Консультация для педагогов Методы и приемы работы со сказкой
консультация по художественной литературе
Консультация для педагогов
Методы и приемы работы со сказкой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Методы и приемы работы со сказкой
Цель: познакомить педагогов с методами и приемами работы с детьми
Существует огромное количество методов и приемов работы со сказкой.
Рассмотрим некоторые из них:
1.Знакомые герои в новых обстоятельствах.
Данный метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть (лиса, заяц, петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке зоопарка, а возможно они застряли в лифте.
2. Коллаж из сказок.
Придумать сюжет новой сказки, в которой Баба- Яга встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок».
Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения……..
3. Сказка от считалки.
Считалка лаконична, рифма ее легка. От считалки к сочинительству переход прост – мы разучиваем считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания.
Считалка:
Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел
Гу –гу –гу, чу – чу- чу,
Я на волю полечу.
Начало сказки:
Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку……..
4.Сказки от «живых» капель и клякс.
Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Дети глядя на них видят образы, предметы или их отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?. «Кого или что она тебе напоминает?» - эти вопросы полезны, развивают мышление и воображение. После этого, перейти к следующему этапу – дорисовать кляксы. В результате может получиться целый сюжет.
А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску и быстро наклоните ее в разные стороны – и появиться какой – то образ. Сюжеты в результате кляксографии, и образы от « живых» капель помогают сочинять сказки.
Какие бы сказки по этим картинкам сочинили вы?
5. «А что потом?»
Этот метод полезен и интересен тем, что:
- мы можем, изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло;
- развивать воображение ребенка;
Давайте поразмышляем: репку вытащили, а как ее делили – кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого; что сделали спасатели Красной Шапочки и бабушки со злодеем волком; а коза и семеро козлят, построили себе неприступную крепость. Варианты всегда есть, они будут своеобразными, в зависимости от уровня творческого воображения.
6. Изменение ситуации в знакомых сказках.
Мы в который раз рассказываем детям сказку и доверительно договариваемся что-то в ней изменить. Вначале мы в ней меняем совсем немногое, и этим побуждаем ребенка придумывать. « Золушка, убегая от принца, потеряла не туфельку, а что – то другое». Путем рассуждений мы двигаемся к возможным ответам: это может быть кольцо, брошка, поясок от платья или какая- нибудь деталь от наряда. Постепенно дети учатся сами менять ситуации в сказках.
Сказка «ГУСИ – ЛЕБЕДИ»
Новая ситуация: на пути девочки встречается волк…….
Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»
Новая ситуация: волку мешает медведь, который зовет его на свой день рождения……
Сказка «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»
Новая ситуация: рыбка захотела сама встретиться со старухой……
7.Перевирание сказки.
Перевирание сказки воспитывает чувство юмора, лукавство, понимание иронии, исходящей от близких. Условия такого подхода к известным сказкам ставят ребенка в активную позицию, заставляют сосредоточиваться
«Колобок»: «Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр (нет, не тигр, а заяц и т.д.)…» Важно удивляться своей забывчивости с помощью тона, мимики жестов.
8. Сказки, но по-новому.
Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.
Дети привыкли к тому, что Колобок –добрый, лиса – хитрая, волк – злой, Золушка и крошечка – Хаврошечка – трудолюбивые, скромные.
Сказка берется за основу старая, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.
Старая сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ»
Сказка по – новому: козлята становятся злыми и капризными, убегают в лес, а добрый волк помогает козе их найти.
Старая сказка «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»
Сказка по –новому: злая Красная Шапочка, а волк добрый.
9. Сказки от превращений.
Уметь в мыслях превратиться в кого угодно или во что угодно – это очень многое для ребенка, это начало фантазии и сочинительства.
Я превращаюсь …В кота
Начало сказки: скучно мне стало все время жаться возле хозяйки, и я пошагал на улицу.
Я превращаюсь …В бабочку.
Начало сказки: как хорошо летать над цветочками и видеть все сверху. Но однажды…….
Я превращаюсь …В цветок
Начало сказки: жили – были я (ромашка) и василек…….
10. «Салат из сказок»
Это встреча в одной новой сказке наших старых знакомых героев из разных сказок. Дробим сказки и выбираем из них героев, события, волшебство и т.д. Например : «Жил – был папа Карло, он был очень одинок, так как у него не было детей. Но, проснувшись однажды, он обнаружил в опавшем листочке розы маленькую девочку, в кроватке – Снегурочку), в кресле – Мальвину и т.д.». Дальше предлагается детям события развернуть так, как подсказывает их фантазия.
11. Словесная режиссерская игра.
Дети догадываются по настроению музыки о действиях и эмоциональном состоянии героев и природных явлениях: «Какое настроение передают музыка: грустное или веселое?», «Музыка быстрая или медленная?», «Что можно делать под такую музыку: весело играть на полянке или плакать?»
12. Психогимнастика.
Дети с помощью движений и мимики передают эмоциональное состояние героя (радость, удивление, бежит лисичка, идет корова, бежит на помощь и т.д.)
Важным, также является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказкой:
- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
- сочинить длинное и в тоже самое время смешное слово, например, о лисе
« длиннохвостая», «пушистохвостая», «хитроумная»…..
- произнести без гласных звуков какое – либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, «принцесса» – п р н ц с с, «Золушка»- з л ш к.
13.Словесное комментирование.
Дети составляют словесное описание по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции.
14.Совместная словесная импровизация.
Предложить детям разыграть отдельные эпизоды сказки, где главные герои становятся дети. Вносятся новые элементы в сказку при сохранении сюжетной линии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные методы и приемы работы со сказкой
Учить детей оригинально, непривычно, по – своему воспринимать содержание, творчески преобразовывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, способствовать развитию мышления и воображения,...
Инновационные методы и приемы работы со сказками
Множество познаний дети черпают из сказок. Сказки позволяют малышу веперные испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Полноценное использование сказок в дошкольном возрасте яваляется ...
Консультация для педагогов "Методы и приемы взаимодействия педагога с родителями" (из опыта работы)
Консультация для педагогов...
Нестандартные методы и приемы работы со сказками: универсальная схема Л. Б. Фесюковой.
Методика Л.Б.Фесюковой включает в себя много разных направлений творческого подхода к сказке. Мы остановимся на одном из них - на ее специальной универсальной схеме....
Методы и приемы работы со сказкой.
Консультация для педагогов Методы и приемы работы со сказкой. Цель: познакомить педагогов с методами и приемами работы с детьми Существует огромное количество методов и приемов работы со с...
Статья "Методы и приемы работы со сказкой по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"
Данную статью можно использовать в работе с родителями детей старшего дошкольного возраста. Также она может пригодиться тем, кто учится на курсах профессиональной переподготовки....
Консультация для воспитателей ДОУ «Методы и приемы работы со сказкой»
Предлагаю для ознакомления теоретический материал. Данная статья будет полезна воспитателям....