«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
план-конспект занятия по художественной литературе (средняя группа)
Конспект НОД по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_skazke.docx | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Предметно-пространственная развивающая среда НОД: групповая комната
Материалы и оборудование: книжная полка с книгами, конверт с письмом, цветы из цветной бумаги, иллюстрированная книга «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», слайд презентация с иллюстрациями из сказки, мяч.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательные задачи | Содержание НОД | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП
| Планируемый результат |
Формирование интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Побуждение к общению, взаимодействию ребенка со сверстниками и взрослыми. | Воспитатель просит о помощи детей, расставить книги. Когда все книги аккуратно расставлены на полке, воспитатель ставит последнюю книгу, из которой выпадает письмо. Помощник воспитателя от места, где стоят дети с воспитателем, до стола размещает цветы и кладёт на стол книгу. | Речевое развитие, коммуникативная деятельность. Социально-коммуникативное развитие, коммуникативная деятельность.
| Словесные методы. Сюрпризный момент. Словесные методы. | Слово педагога. Книжная полка, книги, конверт с письмом. Слово педагога, речь детей. | Ребенок эмоционально вовлечен в предстоящую деятельность, проявляет интерес и любознательность. Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательные задачи | Содержание НОД | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемый результат |
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Развитие связной грамматические правильной диалогической и монологической речи. Развитие умения узнавать главных героев по иллюстрациям сказки. Ознакомление детей с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», с её жанровыми особенностями. Обогащение активного словаря. Восприятие художественной литературы. Развитие умения точно, последовательно, эмоционально воспринимать содержание сказки; грамматически правильно передавать содержание текста, добиваться яркости и выразительности речи, понимать ее нравственный смысл. Развитие связной грамматически правильной диалогической речи. Стимулирование переживания персонажам художественного произведения Развитие внимания, образности речи, умения осмысливать характеры и поступки персонажей. Развитие умения у детей правильно подбирать слова, противоположные по значению (антонимы). Развитие крупной и мелкой моторики рук. | Открывают глаза и осматриваются вокруг себя. В.: Посмотрите ребята, а куда это цветы ведут нас? Дети: к столу. В.: На столе, что-то лежит, давайте подойдем поближе и посмотрим что же там. Подходят к столу, воспитатель предлагает детям сесть на стулья вокруг стола. В.: Всем известно, только в сказках, Есть волшебная страна, Там волшебной чудо – краской Разукрашены дома, Там живут герои сказок, Происходят чудеса, Все увидите вы сами, Посмотрите-ка сюда! Нас встречают герои сказок. Кто они, друзья? Воспитатель берёт книгу в руки, показывая обложку детям. - Посмотрите, кого вы видите на обложке? Дети описывают обложку. В.: Это русская народная сказка, которая называется «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». А русская народная она потому, что её написал не один автор, а народ. Сестрица с братцем и являются главными героями сказки. - Ребята, вам интересно, как жили герои сказки и что же с ними произошло? С какими трудностями им пришлось столкнуться? (ответы детей) Тогда давайте прочитаем её. Но только я хочу вам сказать, что в сказке будут встречаться незнакомые вам слова и выражения, с которыми мы сейчас познакомимся. Словарная работа: 1) Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. (солнце высоко – значит жарко, жар донимает – даже трудно переносить такую жару. 2) В ту пору – (в то время). 3) Ест, пьет из одной чашки – (живут дружно). 4) Мочи нет – сил нет. 5) Залилась Алёнушка слезами (горько, сильно заплакала). 6) Красная девица (красивая девушка). 7) Откуда не возьмись – (неожиданно). 8) Оборотиться Алёнушкой (превратиться в Алёнушку). 9) Купец не распознал (купец - богатый человек который занимается торговлей, не распознал – не узнал). - Ну а теперь пора и сказку прочитать, только слушайте её внимательно, ребята, и постарайтесь найти там те слова, с которыми мы только что познакомились. Воспитатель читает сказку детям, показывая иллюстрации в книге. После прочтения сказки, проводится беседа с детьми по вопросам: - Вам понравилась сказка? - Кто напомнит мне её название? - Как вы думаете, почему ее назвали именно так? - Что вы можете сказать о главных героях сказки, какие они? - С кем жили Алёнушка и Иванушка? - Какие чудеса, волшебство произошли в этой сказке? - Можно сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? - Какая беда случилась с Иванушкой и почему? -В кого он превратился? Кого на пути встретили Алёнушка и козленочек? - Расскажите, как ведьма обманула Алёнушку? - Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы так думаете? Кто помог Алёнушке освободиться от колдовства и как? Как можно назвать поступок купца? Почему вы так думаете? - Какой фрагмент сказки вам больше всего понравился? - Чем вам запомнилась эта сказка? - Удивительная сказка, не правда ли? Какие же только необычные и сказочные события не происходили с сестрицей Алёнушкой и братцем Иванушкой. Сказка закончилась хорошо, ведь в сказке добро всегда побеждает зло. А еще говорят: сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. - Ребята, сказка хочет с нами поиграть. Я буду бросать вам мяч, называя слово, а вы ловите мяч и говорите мне его противоположное по значению слово, например добро-зло. Как только ответили слово - бросайте мяч мне обратно в руки. Готовы? Игра «Скажи наоборот» -Алёнушка добрая – а ведьма (злая); -Алёнушка старше – а Иванушка (младше); -Дорога бывает длинной – а бывает (короткой); -Поле бывает широкое – а бывает (узкое); -Солнце горит высоко – и горит (низко); -Настроение бывает веселое – а бывает и (грустное); -Люди бывают добрыми – а бывают и (злыми); -Речка глубокая – (мелкая); -Колодец далеко – (близко). - Вы хорошо справились с заданием, так много знаете слов. Сказке понравилось с нами играть. Ну а нам пришло время возвращаться в детский сад. Для этого возьмемся за руки, закроем глаза и произнесём эти волшебные слова: Сказка двери закрывает И гостей, всех провожает. | Речевое развитие, коммуникативная деятельность. Речевое развитие, речевая деятельность, коммуникативная деятельность. Речевое развитие, речевая деятельность. Художественно-эстетическое развитие Речевое развитие, коммуникативная деятельность. Речевое развитие, коммуникативная деятельность. Речевое развитие, физическое развитие. Игровая деятельность. | Беседа Художественное слово Беседа Словесные методы Рассказ Чтение детской литературы Беседа Беседа Практические действия | Слово педагога, речь детей. Цветы из цветной бумаги. Слово педагога Иллюстрированная книга «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Слово педагога Слово педагога Иллюстрированная книга «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Слово педагога, речь детей Слайд презентация с иллюстрациями из сказки. Слово педагога, речь детей. Слова и действия педагога, речь и действия детей. Мяч. | Ребёнок проявляет любознательность. Ребенок владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей.
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью. Ребенок знаком с произведением детской литературы, эмоционально откликается на произведения искусства. Ребенок владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей. Ребенок владеет устной речью, развита мелкая и крупная моторика рук, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательные задачи | Содержание НОД | Образовательная область, вид деятельности | Формы реализации Программы | Средства реализации ООП | Планируемый результат |
Развитие способности ребенка к самоанализу. Развитие общения, взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми. | Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие по сказке? - Что вам больше всего запомнилось? - Может какое-нибудь задание вызвало у вас трудности? - Чему вас научила сказка? - Кому вы расскажите о том, что узнали сегодня? -Хорошо, молодцы, а сейчас я предлагаю вам посмотреть сказку по этому произведению и своими глазами увидеть её героев и чудеса, которые там происходили. | Социально-коммуникативное развитие, коммуникативная деятельность. | Словесные методы Беседа | Слово педагога, речь детей. Анализ занятия, обсуждение результатов. Использование наводящих вопросов. | Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, способен анализировать свои действия. Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Конспекткомплексного занятия по развитию речи иознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».Цель: показать знач...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".
Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Цель: закрепить счёт в пределах 10....
Звуки [А], [У], [И]."Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Конспект занятия по логоритмике для подготовителной группы с сюжетом из сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Занятие на закрепление произношения звуков [А], [У], [И]....
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Данное занятие проводила как открытый просмотр. НОД полностью соответствует ФГОС с интеграцией образовательных областей....
Самоанализ НОД по ОО «Речевое развитие» направление «Развитие речи» в младшей группе «Сказка» по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Самоанализ НОД в младшей группе по теме: «Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»....
План конспект НОД Пересказ сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Задачи: - связная речи: учить пересказу знакомых детям литературных произведений, составлению, коротких рассказов с помощью взрослого.- словарь и грамматика: развивать умение ориентироваться на призна...
Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» в подготовительной группе.
«Слетались птицы с моря,Садились у нас на заборе,Пели птицы сказки,Одну я переняла да вам принесла»....