Чтение художественной литературы
учебно-методический материал по художественной литературе (младшая группа)
1. Сказка К. Чуковского «Мойдодыр»
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, стр. 56. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura.docx | 40.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение художественной литературы
Тема недели | Тема, литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приёмы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями | ||
Сентябрь | ||||||||
2. Я и улица. | 1. Сказка К. Чуковского «Мойдодыр» Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, стр. 56. | Учить осознавать тему, содержание поэтического произведения; вызывать желание запомнить и выразительно воспроизводить четверостишия. | Книга со сказкой «Мойдодыр» с красочными иллюстрациями. | Игровой момент сопровождается с имитацией, чтение сказки с показом иллюстраций, беседа по содержанию сказки, ответы детей, мытье рук с проговариванием потешки. | Рассматривание иллюстраций, чтение потешек, стихотворение А. Барто «Девочка Чумазая», беседы на тему: «Я расту», «Правила личной гигиены», КГН: учим детей, аккуратно мыть руки и хорошо вытирать их полотенцем. | Закрепить с детьми дома последовательность действий при умывании и знаний о назначении предметов туалета. | ||
4. Мониторинг | Выявление умений и навыков у детей по чтению художественной литературе на начала учебного года. | Индивидуальные рекомендации. | ||||||
Октябрь | ||||||||
2. Мой дом. Мои игрушки. | 2. Цикл стихотворений А. Барто «Игрушки» Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, стр. 47. |
| Книга «Игрушки» А. Барто с красочными иллюстрациями, игрушки. | Рассматривание и беседа по содержанию книги, игровой момент, чтение стихотворений А. Барто про игрушки, которые выбрали дети, игра с игрушками. | Чтение стихотворений А. Барто. Игры с игрушками. Рассматривание иллюстраций, картинок. Игра «Чего не стало?» | Дома с детьми нарисовать рисунок любимой игрушки. | ||
4. Домашние птицы. | 3. Сказка К. Чуковского «Цыпленок» Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, стр. 54. | Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; упражнять в подборе определений к заданному слову, пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой; учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях. | Рисунки (картинки) с изображением персонажей сказки «Цыпленок». | Рассказывание сказки показом персонажей сказки, беседа по содержанию сказки, разыгрывания этюдов, рассказ сказки детьми вместе с воспитателем, итог. | Слушание аудиозапись сказки К. Чуковского «Цыпленок». Рассматривание иллюстраций по теме недели. | Консультация для родителей «Помогите ребенку научиться дружить». | ||
Ноябрь | ||||||||
2. Поздняя осень. Деревья. | 4. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень» Затулина Г.Я. | Учить детей запоминать короткое стихотворение. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Развивать память, внимание, эстетическое восприятие стихов и музыки. | 4 картинки с изображением деревьев и листочки к ним. | Слушание музыки, чтение стихотворения, повторения стихотворения хором и индивидуально. Дальше воспитатель начинает стих, дети продолжают. Следующий ребенок самостоятельно рассказывает стих, а воспитатель подсказывает, игра, итог. | Наблюдение за осенними изменениями в природе, чтение стихов, прослушивание музыки С. Майкапара «Осенью», заучивание песен. Игра «С какого дерева листочек». Подвижная игра «Солнышко и дождик» | Наблюдение с детьми за деревьями в лесу, около дома. | ||
4. Моя мамочка. | 5. Русская народная сказка «Козлятки и волк» Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, стр. 64. | Учить интонационно, передавать характеры персонажей при воспроизведении их песенок; активизировать глагольную лексику; составлять связные высказывания на заданную тему, используя структурно – логическую схему. | Книга со сказкой «Козлятки и волк» с красочными иллюстрациями; шапочки козлят, козы, волка; аудиозапись музыкальной сказки «Козлятки и волк». | Рассматривание иллюстрации к сказке, рассказывание сказки воспитателем, беседа по содержанию сказки, под фонограмму в шапочках животных дети играют сказку. | Слушание аудиозапись сказки «Козлятки и волк». | Консультация на тему: «Почитай мне сказку мама». | ||
Декабрь | ||||||||
2. Зима. Одежда, обувь. | 6. С.Я. Маршак Чтение произведения «Перчатки» Затулина Г.Я. | Познакомить детей с новым литературным произведением, учить следить за развитием действия, понимать содержание, эмоционально на него откликаться. Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения. Развивать усидчивость, внимание, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к книге. | Игрушка-кошка и персонажи для театра по этому произведению. | Разгадывания загадки, игровой момент, чтение стихотворения С.Я. Маршака «Перчатки», беседа по содержанию произведения, рассказ произведения с показом героев, игра в прятки, исполнение песни о кошке, итог. | Рассказывание и чтение литературных произведений ежедневно. Ведение наблюдений за поведением домашних животных. Загадывание загадок о домашних животных. | Памятка для родителей «Прививаем детям любовь к чтению». | ||
4. Дикие животные зимой. | 12. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 3 – 5 лет, стр. 33. | Учить интонационно, точно повторять песенки из сказки; закрепить умение образовывать слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами. | Игрушки – зайчик, лиса, медведь, волк, петушок; книга со сказкой «Лиса, заяц и петух» с красочными иллюстрациями; листы бумаги с заготовками (2 листа – квадраты, 5 – окружности). | Рассматривание игрушек, рассказ воспитателя сказки с использованием иллюстраций, беседа по содержанию сказки, рисование детьми сказку, игра в сказку. | Рассматривание иллюстраций по теме, беседа на тему «Дикие животные зимой»; дидактическая игра «Медвежата мед едят»; подвижная игра «У медведя во бору…» | Предложить родителям посетить зоопарк в новогодние выходные. | ||
Январь | ||||||||
2. «Зимние забавы» | 8. Заучивания потешки «Ты, мороз, мороз, мороз» Затулина Г.Я. | Учить детей заучивать потешки, повторять уже знакомые. | Иллюстрация по теме. | Чтение загадки, потешки, беседа по потешки, помощь детям прочитать потешку хором и индивидуально, игра, чтение потешки «Как по снегу по метели», исполнение песни «Зима» на сл. Н. Френкель, муз. В. Карасевой, итог. | В режимных моментах использование потешек. Забавные игры детей на прогулке. Рассматривание иллюстраций по теме. Чтение стихотворения А. Босева «Трое». | Предложить родителям построить горку из снега. | ||
4. Продукты питания. | 9. Русская народная сказка «Маша и медведь» Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи, стр. 60. | Учить эмоционально, воспринимать сказку;
| Книга со сказкой «Маша и медведь» с красочными иллюстрациями; шапочка для медведя и платочек для Машеньки. | Рассказ сказки с показом красочных иллюстраций; беседа с детьми по содержанию сказки; с помощью воспитателя дети разыгрывают эпизод сказки. | Рассматривание иллюстраций по теме. | Предложить родителям книги для домашнего чтения из книжного уголка группы стихи, рассказы. | ||
Февраль | ||||||||
2. Зимушка хрустальная. | 10. Заучивание стихотворения М. Разина «Снежинка» Затулина Г.Я. | Учить детей слушать и запоминать короткое стихотворение. Учить отвечать на вопросы по содержанию строчками из стихотворения. Развивать память, интонационную выразительность и темп речи. Воспитывать интерес к явлениям природы. | образец снежинки, бумагу голубого цвета, белую гуашь для рисования, листы бумаги ½, кисти, салфетки. | Загадывания загадки А. Рождественской «Снежинка»; чтение стихотворения М. Разиной «Снежинка», беседа по стихотворению, строчки стихотворения дети повторяют хором и индивидуально за воспитателем, танец под музыку Т. Ломовой «Снежинки», рассматривание и рисование снежинок, итог. | На прогулке рассматривание снежинок, загадывание загадок, чтение коротких стихов. | Предложить цикл скороговорок и потешек для чтения дома. | ||
4. В гостях у сказки. | 11. Мордовская сказка «Как собака друга искала» Мы в Мордовии живём, стр. 33. | Продолжать знакомить детей с художественными произведениями мордовских авторов; учить сравнивать произведения русских и мордовских авторов; передавать в речи своими словами события, происходящие с героями рассказа, употребляя в речи названия животных, особенности строения, повадок, поведения; учить находить средства выражения образа; развивать умение отвечать на простейшие вопросы. | Книга с мордовскими сказками | чтение сказки, беседа о мордовских авторах, вопросы воспитателя, ответы детей. | Рассматривание иллюстраций по теме недели. | «Консультация для родителей: «Приобщение детей к мордовской художественной литературе». | ||
Март | ||||||||
2. Весна – красавица. | 12. Заучивание стихотворения М. Клоковой «Зима прошла» О.С. Ушакова Н. В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой, стр. 51. | Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение «Зима прошла»; упражнять в подборе определений к заданному слову. | Иллюстрации на тему «Ранняя весна», шапочки воробышков; листы бумаги, краски, кисточки. | Рассказывание выразительно стихотворение, беседа по стихотворению, рисование по стихотворению детьми, разыгрывание этюдов, итог. | Знакомство с зимующими в городе птицами (воробьи, голуби); знакомство с признаками ранней весны (яркое солнышко, голубое небо, тающий снег, сосульки). | Предложить нарисовать рисунки на тему «Весна». | ||
4. Народная игрушка. | 13. Русская народная сказка «Колобок» О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 3 – 5 лет, стр. 18. | учить эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; подвести к моделированию: учить точно, отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу, интерес к занятиям. | Книга со сказкой «Колобок» с красочными иллюстрациями, игрушки по сказке, пальчиковый театр, геометрические фигуры для моделирования. | Чтение сказки с сопровождением показа пальчикового театра, беседа по сказке, моделирование сказки с помощью геометрических фигур. | Рассматривание иллюстраций по теме, лепка – тема «Шарики» | Дома с детьми нарисовать рисунок к сказке «Колобок» | ||
Апрель | ||||||||
2. Мы – космонавты. | 13. «Потешки-заклички, поговорки, считалки» О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 3 – 5 лет, стр. 48. | Знакомить со значением и содержанием потешек – закличек; учить выразительно и ритмично рассказывать наизусть потешку «Солнышко - ведрышко» и поговорку «Вода с гор потекла – весну принесла»; закреплять умение использовать считалки в подвижной игре. | Петрушка, иллюстрации на темы: «Бегут ручьи», «Тает снег», «Птицы прилетели». | Наблюдение за изменением сезонных перемен погоды из окна, читает поговорку с рассматриванием иллюстраций, хоровод «Солнышко, солнышко», игровой момент с Петрушкой, загадывание загадок. | Беседа о космосе, чтение стихотворения «Путешествие по Луне» Джанни Родари. Чтение потешек «Солнышко-ведрышко», «Солнышко-колоколнышко», «Солнышко-ядрышко», «Где ночует солнышко». | Создать книжку - малышку «Солнышко» | ||
4. День Земли. | 15. Чтение стихотворения А. Плещеева «Травка зеленеет». Затулина Г.Я. | Учить детей запоминать короткое стихотворение, читать его с естественной интонацией. Учить детей отвечать на вопросы простыми предложениями. Развивать наблюдательность, внимание, память. Воспитывать интерес к природе. | Стихи Алексея Плещеева для детей, иллюстрации и картинки по теме. | Чтение стихотворений С. Маршака «Апрель» из цикла «Времена года» и А. Плещеева «Травка зеленеет». Рассматривание иллюстраций, беседа, повторение фраз из стихотворения, игры, хоровод, исполнение песни, итог. | Наблюдение за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций, картинок, чтение стихов, потешек. Чтение приметы весны. | |||
Май | ||||||||
2. Цветущая весна. | 16. Итальянская народная сказка «Ленивая Бручолина» О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. Знакомим с литературой детей 3 – 5 лет, стр. 59. |
| Фланелеграф по сказке; бумажные фигурки: девочка, зайчик, улитка, козочка, лошадка, голубь, ложка, пчелка. | Чтение сказки, беседа по содержанию сказки, выкладывание фигурок персонажей согласно последовательности событий, выразительно проговаривание слов. | Рассматривание книг, беседа по теме недели, разучивание потешки «Солнышко – колоколнышко». | Консультация для родителей: «Растим будущего читателя». | ||
4. Мониторинг | Выявление умений и навыков у детей по чтению художественной литературе на конец учебного года. | Индивидуальные рекомендации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе
Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...
Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.
В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....
проект по ОО Чтение художественная литература "чтение художественной литературы - основной этап в становленнии речи дошкольников "
краткосрочный проект в подготовительной группе по чтению художественной литературы...
Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»
В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям средней группы детского сада....
Конспект занятия по чтению художественной литературы во второй младшей группе Тема: Сказка "Рукавичка" Образовательная область : «чтение художественной литературы»
Знакомство со сказкой РУКАВИЧКА...
НОД Художественное развитие "Вальс цветов"Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной деятельности вызыва
Данное занятие разработано с интеграцией образовательных областей: познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество. Игровая мотивация учебной д...
ВИКТОРИНА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ДЕТЬМИ Тема «Ознакомление с художественной литературой».
ВИКТОРИНА СОДЕРЖИТ ИГРЫ С ПЕДАГОГАМИ, ИНСЦЕНИРОВКИ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО, ИНТЕРЕСНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, ИГРУ В КОМАНДАХ. ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПЕДАГОГАМ , ПРОВЕРИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ, НАЙТИ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ....