Знакомство детей раннего возраста с художественной литературой
консультация по художественной литературе (младшая группа)

Светлана Полякова

В данной статье даны рекомендации по формированию у детей речевой культуры,, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство детей раннего возраста с художественной литературой

Чтение – это окошко,

 через которое

дети видят и познают мир и самих себя.

В.Сухомлинский

В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей раннего и дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. В связи с этим, воспитатели дошкольного образовательного учреждения озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми на этапе раннего возраста является один из актуальных в психологии, педагогике сегодня. Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей знакомства детей раннего возраста с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, развитие художественной культуры. Все это является фундаментом для воспитания будущего, взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.

Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот одна из важнейших задач не только школы, но и дошкольных образовательных учреждений. Пробуждение интереса к книге происходит в раннем возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. А задача воспитателей - знакомить родителей с приемами общения ребенка с книгой. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение детям раннего возраста литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Если не заниматься воспитанием ребенка как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы.

Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.

К сожалению, сегодня реализовать эту задачу становится все сложнее. В значительной степени из-за неуемной тяги современных детей к мультимедийным развлечениям, которые доминируют над всеми возможными источниками познания и развития, в том числе и над чтением.По нашему мнению, низкий интерес современного поколения к книгам — большая трагедия и в ней есть по крайней мере две составляющие — нейрофизиологическая и культурная. Так, оксфордские ученые и французский нейрофизиолог С. Дегене доказали: во время чтения начинают функционировать те зоны коры головного мозга, которые бывают задействованы в других видах деятельности.Это связано с так называемым эффектом «погружения» в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, строит в воображении образы других персонажей, художественный мир. Этот эффект не возникает при просмотре телевизора или компьютерной игры.

Недостаток чтения прямо влияет на формирование структуры и функционирования мозга ребенка.  Если же говорить о культурном аспекте, то книги — это самый прямой канал «включение» родовой памяти, то есть передачи культурного наследия от поколения к поколению.

Поэтому расположение нынешнего поколения к книги негативно сказывается на современном, а возможно, и на будущем состоянии культуры общества. Нередко сами взрослые, не желая того, отбивают у ребенка интерес к чтению и к книге.

Поэтому, как отмечает психолог Л. Шибаева, интерес к чтению и техника чтения может быть сформирована, а чтение как полноценная деятельность, имеющая статус культурной ценности, не складывается.

Интерес к чтению воспитывается, прежде всего, через развитие познавательной активности ребенка. У малыша должна быть сформирована потребность познавать окружающий мир и себя, искать ответы на свои «почему» самостоятельно. И с помощью взрослого, общаться с людьми, природой, искусством.

Задача взрослого — помочь ребенку осознать, что книжка является одним из средств познания нового, а художественное слово — высоким искусством.

Кроме того, по мнению многих ученых, прежде чем ребенок начнет читать, он должен хорошо овладеть речью и иметь интерес к чтению.

Малыш должен освоить звуковую культуру речи: иметь развитые артикуляционный аппарат, речевое дыхание и слух; уметь четко и правильно произносить звуки родного языка, понимать, как звуки складываются в речи в слова; «узнавать» фонемы (основные звуки), идентифицировать звуки в окружающей среде (голоса животных, шум транспорта, музыку и т. д).

У ребенка должен быть богатый словарный запас; грамматически правильная речь (умение согласовывать слова в роде, числе, падеже, строить различные типы предложений); развита связная речь (способность спросить и ответить на поставленный вопрос, пересказать текст, составить рассказ и др.) согласно возрастным возможностям.

Сначала следует научить ребенка слушать, говорить, воспринимать, понимать речи других, а только потом — читать и писать.Лучший способ воспитать активного читателя — собственный пример. Взрослые должны сами читать книги, показывать, как обращаться с ними: рассматривать обложку, читая название и автора  осторожно листать страницы, внимательно рассматривать иллюстрации и тому подобное.

На интерес к чтению у малыша и осознание содержания прочитанного (прослушанного) произведения в значительной степени влияет мастерство чтения взрослым.

Выразительное чтение взрослого стимулирует работу воображения детей: они четко представляют персонажей произведения, обстановку действия, картины природы и тому подобное. На основе эмоционального восприятия формируется отношение к поступкам персонажей, адекватная их оценка.Чтение произведения становится словесным действием, назначение которой — обострить чувства детей, дать толчок их мыслям, вызвать эмоциональный отклик.

Не менее важна и эмоциональная поддержка детского влечения к чтения или ознакомления с книгой.Просматривая вместе с взрослым интересную книгу, уже в раннем возрасте малыш обращает внимание не только на изображение, но и на тексты, а в них слова и буквы. У него возникает желание «читать”, подражая взрослому.

Малыш может самостоятельно взять книгу (даже вверх ногами) и, водя пальчиком по тексту, -«читать” любимую сказку или стихотворение, воспроизводя их по памяти. В это время важно, чтобы взрослый был рядом, хвалил ребенка.стимулировал замечаниями вроде: «Ой, как интересно! А что было потом? Чем завершилась эта сказочка?” и тому подобное.

Стоит создать среду, которая будет стимулировать познавательную и творческую активность ребенка. Для книг ребенка уместно отвести отдельное место — открытое, хорошо освещенное, рядом обустроить столик с материалами для изобразительного искусства.

Чтобы не отбить у малыша охоту к чтению (слушание, рассматривание), не стоит ему это навязывать. Если интерес к чтению и книге у ребенка угасает, перейдите к другому виду деятельности, а книжку оставьте на виду. Ребенок обязательно вернется к ней через некоторое время.

Список литературы

1. Аванесова, В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду / В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 2005. – 176с.

2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина. – М.: Медецина 2007. – 304с.

3. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада /Под ред. Т.И. Оверчук. – СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", – 2003. – 136 с.

4. Ушакова О.С., ГавришН.В.Знакомим дошкольников с художественной литературой. – – М.: ТЦ Сфера. 2009. – 176с

5.Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование речи у детей раннего возраста средствами художественной литературы

Художественная литература раскрывает перед детьми меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, о...

Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через знакомство с русским народным творчеством.

Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста и родителям воспитанников....

Проект по знакомству детей дошкольного возраста с художественной литературой «Всё начинается с чтения». В.Г. Сутеев "Мешок яблок"

Проект по знакомству детей дошкольного возраста с художественной литературой «Всё начинается с чтения». В.Г. Сутеев "Мешок яблок"...

План мероприятий По теме: «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе на 2018-2019г.»

План мероприятий По теме: «Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе на 2018-2019г.»...

«Приобщение детей раннего возраста к художественной литературе через малые фольклорные формы»

В конце 20-го начале 21 веков в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает нашему языку, а значит и культуре. Поэтому развитие речи средств...