешки от колосьев, сложенные горкой; ботва от репы, одна репка, пирог; тарелки по количеству детей, на каждой по три кусочка сырых овощей (репы, моркови и капусты); тарелка с кусочками этих же овощей по несколько экземпляров каждого; домовенок Баюнок; маска медведя.

Предварительная работа: дети под руководством взрослого вырезают из цветной вклейки декорации и фигурки персонажей сказки и устанавливают их на подставки.

1. Игра «Назови животное».

Педагог: «Встали на дорожке, подровняли ножки (дети встают в шеренгу перед педагогом)». Спросить у детей, каких диких животных наших лесов они знают. Дети по очереди называют животных и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.

2. Сказка «Мужик и медведь».

Педагог говорит детям, что об одном из таких животных они сегодня будут слушать русскую народную сказку, которую расскажет им домовенок Баюнок. А о каком именно, он предлагает отгадать. Баюнок загадывает детям загадку:

«Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой». (Медведь)

Когда дети назовут животное, он сообщает, как называется сказка, которую они сейчас услышат: «Мужик и медведь». Рассказывается детям сказка, одновременно выставляются декорации и фигурки персонажей.

3. Игра «У медведя во бору».

Педагог предлагает детям поиграть в подвижную игру «У медведя во бору»:

«У медведя во бору,

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит».

4. Подумай и ответь.

Педагог задает детям вопросы по содержанию сказки: «Кто приехал пахать поле? (Мужик)», «Кто вышел к мужику из леса? (Медведь)», «Что сказал медведь мужику? («Я тебя сломаю»), «Что предложил мужик медведю? (Вместе вспахать и засеять поле, а осенью поделить урожай), «Что в первый раз посадили на поле мужик с медведем? (Репу)», «Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы? Что выбрал себе медведь: вершки или корешки?», «Остался ли, медведь доволен своим выбором?», «Что посадили мужик с медведем на следующий год? (Пшеницу)», «Что выбрал медведь у пшеницы: вершки или корешки?», «На этот раз медведь остался доволен или нет? Почему?», «Что мужик сделал из пшеницы? (Из зерна - муку, из муки - тесто, из теста-пироги)».

5. Загадки.

Педагог говорит, что их друг Баюнок приготовил им необычные загадки. Предлагает детям отгадать их. Для этого педагог дает каждому по тарелке с кусочками сырых овощей: моркови, репы и капусты. Дети попробуют на вкус сначала красный кусочек - морковь, потом белый кусочек - капусту и, наконец, желтый - репу. Затем педагог попросит одного из ребенка подойти к нему и закрыть глаза. Кладет ему в рот небольшой кусочек одного из знакомых овощей. Когда ребенок попробует его на вкус, он может открыть глаза и назвать овощ, который он узнал. Приглашает по очереди всех детей отгадать вкусовую загадку.

Затем Баюнок загадывает детям загадки про овощи, которые они только, что попробовали.

«Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос он в землю крепко,

Что же это?..» (Репка)                                  

                                  Расту в земле на грядке я -

Красная, длинная, сладкая.

От глаз укрылась ловко.

Зовут меня...» (Морковка)                              

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я...» (Капуста)

Спрашивает у детей, какие еще овощи они знают.

6. Закончи фразу.

Педагог предлагает детям еще поиграть с Баюнком дидактическая игра «Закончим фразу».

«Медведь большой, а мужик... (маленький).

Медведь глупый, а мужик... (умный).

Корешки у репы съедобные, а у пшеницы... (несъедобные).

Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы... (съедобные).

У репы корешки сладкие, а вершки... (горькие).

У пшеницы листья узкие, а у репы... (широкие).

У репы корень толстый, а у пшеницы... (тонкий).

Поле засевают весной, а урожай собирают... (осенью).

Из зерна делают муку, из муки - тесто, а из теста пекут... (пироги, хлеб, булку)».

После Баюнок хвалит детей и прощается с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с художественной литературой

Стихи А. Барто из серии для самых маленьких....

Формирование образной речи дошкольников через знакомство с художественной литературой.

Работа над образом слова начинается с раннего возраста и продолжается в течение всего дошкольного возраста....

Знакомство с художественной литературой. К.Чуковский "Цыпленок" .

Цель: развивать голосовой аппарат, побуждать детей воспроизводить звукоподражания отдельным животным и птицам. Воспитывать любовь и заботу о животных.Слайды презентации сопровождаются звуками животных...

Материал (из опыта работы) «Формы знакомства с художественной литературой»

Знакомство с детской литературой в дошкольном учреждении проходит ежедневно в свободной форме. Помимо этого проводится непосредственно образовательная деятельность и ещё домашнее чтение, домашнее чтен...

Конспект НОД в первой младшей группе (Знакомство с художественной литературой) "Как на горке снег, снег!"

Конспект  НОД в первой младшей группе "Как на горке снег, снег!":Задачи: Познакомить с лесным обитателем – медведь (части тела, место обитания), через знакомство с художественной литературой.Раск...

Анкета для родителей "Знакомство с художественной литературой"

Анкетирование родителей для меня - это один из методов опроса родителей. С помощью  анкет я получаю ту информацию, которая необходима мне для планирования и организации работы с детьми и родителя...