«Использование квест – технологии в работе с дошкольников как средство развития самостоятельности и инициативы».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Tatiana Alekcandrovna Kosheleva

 

       Мастер-класс: «Использование квест – технологии в работе с дошкольников как средство развития самостоятельности и инициативы».

        Цель мастер класса: Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

        Задачи:

1. Расширить и конкретизировать представления педагогов о принципах организации и содержании квест – игры;

2. Предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования квест – технологии.

 

       Этапы мастер – класса:

  1. Теоретическая часть;
  2. Практическая часть;
  3. Рефлексия (заключительная).

 

Актуальность

        В связи с реализацией ФГОС в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.

        Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, развития самостоятельности и инициативы. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.    Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест-технологию. Это креативная, современная, зажигательная игра, которая приемлема и для дошкольников.

         Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, проявления инициативности как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.        

         Квест – технология – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра, как мы знаем, ведущий вид детской деятельности.

         Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.

        А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности. Итак, что такое квест – игра?

        Квест - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и самостоятельность, инициатива, сообразительность, креативность и нестандартное мышление.

        В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:

        Образовательная — вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме, проявлять инициативу.

        Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, проявление инициативы; расширение кругозора, эрудиции.

        Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Принципы организации квестов

  1. Безопасность - все игры и задания должны быть

безопасными;

  1. Соответствие возрасту и индивидуальным особенностям

участников квеста;

  1. Уважение достоинства ребёнка;
  2. Чёткая постановка цели, распределение ролей;
  3. Постоянная смена деятельности;
  4. Связность, последовательность и логичность заданий;
  5. Эмоциональная окраска игры (декорации, музыкальное

сопровождение, карты, схемы, костюмы);

  1. Продуманность организации игры;
  2. Педагог направляет игру, наталкивает детей на правильные

выводы;

  1. Самостоятельность суждений детей;
  2. Результаты каждой подгруппы собираются в общий результат

(схема, пазл, карта, рисунок, предложение

 

       Общая игровая цель – известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».

       В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п.

       Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.

       Игроков сопровождает инструктор «Инструктор команды - взрослый». Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.

 

Варианты заданий и подсказок в квест-игре.

     - Двигательные упражнения, спортивные эстафеты.

     - Загадки, вопросы, ребусы.

     - Пазлы, лабиринты.

     - Игры «Найди отличия», «Что лишнее?», «Разложи по порядку», «Что на   картинке не так?», «Небылицы» и т.д.

     - Упражнения на классификацию.

     - Логические таблицы.

     - Задания на измерения.

     - Ориентировка по схемам.

     - Выкладывание предметов из палочек, фигур.

     - Математические упражнения (счет,

        решение примеров, арифметические задачи и т.д.).

     - Подсказки в виде моделей, схем.

     - Разрешение противоречий, проблемных ситуаций.

     - Творческие задания (сочинение синквейнов, загадок, сказок и т.д.)                 И другие…

 

Ожидаемый результат.

        Таким образом, в результате проектирования квест - игры каждый педагог имеет возможность:

        1.Осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с одним из принципов ФГОС ДОУ: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка»;

        2.Способствовать реализации одной из задач ФГОС ДОУ: «создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, развитие его инициативности»;

        3.Обеспечить становление и развитие у ребенка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре»

Практическая часть

 

        Ведущий: Со структурой квест – игры я предлагаю познакомиться практическим путем. Желающих поучаствовать в квест – игре, приглашаю подойти ко мне.

       Ведущий: Уважаемые игроки, сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие. И побываем в гостях у необыкновенных сказочных героев.  А кто это, вы узнаете в конце пути.

(Именно общая постановка цели способствует формированию у детей высокой мотивации и заинтересованности при выполнении заданий по ходу всей игры. Проводить игры можно, как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в бассейн, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так и в музее, библиотеке, на природе, во время прогулки и экскурсии.)

       Ведущий: Итак, наша команда собрана, а теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды.

(При выполнении заданий игроки действуют сообща, они могут быть объединены в игровые команды или находиться в одной команде. Для создания благоприятного психологического климата, для знакомства и сплочения коллектива я использую стихотворное приветствии).

 

  1. Задание:

       Ведущий: Перед каждой командой стоит емкость с сыпучими продуктами (макароны, рис). Ваша задача: найти в них каждой команде по 8 букв и составить из них слово. Брать можно только по одной букве. Начали!

(В детском коллективе при большом количестве человек — это задание можно проводить в виде эстафеты. Выполняя задания, игроки постепенно приближаются к конкретной цели. Игроков сопровождает инструктор командывоспитатель. Его задача – обеспечение безопасности, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и взаимодействий. Для того, чтобы получить первую подсказку, я использовала практический метод, а именно – практическое задание. По степени активности познавательной деятельности задание было проблемным, т.к. нужно составить слово составить слово.)

       Молодцы, быстро справились с заданием. У вас получились слова: «карточка» и «картинка». Значит следующее задание связано с этими словами.

     

  1. Задание:

       Ведущий: Каждой команде даются карточки, на которых изображены предметы. Команде необходимо ответить, где, как и для чего можно применить данные предметы. На каждый предмет не менее 3 ответов. Пример: гвоздь – его можно загнуть, прибить, повесить на него одежду. Задание понятно? Итак, время пошло, можете посовещаться. 

(Спектр заданий очень широк. Их содержание зависит от поставленной педагогом образовательной задачи (это - развитие творческих способностей, логического мышления, речетворчества и т.д.)

 

1 команда:

Кнопка канцелярская - (сесть, воткнуть, выкинуть, сломать),

Лягушка - (поймать, погладить, поцеловать, отпустить в воду),

Юбка – (одеть, купить, перешить, продать, порвать).

команда:

Чемодан – (собрать, хранить вещи, сломать, уехать с ним),

Игрушка – (поиграть, сломать, купить, подарить)

Кирпич – (разбить, построить дом, сломать, забить гвоздь)

 

       Ведущий: молодцы, прозвучали интересные ответы, а теперь все вместе по первым буквам ваших слов составьте одно слово, оно поможет вам перейти к следующему заданию (слово КЛЮЧИК).

       Ведущий: Замечательно, у вас получилось слово – ключик! Но где же его можно найти? Попробуйте сами в зале найти очередную подсказку. Может, он спрятан в этой корзине? Давайте попробуем его найти.

       Ведущий: Замечательно, ключик нашли! А где же замок, которую он откроет? Смотрите, перед вами, стоит ларец (сундучок), и на нем висит замок. Давайте его откроем нашим ключиком! Здорово, замок открылся!

       Но в сундучке лежит письмо. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте дорогие гости! Извините, что так получилось, что мы не можем вас принять у себя в гостях, нас пригласили в сказку. Будем вас ждать в следующий раз у нас в гостях…. Ваши сказочные герои ШВАБРОШЕРСТИУС И ПУЗОГЛАЗИУС».

      Ведущий: Это и есть те сказочные герои, к которым мы шли в гости. К сожалению, мы их не застали. Ну что ж, давайте пофантазируем и попытаемся изобразить этих необычных героев на листе бумаги, это и будет нашим последним заданием.

      На это отводится одна минута. Одна команда рисует на этом листе, другая на этом. (Благодаря такому подходу к организации деятельности, у детей    самостоятельно или совместно с взрослым открывается новый практический опыт для дальнейшего его использования в своей жизни).

      Ведущий: Покажите, пожалуйста, нашим гостям этих необычных сказочных героев. Мы к ним долго шли, к сожалению, повстречать их неудалось, но зато у нас на память останутся вот такие замечательные портреты! Вы их можете взять с собой!

       Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

 

Список литературы

  1. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
  2. Осяк С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
  3.  Николаева Н.В., Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / - (http://rcio.- pnzgu. ru/vio/07/cd_site /Articles/art_l_l 2. htm).
  4. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  5. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 "Об утверждении ФГОС ДО"
  6. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация «Игровая деятельность детей дошкольного возраста» «Квест игра, как средство развития самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста».

Слайд 2

Квест-технология Это форма обучения, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности , способствует развитию самостоятельности и инициативы. Взаимодействий между игроками, служит хорошим способом сплотить играющих .

Слайд 4

Презентация «Игровая деятельность детей дошкольного возраста» Цель мастер класса: Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи : - предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования квест – технологии; - создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.

Слайд 5

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей , развития самостоятельности и инициативы. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Квест-игры одно из интересных средств , направленных на развитие самостоятельности и инициатив ребёнка. Что и является основным требованием ФГОС ДОУ.

Слайд 6

О бщая постановка цели способствует формированию у детей высокой мотивации и заинтересованности при выполнении заданий по ходу всей игры. Проводить игры можно, как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в бассейн, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так и в музее, библиотеке, на природе, во время прогулки и экскурсии.)

Слайд 7

Практическая часть

Слайд 8

Приветствие. Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, Вот и собрался наш круг, Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, Другу дал руку друг, Вот и собрался наш круг (поднять руки вверх). Теперь мы – команда!

Слайд 9

При выполнении заданий игроки действуют сообща, они могут быть объединены в игровые команды или находиться в одной команде. Для создания благоприятного психологического климата, для знакомства и сплочения коллектива я использую стихотворное приветствии).

Слайд 10

В детском коллективе при большом количестве человек — это задание можно проводить в виде эстафеты. Выполняя задания, игроки постепенно приближаются к конкретной цели. Игроков сопровождает инструктор команды – воспитатель. Его задача – обеспечение безопасности, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и взаимодействий . Для того, чтобы получить первую подсказку, я использовала практический метод, а именно – практическое задание. По степени активности познавательной деятельности задание было проблемным, т.к. нужно составить слово составить слово.)

Слайд 11

Спектр заданий очень широк. Их содержание зависит от поставленной педагогом образовательной задачи (это - развитие творческих способностей, логического мышления, речетворчества и т.д.)

Слайд 12

Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.

Слайд 13

В детском саду накоплен материал по ознакомлению дошкольников с творчеством А.С. Пушкина, проводятся поэтические вечера, викторины, спектакли и конкурсы детских рисунков и поделок по сказкам Пушкина. В комнате сказок проводятся посиделки «В гостях у бабушки Арины», на которых дети в игровой форме знакомятся с произведениями русского народного творчества, бытом русского крестьянина XIX - начала XX веков. Игра-квест, посвящённая Дню знаний ; «Путешествие к Дереву знаний» ; Космический квест «Солнечные спасатели» ; Театральный квест «Теремок»; Спортивные квесты с использованием оборудования на физкультурной площадке ДОУ и т.д.

Слайд 14

Главное - чтобы было весело, познавательно и запомнилось надолго! Мне очень важно услышать ваше мнение от увиденного, и я предлагаю вам закончить предложения. Комментарий: ( Последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер – класса). (Слайд10) Впечатления о мастер-классе. (Метод неоконченного предложения…) Мне понравилось… Я узнала, что… Я научилась… Недостаточно… В свой педагогический багаж я возьму Главное - чтобы было весело, познавательно и запомнилось надолго! Мне очень важно услышать ваше мнение от увиденного, и я предлагаю вам закончить предложени Впечатления о мастер-классе. (Метод неоконченного предложения…) Мне понравилось… Я узнала, что… Я научилась… Недостаточно… В свой педагогический багаж я возьму...

Слайд 15

Главное - чтобы было весело, познавательно и запомнилось надолго! Мне очень важно услышать ваше мнение от увиденного, и я предлагаю вам закончить предложения. Комментарий: ( Последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер – класса). (Слайд10) Впечатления о мастер-классе. (Метод неоконченного предложения…) Мне понравилось… Я узнала, что… Я научилась… Недостаточно… В свой педагогический багаж я возьму Спасибо за внимание ! Благодарю за сотрудничество ! Творческих успехов !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников».

Цель мастер класса  Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

«Использование квест – технологии в работе с дошкольников как средство развития самостоятельности и инициативы».

Мастер-класс: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниковкак средство развития самостоятельности и инициативы».Цель мастер класса: Повышение уровня компетентности ...

буклет «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников»

Квест - это игра, поиск, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов,...

методическая разработка "Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы дошкольников"

В презентации представлена методическая разработка "Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы дошкольников"....

Мастер-класс «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников».

Цель мастер класса  Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

«Использование квест– технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников» (представление опыта работы)

Педагоги считают, что при применении квест - технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуж...