«Влияние творчества А. Л. Барто на социально-нравственное воспитание и речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.»
презентация к уроку по художественной литературе (младшая группа)
Основная заслуга Барто – развитие сатирического жанра в детской литературе. Она является первооткрывателем неведомого до нее в поэзии для малышей жанра сатирического портрета. Она знает силу смеха, но к качеству смеха очень требовательна. До нее считалось, что детям младшего возраста совершенно недоступна сатира, что им годится только юмор с его добродушием и мягкой веселостью. Меткость ее сатирических строк могла вызвать и негодование тех, кто чувствовал себя уязвленным. Но, думается, среди читателей – детей обиженных никогда не было.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Агния Львовна Барто (1906-1981г. г.) Известная детская писательница, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок. Удивительная женщина, всю свою жизнь посвятившая детям, их воспитанию и проблемам. Барто смотрит на детей, как на активных участников жизни. А нужна ли детской поэзии лирическая интонация? Да конечно! Беречь детскость - совсем не значит приглушать восприимчивость к глубоким переживаниям, обогащающим душу. Барто часто критиковали за клевету на детей. Поэтессу упрекали в жестокости, в отсутствии педагогического такта. «Разве допустимо, - писал один рассерженный папа, - чтобы книжка для маленьких вызывала слезы?» Барто возражала критикам: «Стоит ли нам так уж рьяно охранять детей от сильных чувств? Ведь беречь детскость совсем не значит приглушать восприимчивость к глубоким переживаниям, обогащающим душу». Она продолжала пестовать детскую тему в литературе, воспитывая у своих читателей гражданское чувство, доброту, чувство справедливости, творческое отношение к труду.
С . Михалков писал: «Есть книжки, которые любят все ребята. Среди этих книжек –стихи А. Барто ». И правда, поколения за поколением малыши легко запоминают четкие, звучные стихи: «Идет бычок качается, Вздыхает на ходу…». Наша собственная жизнь от первых шагов до старости – в этих строчках. И страх небытия, и понимание его неизбежности. А для ребенка еще и повод перевоплотиться в иное существо, сопереживать ему, посочувствовать его горестным вздохам, его страху и пожалеть. Основная заслуга Барто – развитие сатирического жанра в детской литературе. Она является первооткрывателем неведомого до нее в поэзии для малышей жанра сатирического портрета. Она знает силу смеха, но к качеству смеха очень требовательна. До нее считалось, что детям младшего возраста совершенно недоступна сатира, что им годится только юмор с его добродушием и мягкой веселостью. Меткость ее сатирических строк могла вызвать и негодование тех, кто чувствовал себя уязвленным. Но, думается, среди читателей – детей обиженных никогда не было.
Детская литература – не монолог, который ребенок обязан вежливо слушать. Она так же и не диалог между ребенком и присевшим на корточки, вровень с малышом взрослым, старательно имитирующим несовершенства детского мышления речи. У Барто такой диалог получался всегда, потому что она превосходно знала того, к кому обращалась и уважала собеседника, как бы мал он ни был.
Каждая игрушка в изображении Барто приобретает индивидуальность. Игрушка – важная часть материального, вещественного окружения, ближайшего к ребенку и активно им осваиваемого. Малыши плачут, когда слышат о том, что « Зайку бросила хозяйка, Под дождем остался зайка, Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок» .
Такой пример помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера. Барто – детский писатель не потому, что писала для детей, а потому, что лучшие ее стихи стали детским фольклором. Она проходит со своим читателем по всем ступенькам детства и при этом не только стремится открывать мир игрушек, вещей, природы, людей, но и заложить в детскую душу начало нравственного отношения к миру. Барто раскрывает личность ребенка с самого раннего детства, когда ребенок начинает только ходить («Машенька» - 1948 год). Малыш в этот период – открыватель мира, он только получает самые первые впечатления. В стихах поэтесса прослеживает рост самостоятельности ребенка.
Барто смеется с детьми весело и не зло, она никогда не хочет обидеть и навсегда осудить ребенка, так как дети растут и меняются и поэтому они не безнадежны в дурных поступках. Насмешки Барто не ранят и не убивают, но заставляют как бы со стороны посмотреть на себя. Барто глубоко убеждена, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в формирующемся характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем. Поэтому так страстно и посерьезному , а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в самых веселых стихах она их учит честности и чести, душевной щедрости и доброте.
Барто как бы растет со своим читателем. Переступил ребенок порог школы, его снова встречают стихи любимой поэтессы: «В школу», «Сережа учит уроки», «Буква Р», «Что делать с Алексеем». Раскрыть внутренний мир ребенка, отобразить всю его многообразную жизнь, способствовать исправлению дурных черт характера и развивать светлые, гуманные – вот что отличает поэзию Барто . « Детский писатель – педагог в самом высоком смысле этого слова», - так определил С. Я. Маршак сущность художника, творчество которого обращено к детям. И это определение с полным правом может быть отнесено и к Агнии Львовне Барто . А. Барто с честью прошла радостный, но и тернистый путь детского поэта – прошла до последних дней, сохранив свою молодость, желание и умение писать для детей.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой . Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Чтение детям младшего и среднего дошкольного возраста художественной литературы, заучивание стихотворений оказывает благотворное влияние на развитие их речи, обогащает словарный запас ребенка, помогает сгладить основные недостатки при подборе падежных окончаний; пересказ небольших текстов развивает связную речь, ребенок может грамотно построить предложение. Ознакомление с художественной литературой включает в себя также заучивание стихотворений. Заучивание стихотворений часто используется на занятиях по развитию речи. Заучивание стихотворений приносит дошкольникам огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Младших дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями. .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/22/picture-131014-1490189675.jpg)
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора в развитии, воспитании и обучении младших дошкольников позволяет детям приобретать необход...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/31/picture-394610-1391173502.jpg)
Консультации для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
для воспитателей...
Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста
Наряду с поиском современных моделей воспитания и развития детей, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств ее, таящий огромные д...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/08/picture-1132331-1554691247.jpg)
Консультации для воспитателей«Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/20/picture-962029-1508523838.jpg)
ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Общение со взрослыми носит положительно э...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/24/picture-1271499-1600973120.jpg)
Консультация для воспитателей «Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» .
laquo;Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста»Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановнаг. Сове...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/06/picture-1345595-1633533531.jpg)
Консультации для родителей Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей "Влияние произведений устного народного творчества на речевое развитие детей младшего дошк5ольного возраста"....