Конспект "Составление рассказа «Весна идёт»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Коммуникация» с использованием приёмов мнемотехники. На занятии дети учатся составлять рассказ о временах года (весне), учатся соотносить знаковые символы с образами.
Помимо обучающих и развивающих задач, в конспекте отражены следующие воспитательные задачи :
- воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь, утешить;
- воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
В конспекте представлен наглядный материал, используемый в данной совместной деятельности, также представлена предварительная работа и дидактические игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы в образовательной области «Коммуникация» с использованием приёмов мнемотехники.
Составление рассказа «Весна идёт»
Обучающие задачи:
- закрепить и расширить словарь детей по теме: «Весна»;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);
- упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
- формировать понятие причинно – следственной связей и закономерностей в явлениях природы.
Развивающие задачи :
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – образное мышление.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь, утешить;
- воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.
Наглядный материал: мнемотаблицы «Весна» (разные варианты), игрушка – пингвинёнок, мяч.
Предварительная работа:
- экскурсии и наблюдения в природе;
- чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождении её на карте и на глобусе;
- чтение потешек, стихов, рассказов , сказок о весне;
- рассматривание иллюстраций, альбомов по теме «Весна»;
- рисование по теме «Весна»;
- Разучивание стихотворений с одним из детей;
- Разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, птицах;
- Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Нарисуй портрет весны», «В гости к весне».
Дети стоят полукругом.
Воспитатель: Ребятки, отгадайте загадку.
Ребёнок:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Ктот это время года знает?
Дети: Это время года – весна.
Воспитатель: Правильно, это весна. Мы сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить только ласковые слова. Я скажу – солнце, а вы ласково – солнышко, ветка..., ручей… (Дети называют слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.)
Воспитатель вносит в группу мягкую игрушку – пингвина. Дальше воспитатель говорит и за Пингвинёнка.
Воспитатель: Ребятки, к нам в гости пришёл необыкновенный гость. Вот он! Кто это?
Дети: Это пингвин.
Воспитатель: Этого маленького пингвинёнка привезли с его родины на большом теплоходе. Ребятки, где живут пингвины?
Дети: Пингвины живут в Антарктиде.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Правильно, я живу в Антарктиде, где круглый год снег. Я слышал, как вы рассказывали про весну. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней. А то я ничего не понимаю.
Воспитатель: Конечно, ребятки тебе помогут. Садись на стульчик, и вы, ребятки, садитесь. Расскажите ему - какая бывает весна?
Дети: Весна бывает солнечная, тёплая, дождливая, цйветущая, звонкая, красивая.
Воспитатель: А сейчас придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной».
Дети: Весной солнце светит ярко. Весной появляются первые цветы. Весной птицы прилетают с юга. Весной люди одевают лёгкую одежду.
Пингвинёнок: Молодцы, ребятки! Много придумали красивых предложений.
Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например,: день - весенний день, погода – весенняя погода, солнце -..., настроение - ..,проталины - .., гроза - .., месяц - .., лучи - .., дерево - .., цветы - … (дети называют словосочетания.)
Пингвинёнок: Молодцы, ребятки, много придумали красивых слов про весну.
Воспитатель: Ребятки, почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла»? потому что весной греет солнышко и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки. А какие вы знаете пословицы, поговорки, народные приметы о весне, о птицах?
Дети рассказывают пословицы, загадывают загадки и пр.
Воспитатель: Молодцы, правильно! А сейчас я предлагаю составить вам рассказ о весне, чтобы Пингвинёнок запомнил его и рассказал своим друзьям в Антарктиде. В этом нам помогут наши помощницы – таблицы. Подойдите и возьмите любую таблицу о весне.
Рассказывание по мнемотаблице «Весна».
Пример рассказа по мнемотаблице.
Весной пригревает яркое солнышко. На крышах домов тают сосульки, а на земле появляются лужи и ручейки. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся первые зелёные листочки. Из далёких стран начинают прилетать птицы: ласточки, скворцы.
Пингвинёнок: Спасибо, ребятки. Я запомнил ваши рассказы о весне и могу рассказать своим друзьям. Мне нужно торопиться на теплоход. Я побежал, до свидания!
Воспитатель: А сейчас сядьте спокойно, руки положите на колени, закройте глазки и слушайте…Положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете; плечи не поднимайте. Вдох - выдох. (Дети выполняют движения три раза). Зимой природа пробуждается от зимнего снега, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим руки, встряхнём ими… (Дети открывают глаза и выполняют движения). Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы свами медленно поднимаем руки вверх, встаём и потянемся…((*Дети потягиваются). Опустите ручки, сядьте. Молодцы!
А теперь вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. Говорили о приметах весны. Составляли предложения и рассказы овесне. Играли с мячом. Играли в игру «Назови ласково». Учились правильно дышать.
Что нового и интересного вы узнали?
Дети рассказывают.
Воспитатель: Как называется явление природы, когда с крыши тают сосульки и капают вниз?
Дети: Это явление называется капель.
Воспитатель: Чей рассказ вам понравился и почему?
Дети рассказывают.
Воспитатель: Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Весна идёт — весне дорогу"
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....
Консультация для родителей "Весна идёт, весне дорогу!!!"
Вашему вниманию предлагается подбор игр на открытом воздухе для детей дошкольного возраста....
План – конспект непосредственно образователь-ной деятельности по речевому развитию детей старшей группы. «Составление описательного рассказа по теме «Весна идёт, весне дорогу!»
Тема «Составление описательного рассказа «Весна идёт, весне дорогу» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательн...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Тема: Составление рассказа "Весна идёт"
Составление рассказа "Весна идёт" (по мнемотаблицам).На основе интеграции образовательных областей речевого развития, познавательного развития, социально-коммуникативного развития.Используем...
«ВЕСНА ИДЁТ, ВЕСНЕ ДОРОГУ» «ВЕСНА – МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ»
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВЕСНА ИДЁТ, ВЕСНЕ ДОРОГУ» «ВЕСНА – МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ».Наступила весна, побеседуйте с ребенком об этом времени года. Вспомните весенние месяцы: ...
Использование метода наглядного моделирования в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Составление рассказа «Весна идёт»
Метод наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников....
Проектная карта по теме "Весна". Тема проекта: «Весна идёт, весне дорогу»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30391760","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...