"Роль малых фольклорных форм в развитии мышления и воображения дошкольников"
презентация
Л.С. Выготский говорил о том, что «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии».
Художественная структура малых фольклорных форм стала универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей. А.П. Ильенкова справедливо указывает: «Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным ориентирам духовной культуры, которая выражается в малой фольклорной форме».
Каждый из этих жанров имеет свою оригинальную систему поэтических средств, свою форму воздействия на детей, свое определенное бытовое значение. Народное поэтическое творчество — величайшее достояние национальной культуры каждого народа. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказки умело использовались народной педагогикой. Для каждого возраста имелись свои сказки. Сказки для маленьких развивают фантазию детей, несут определенную дозу информации. С возрастом объем информации увеличивается. При помощи сказок детям даются основы нравственности, они знакомятся с законами, обычаями, взаимоотношениями, существующими в обществе. Для детей характерно образное мышление и, чтобы воображение ребенка нарисовало яркую, красочную картину, не требуется подробного описания предмета, его образа действия, достаточно намека.
М.Н. Мельников считает, что именно эти предопределен язык страшилок: «Фантастика для ребенка-средство познания окружающего мира: встреча с необычным, таинственным, страшным помогает формировать умение анализировать и синтезировать восприятие органами чувств, сохранят в любой обстановке ясность ума, самообладание, способность действовать». Л.С. Выготский говорил о том, что «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии».
Огромное педагогическое значение имеют словесные игры. Играющие должны уметь подчинять эмоции рассудку (воспитание воли), в любой критической ситуации помнить запреты научиться быстро формулировать свои мысли, уметь создавать речевые ловушки и умело обходить словесные западни, что требует гибкости ума, быстроты речевой реакции. При всем разнообразии словесных игр и видимой бытовой функции — позабавить себя и своих товарищей, на первый план выдвигаются их педагогические функции: познавательно-речевая, нравоучительная, мнемоническая, эстетическая.
Немаловажным фактором в системе эстетического воспитания являются игры — молчанки. Они вырабатывают в детях ценные волевые качества: умение управлять своими эмоциями. Если жанры поэзии пестования ребенок воспринимает до известной степени пассивно, то жанры бытового и потешного фольклора способствуют активному развитию логического мышления. Отсюда, задача перевертышей — активизировать рассудочную деятельность ребенка, дать обильный материал, требующий анализа, систематизации в соответствии с логикой естественных связей. М.Н. Мельников отмечает, что «народная педагогика обрела эффективное средство стимулирования познавательной деятельности детей».
Педагогическую ценность загадок исследователи видели в том, что они направляют внимание ребенка на предметы и явления, их признаки, побуждают глубже вникать в смысл словесных обозначений этих признаков, повышают способность и определенность мышления и воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Ребенок живет больше чувствами, чем разумом, а это в свою очередь, эмоционально окрашивает все, с чем он соприкасается. Это является важным фактором в развитии эстетического чувства ребенка.
Считалка способствует выработке таких необходимых качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце. Как было сказано выше, считалка несет эстетическую и этическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которой она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей. Считалки способствуют формированию мировоззрения детей и полнее других жанров отражают процесс его становления. В наши дни считалки остаются весьма популярными, они являются богатым и развивающим жанром детского фольклора.
«В большинстве своем дети владеют искусством скандовки , - пишет М.Н. Мельников, - особым родом декламации с обязательным выделением каждой стопы ударением». Словесные игры, поддевки, скороговорки и некоторые другие малые формы фольклора имеют эстетическую функцию, которая далеко не всегда становится ведущей, но в любом случае именно эстетическая природа данных жанров предопределяла интерес к ним детей определенных возрастных групп, способствовала развитию мыслительной деятельности и памяти, установлению ассоциативных связей между рассудком и чувствами ребенка.
Художественная структура малых фольклорных форм стала универсальным средством педагогического воздействия на детей, побуждающим и одновременно исключающим принуждение, хорошо приспособленным к чувственной натуре ребенка, инструментом умственного развития и нравственного воспитания детей. А.П. Ильенкова справедливо указывает: «Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным ориентирам духовной культуры, которая выражается в малой фольклорной форме».
Каждый из этих жанров имеет свою оригинальную систему поэтических средств, свою форму воздействия на детей, свое определенное бытовое значение. Народное поэтическое творчество — величайшее достояние национальной культуры каждого народа. «Высокое художественное совершенство и доступность восприятию ребенка дошкольного возраста сделали фольклор важным средством воспитания и обучения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста.
В статье обозначена необходимость возрождения и применения лучших образцов народной педагогики....
Роль малых фольклорных форм в развитии дошкольника.
Детские народные песенки, потешки оказывают на ребёнка активизирующее воздействие, являютя средством социализации, то есть с помощью малых фольклорных форм происходит усвоение, присвоение жизненного о...
Консультация «РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Консультация«РОЛЬ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Роль малых фольклорных форм в развитии речи детей
Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключаются суть разрешение любого конфликта.Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробу...
Конспект родительского собрания (развитие речи детей второй группы раннего возраста) «Роль малых фольклорных форм в развитие активной речи у детей раннего возраста»
Расширение знаний родителей об особенностях малых фольклорных жанров, специфики их использования в конкретных ситуациях....
Консультация для родителей "Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста"
Консультация для родителей "Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста"...
Роль малых фольклорных форм в развитии детей раннего возраста.
В статье сделан акцент на влияние, которое оказывают малые фольклорные формы на развитие мелкой моторики, соц. навыков,творческих способностей, культурное развитие и самооценку детей раннего воз...