проект «Книжкины истории в рассказах, сказках, стихах и иллюстрациях»
проект по художественной литературе (старшая, подготовительная группа)
Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства. Привлечь детей к книге, закрепить интерес к чтению, в том числе семейному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_knizhkiny_istorii.docx | 43.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 55 «Кузнечик»
и
Детская библиотека №6
г. Подольск
Совместный проект
«Книжкины истории в рассказах, сказках, стихах и иллюстрациях»
В рамках конкурса по приобщению детей раннего и дошкольного возраста к чтению
Подготовили:
Панфилова Н.М.
Хваткова О.В.
Столярская Е.В.
Подчасова С.Г.
г.о. Подольск 2019г
Пояснительная записка
«Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда». В. А. Сухомлинский
Современный мир диктует свои правила, современный дошкольник с раннего возраста пользуется гаджетами, мало общается. Общение ему заменяет планшет и книгу – компьютерные игры. Данный проект привлек наше внимание тем, что потребуется углубленная работа по приобщению детей к художественной литературе. В век высоких технологий книга отошла на второстепенное место у взрослых. Как же они смогут привлечь внимание детей к книге? Вот этот вопрос задали, мы педагоги себе? От окружающих ребенка взрослых зависит то, станет ли ребёнок настоящим увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Задача педагогов и родителей найти такие способы и средства доступные для детей и способные смотивировать детей на общение с книгой. Это включение ребенка в различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую, коллективную и самостоятельную. В своем проекте мы сделали акцент на творчестве писателей-натуралистов и более детальное знакомство с иллюстрацией, как важным сопровождением произведения и видом искусства.
Дошкольники очень восприимчивы и эмоциональны, способны глубоко чувствовать художественный образ, природу, им очень близки, понятны и интересы рассказы о природе, особенно о животных, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы. Книги помогают воспитывать чистоту души, патриотизм, нравственные качества, развивать мировоззрение, интеллект, мышление, красивую образную речь.
Актуальность проекта:
Россия считается самой читающей страной в мире, и мы должны прививать интерес, любовь к книге с дошкольного детства, растить новое поколение читающих людей, не смотря на цифровую среду и компьютеризованное информационное пространство.
Однако, следует учитывать, что дети дошкольного возраста не читатели, а слушатели. Самостоятельно прочитанное произведение читается ими автоматически, текст не воспринимается ребенком и не несет смысловой нагрузки. Смысл художественного произведения доносят до детей взрослые люди, и очень хочется верить, что они это сделают с любовью и уважением к книге. Задача детского сада и семьи развить интерес детей к книге, как к источнику новых знаний, эмоций, возможность заглянуть в загадочный мир сказок, интересных путешествий. Для лучшего восприятия художественного произведения детям необходим образ, не все дети обладают творческим мышлением и развитым воображением. Важную роль в формировании читательского интереса играют иллюстрации, которые помогают ребенку представить сюжет, т.к. особенность дошколят в наглядно-образном мышлении. Посредством иллюстраций ребёнок легче запоминает услышанное, может, пересказать содержание с опорой на картинку или с интересом рассматривая иллюстрации, может придумать свою историю.
Вид проекта: творческо-ориентированный-ориентированный
Продолжительность проекта: долгосрочный. (1 год)
Участники проекта: дети логопедической группы 7 лет, воспитатели, учитель-логопед, сотрудники библиотеки, родители воспитанников.
Цель проекта: Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста (с особенностями развития) к книжной культуре через ознакомление с художественной иллюстрацией. Задачи проекта:
- Развивать творческие, познавательные и речевые способности детей;
- Повышать мотивацию к слушанию и чтению художественной литературы посредством использования иллюстраций.
- Учить детей правильно рассматривать иллюстрации, находит в них сюжетную линию художественного произведения.
- Развивать умения самостоятельно создавать иллюстрации к произведению с учетом жара, характера и смыслового содержания.
- Способствовать совместному чтению детей и родителей.
- Организация плодотворного сотрудничества с библиотекой.
Направление работы Организация деятельности:
- с детьми;
- по взаимодействию с библиотекой;
- создание развивающей среды;
- по взаимодействию с родителями.
Содержание работы:
1. Знакомство детей с историей возникновения книг, с профессиями людей, которые трудятся над созданием книги. (Видеоролик)
2. Знакомство с различными художественными жанрами.
3. Знакомство с различными видами иллюстраций.
4. Знакомство с произведениями писателей-натуралистов Е. И.Чарушина, К.Д.Ушинского, В.В. Бианки и особенностями иллюстрации к их произведениям.
5. Проведение совместных мероприятий с детской библиотекой: организация экскурсий (ознакомительная и тематические), проведение викторины по произведениям писателей-натуралистов, оформление иллюстративного стенда, встреча с детским писателем г. Подольска (знакомство с его произведениями: стихи, рассказы, иллюстрации).
6. Проведение досугов «Осень в стихах и иллюстрациях», «Зимние зарисовки» (чтение стихов и создание картинной галереи).
7. Проведение викторины по произведениям Е. Чарушина, В. Бианки и К.Ушинского.
8. Знакомство с баснями С. Крылова, рассматривание иллюстраций к басням.
9. Театрализованное представление по басням Крылова.
9. Дидактические игры «Подбери иллюстрацию к произведению», «Составь рассказ по иллюстрации» и др.
10. Организация совместной деятельности детей и родителей (проведение творческого вечера, совместные экскурсии в библиотеку, совместное чтение, создание книги с иллюстрациями детей к стихам и рассказам)
11. Информационная поддержка родителей по вопросам ознакомления с художественной литературой («Влияние художественной литературы на нравственное, познавательное и творческое развития ребенка дошкольника». «Как правильно подобрать книгу для своего ребенка», «Научись сам(а) и научи ребенка работать с иллюстрацией».
12. Обогащение книжного уголка в группе и создание библиотеки в детском саду.
16. Презентация проекта «Книги и я-лучшие друзья!»
Предпологаемый результат
Благодарность!!!!!!
Этапы проекта.
I этап подготовительный:
1. Провели:
- предварительный опрос детей по сформированности представлений о художественной литературе.
- анкетирование родителей (на определения уровня заинтересованности к воспитание интереса к книге).
2. Подготовили методическое сопровождение проекта ( литературу по проектам в дошкольных учреждениях, а так же опыт других педагогов по приобщению дошкольников к художественной литературе, презентации).
3. Подготовили наглядный материал, дидактические игры.
4. Разработали информационные буклеты для родителей.
5. Подготовили интернет ресурсы, видеоролики, книги.
II этап основной
1. Познакомили детей с историей возникновения книг, с профессиями людей, которые трудятся над созданием книги
2.
3. Знакомство с краткой биографией Бианки, Чарушина, Ушинского.
4. Знакомство с биографией К. Чуковского и творчеством писателя.
5.«Книжкина больница».
6. Знакомство детей с небылицами, с показом иллюстраций
7. Практическая деятельность,
-по мотивам народных сказок и сказок А. С. Пушкина, К. Чуковского:
-рисование по мотивам сказок «Золотая рыбка»»
-аппликация по мотивам сказок «Золотая рыбка»»);
-конструирование «Петушок», «Пёс», по мотивам народной сказки «Петух и пес»(ответственная);
-аппликация «Лиса» по мотивам народной сказки «Лиса и кувшин»
-лепка «Царевна Лебедь» по мотивам сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Солтане и его сыне Гвидоне»;
-разучивание небылиц К. Чуковского);
8. Консультации для родителей «Как подобрать художественную литературу для дошкольников».
9. Создание буклетов для родителей «Вредные советы для родителей, как сделать чтоб ваш ребёнок не стал «ботаником» или отбить охоту к чтению»
10. Самостоятельная деятельность в уголке театрализации, игры с настольным театром.
11. Ежедневно чтение с детьми художественной литературы, использование сказок в режимных моментах, на занятиях.
III этап – заключительный
1. Подведение итогов работ совместная деятельность детей и родителей, создание авторской книги ребёнка;
2. Самостоятельный рассказ произведения собственного произведения по авторской книге.
3. Проведение викторины «Хорошо ли знаем сказки»
4. Презентация проекта «Путешествие в Волшебную страну –КНИГОПЛАНДИЯ» СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Оценка результатов и отчетность.
В целом результаты проекта можно оценить положительно. Удалось заинтересовать детей, которые с удовольствием включились в творческую реализацию проекта. Занимались аппликацией, лепкой, рисованием. С интересом узнавали историю, возникновения современной книги начиная с древности. Особенно им понравилось создание собственной книги, авторами которой являлись они сами. Это была совместная деятельность с родителями, которая оказывает положительное действие на детей. Позволяя им в свою очередь лишний раз побыть вместе. Дети, самостоятельно опираясь на рисунки, пересказывали содержание книги, это способствовало развитию индивидуальных особенностей в творческой речевой деятельности.
В ходе реализации проекта мы способствовали использованию детьми, различных речевых форм выразительной речи в разных видах деятельности и повседневной жизни. Повышали интерес к книге.
При этом акцентировали интерес на этой проблеме внимание родителей, которые принимали непосредственное участие в проекте.
Проектная деятельность позволяет детям развивать познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Конечно, есть и минусы, не все дети одинаково активно принимали участие, так же не все родители откликнулись на участие в проекте. Считая, что этим можно заниматься только в детском учреждение, ссылаясь на занятость. Не смотря на это дети самостоятельно пытались создавать книжки, что конечно говорит о заинтересованности детей.
Проектная деятельность по приобщению детей к приобщению детей к чтению, лишний раз показала, что это разносторонний и долгий процесс. Любовь книгам не возникает здесь и сейчас, в первую очередь эта искорка зарождается в семье, а превратить её в пламя помогаем мы, сначала воспитатели, затем учителя. Нот первым примером для них остаются родители, которые не всегда знают, как это делать. В ходе проекта мы пришли к решению созданию нового книжного уголка, который, будет отвечать всем современным требованиям, мы изучили методическую литературу по проектной деятельности, ознакомились с опытом других педагогов. Что позволило нам включится в процесс творчески, лишний раз доказывая, обучая других учишься сам.
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т.к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой.
Книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
В детском саду было проведено анкетирование детей и родителей с целью определения степени влияния книг на формирование нравственных представлений детей, которое показало, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.
Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Цель:
Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как виду искусства. Привлечь детей к книге, закрепить интерес к чтению, в том числе семейному.
Задачи:
- Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
- Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
- Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй, культурными и общественными организациями, способствующими воспитанию у детей интереса к художественной литературе.
- Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
- Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.
- Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
План реализации проекта
Эта работа предполагает наличие трех этапов, каждый из которых включает в себя определенные задачи и алгоритм действий:
- Подготовительный.
- Основной
- Заключительный.
Содержание | Задачи | Сроки | Ответственные
|
| |||
1.Составление плана реализации проекта.
2.Изучение методической литературы по теме.
3. Анкетирование родителей «Место книги в вашей семье».
4.Беседа с детьми «Моя любимая книга»
5.Составление плана совместных мероприятий с детской библиотекой
6. Разработка положения о смотре – конкурсе «Книжный уголок в детском саду».
7.Консультация для воспитателей «Книжный уголок в детском саду».
| - Познакомить участников образовательного процесса (педагогов и родителей) с проектом;
-изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме;
- подобрать методическое обеспечение проекта;
- разработать перспективные планы, план совместной работы с детской библиотекой, конспекты мероприятий, консультации, положение конкурса;
- проанализировать содержание уголков книг в группах
| Август-сентябрь
| Старший воспитатель,
воспитатели подготовительных групп |
| |||
1.Оформление уголков чтения в группах в соответствии с современными требованиями.
2.Проведение смотра-конкурса книжных уголков (Анализ содержания уголков книги в группах в соответствии с возрастом детей, спецификой работы).
3.Оформление тематических выставок, посвящённых творчеству писателей.
4. Выставки детских рисунков по мотивам прочитанных произведений.
5. Составление памятки для родителей: «Примерный список детской художественной литературы.
6.Открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой.
7.Педагогический совет с участием родителей на тему: «Развитие детей посредством произведений художественной литературы»
8.Консультации для родителей «Развивающие функции художественной литературы». Посещение мероприятий организуемых на базе детской библиотеки в соответствии с темой недели. (План совместной работы ДОУ и библиотеки)
9. Проведение развлечения для детей совместно с родителями «В гостях у королевы книги».
10.КВН «Вечер сказок и загадок». | - Пополнить фонд художественной литературы в ДОУ.
- Систематизировать материал по теме в методическом кабинете.
- Активизировать всех участников образовательного процесса в реализации проекта. | Октябрь- май
| Старший воспитатель,
воспитатели подготовительных групп,
Зав. отделом обслуживания МКУ «РБС ГПШ»
|
III Заключительный | |||
1.Проведение повторного анкетирования, опроса, бесед со всеми участниками образовательного процесса.
2.Подведение итогов реализации проекта на педсовете | - Изучить отношение всех участников образовательного процесса к проекту.
- Выявление удовлетворённости всех участников образовательного процесса результатами реализованного проекта.
-Анализ эффективности реализации проекта.
-Обобщить и распространить накопленный опыт по формированию устойчивого интереса у детей к книгам.
| Май | Старший воспитатель
|
Предполагаемый результат:
- Повышение интереса детей к художественной литературе.
- Разработка системы работы с книгой.
- Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка.
- Возрождение домашнего чтения.
- Позитивные изменения в речи детей.
Формы работы: чтение вслух, викторины, конкурсы, литературные утренники, творческие занятия.
№ | Тема недели | Темы мероприятий, содержание | Сроки | Ответственные |
1. | «Осень» | Библиочас Экскурсия по библиотеке. Рассказ о книгах детского абонемента, обзор детских журналов, литературное чтение
| 04.10.2016г. | Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ» старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 30»
воспитатели
|
2. | «Осень» | «Осень, осень, в гости просим…» Осень в литературе и рисунках детей. |
18.10.2018г. | Воспитатели: Зам.зав. по ВМР Панфилова Н.М.. Подчасова С.Г., Столярская Е.В.. учитель-логопед Быкова Т.А., родители, дети. |
3. | «День народного единства» |
|
01.11.2016 | Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ» старший воспитатель |
4. | «Домашние животные и их детёныши» | « Ко дню рождения писателя и художника-иллюстратора Е.И. Чарушина» Досуг |
15.11.2018г. | Воспитатель Подчасова С.Г. |
5. | «Разные материалы и изделия из них» | «Лукошко загадок». Загадки, викторины, кроссворд, игры |
29.11.2016г. | Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»; старший воспитатель |
6. | «Новый год» | «На страже мира и покоя», День Героев Отечества, посвящённый героям битвы под Москвой». Литературно-музыкальный час |
13.12.2016г. | Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»; старший воспитатель |
7. | «Новый год» | «Новогодний экспресс». Новый год в разных странах мира. |
27.12.2016г. | Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»; старший воспитатель |
8. | «Зима» | Заповедные места России. К дню заповедников. |
17.01.2017г. | Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»; старший воспитатель |
9. | «Народная культура и традиции» | «Чудо чудное, диво дивное». Хохломская, городецкая, гжельская роспись
|
31.01.2017г. | Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»; старший воспитатель
|
10. | «День защитника Отечества» | «К дню родного языка «Наш дар бесценный – речь»
| 14.02.2017г. | Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»; старший воспитатель |
11. | «Опасные ситуации» | «Основы безопасной жизнедеятельности. Знает каждый гражданин важный номер 01.» С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое». ОБЖ |
28.02.2017г. | Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»; старший воспитатель |
13. | «Весна».
| «В гости к нам идёт весна!» Весна в рассказах, стихах, живописи, музыке. |
14.03.2017г. | Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»; старший воспитатель |
14. | «Весна». | Неделя детской книги. Любимые книги и писатели детства |
28.03.2017г | Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»; старший воспитатель МБДОУ д/с №30 |
15. | «День космонавтики». | «День Космонавтики» Первые покорители космоса. История освоения полётов |
11.04.2017г. | Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»; старший воспитатель МБДОУ д/с №30 |
16. | «Здоровье главная ценность» | «Вход неряхам запрещён!» Беседа с детьми о здоровье. Чтение сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр» |
25.04.2017г. | Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»; старший воспитатель МБДОУ д/с №30 |
17. | «До свидания, детский сад! Здравствуй школа!» | «Творческая мастерская». Изготовление закладки для книг
|
23.05.2016г. | Зав. отделом обслуживания МКУ «ЦБС ГПШ»; старший воспитатель МБДОУ д/с № 30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Книжкина неделя по рассказам Г. Цыферова "Едем в сказку"
Музыкальное занятие в средней группе "Едем в сказку"...
Книжкина неделя по рассказам Е.Чарушина и сказке "Аленький-цветочек" В.Катаева "Ожившие герои сказок"
Конспект занятия по музыке для детей старшей группы "Ожившие герои сказок"...
Кроссворд по сказке А.С. Пушкина "Сказка о Царе Салтане" (к проекту "Книжкин-град")
Кроссворд для старшей группы детского сада...
Проект в подготовительной к школе группе Тема: «Книжкины истории »
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300524","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"345","width":"480"}}]]...
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: « Книжкины истории» /часть проекта "Книжкины истории"/
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300533","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"352","width":"450"}}]]...
НОД по ЛЕГО – конструированию в рамках проекта «На лего-территории строим книжкину историю» в старшей группе.
Данная методическая разработка поможет педагогам, осваивающим технологию лего-конструирования, попробовать конструирование в виде занятия. Занятие проходит в рамках темы "Книжкина нед...
ПРОЕКТ Книжкины истории
Совместный проект с детской библиотекой...