«Использование квест – технологии в работе с дошкольников как средство развития самостоятельности и инициативы».
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Мастер-класс: «Использование квест – технологии в работе с дошкольников как средство развития самостоятельности и инициативы».
Цель мастер класса: Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Расширить и конкретизировать представления педагогов о принципах организации и содержании квест – игры;
2. Предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования квест – технологии.
Этапы мастер – класса:
- Теоретическая часть;
- Практическая часть;
- Рефлексия (заключительная).
Актуальность
В связи с реализацией ФГОС в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, является игра.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, развития самостоятельности и инициативы. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Среди широко используемых в практике игровых технологий можно выделить квест-технологию. Это креативная, современная, зажигательная игра, которая приемлема и для дошкольников.
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка, проявления инициативности как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.
Квест – технология – это один из вариантов игры – путешествия, применяемой в дошкольном возрасте, а игра, как мы знаем, ведущий вид детской деятельности.
Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка.
А самое главное, дети с большим интересом и легкостью участвуют в игре, что стимулирует их быть активными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности. Итак, что такое квест – игра?
Квест - командная игра, в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и самостоятельность, инициатива, сообразительность, креативность и нестандартное мышление.
В ходе организации работы дошкольников над квестами реализуются следующие задачи:
Образовательная — вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности детей, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме, проявлять инициативу.
Развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, проявление инициативы; расширение кругозора, эрудиции.
Воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Принципы организации квестов
- Безопасность - все игры и задания должны быть
безопасными;
- Соответствие возрасту и индивидуальным особенностям
участников квеста;
- Уважение достоинства ребёнка;
- Чёткая постановка цели, распределение ролей;
- Постоянная смена деятельности;
- Связность, последовательность и логичность заданий;
- Эмоциональная окраска игры (декорации, музыкальное
сопровождение, карты, схемы, костюмы);
- Продуманность организации игры;
- Педагог направляет игру, наталкивает детей на правильные
выводы;
- Самостоятельность суждений детей;
- Результаты каждой подгруппы собираются в общий результат
(схема, пазл, карта, рисунок, предложение
Общая игровая цель – известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».
В процессе игры игроки последовательно движутся по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и пр.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку, снаряжение и т.п.
Участники объединены в игровые команды, либо все находятся в одной команде. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.
Игроков сопровождает инструктор «Инструктор команды - взрослый». Его задача – обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.
Варианты заданий и подсказок в квест-игре.
- Двигательные упражнения, спортивные эстафеты.
- Загадки, вопросы, ребусы.
- Пазлы, лабиринты.
- Игры «Найди отличия», «Что лишнее?», «Разложи по порядку», «Что на картинке не так?», «Небылицы» и т.д.
- Упражнения на классификацию.
- Логические таблицы.
- Задания на измерения.
- Ориентировка по схемам.
- Выкладывание предметов из палочек, фигур.
- Математические упражнения (счет,
решение примеров, арифметические задачи и т.д.).
- Подсказки в виде моделей, схем.
- Разрешение противоречий, проблемных ситуаций.
- Творческие задания (сочинение синквейнов, загадок, сказок и т.д.) И другие…
Ожидаемый результат.
Таким образом, в результате проектирования квест - игры каждый педагог имеет возможность:
1.Осуществлять педагогическую деятельность в соответствии с одним из принципов ФГОС ДОУ: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно – эстетическое развитие ребенка»;
2.Способствовать реализации одной из задач ФГОС ДОУ: «создание благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, развитие его инициативности»;
3.Обеспечить становление и развитие у ребенка одной из ключевых компетентностей на этапе завершения дошкольного образования: «ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре»
Практическая часть
Ведущий: Со структурой квест – игры я предлагаю познакомиться практическим путем. Желающих поучаствовать в квест – игре, приглашаю подойти ко мне.
Ведущий: Уважаемые игроки, сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие. И побываем в гостях у необыкновенных сказочных героев. А кто это, вы узнаете в конце пути.
(Именно общая постановка цели способствует формированию у детей высокой мотивации и заинтересованности при выполнении заданий по ходу всей игры. Проводить игры можно, как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в бассейн, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так и в музее, библиотеке, на природе, во время прогулки и экскурсии.)
Ведущий: Итак, наша команда собрана, а теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды.
(При выполнении заданий игроки действуют сообща, они могут быть объединены в игровые команды или находиться в одной команде. Для создания благоприятного психологического климата, для знакомства и сплочения коллектива я использую стихотворное приветствии).
- Задание:
Ведущий: Перед каждой командой стоит емкость с сыпучими продуктами (макароны, рис). Ваша задача: найти в них каждой команде по 8 букв и составить из них слово. Брать можно только по одной букве. Начали!
(В детском коллективе при большом количестве человек — это задание можно проводить в виде эстафеты. Выполняя задания, игроки постепенно приближаются к конкретной цели. Игроков сопровождает инструктор команды – воспитатель. Его задача – обеспечение безопасности, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и взаимодействий. Для того, чтобы получить первую подсказку, я использовала практический метод, а именно – практическое задание. По степени активности познавательной деятельности задание было проблемным, т.к. нужно составить слово составить слово.)
Молодцы, быстро справились с заданием. У вас получились слова: «карточка» и «картинка». Значит следующее задание связано с этими словами.
- Задание:
Ведущий: Каждой команде даются карточки, на которых изображены предметы. Команде необходимо ответить, где, как и для чего можно применить данные предметы. На каждый предмет не менее 3 ответов. Пример: гвоздь – его можно загнуть, прибить, повесить на него одежду. Задание понятно? Итак, время пошло, можете посовещаться.
(Спектр заданий очень широк. Их содержание зависит от поставленной педагогом образовательной задачи (это - развитие творческих способностей, логического мышления, речетворчества и т.д.)
1 команда:
Кнопка канцелярская - (сесть, воткнуть, выкинуть, сломать),
Лягушка - (поймать, погладить, поцеловать, отпустить в воду),
Юбка – (одеть, купить, перешить, продать, порвать).
команда:
Чемодан – (собрать, хранить вещи, сломать, уехать с ним),
Игрушка – (поиграть, сломать, купить, подарить)
Кирпич – (разбить, построить дом, сломать, забить гвоздь)
Ведущий: молодцы, прозвучали интересные ответы, а теперь все вместе по первым буквам ваших слов составьте одно слово, оно поможет вам перейти к следующему заданию (слово - КЛЮЧИК).
Ведущий: Замечательно, у вас получилось слово – ключик! Но где же его можно найти? Попробуйте сами в зале найти очередную подсказку. Может, он спрятан в этой корзине? Давайте попробуем его найти.
Ведущий: Замечательно, ключик нашли! А где же замок, которую он откроет? Смотрите, перед вами, стоит ларец (сундучок), и на нем висит замок. Давайте его откроем нашим ключиком! Здорово, замок открылся!
Но в сундучке лежит письмо. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте дорогие гости! Извините, что так получилось, что мы не можем вас принять у себя в гостях, нас пригласили в сказку. Будем вас ждать в следующий раз у нас в гостях…. Ваши сказочные герои ШВАБРОШЕРСТИУС И ПУЗОГЛАЗИУС».
Ведущий: Это и есть те сказочные герои, к которым мы шли в гости. К сожалению, мы их не застали. Ну что ж, давайте пофантазируем и попытаемся изобразить этих необычных героев на листе бумаги, это и будет нашим последним заданием.
На это отводится одна минута. Одна команда рисует на этом листе, другая на этом. (Благодаря такому подходу к организации деятельности, у детей самостоятельно или совместно с взрослым открывается новый практический опыт для дальнейшего его использования в своей жизни).
Ведущий: Покажите, пожалуйста, нашим гостям этих необычных сказочных героев. Мы к ним долго шли, к сожалению, повстречать их неудалось, но зато у нас на память останутся вот такие замечательные портреты! Вы их можете взять с собой!
Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.
Список литературы
- Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М., Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
- Осяк С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология [Текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2.
- Николаева Н.В., Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / - (http://rcio.- pnzgu. ru/vio/07/cd_site /Articles/art_l_l 2. htm).
- Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 "Об утверждении ФГОС ДО"
- Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации", N 273-ФЗ от 29.12.2012
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Квест-технология Это форма обучения, с помощью которой дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность, ведь что может быть увлекательнее хорошей игры? Живой квест позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности , способствует развитию самостоятельности и инициативы. Взаимодействий между игроками, служит хорошим способом сплотить играющих .
Презентация «Игровая деятельность детей дошкольного возраста» Цель мастер класса: Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи : - предложить практические рекомендации, направленные на повышение эффективного использования квест – технологии; - создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования творческого потенциала педагогов.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей , развития самостоятельности и инициативы. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Квест-игры одно из интересных средств , направленных на развитие самостоятельности и инициатив ребёнка. Что и является основным требованием ФГОС ДОУ.
О бщая постановка цели способствует формированию у детей высокой мотивации и заинтересованности при выполнении заданий по ходу всей игры. Проводить игры можно, как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в бассейн, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так и в музее, библиотеке, на природе, во время прогулки и экскурсии.)
Практическая часть
Приветствие. Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, Вот и собрался наш круг, Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте, Другу дал руку друг, Вот и собрался наш круг (поднять руки вверх). Теперь мы – команда!
При выполнении заданий игроки действуют сообща, они могут быть объединены в игровые команды или находиться в одной команде. Для создания благоприятного психологического климата, для знакомства и сплочения коллектива я использую стихотворное приветствии).
В детском коллективе при большом количестве человек — это задание можно проводить в виде эстафеты. Выполняя задания, игроки постепенно приближаются к конкретной цели. Игроков сопровождает инструктор команды – воспитатель. Его задача – обеспечение безопасности, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и взаимодействий . Для того, чтобы получить первую подсказку, я использовала практический метод, а именно – практическое задание. По степени активности познавательной деятельности задание было проблемным, т.к. нужно составить слово составить слово.)
Спектр заданий очень широк. Их содержание зависит от поставленной педагогом образовательной задачи (это - развитие творческих способностей, логического мышления, речетворчества и т.д.)
Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.
В детском саду накоплен материал по ознакомлению дошкольников с творчеством А.С. Пушкина, проводятся поэтические вечера, викторины, спектакли и конкурсы детских рисунков и поделок по сказкам Пушкина. В комнате сказок проводятся посиделки «В гостях у бабушки Арины», на которых дети в игровой форме знакомятся с произведениями русского народного творчества, бытом русского крестьянина XIX - начала XX веков. Игра-квест, посвящённая Дню знаний ; «Путешествие к Дереву знаний» ; Космический квест «Солнечные спасатели» ; Театральный квест «Теремок»; Спортивные квесты с использованием оборудования на физкультурной площадке ДОУ и т.д.
Главное - чтобы было весело, познавательно и запомнилось надолго! Мне очень важно услышать ваше мнение от увиденного, и я предлагаю вам закончить предложения. Комментарий: ( Последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер – класса). (Слайд10) Впечатления о мастер-классе. (Метод неоконченного предложения…) Мне понравилось… Я узнала, что… Я научилась… Недостаточно… В свой педагогический багаж я возьму Главное - чтобы было весело, познавательно и запомнилось надолго! Мне очень важно услышать ваше мнение от увиденного, и я предлагаю вам закончить предложени Впечатления о мастер-классе. (Метод неоконченного предложения…) Мне понравилось… Я узнала, что… Я научилась… Недостаточно… В свой педагогический багаж я возьму...
Главное - чтобы было весело, познавательно и запомнилось надолго! Мне очень важно услышать ваше мнение от увиденного, и я предлагаю вам закончить предложения. Комментарий: ( Последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер – класса). (Слайд10) Впечатления о мастер-классе. (Метод неоконченного предложения…) Мне понравилось… Я узнала, что… Я научилась… Недостаточно… В свой педагогический багаж я возьму Спасибо за внимание ! Благодарю за сотрудничество ! Творческих успехов !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников».
Цель мастер класса Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
«Использование квест – технологии в работе с дошкольников как средство развития самостоятельности и инициативы».
Мастер-класс: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниковкак средство развития самостоятельности и инициативы».Цель мастер класса: Повышение уровня компетентности ...
Опыт работы по теме: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников»
Квест – технология актуальна и эффективна в условиях реализации ФГОС ДО....
буклет «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников»
Квест - это игра, поиск, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов,...
методическая разработка "Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы дошкольников"
В презентации представлена методическая разработка "Использование квест-технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы дошкольников"....
Мастер-класс «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников».
Цель мастер класса Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
«Использование квест– технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников» (представление опыта работы)
Педагоги считают, что при применении квест - технологии дети проходят полный цикл мотивации: от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет им исследовать, обсуж...