как хорошо уметь читать
статья по художественной литературе

Чтение, общение с книгой учит думать, анализировать, развивает творчески, формируется нравственная и культурная основа личности

дошкольное детство- этот период в человеческой жизни, когда закладываются образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты. сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_horosho_umet_chitat.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ!

Дацковская Н.Н.

г. Белгород, воспитатель МБДОУ детский сад №53

Аннотация. Дошкольное детство – это тот период в человеческой жизни, когда закладываются образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом.определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.

Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Ключевые слова:

Дом без книг, как комната без окон.

Генрих Манн

     Старшее поколение хорошо помнит и знает наизусть стихотворение Валентина Берестова из школьной программы по литературе:

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, почитай ещё страницу.»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

     И ведь дети читали! Желание учиться читать, ходить в школу и приобретать новые знания было огромнейшим. Школьники, помимо учебной программы, изучали самостоятельно дополнительный материал по разным предметам, отыскивая его в специальных изданиях, энциклопедиях, газетах и журналах. Для этого посещали библиотеки, читальные залы, оформляли подписки.

     Не отставали от своих детей родители, бабушки и дедушки. Читали дома, читали в транспорте, в парках и скверах, читали и обсуждали прочитанное сидя на лавочках у подъездов своих домов.Иметь домашнюю библиотеку было престижно, а уж если удавалось пополнить её экземпляров книги своего любимого писателя или поэта, то это считалось небывалой удачей, счастливым везением.

Не забывали родители и о самых маленьких читателях. Яркие, красочные, с большими буквами и цветными картинками книжки-малышки, сборники детских песенок и стихов, считалочек, народных и литературных сказок, подписные журналы – «Карандаш», «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Мишка» - всё это практически было в каждом доме, где росли малыши и школьники начальных классов.

Своеобразной традицией или ритуалом считались вечерние чтения в кругу семьи. Так было ещё пару десятилетий назад. Это я знаю не понаслышке, так как проработала в школе учителем начальных классов более двадцати лет. Знания, нужная информация добывались трудом, усидчивостью и терпением.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Д.Дидро

     Современные школьники читать не любят. Сейчас время нанотехнологий и всеобъемлющего интернета. Это хорошо, удобно, важно и нужно. Источников информации довольно много: она льётся на нас непрерывным потоком с экранов телевизоров и телефонов, но вот интернет вытеснил из жизни большинства молодых семей общение не только с книгой, но и друг с другом.

     В такой ситуации нашим малышам тяжелее всего. Это хорошо понимают педагоги, психологи называют причины нервных расстройств у детей; врачи бьют тревогу по поводу плохого физического развития, детского ожирения и других болезней, несвойственных ранее детскому организму.

     Это стали понимать и родители. Они всё чаще обращаются к педагогам и психологам с просьбой о помощи: как нужно поступить им, чтобы отвлечь ребёнка от экранов, увлечь книгами и чтением в свободное время.

     Эту проблему,как мне кажется, можно решить совместными усилиями педагогов, психологов, воспитателей и родителей;необходима в данной ситуации преемственность детского сада и начальной школы;немаловажна тесная связь дошкольных учреждений с библиотеками города.

В отличии от школьников, у которых интерес к книге уже пропал, у малышей он только зарождается, есть потребность в книге, в рассматривании картинок, в её чтении.

     Мы, воспитатели, этот интерес замечаем у наших самых маленьких воспитанников, поддерживаем его, развиваем и направляем в нужное русло до самого выпуска из детского сада. У каждого воспитателя свои методы, подходы и пути решения этой проблемы. Работая в разных возрастных группах у меня накопился достаточно большой практический материал. С каждым годом он пополнялся новыми идеями и находками. Так у меня образовалась своя методическая копилка, своеобразная система по воспитанию будущего читателя с трех лет до школы.

Опираясь на программный документ для дошкольных учреждений, требований ФГОС, учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей. Книга для ребёнка трёх лет не является предметом необходимости, читательская деятельность связана с рассматриванием, недолгим слушанием, заучиванием ритмических повторов, песенок, считалочек, небольших стихотворений и сказок. Важную роль в развитии познавательных способностей, речи, фантазии, внимания, творчества играет книжный уголок. Расположен он в самом светлом, удобном месте игровой комнаты. Уголок создает благоприятные условия для знакомства с книгой и с миром художественной литературы. Хранителями книг у нас в группе выступают Белогор и Белогорочка. Мы с малышами ходим к ним в гости, где в уютной спокойной обстановке происходят театрализованные действия знакомства с новой книгой, с героями сказок, рассказов, потешек («Книжкины секреты»);ремонты книг («Книжкина больница», «В гости к Айболиту»), рассматриваем альбомы («Осень», «Угадай сказку», «Иллюстрации к произведениям», «Портреты детских писателей и поэтов» и др.). развиваем интерес, проводя дидактические, подвижные и малоподвижные игры с использованием потешек, песенок, закличек, сказок, разыгрываем мини-спектакли «Колобок», «Курочка ряба», «Гуси-лебеди», «Волк и козлята». Нередко к нам в гости приходит литературный персонаж (подготовленный ребенок из старшей группы, родитель, воспитатель или кукла). В целенаправленный процессразвития речи ребенка, его погружение в мир литературы, повышение интереса к книге обязательно вовлекаем родителей, повышая их педагогическуюграмотность (акции: «Книжке вторая жизнь», «Пополняем «Книжкин уголок», предлагаем родителям взять книжку из «Книжного уголка», прочитать и обсудить с ребенком).

Книга – учитель,

Книга – наставник.

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

В.Ф.Боков

     Значение книги и влияние чтения на ребенка трудно переоценить.

Детская книга - это источник информации об окружающем мире.

Книга растит детей, даёт им знания, накопленные человечеством за многие века своего существования, формирует их собственные представления о жизни.

Книги развивают фантазию малышей, расширяют их кругозор, обогащают словарный запас, повышают грамотность.

Чтение – это тренировка ума, которая способствует развитию образного мышления, логики, речи, укрепляет память, концентрирует внимание.

Чтение увлекательной книги снимает нервозность малышей, напряжённость, усталость, успокаивает.

«Для человека, любящего читать, встреча с каждой новой книгой становится желанным моментом; интересной загадкой, которую предстоит решить; новым миром, в который можно будет  окунуться в своём сознании и воображении.  

       Особенное таинство – это чтение сказок ребёнку вслух. Наряду с самой сказкой, внимание мамы или папы превращаются для него в те самые мгновения, что запоминаются надолго, а зачастую и на всю жизнь. Кроме того, такое чтение формирует у ребенка и уважительное отношение к книгам, и, в конечном итоге, воспитывает нового книголюба (Сергей Желанкин. Электронный 8 августа 2019 г «Всемирный день книголюбов»)

Литература

  1. Цитата Генрих Манн znanija.com> task/11098121
  2. Берестов Валентин Дмитриевич «Как хорошо уметь читать!» Изд. «Самовар», 2014 г. Отечественная поэзия для детей.
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Коморовой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., испр.- М.: МАЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336 с.
  4. inpearls/ru> 227137 multiurok/ru>files/lindi…myslit – koqhda…ch – 1 html (Дидро).
  5. Сергей Желанкин. Статья 8 августа 2019 г «Всемирный день книголюбов».
  6. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи с детьми» М.: Просвещение, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителй "Как хорошо уметь читать"

Воспитание маленького читателя дело кропотливое, требующее времени и терпения.Но главное - личный пример на протяжении всей жизни. в семье, гд взрослые сами не читают книг, ребенок никогда не станет к...

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе. "Как хорошо уметь читать"

Представлен конспект проведения занятия в подготовительной группе обучению граммоте детей с использованием методики Зайцева....

"Как хорошо уметь читать"

Консультация для родителей....

"Как хорошо уметь читать" консультация для родителей

"Как хорошо уметь читать"Консультация для родителей.Воспитывать интерес детей к худ. литературе....

план кружковой работы "Как хорошо уметь читать"

Всем хорошо известно, насколько сложно  и объемна программа начальных классов и как бывает трудно ребенку, не умеющему читать, освоить её курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По-дру...

"Как хорошо уметь читать!"

Очень важно знакомить детей с буквами и звуками, применяя игровые приёмы, так как именно в игре развиваются творческие способности личности....