Конкурс «Педагогическая находка»
методическая разработка по художественной литературе (младшая группа)
Содержание: на данный конкурс представлены тувинские народные сказки, для прочтения и театрализованной постановки сказок в средних и старших группах детского сада, сказки переложены в стихотворную форму, удобную для запоминания детей.
Цель: привлечь внимание и развить в детях интерес к сказкам родного края, привить любовь к народным сказкам, а так же развить в детях театральные способности, способность воспроизведения и запоминания сказок и стихов.
Ход мероприятия: театрализованные сказки- как игра и постановка основного сюжета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tuvinskaya_narodnaya_skazka.docx | 440.68 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Конкурс «Педагогическая находка»
Содержание: на данный конкурс представлены тувинские народные сказки,
для прочтения и театрализованной постановки сказок в средних и старших группах детского сада, сказки переложены в стихотворную форму, удобную для запоминания детей.
Цель: привлечь внимание и развить в детях интерес к сказкам родного края, привить любовь к народным сказкам, а так же развить в детях театральные способности, способность воспроизведения и запоминания сказок и стихов.
Ход мероприятия: театрализованные сказки- как игра и постановка основного сюжета.
Оборудование: костюмы, реквизит, оформление зала (по желанию).
Тувинская народная сказка «Старик и злой дух Мангыс»
Впервые опубликована в книге Н.Ф. Катанова
«Опыт исследования урянхайского языка»., Казань 1903 г
Для обработки прочитана в книге «Тувинские народные сказки»
Сост. И.А. Плоткина, редактор О.П. Талгар-оол. Кызыл 1955.
Автор обработки в стихах, для детей : Чекулаева О.С.
Автор:
В устье небольшой реки
Юрта ветхая стояла.
Ветром с пылью, иль дождем,
Эту юрту поливало.
Жили в ней старик с женой.
Год сменял один- другой.
Но однажды, сон дурной,
Окатил, как злой волной.
Тут приснилось старику
Ворон каркнул на суку.
Меж камней змея ползет,
Солнце палит, солнце жжет.
Поступь пестрого коня,
словно искры от огня.
А наездник, злой Мангыс,
Дух обжорства , смотрит вниз:
= Эй, старик! Еще хоть малость,
Мяса на тебе осталось?
Да скажу тебе на ухо, Съем я и твою старуху!
Тут проснулся наш старик,
Головой совсем поник.
День проплакали с женой.
А потом, на день второй,
Крикнул наш старик :
«Постой! Лютовать так надо мной!
Коль Мангыс сюда придет- то житье ему не мед!»
Взял старик яйцо у птички,
В белых прикопал камнях.
Мышь поймал и вынул сердце,
В мягкой кучке закопал.
Саму мышку в камнях черных
От Мангыса он убрал.
Вот земля дрожит и скоро
К юрте прибыл дух-обжора:
«Кхе, кхе, кхе!Привет старик!
Головою что поник?
Привязать куда коня?
Инструктируй уж меня!»
Старик:
«Эй, Мангыс! Я не скупясь,
Подготовил коновязь!»
Мангыс :
«Буду я дружить с тобой,
Ты, я вижу, не скупой!
Ну и чтобы вровень было,
Будем меряться мы силой!
Только я проголодался
((гладит живот)
Или ты не догадался?»
Автор:
Заколол старик корову,
В чан сложил ее здоровый
И Мангысу все скормил,
Только почки отложил.
Старик:
«Что ж, Мангыс ! Тебе под силу,
Всю корову скушать было.
А теперь давай тягаться.
Только чур не поддаваться.
Белый камень выжимай, речку-воду доставай!
Камень черный выжми в кровь,
Да смотри, не хмурь ты бровь!
Сердце, ты, земли найди.
Ну иди сюда, иди!»
Автор:
Подбежал Мангыс и Бах!
Белый камень в пух и прах!
- Где ж вода? – Мангыс кричит
А вода то не бежит.
Черный камень он схватил,
Сжал его, что было сил.
Черный камень уж хрустит,
Кровь из камня не бежит.
Сердце стал Мангыс искать,
Он руками- хвать да хвать!
Ничего не смог он сделать
И не знает,
что сказать!
Наш старик вперед идет,
Вместо камня он берет
Белым- белое яйцо!
Нажимает, вот вода!
А Мангыс: «Вот это да!»
Черным камнем выжал мышь
Старик:- Эй, Мангыс, вот кровь! Глядишь!»
Сердце мыши он нашел,
И к Мангысу подошел:
- Видишь сердце злобный дух?
И Мангыс вскричал тут:-«Ух!
Ты силен старик, эх, да!»
Не берут тебя года!
Завтра в гости приходи,
Да гляди старик, гляди!»
Солнце встало над рекой,
А старуха в слезы :
«Ой! Страшно ,муж, пустить тебя!
Вдаль от юрты, от себя!»
Старик: «Не тужи моя родная,
Как с ним справиться, я знаю!»
Автор
Вверх по речке он идет,
Песню славную поет.
А Мангыс у белой юрты,
старика на завтрак ждет.
Мангыс: - Я для друга старика,
Заколол уже быка!
Быстро наш старик согрелся, почку съел,
И все, наелся.
Мангыс:- «Что же ты не ешь, мой друг?
Обессилел что ли, вдруг?»
Старик:- « Сколько б я не ел сейчас,
Будет в пору, в самый раз!
Я готов съесть скот с конями,
А потом, конечно вас!»
Автор:
Испугался тут Мангыс.
По лицу то видно, скис:
- «Что ж, старик, Ты оставайся,
Поночуй и отправляйся!»
Старик:
- «Если в юрте я усну, точно, глаз я не сомкну,
Только юрту разломаю, да сожру твою жену.
Я такой, когда дремаю…»
Автор:
- Возле юрты постелили,
Старика спать уложили.
А Мангыс сидел, ворчал,
Да и вскоре задремал.
Мать Мангыса обозлилась,
Старика съесть нарядилась:
- «Хоть уж сын предупреждал,
Что гость хитрый,как шакал,
Я смогу его убить,
Его косточки сварить!»
Автор: -
А старик услышал это, побежал скорей по свету.
Камень крупный притащил и в постель свою сложил.
Вот уж полночь настает,
А старуха, ждет, пождет.
Размахнулась топором и о камень!
Грохот! Бом!
Словно в клешни, да в тиски
И топор весь на куски!!!
А Мангыс уж тащит мать:
-Спать ложись скорее, спать!
Утром чуть старик проснулся,
То едва не поперхнулся.
Перед ним сидит Мангыс.
Только видит, снова скис.
Мангыс:
- «Вот что, старый, я уеду.вместе с матерью, к соседу.
Он в аале за рекой. Удалой ты вон какой!
Золото и серебро- это все твое добро.
Скот и юрту забирай, оставляю я твой край!
Да меня ты пощади и за мною не ходи1»
Автор:
Так старик и дальше жил,
За своей женой сходил!
А Мангыса, капапуза, он надолго проучил!
Тувинская Народная сказка «Сказка о Балдыр- Бежике и злой Чалбыге».
Давным- давно, где соснам век и век,
Старик жил Дувендей, семьею со своей старухой.
Был маленький сынок Балдыр- Бежик.
Хоть маленький еще, но силы не жалея,
Он маме с папой помогал как мог,
И с каждым днем, он красивее становился и сильнее.
Пас скот старик у хана Караты,
На берегах родного Чинге- Хема
И возвращался вечером домой
Где управлялся сын его с хозяйством,
И чай пил с молоком- с любимою женой.
И вот однажды, когда пас он скот,
Увидел Дувендей на перекате,
Уж старую, истлевшую кошму .
Он за нее тихонько потянул и вытащил….
И сразу,, откуда ни возьмись,
Возникла злая ведьма Чылбыга
И захотела его съесть.
- «Эй, Дувендей, иди сюда скорее
Я съем тебя нисколько не жалея!!!
Водою вымыт тощий мой живот,
А дух, как прежде рыщет и зовет!!!»
Взмолился наш старик:
- О, ведьма, погоди!!! Дай мне с женой моей,
Хозяйкою проститься!!!
Последней чашкой чая насладиться,
А утром, только солнца свет коснется Чинге- хема,
К тебе, сюда, вернуться обещаю!!!
Сказала ведьма:- Ну, иди, пока я отпускаю!!!
Пошел старик наш, голову повесив,
С тревогой дома встретила его жена,
Не ладно что- то, видит же она.
Сказал старик, что он пришел домой,
Чтоб попрощаться с ней, своей женой.
Заплакала жена: - Ох, милый мой!!! Что сделать нам
С проклятой Чылбыгой!!! Как жить на свете этом буду
Без тебя? Прошу, не оставляй родной меня!!!
Но в пору ту, Балдыр- Бежик проснулся,
Он папе с мамой нежно улыбнулся!!!
= Авай, ачай, скажите, что случилось?
Неужто солнце в тучи закатилось?
Обняли тут его отец и мать,
Пришлось отцу всю правду рассказать.
Вот солнца свет окрасил Чинге- Хем,
На берегу уж стонет ведьма:
- Где старик, сейчас его я съем!!!
Водою вымыт тощий мой живот,
А дух, как прежде рыщет и зовет!
Но не дождавшись Дувендея,
Спешит она домой к нему скорее.
А в юрте, спрятав и отца , и мать,
Балдыр- Бежик ее остался ждать.
Топор он приготовил.
Слышит он, топочет Чылбыга со всех сторон.
- Эй, Дувендей!!! Иди сюда скорей!!!
Ей крикнул сын:- Уплыл отец за сто морей!
Он горы перешел, и все хребты,
Теперь над ним не властна будешь ты!!!
- Что ж, я тебя ,пожалуй, съем!!!
Ты молодой и вкусненький совсем!!!
Балдыр- Бежик кричит ей:
- Ладно, руку протяни,
Из юрты ты сама меня возьми!!!
От радости забылась Чылбыга,
И руку тянет в юрту.
Тут , вдруг, Бах!!!
В глазах у ведьмы неподдельный страх.
Балдыр- Бежик ей руку отрубил,
Ударив топором, что было сил.
Заплакала, завыла Чылбыга,
Бежала прочь, на небо улетела,
И на Луне она тихонько села.
Все видели , есть на луне пятно,
То , как напоминание одно,
Там прячется со страха Чылбыга,
Ведь жизнь ей своя очень дорога.
Так спас Балдыр- Бежик отца и мать
И стали они дальше поживать!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения "Новогодний праздник танца" в рамках проведения муниципального этапа Всероссийского конкурса "Воспитатель года - 2016" (Педагогическая находка)
Цель: Продолжать знакомство ребят с хореографией, как с видом искусства.Задачи:Образовательные: Продолжать формировать хореографические навыки, повторить некоторые танцевальные элементы.Развивающ...
МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОНКУРСА Педагогическая находка.Конспект интегрированного занятия по сенсорике с использованием нетрадиционных техник рисования.
Педагогическая находка.Конспект интегрированного занятия по сенсорике с использованием нетрадиционных техник рисования....
"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...
Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»
конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...
Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»
Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...
Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»
Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...
Окружной конкурс профессионального мастерства «Педагогическая находка – 2024» Номинация Конкурса: «Лучшая педагогическая практика для педагогов в познавательно - речевом развитии детей дошкольного возраста» (старшая группа)
Цель пособия: развитие речи дошкольников, внимания, зрительного восприятия и мелкой моторики. Пособие многофункционально, оно решает ряд коррекционно – развивающих задач....