Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Конева Татьяна Александровна

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kroshechka-havroshechka.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательные области: «речевое развитие», «познавательное развитие»

Цель: побуждение детей к мотивированной оценки поступков героев сказки «Крошечка-Хаврошечка», через беседу и дидактическую игру.

Задачи:

Обучающие:

-формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту;

-учить детей эмоционально воспринимать образное содержание   сказки, подвести к пониманию идеи произведения.

-учить детей анализировать сказку

Развивающие задачи:

- развивать интерес к русским народным сказкам;

- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;

-развивать умение на слух воспринимать информацию;

-развивать интерес детей к художественной литературе;

Воспитательные задачи: 

-воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к поступкам главных героев

-воспитывать уважительное отношение к труду, заботливое отношение к добрым, трудолюбивым людям, а также отрицательное отношение к лени, злу.

Ход занятия

Этапы

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приёмы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемый результат

Организационно-мотивационный этап

Замотивировать детей на предстоящую деятельность.

 Здравствуйте ребята!

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу.

-Ребята, хотели бы вы оказаться в сказке?

-Сегодня мы с вами отправимся в сказку, но

для этого нужно передать "волшебный" камушек»

друг другу по кругу, при этом каждый должен вспомнить название из любой сказки.

При возвращении камушка к воспитателю, произношу: 1-2-3 в сказку попади!!!

Вот мы свами и оказались в сказке.

Словесный

Практический

Здороваются.

Улыбаются друг другу

Передают волшебный камушек по кругу, вспоминая и проговаривая название сказок.

Дети эмоционально настроены на занятие

Основной этап

Этап ознакомления с материалом

Вовлечь детей в совместную деятельность.

-Ребята, подойдите к столу и посмотрите, что же там лежит?

-А какие же книги там лежат?

-Правильно, это сказки. А как вы догадались?

- Какая книга вам уже знакома?

-А с какой сказкой из этой книги мы с вами недавно познакомились?

-Ребята, давайте вспомним какая это сказка?

-Кто обработал её?

-Что значит народные сказки?

-Молодцы ребята, а сейчас, я хочу проверить, хорошо ли вы знаете сказки.

-Посмотрите, какая необычная яблонька выросла, пока мы с вами говорили про сказки.

-Хотите попробовать яблочко? Волшебное? А из какой сказки оно?

(Отрываю яблоко и читаю вопрос. Яблочки складываю в корзину.)

- Кто катился по дорожке?

- Что били, били - не разбили?

- Кого Маша пирогами обхитрила?

- Какой овощ дед не мог вытянуть?

- Какая избушка была у зайчика?

-У кого в пруду хвост примёрз?

-Какими словами начинаются русские народные сказки?

-А какими заканчиваются?

-А почему они русские народные?

-Молодцы ребята, проходите на стульчики.

-Сегодня я продолжу вам читать русскую народную сказку «Хаврошечка».

Мне понравилась сказка, потому что добрая и трудолюбивая Крошечка-Хаврошечка нашла своё счастье, а злые сёстры и их мать остались ни с чем.

Словесный

Практический

Дети подходят к столу

Книги

Сказки

По иллюстрациям

Крошечка Хаврошечка

Русская народная сказка. Обработал сказку русский литератор, историк и собиратель русского фольклора Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871)

Русские Народные сказки сочинял народ веками, передавая от человека к человеку, добавляя что-то своё

Нет

Да

Колобок

Яйцо

Медведя

Репку

Лубяная

У волка

Жили-были...

Вот и сказочке конец...

Потому что их сочинил народ

Этап постановки проблемы

-Вспомните, о чём мы уже прочитали?

-Правильно. А вы хотите узнать продолжение сказки?

Чтение  отрывка из сказки «Хаврошечка»

-А сейчас давайте с вами немного отдохнём.

Физминутка

Наш Емеля потянулся, (потянуться, руки вверх)

Раз нагнулся, два нагнулся. (наклоны вперёд)

Руки в стороны развёл - (руки в стороны)

Щуку, видно, не нашёл. (плечи поднять-опустить)

Чтобы щуку ему найти,

Нужно к речке нам пойти. (шаги на месте)

-Молодцы, присаживайтесь на свои места.

-Ребята, а как начиналась сказка?

-Давайте этот момент еще раз прочитаем

Повторное чтение

-Как вы думаете, почему сказка начинается с этих слов?

- Какой вы представляете себе Хаврошечку?

- Какими были мачеха и её дочери?

- Кто был другом в этой сказке Хаврошечке?

-Как она помогала Хаврошечке?

- Как узнала мачеха об этом?

-На кого из героев сказки вы хотели быть похожими?

-Что случилось с коровушкой?

-Какой наказ она дала Хаврошечке?

-Что выросло из косточек?

-А как вы считаете про яблоньку, правильно ли она поступила что приклонилась и опустила яблочки перед Хаврошечкой?

-А почему вы так считаете?

-Верно ребята.

-Ребята, вам понравилась эта сказка?

-А чем она вам понравилась?

Проводится игра «Закончи предложение…»

-Хаврошечка корове в одно ухо влезла, а в другое..

-Спи глазок, спи ..

-Дочери только и знали, что у ворот сидеть, да на ..

-Молодцы, вы внимательно слушали сказку, и отвечали на все вопросы.

-А теперь я предлагаю закрепить нашу сказку с помощью игры.

Дидактическая игра «Установи последовательность»

-Ребята, пройдите к доске.

-Сейчас я предлагаю вам установить последовательность сюжета сказки «Хаврошечка»

-Перед вами находятся картинки…..

-Будьте очень внимательны.

Упражнения для глаз

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Словесный

О том, что Хаврошечка, осталась сиротой и попала в дом к людям, которые заморили её работой. У ёё мачехи было ещё три дочери: Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка. Они всё время сидели на лавочке и смотрели на улицу. Потом Хаврошечке дали задание, и она обратилась за помощью к коровушке.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Ответы детей

Слушают

Потому что Хаврошечку взяли эти люди и работой заморили: она и ткёт и прядёт, она и прибирает, она и за всё отвечает. А хозяйские дети только и знали, что у ворот сидеть на улицу глядеть.

Доброй, умной, работящей

Злыми, завистливыми, хитрыми.

Коровушка

Помогала выполнять ей тяжёлую работу: (Коровушка) Хаврошечка в одно ухо влезет, в другое вылезет, готовые холсты подберёт.

Она послала своих дочерей проследить за Хаврошечкой и Трехглазка всё увидела, как Хаврошечка в одно ухо влезла, а из другого вылезла и вся работа была сделана, потому что у неё два глазка заснули, а третий смотрел и всё видел.

Ответы детей.

Ответы детей.

— А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай.

Ответы детей

Если ты заслуживаешь счастья, оно непременно придет.

-Яблонька.

Вылезла

Другой

Улицу глядеть

Устанавливают последовательность сюжета на интерактивной доске.

Вспомнили о уже прочитанном

Заключительный этап

- Как называется сказка, которую мы с вами сегодня прочитали?

- Кто сочинил эту сказку?

-Кто является главным героем этой сказки?

-А какие герои ещё есть в этой сказке?

-Чему учит нас эта сказка?

-Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали.

А теперь подойдите ко мне.

Волшебный камушек помоги вернуться из сказки в детский сад.

Закройте глаза, 1-2-3 в детский сад попади.

Открывайте глазки, вот мы с вами и оказались в детском саду.

Эта книжка, по которой мы продолжали знакомиться со сказкой «Хаврошечка» будет жить нашем в книжном уголке. Вы можете ее еще раз посмотреть, рассказать по иллюстрациям друг другу, даже можно взять домой и почитать эту сказку родителями.

Словесный, беседа

Практический

Ответы детей

Русский народ

Сказка учит терпению и милосердию. В награду за страдания главная героиня получает счастье и благополучие. Добро всегда побеждает зло.

С помощью волшебного камушка возвращаются в детский сад.

Дети закрепили знания о том, что было на занятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с художественной литературой в старшей логопедической группе. Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и Серый волк»

С помощью русской народной сказки можно не только развивать речь ребенка, но и обогатить его эмоциями....

Конспект по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе Заучивание стихотворения "Мама" Я. Акима

Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить своё отношение, любовь к маме, через поэзию, творческую деятельность....

конспект по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "В гостях у дедушки Корнея"

материал разработан в ходе реализации проекта "Семейное чтение". Предварительно велась работа родителей по ознакомлению детей с произведениями К.И. Чуковского. Занятие явилось итогом проделанной работ...

Конспект по ознакомлению с художественной литературой: Чтение рассказа В.Драгунского "Друг детства".

Конспект по ознакомлению с художественной литературой: Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства" Почему детям надо прочитать рассказ В.Драгунского «Друг детства»? Потому что, этот рассказ прекра...

конспект по ознакомлению с художественной литературой на тему "Кривляки, дразнилки, хвастунишки"

учить детей различным дразнилкам, выходить из различных ситуаций, развивать дружеские качества у детей, воспитывать у детей желание делиться игрушками....

Конспект по ознакомлению с художественной литературой детей

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой детей подготовительной группы.  Тема: «Путешествие по сказкам Пушкина»  Испо...