литературно-музыкальная гостинная весна-лето
проект по художественной литературе (старшая группа)
краткосрочный проект по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno_muzykalnaya_gostinaya_vesna_leto.docx | 30.83 КБ |
literaturno_muzykalnaya_gostinaya_zima_1.docx | 29.95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная гостиная «Зима»
Дети заходят в зал, под музыку _____________________________________ и садятся на стульчики.
Слайд1
Ведущий: Добрый день! Снова распахнула свои двери наша музыкально - литературная гостиная. И так радостно и светло от того, что мы с вами снова собрались здесь, чтобы поговорить о чудесном времени года весне, проводить ее и встретить яркое, жизнерадостное лето!
Давайте, закроем глазки и послушаем, какие звуки весны мы услышим.
Звучит звук капели, ручейка.
(ответы детей)
Когда закончилась зима долгая, холодная, не простая, так хочетелось немного отдохнуть, чтобы наши души наполнились радостью и надеждой. Как бурно бежали ручьи, как весело звенели капели, как радовалось все вокруг весеннему солнышку! Природа просыпается после долгого зимнего сна, и это пробуждение никого не оставляет равнодушным! Сегодня мы начнем нашу литературную гостиную с чтения стихов о красавице-весне!
Чтец 1 Тютчев «Зима не даром злится…»
Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
Чтец 2 Плещеев «Весна»
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
И сердце сильно так в груди
Стучит, как будто ждет чего-то,
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Все лица весело глядят.
"Весна!"- читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе.
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят - кто больше всех
Природы любит обновленье!
Ведущий: Многие художники, поэты и композиторы любили весну за её нежность, яркость красок, пение птиц. И сейчас мы послушаем пьесу «Март» П. И. Чайковского.
Звучит пьеса «Март» П. И. Чайковского
Прозвучала пьеса «Март» композитора П.И.Чайковского из альбома «Времена года». Какая эта музыка? Что можно увидеть?
Ответ детей.
Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня.
Слайд № 2 «Март» И. Левитана
Ведущий: Картина Левитана «Март» считается одним из самых знаменитых полотен художника и занимает особое место в Третьяковской галерее. На ней не изображено ничего лишнего. Это и маленький яркий скворечник, ожидающий прилета стрижей, и ослепляющее голубое небо, сияние которого усиливается от белого снега, и распахнутые двери деревянного дома, олицетворяющие приход весны, и мокрая земля, пробивающаяся сквозь тонкий слой снега, и сам снег, который уже давно перестал быть белым, он словно из последних сил задерживается на поверхности земли под силой теплого солнца, отчего кажется тяжелым, да и копна его на крыше крыльца вот-вот упадет, не выдержав тяжести от уже растаявшей воды.
И сейчас, я предлагаю послушать стихи о первом месяце весны.
Чтец3: Владимир Орлов «Март»
То мороз,
То лужи голубые,
То метель,
То солнечные дни.
На пригорках
Пятна снеговые
Прячутся от солнышка
В тени.
Над землёй-
Гусиная цепочка,
На земле —
Проснулся ручеёк,
И зиме показывает
Почка
Озорной, зелёный
Язычок.
Чтец4: Жуковский «Жаворонок»
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!
Чтец5: Тютчев «Весенние воды»
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Слайд 3 ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
Ведущая: Ребята, перед вами картинки птиц. Найдите и назовите мне перелётных птиц.
Ответы детей: (жаворонок, скворец, ласточка)
Слайд4
Звучит «Апрель. Подснежник» П.И.Чайковского
Ведущий. Второй месяц весны – апрель. Солнце светит ярко, посылая на землю много тепла. Дни становятся длиннее, а ночь короче. От весеннего тепла растаял снег, оттаяла почва. Маленькими ручейками и бурными потоками сбежала талая вода. Она напоила почву и вместе с весенним теплом разбудила растения от долгого зимнего сна. На проталинках зацвели первые весенние цветы. На деревьях набухли почки, зазеленела трава. Просыпаются после зимней спячки животные и насекомые.
Чтец6: Майков «Ласточка примчалась»
Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Как, февраль, не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик -
Все весною пахнет!
Чтец7: Майков «Голубенький, чистый…»
Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок...
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.
Чтец8: Пушкин «Гонимы вешними лучами»
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Чтец9: Плещеев «Сельская песня»
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой...
Слайд 5 «Первая зелень. Май»
Ведущий: Третий месяц весны -май.
Теперь в ветвях берёзы поют и соловьи,
В лугах поют стрекозы,в полях поют ручьи.
Обратите внимание еще на одну картину Исаака Левитана «Первая зелень. Май». На картине изображены деревья, которые распустили свои листья в пышные кроны, среди них почти незаметна крыша старого деревянного дома на заднем плане. Дом словно врос в землю вместе с деревьями и затерялся среди этой красоты. Художник использует всего несколько основных цветов, но буйство красок не может не поражать. Хочется бесконечно всматриваться в пейзаж. Он успокаивает, заставляет остановиться и подумать, обратить внимания на такие прекрасные и простые вещи, которые нас окружают. Это природа во всех ее проявлениях.
Чтец10: Тютчев :»Весенняя гроза»
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Чтец11: Есенин «Черемуха»
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая,
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Ведущий: Вот такая многогранная наша весна! Сегодня мы с вами ещё раз могли убедиться в том, что музыка прекрасно может сочетаться со стихами. И всё это связано между собой. Выражает один образ, образ нашей русской красавицы - Весны. Весна уже почти закончилась. И в свои права вступает жаркое, солнечное, яркое Лето!
Слайд 6: «Июньский день» Левитан
Звучит музыка П.И. Чайковского – Июнь. Времена года.
Ведущий: Давайте, рассмотрим картину Исаака Левитана «Июньский день» Картина изображает лесную полосу на горизонте, изображенную в сочных, ярких, насыщенных зеленых тонах различных оттенков. На передний план выходит сочная зелень травы с разноцветьем цветущих верхушек. Здесь розовые, голубые, бордовые, белые, желтые и нежно сиреневые мелкие цветки органично сочетаются с плотным зеленым ковром разнотравья. Небо очень чистое, окрашено в палитру голубых оттенков от более светлого к почти синему. Единственное легкое облако органично дополняет прелесть небесного свода. Глядя на этот пейзаж, хочется оказаться там, на той поляне, среди девственно-чистой природы и бескрайних полей. Общий вид картины вызывает положительные эмоции, легкость и позитивный настрой. Настоящий кусочек лета в любое время года.
Чтец12: Есенин «С добрым утром!»
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Слайд 6: «Тихая обитель» Левитан
Ведущий: Второй месяц лета –июль. Природа насыщается летним настроением, буйством цветов и красок. Еще одна картина Исаака Левитана «Тихая обитель». Глядя на художественное творение, можно представить, что где-то воздух колышет мелкие травинки, шелестит листвой и постепенно вокруг все начинает оживать, и будто заново перерождается. при первом взгляде на картину мы ясно видим, что художник изобразил летний пейзаж. Видим, как медленно и безмятежно плывут облака, как будто мягкий ветер помогает проложить дорогу солнцу. Полностью освещённый лес стал более крепким и широким. Он более надежный и совершенный.
Среди высоких деревьев мы видим маковки церквей, которые будто затерялись в них. Солнце кидает лучи на зеленые купола монастырей, и они в свою очередь отдают красивым изумрудным оттенком. Через речку тянется мост, который соединяет два берега. Благодаря ему вы вновь сможете очутиться на берегу вместе с зеленой рощею. Поэтому художник тщательно сумел подобать краски, благодаря чему оживил природу.
Чтец13: Тютчев «В небе тают облака»
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века —
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
Чтец14: Фет «Бабочка»
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот - дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Слайд 7: Левитан «Летний вечер»
Ведущий: Последний месяц лета – август. Лето подходит к концу, как день склоняется к вечеру. Рассмотрим картину «Летний вечер» Исаака Левитана. На этом холсте художник подметил одну деталь летнего вечера. Это когда солнце уже прячется за горизонт и тень ночи, тёмная тень, опускается на землю и потихоньку ползёт по ней очерняя всё вокруг. Если пофантазировать, то эти ворота как бы выпускают солнце и впускают ночь, которая приносит спокойствие и прохладу.
Ворота открыты – выходи день и здравствуй ночь! Даже лес на горизонте постепенно погружается в тень, а на небе появились мелкие тучки, которые вряд ли разродятся дождём, но прохладой повеют.
Чтец15: Блок «Летний вечер»
Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошеной межи.
Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей — красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.
Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!
Чтецы 16,17,18,19: Суриков «В ночном»
Летний вечер. За лесами
Солнышко уж село;
На краю далёком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздаётся:
То табун коней в ночное
По лугам несётся.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят.
Мужички сторожевые
Улеглись под лесом
И заснули… Не шелохнет
Лес густым навесом.
Всё темней, темней и тише…
Смолкли к ночи птицы;
Только на небе сверкают
Дальние зарницы.
Кой-где звякнет колокольчик,
Фыркнет конь на воле,
Хрупнет ветка, куст — и снова
Всё смолкает в поле.
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие-то все в белом
Тени в поле ходят…
Детям боязно — и дети
Огонёк разводят.
И трещат сухие сучья,
Разгораясь жарко,
Освещая тьму ночную
Далеко и ярко.
Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча! Сегодня мы попрощались с весной, встретили лето. Еще раз мы увидели, как ярко и многогранно описывают наши любимые времена года – поэзия, музыка, живопись. Спасибо нашим гостям, что вместе с нами побывали сегодня в мире литературы и музыки! И, конечно, спасибо всем ребятам, что старались, учили и так красиво читали нам всеми любимые стихи!
До новых встреч!
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная гостиная «Зима»
Цели: познакомить с поэзией русских поэтов; с репродукциями картин русских художников; показать особенности творчества мастеров художественного слова и пейзажистов; формировать у детей чувство любви к русской поэзии и живописи.
Дети заходят в зал, под музыку _____________________________________ и садятся на стульчики, воспитатель ждет их в зале.
Слайд1
Ведущий: Я рада вас приветствовать в нашей литературной гостиной.
Мне кажется, я что-то слышу. Закроем глаза и послушаем.
(дети закрывают глаза)
Звучит звук метели, вьюги, хруст снега.
Ведущий: Ребята, откройте глазки. Скажите мне, пожалуйста, что вы услышали.
Дети: (отвечают полным ответом) Шум метели, вьюги, хруст снега под ногами.
Ведущий: (подводит итог) Вот оказывается, какие звуки мы слышали.
Ребята, скажите, вы догадались, какому времени года будет посвящена наша сегодняшняя встреча?
Дети. Наша встреча будет посвящена Зиме.
Ведущий: Сегодня мы встретились в музыкальной гостиной, чтобы поговорить о зиме, услышать, как о ней рассказывает музыка и поэзия.
Прислушайтесь, к нам кто-то идет.
Под музыку входят месяцы.
Декабрь: Я декабрь – старший сын
Льда и снега господин.
Я работы не боюсь,
Днем и ночью я тружусь:
Землю снегом посыпаю,
Реки льдами укрываю.
Январь: Я январь – средний сын,
Лютой стужи господин.
Ну-ка, дети, не ленитесь,
Бегайте без передышки!
А не то не пожалею –
Превращу во льдышки!
Февраль: я февраль – младший сын,
Я метелей господин!
Всех вас ветром застужу,
В снежном вихре закружу!
Ведущая: Присаживайтесь, гости дорогие! Послушайте, о зиме сегодня мы с ребятами разговор вести будем!
Зимой природа необыкновенно красива! Все вокруг белеет и искрится. Деревья наряжаются в пушистые белоснежные одежды, все вокруг покрыто белым покрывалом, а на стеклах зима рисует причудливые узоры: сказочных птиц, лепестки хрустальных цветов, фантастические замки.
Чтец 1 Вера И.С.Никитин «Здравствуй гостья зима»
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, –
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Чтец 2 Алена
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Ведущий. Давайте совершим путешествие в зиму. Из всех времён года – она самая величественная, торжественная и таинственная. Но есть живопись, стихи, музыка – они помогут нам разгадать тайны зимы. Давайте послушаем, как поэты описывают зиму в своих стихотворениях.
Чтец 3 Костя «Поет зима-аукает…»
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Чтец 4 Никита
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
Чтец 5 Саша Б
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Слайд 2
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам обратить внимание на портрет известного художника Грабарь Игоря Эммануиловича.
Хочу познакомить вас с его картинами. Этот художник очень любил писать зимние Пейзажи.
Слайд 3-5
Ведущий: Художник сам признавал, что больше всего любит писать зимние пейзажи. Грабарь писал природное явление - иней «на всякие лады» - разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день. Писал в виде маленьких цветных набросков, так как на морозе быстро застывала краска. Таких набросков накопилось у Грабаря около сотни. В мастерской наброски стали превращаться в композиции, составившие сюиту картин «День инея».
Ведущий: Чтобы нарисовать картину художник использует краски, а писатели и поэты - слово.
Чтец 6 Настя
Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой
Белой скатертью полей
Мы простились с запоздалой
Вереницею гусей.
Чтец 7Артем Р А.С. Пушкин «Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Ведущий. Начало зимы завораживало многих художников, поэтов, композиторов. Я предлагаю вам послушать отрывок из произведения композитора П. И. Чайковского «Декабрь». (звучит отрывок «Времена года» Чайковский)
Ведущий: Декабрь – это первый месяц зимы. Именно в этом месяце мы готовимся к замечательному празднику – Новому году. На новогоднем утреннике мы много пели и танцевали. Но как мы все помним, на нашем празднике было много гостей. А самым главным, почетным гостем был, конечно…
Дети: Дед Мороз!
Чтец 8 Миша
...Улицей гуляет
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берёз;
Ходит, бородою
Белою трясёт,
Топает ногою,
Только треск идёт.
Иль на окнах дышит
Закоптелых хат
Да узоры пишет,
Глядя на ребят...
Ведущий: Деду Морозу на празнике мы читали стихи, пели песни, танцевали.
Послушаем стихотворение К. Бальмонта «Снежинка»
Слайд 6
Чтец 9 Даша К. Бальмонта «Снежинка»
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
Ведущий: приглашаем снежинок!
Танец снежинок.
Слайд 7
Ведущий: Отгремели новогодние праздники. Закончился месяц декабрь. Дети, скажите, пожалуйста, какой месяц приходит к нам за декабрём?
Дети: За месяцем декабрь приходит к нам месяц январь.
Ведущий: Молодцы! Январь — середина зимы и начало года. Январь на Руси — самый холодный месяц года, время глухой зимы и покоя в природе. Погода в январе тихая и спокойная. Дни короткие, но яркие и солнечные. От этого они становятся ещё морознее.
Чтец 9 Тася А.Фет «Мама! глянь-ка из окошка»
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
Чтец 10 Маша
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Ведущий: В народе про январь также сложено множество пословиц и поговорок:
Зимой солнце — что мачеха: светит да не греет;
Новый год — к весне поворот;
Январю-батюшке — морозы, февралю — метелицы.
В январе больше солнечных дней. Морозы становятся более трескучими. Самые сильные морозы выпадали обычно на праздник Крещение.
Но в то же время зима очень заботливая. Укрывает снегом леса, поля, землю, чтобы растения, цветы не мерзли.
Чтец 11 Саша Г с мамой
- Отчего, родная, снег зимой идет?
- Из него природа одеяльце ткет!
- Одеяльце, мама? А зачем оно?!
- Без него в земле бы стало холодно!
- А кому, родная, в ней тепла искать?!
- Тем, кому придется зиму зимовать:
Семенам-малюткам, зернышкам хлебов,
Корешкам былинок, злаков и цветов.
Ведущий: Но вот закончился и январь. Какой месяц приходит следом за ним, скажите, пожалуйста, дети?
Дети: За месяцем январь к нам приходит месяц февраль.
Слайд 8
Ведущий: Совершенно верно. Переменчив этот месяц. С буранами, метелями. Вольно гуляет ветер в открытом поле, а как наскочит на лес — злится, воет, свистит, силится засыпать его снегом, но белые сугробы растут только на опушке. А внутри леса тишина и снег ровно лежит. По народному поверью как раз в эту пору зима мимолетно встречается с весной. А через день-другой снова приходят трескучие морозы. И все же частые оттепели в конце февраля, как говорят, «сшибают рог зиме». Вот послушайте пословицы и поговорки о месяце февраль:
У февраля два друга — метель да вьюга.
Февраль — месяц переменчивый: то на январь смахивает, то март напоминает.
Февраль солнце на весну поворачивает.
Инсценировка песни «как на тоненький ледок»
Ведущий: Хочу обратить Ваше внимание на еще одну картину Грабаря И.Э. «Февральская лазурь»
Слайд 9
Ведущий:
Название картины «Февральская лазурь» уже дает понять, что эта картина раскроет удивительный мир русской поздней зимы.
Изображение зимнего пейзажа на картине русского художника Игоря Грабаря передает настроение зимнего леса, уже готовящегося к приходу весны. Последние зимние дни в лесу, февральская лазурь, окутывающая редкие березы. Проблески проталин — все говорит о скором приближении весны. Картина изображена таким образом, словно художник рисовал её лежа, смотря на образец снизу. Радость прихода весны, улыбка проснувшихся берез, ясное голубое небо нежно легли на холст выдающегося русского художника Игоря Грабаря.
Послушайте как рассказывает о березе поэт, Сергей Есенин в своем стихотворении «Белая береза»
Чтец 13 Настя
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Ведущий: Мы вспомнили и поговорили сегодня с вами про все 3 месяца зимы. Давайте, сейчас исполним о них песню.
Песня «3 белых коня»
Ведущий: Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Именно зимой люди отмечают самый волшебный и долгожданный праздник – Новый год. И, конечно же, есть очень много зимних сказок. Самая известная, наверно, новогодняя сказка – «Щелкунчик». Русский композитор П.И.Чайковский написал балет по этой сказке. Балет – это такое произведение, в котором звучит музыка, а сюжет сказки нам показывают танцоры – балерины. И в этом балете есть сцена, в которой композитор описал зимний снег. Она называется «Вальс зимних хлопьев». Давайте мы с вами ее посмотрим.
Слайд 10
И на такой сказочной, волшебной ноте мне хотелось бы сегодня завершить нашу гостиную. Вам понравилось, ребята? А зима, которую вы увидели сегодня и услышали, понравилась?
А нашим гостям зимним месяцам было интересно?
Месяцы : Да. От Зимы вам Привет. (отдают подарки от зимы)
У вас есть очень хорошая возможность – выйти сейчас на прогулку и убедиться, что зима, о которой нам сегодня рассказали поэты, композиторы и художники – настоящая, русская, и мы с вами можем с великой радостью насладиться всеми ее прелестями.
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная гостиная «Нам дороги эти позабыть нельзя»
Сценарий содержит материал, посвященной празднованию Дня Великой Победы, для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с целью обеспечения нравственно-патриотического воспитания д...
Литературно - музыкальная гостинная "А может, не было войны?.."
Мероприятие посвящено героям и участникам ВОВ, которые ценой своей жизни добились победы над фашизмом....
Презентация "Клуб для родителей" Организация взаимодействия с родителями через нетрадиционные формы, на примере литературно-музыкальной гостиной
Одной из наиболее эффективных форм работы с семьей, на наш взгляд, являются Родительские клубы. Одной из таких форм явилась организация родительского клуба - «Литературно-музыкальная г...
Организация взаимодействия с родителями через нетрадиционные формы, на примере литературно-музыкальной гостиной
Работа клуба рассчитана на пробуждение у родителей интереса к чтению. В 21 веке проблема чтения стала едва ли не самой острой, увлеченные компьютером, книга проходит м...
Литературно-музыкальная гостиная «Нам этот мир завещано беречь!»
Дети входят в зал под вступление песни «День победы! »1Ведущий: День Победы!Праздник долгожданный!Мирная небес голубизна.Помнят на земле народы, страныВ этот день окончилась война.2 Ведущий: Сал...
"Литературно - музыкальная гостиная «Времена года» "Средняя группа
Литературно - музыкальная гостиная "Времена года" Средняя группа...
"Осенние голоса" - литературно-музыкальная гостиная
Данное мероприятие способствует обогащению положительно-эмоционального опыта восприятия детьми родной природы через художественное слово и музыку....