Конспект непосредственно-образовательной деятельности по сказкам Корнея Ивановича Чуковского
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по сказкам Корнея Ивановича Чуковского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zanyatiya_po_literature_s_doshkolnikami.docx642.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Литературное образование дошкольников»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

                                                        по сказкам

Корнея Ивановича Чуковского

http://cs310818.vk.me/v310818604/1f2f/YrXZHWK9LNw.jpg

СОДЕРЖАНИЕ

Вводная…………………………………………………………………………….…3

Список рекомендуемой литературы для детей старшего

дошкольного   возраста…………………………………………………………...…5

Цель и задачи занятия…………………………………………………………….…7

Ход занятия……………………………………………………………………….… 7

Приложение 1. «Муха-Цокотуха» …………………………………………...……15

ВВОДНАЯ

В старшем дошкольном возрасте начинается совершенно новый этап в развитии интереса к художественной литературе. В отличии от предшествующего периода, когда восприятие художественной литературы было пока еще совмещалось с другими видами деятельности, и прежде всего с игровой деятельностью, старшие дошкольники переходят к стадии развития собственного художественного отношения ко всему искусству, и в частности к художественной литературе. Восприятие старшими дошкольникам художественной литературы является наиболее важным средством воспитания у них культуры поведения в целом[1].

Интерес к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста обуславливается его важностью для дальнейшего развития как активной личности. Главным условием проявления интереса к восприятию художественной литературы детьми дошкольного возраста, это организация содержательной и интересной жизни ребенка старшего дошкольного возраста.

Приобщение старших дошкольников к художественной литературе является одной из наиболее актуальных проблем дошкольного образования, так как, в третьем тысячелетии, современное общество столкнулось с проблемой получения информации из общедоступных источников.

В данном случае, прежде всего, страдают, дети дошкольного возраста, теряя связь с чтением художественной литературы в семье. Проблема приобщения детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, как основного средства развития их связной речи, обусловлено следующими причинами: во-первых, приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе используется в неполном объёме, и затрагивается только её поверхностная часть; во-вторых, возникает общая потребность в передачи и сохранении чтения в семье дошкольника; в-третьих, воспитание детей старшего дошкольного возраста художественной литературой не только дает им радость, творческий и эмоциональный подъём, но и становится основой всего русского языка. По весьма актуальной проблеме восприятия произведений художественной литературы детьми старшего дошкольного возраста работали многие ученые, такие как Зимняя И. Л., Морозова Н. Г., Никифорова О. И., Окорокова М. И., Светловская Н. Н.

Восприятие ребенком старшего дошкольного возраста художественного произведения на протяжении всего дошкольного возраста совершенствуется и развивается. На основе изучения научной литературы, нами выделены два основных периода в эстетическом развитии старших дошкольников: от 2 до 5 лет, когда искусство родного слова становится для него самоценным. Таким образом, процесс восприятия художественного произведения очень заметен в старшем дошкольном возрасте.

Ученые отмечают такую особенность художественного восприятия произведения старшим дошкольником, как чувственное сопереживание главным героям художественных произведений[2]. У детей старшего дошкольного возраста начинает проявляться способность уметь мысленно действовать в воображаемых им самим обстоятельствах, стараться, как бы становиться на место главного героя. Русские е народные волшебные сказки становятся любимыми у старших дошкольников, с их чудесными вымыслами, нереальной фантастичностью, насыщенных конфликтами, препятствиями, с активно развитым сюжетным действием, различных мотивов драматических ситуаций, с яркими и мужественными характерами героев художественных литературных произведений.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО   ВОЗРАСТА[3]

  1. Корней Чуковский. Телефон. Федорино горе. Мойдодыр. Муха-Цокотуха. Айболит. Айболит и воробей. Путаница. Доктор Айболит (по Гью Лофтингу).
  2. Корней Чуковский. Бармалей. Тараканище. Крокодил. Краденое солнце. Приключения Бибигона.
  3. Народные сказки о животных: Хвосты. Лиса и журавль. Журавль и цапля. Лиса и кувшин. Кот и лиса. Лисичка со скалочкой. Заюшкина избушка. Лисичка-сестричка и серый волк. Петушок - Золотой гребешок. Маша и Медведь. Волк и семеро козлят. Храбрый баран. Заяц-хваста. Зимовье. Полкан и медведь. Петушок - Золотой гребешок и чудо-меленка. Мужик и медведь. Сказка про ерша. Лиса и козёл. И другие.
  4. Лилиан Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.
  5. Николай Носов. Живая шляпа.
  6. Николай Сладкое. Бежал ёжик по дорожке. Воробьишкина весна. И другие рассказы.
  7. Михаил Пляцковский. Солнышко на память (рассказы).
  8. Михаил Зощенко. Умные животные (рассказы). Показательный ребёнок (рассказы).
  9. Агния Барто. Медвежонок-невежа. Мы с Тамарой. Любочка. Любитель-рыболов. Фонарик. Я расту. И другие стихи.
  10. Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино.
  11. Карло Коллоди. Приключения Пиноккио.
  12. Ганс-Христиан Андерсен. Дюймовочка. Гадкий утёнок. Принцесса на горошине. Цветы маленькой Иды. И другие сказки.
  13. Отфрид Пройслер. Маленькая Баба-Яга. Маленький Водяной. Маленькое Привидение. Как поймать разбойника.
  14. Д.Н. Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки: Про Комара Комаровича. Сказка про храброго зайца Длинные уши - Косые глаза - Короткий хвост. Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке. И другие.
  15. Астрид Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живёт на крыше. Приключения Эмиля из Лённеберги. Пиппи Длинныйчулок.
  16. Тони Вульф. Сказки волшебного леса. Великаны. Гномы. Эльфы. Феи. Драконы.
  17. Евгений Колкотин. Про медвежонка Прошку.
  18. Валентин Катаев. Дудочка и кувшинчик. Цветик-семицветик.
  19. Павел Бажов. Серебряное копытце.
  20. Татьяна Александрова. Кузька. Сказки старой тряпичной куклы.
  21. Ирина Токмакова. Аля, Кляксич и буква "А". Может, Нуль не виноват. И настанет весёлое утро. Маруся ещё вернётся. Счастливо, Ивушкин!
  22. Джанни Родари. Приключения Чиполлино. Путешествие Голубой Стрелы.
  23. Джоэлъ Харрис. Сказки дядюшки Римуса.
  24. Борис Заходер. Стихи и стихотворные сказки (Мартышкин дом, Буква "Я" и другие). На горизонтских островах (стихи). Ма-Тари-Кари.
  25. Эдуард Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот. Каникулы в Простоквашино. Меховой интернат.
  26. Григорий Остер. Котёнок по имени Гав. Зарядка для хвоста. Подземный переход. Привет мартышке. А вдруг получится!!! Испорченная погода. Обитаемый остров. Это я ползу. Бабушка удава. Великое закрытие. Куда идёт слонёнок. Как лечить удава. Легенды и мифы Лаврового переулка. Сказка с подробностями.
  27. Константин Ушинский. Слепая лошадь.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ

Цель занятия: Расширить и обобщить знания старших дошкольников о рассказах  и сказках К.И. Чуковского.

Задачи занятия:

1. Стимулировать  устойчивый  интерес  детей к литературным произведениям, творчеству писателя, закрепить знания о прочитанных сказках.

2. Развивать мышление, речь, словарный запас, воображение, память, словарный запас старших дошкольников.

3. Прививать старшим  дошкольникам духовные ценности, понимание   добра, жалости, дружбы и помощи близким.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети,   мы с вами  отправимся   в интересное путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. На картинке все мы видим как выглядел этот писатель  (показываю портрет писателя). Он написал много произведений для детишек - они добрые, весёлые. И  даже  по портрету мы видим, какой он веселый и улыбчивый человек.

Мы все с вами отправимся в путешествие на автобусе, представьте, что все мы сидим внутри красивого красного автобуса и путешествуем, как путешествовали герои сказок Чуковского.  

Но кто знает на чем они путешествовали ?

Я вам расскажу об этом, прочтя его сказку

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Зайчики

В трамвайчике.

Жаба на метле...

Едут и смеются,

Пряники жуют.

  • На чём и на ком же разъезжали зверята?(ответы детей)
  • А на чём бы вы хотели попутешествовать?
  • Посмотрите вокруг, может у нас в группе есть какой-нибудь транспорт, даже может сказочный.
  • (в углу группы весит воздушный шарик, надутый гелием)

Ждем когда дети ответят « на шарике - как комарики!». Если долго не могут понять, подсказать спросив – на чем летели комарики ?

Воспитатель:

  • Давайте теперь мы оставим наш красивый  красный автобус и дальше  отправимся в путешествие на шарике (беру за верёвочку шар).
  • Куда мы прилетим дальше ?
  • Ах, куда же привёл нас шарик? (иллюстрации по сказке  Чуковского «Муха-Цокотуха»)
  • Мы попали с вами на чаепитие.  

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/65/257/65257594_Muhacokotuha_1_razvorot_kopiya.jpg

Воспитатель:

(берем картинки: муха, паук и комарик)

Кто это?

А это кто?

Здесь еще кто-то есть?

Давайте вспомним, какая  Муха-Цокотуха была в сказке?

Возможные ответы детей: Добрая, веселая, красивая, озорная, нарядная, гостеприимная.

А что можно сказать про паучка. Какой он?

А какой комарик был в сказке?

Давайте вспомним, что же случилось с мухой, паучком и комариком.

Воспитатель: Это Муха-Цокотуха Чуковского, или как её ещё иначе называют Мухина свадьба, началась с того что:

Муха, Муха-Цокотуха

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла

Пошла Муха на базар и купила самовар.

https://godliteratury.ru/wp-content/uploads/2016/04/Mukha-Cokotukha-Korney-CHukovskiy1.jpg

  • А если бы вы нашли денежку, чтобы вы на неё купили на базаре?
  • Может быть вы отдали денежку  маме и папе ?

После ответов детей продолжить:

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки —

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые —

В них застежки золотые.

Приходила к Мухе

Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе

Меду принесла…

«Бабочка-красавица.

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?»

Вопросы от воспитателя:

  • Любите ли вы пить чай ?
  • С чем вы пьете чай ?
  • Вы видели как мама заваривает чай ? как она это делает ?

Дорогие детки, чай пить очень приятно,  надо чаще сидеть с мамой и папой и пить чай. Но вы обязательно должны запомнить что конфеты которые вы так любите есть с чаем вредны для зубов.

После ответов детей продолжить:

Вдруг какой-то старичок

Паучок

Нашу Муху в уголок

Поволок —

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

«Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час!»

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать —

Не желают воевать!

И никто даже с места

Не сдвинется:

Пропадай-погибай,

Именинница!

А кузнечик, а кузнечик,

Ну, совсем как человечек,

Скок, скок, скок, скок!

За кусток,

Под мосток

И молчок!

А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе верёвками крутит

Зубы острые в самое сердце вонзает

И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит,

Надрывается,

А злодей молчит,

Ухмыляется.

Воспитатель прерывает прочтение стиха и рассказывает: Дорогие детки, бывают и недобрые люди, в стихотворении Муха цокотуха паучок описан недобрым, он поступает очень некрасиво обижая муху. Как вы думаете почему он так поступил ?

Давайте дальше посмотрим, какая у нас картинка.

http://content.foto.mail.ru/mail/oscwa_11/_answers/i-1623.jpg

После ответов детей о том кто нарисован на картинке, продолжить:

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

«Где убийца, где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всём скаку

Голову срубает!

Муху за руку берёт

И к окошечку ведёт:

«Я злодея зарубил,

Я тебя освободил

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!»

 В этой сказке рассказывается о бедной мухе, которую схватил страшный паук, а все друзья цокотухи отказались ей помогать.

  • А как вы сами думаете, друзья должны были помочь мухе спастись?
  • Вы когда-нибудь помогали своим друзьям?
  • Дети вы молодцы ! Конечно надо помогать своим близким !

Тут букашки и козявки

Выползают из-под лавки:

«Слава, слава Комару —

Победителю!»

Прибегали светляки,

Зажигали огоньки —

То-то стало весело,

То-то хорошо!

Эй, сороконожки,

Бегите по дорожке,

Зовите музыкантов,

Будем танцевать!

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали.

Бом! бом! бом! бом!

Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ!

Козявочки с червяками,

Букашечки с мотыльками.

А жуки рогатые,

Мужики богатые,

Шапочками машут,

С бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра,

Заплясала мошкара.

Веселится народ —

Муха замуж идёт

За лихого, удалого,

Молодого Комара!

Муравей, Муравей!

Не жалеет лаптей, —

С Муравьихою попрыгивает

И букашечкам подмигивает:

«Вы букашечки,

Вы милашечки,

Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»

Сапоги скрипят,

Каблуки стучат, —

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

  • На этом наше путешествие по сказке Муха Цокотуха закончилось. Вам понравилось ?
  • Какие выводы вы сделали?

Помочь детям  сформулировать выводы:

Надо быть добрым и стараться никого не обижать.

Надо помогать слабым и заступаться, если кого-то другого обижают.

На этом наше путешествии заканчивается и я отпускаю наш шарик.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. «МУХА-ЦОКОТУХА»

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки —

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые —

В них застежки золотые.

Приходила к Мухе

Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе

Меду принесла…

«Бабочка-красавица.

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?»

Вдруг какой-то старичок

Паучок

Нашу Муху в уголок

Поволок —

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

«Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час!»

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать —

Не желают воевать!

И никто даже с места

Не сдвинется:

Пропадай-погибай,

Именинница!

А кузнечик, а кузнечик,

Ну, совсем как человечек,

Скок, скок, скок, скок!

За кусток,

Под мосток

И молчок!

А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе верёвками крутит

Зубы острые в самое сердце вонзает

И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит,

Надрывается,

А злодей молчит,

Ухмыляется.

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

«Где убийца, где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всём скаку

Голову срубает!

Муху за руку берёт

И к окошечку ведёт:

«Я злодея зарубил,

Я тебя освободил

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!»

Тут букашки и козявки

Выползают из-под лавки:

«Слава, слава Комару —

Победителю!»

Прибегали светляки,

Зажигали огоньки —

То-то стало весело,

То-то хорошо!

Эй, сороконожки,

Бегите по дорожке,

Зовите музыкантов,

Будем танцевать!

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали.

Бом! бом! бом! бом!

Пляшет Муха с Комаром.

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ!

Козявочки с червяками,

Букашечки с мотыльками.

А жуки рогатые,

Мужики богатые,

Шапочками машут,

С бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра,

Заплясала мошкара.

Веселится народ —

Муха замуж идёт

За лихого, удалого,

Молодого Комара!

Муравей, Муравей!

Не жалеет лаптей, —

С Муравьихою попрыгивает

И букашечкам подмигивает:

«Вы букашечки,

Вы милашечки,

Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»

Сапоги скрипят,

Каблуки стучат, —

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!


[1] Любаев А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 707-709.

[2] Любаев А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 707-709.

[3] Развитие детей: информация для родителей. Список литературы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. // Электронный ресурс. Режим доступа. http://dnk.nsknet.ru/astana-detjam/spisok-literatury-dlja-detej-doshkolnogo/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи по мотивам сказки Корнея Ивановича Чуковского "Муха -Цокотуха".

Речевое занятие с элементами театрализации сказки " Муха- Цокатуха"...

Конспект ООД в старшей группе на тему "По сказкам Корнея Ивановича Чуковского"

Данное ООД посвящено 140 летию со дня рождения Корнея Ивановича Чуковского...

Конспект занятия в ДОУ « Сказки Корнея Ивановича Чуковского с использованием инновационных технологий в работе с дошкольниками («Кубик Блума»)»

Группа : разновозрастная (  с 2х лет до 7)Цель:Вспомнить с детьми биографию К.И.Чуковского ,названия и содержание его  произведений .Задачи :Развивать креативность, коммуникативные навыки , ...

Конспект литературной викторины по теме «Сказки Корнея Ивановича Чуковского» в средней группе

Конспект литературной викторины по теме «Сказки Корнея Ивановича Чуковского» в средней группеВид викторины: детская литературная, внутригрупповая.Содержание деятельности детей (дидактическ...