Воспитание будущего читателя
проект по художественной литературе (старшая группа)
Художественная книга играет огромную роль в обучении, воспитании и развитии ребёнка. Чтение- это окно в мир познаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vospit._bud._chit.doc | 279 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 17 «ЖУРАВЛИК»
Проект
Воспитание будущего читателя
Составили:
Воспитатели 11 группы, дети, родители
Проект в подготовительной группе № 11 детского сада № 17 «Журавлик»
«Воспитание будущего читателя».
Актуальность: Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.
Ценностью особого рода в этом деле является чтение, так как в процессе общения с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.
Сроки работы над проектом: сентябрь – май 2017-2018 учебный год.
Участники проекта: воспитатели дети и родители группы № 11.
Цель: воспитание у дошкольников потребности в общении с книгой.
Задачи:
- формировать у детей первоначальные навыки пользования библиотечным фондом, информационными ресурсами;
- развивать культуру чтения;
- воспитывать бережное отношение к книге.
Формы и методы работы:
- литературная гостиная;
- литературные вечера;
- тематические недели.
- викторины;
- беседы и занятия;
- книжные выставки и тематические выставки рисунков и поделок;
- конкурсы чтецов;
- литературные игры и праздники;
- экскурсии;
- просмотр диафильмов, мультфильмов, презентаций;
- акции.
План реализации.
Наименование мероприятия | Форма проведения | Сроки проведения | Участники |
|
| сентябрь |
|
|
| октябрь |
|
| 1. Литературый вечер о великих представителях русской классической литературы. 2. КВН «Что за прелесть эти сказки…». | ноябрь | 1. Дети и родители группы. |
|
| декабрь |
|
|
| январь |
|
|
| февраль |
|
|
| март |
|
|
| апрель |
|
|
| май
|
|
|
| июнь |
|
Работа с родителями:
– консультации:
- «Если ребенок не хочет и не любит читать»;
- «Почему детям необходимо читать книги»;
- «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»;
- «Воспитание будущего читателя»;
– анкетирование.
Информационный блок для воспитателей:
– календарь памятных дат;
– информационные стенды по творчеству писателей;
Предполагаемый результат:
– формирование у детей интереса к художественной литературе, периодическим изданиям;
– умение пользоваться библиотечным фондом;
– бережное отношение книге – источнику знаний.
Используемая литература:
- Статья «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста», автор Томашова О.С.
- Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения».
Конспект занятия об истории создания книги в группе № 11.
Цели:
- заинтересовать и познакомить с историей создания книги;
- повысить уровень книжной культуры детей;
- расширить детский кругозор и научить пользоваться книгой;
- воспитывать бережное отношение к книгам.
Оборудование: выставка книг, детские книги.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово
Воспитатель: Дорогие ребята! Мы живем в век информации. Телевидение, радио, интернет – эти средства массовой информации стали неотъемлемой частью жизни современного человека. И, кажется, что в этом потоке совсем не осталось места книге. Неужели она отслужила свой век? Думаю, что это беспокойство напрасно. В самом деле, трудно представить себе современного человека, который бы за свою жизнь не прочитал ни одной книги. Книга всё ещё жива, и, я уверена, будет жить очень долго. Сегодня книжные магазины предлагают нам огромный выбор книг на любой вкус и возраст, на библиотечных полках стоят книги классической и современной литературы. Они всегда ждут читателя. Влияние книги на человека огромно. Она помогает учиться, расширять кругозор, обогащает жизненный опыт, воспитывает, формирует характер. В этом её чудесная сила. Но мы слишком привыкли к книге, чтобы оценить это. Ведь если вдуматься, разве не удивительно, что книга рассказывает нам сокровенные мысли давно ушедших от нас людей, переносит нас в другой мир, в прошлое или будущее, вызывает у нас на радость и боль, возмущение и надежду? Но книга- это не только текст, в ней важно всё: оформление, иллюстрации, переплёт. Всё это – единое целое, продукт человеческого разума, предмет культуры. Многие столетия прошли, прежде чем книга обрела такой внешний вид, к которому мы привыкли, и, кажется, так было всегда. За свою долгую историю книга изменялась, но осталась не только надёжным источником информации, но и верным другом человека. А друзей надо уметь выбирать, грамотно с ними общаться, хорошо знать историю их жизни. Этому нужно учиться всю жизнь. Но, чтобы жизнь в этом городе была интересной, захватывающей ваше внимание и уносящей вас в волшебный мир книги, многие люди приложили свои усилия. Это писатели и поэты, редакторы и художники иллюстраторы, книгоиздатели и, конечно, же, вы, наши уважаемые читатели!
Как и у людей, у книг есть своя судьба и своя история. Сегодня мы с вами попытаемся заглянуть в далекое прошлое наших книг. В том самом виде, в котором мы привыкли видеть книги в наше время существуют уже более 500 лет).
Но это не значит, что до этого времени человечество не знало книг вообще. Только вот книги имели другой, часто непривычный для нас вид. Наши далекие предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления первых книг то, что предлагала им окружающая природа.
Там, где росли пальмы люди, научились делать страницы из пальмовых листьев, затем сшивали их в форме веера и писали на них тонкими, заостренными палочками. Такие книги назывались “лонтраны” и существовали в Индонезии.
Наши с вами предки, населявшие земли Древней Руси, писали на бересте и липовых досках, причем, если доску покрывали расплавленным воском, то надписи можно было счищать и писать на доске, залив ее новым воском, много раз.
Племена американских индейцев жили в горных районах, где растительность была весьма скудной, но зато в горах было много металлов. Поэтому свои записи индейцы часто делали на медных, и даже золотых пластинах. Кроме этого они изобрели узелковую грамоту, где каждый узелок, по своему размеру, положению и цвету нити мог обозначать, например мир, смерть или богатство. Из таких нитей часто плели целые пояса и отправляли с ними гонцов в соседнее племя.
Там, где не было никакой растительности, например, у жителей крайнего севера, писали на костях животных и моржовых клыках.
Жители Азии писали на тканях.
В Китае писали на шелке.
Древние ассирийцы писали на глиняных табличках, специальной палочкой буквы в виде клинышков, поэтому такая письменность и носит название “клинопись”. Каждая табличка нумеровалась, затем они обжигались в печи, складывались в корзину. И это тоже была книга!
Но основными в истории книги материалами стали:
папирус, пергамент и бумага.
Около двух тысяч лет тому назад, когда люди еще писали на египетском папирусе, китайцы уже умели делать бумагу. Но свои секреты, такие, как изготовление шелка, фарфора, изобретение компаса и др., китайцы тщательно хранили от чужестранцев.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Уважаемые ребята! Наше путешествие в историю книги состоялось. Но мы с вами приоткрыли только несколько ее страниц. Впереди нас ждут новые путешествия!
А сейчас мы вспомним о том, что такое библиотека. Ребята нам прочитают стихи.
1-ый читатель:
Светят лампы над столом,
Блещут полки за стеклом,
В переплетах темной кожи,
Разместившись вдоль стены,
Словно зрители из ложи,
Книжки смотрят с вышины.
(С.Маршак)
2-ой читатель:
Библиотека. В зале тишина…
Ты здесь сидишь, часов не замечая,
Друзей своих испытанных встречая, встречая,
Которым жизнь навеки продлена.
Они с тобой взрослеют наравне,
Идти вперед, противиться невзгодам
И видеть вечность в мимолетном дне.
…Герои книг. Они нам все сравни.
Дубровсий, Чацкий. Чуточку-Печорин.
Характер наш рождается из зерен,
Которые посеяли они.
(Тюкавин И.)
Воспитатель: Не правда ли, ребята, какие замечательные стихи прочитали нам ребята. В них мы ощущаем атмосферу, царящую в библиотеках, где собраны не только книги, но и мудрость, доброта многих поколений. Но и работать в таком месте могут только те люди, которые служение книгам считают своим призванием. Наше путешествие в удивительный мир книги подошло к концу. Надеюсь, что сегодня, соприкоснувшись с историей создания книги, вы узнали много нового и интересного. Это позволит вам взглянуть на книгу более глубоко и относится к ней не как к обыденной, привычной для всех вещи, а как к величайшему изобретению и огромному, многовековому труду человечества
Досуг «Народная игра».
Примеры и правила игр для дошкольников.
«Пчелки и ласточки»
(Игры на благовещение)
Играющие дети - цветочки - сидят на корточках. Выбирают из числа играющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на полянке и поют:
Пчелки летают, медок собирают!
Зум, зум, зум, зум, зум, зум!
Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда и ловит пчел, пойманный становится ласточкой.
Правила: Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находится на возвышении.
«Филин и пташки»
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они могут подражать. Выбирается филин. Птицы на сигнал «филин» стараются занять свое место в доме.
Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать по голосу, что это за птица.
«Бабка - Ежка»
Рисуют круг, в середине ставится один из играющих - Баба-Яга. В руках у нее ветка - «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят:
Бабка-Ежка костяная ножка. С печки упала, ножку сломала, а потом и говорит: «У меня нога болит». Пошла она на улицу - раздавила курицу, пошла на базар - раздавила самовар. Пошла на лужайку - испугала зайку. Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого запятнает - тот замирает.
«Двойные горелки»
Играющие делятся на две половины: правую и левую. Каждая из них становится одна от другой на расстоянии 10 - 12 метров, но также па¬рами в ряд, как в обыкновенных горелках. Несколько впереди и в середине между командами становится отдельно еще пара водящих. Во время игры задние пары из каждой, команды расцепляются и бегут один к другому по обеим сторонам своих колонн. Водящие их ловят и те, которых поймали, становятся парой водящих и водят дальше. Играющие, которых не поймали, образуют новые пары, эти пары становятся впереди команд.
«Бабки»
Выставляются любые предметы в линию (небьющиеся, небольшого размера и неустойчивые). Играющие либо броском, либо катанием мяча стараются сбить эти предметы. Команда, сбившая наибольшее количество предметов - побеждает.
«Лапти»
На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревку длиной от 3 до 5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящий берет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом, поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либо предмет.
Повернувшись к водящему, спрашивают его: - Сплели лапти? Водящий отвечает - нет! - Сплели лапти? - Да. Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящий караулит лапти: он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но поймать можно только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит из игры.
«Салки на одной ноге»
Дети расходятся по площадке, встают, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза, руки у всех за спиной. Ребенок которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!». Игра повторяется.
Правила: 1. Если ребенок устал, он может прыгать поочередно, то на одной, то на другой ноге.
2. Салка тоже прыгает на одной ноге.
«Гуськи»
Играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится «дедка», выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. «Дедка» машет платком, дети начинают петь:
Сошлись гуси - гусаки вокруг дедки у реки,
стали гоготати, дедке кричати:
«Дедка, дедка пощади, нас гусяток, не щипли,
дай нам платочек, денег мешочек».
«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: «На сумочку подержи, денежки не оброни», другому он дает платок: «На, платочек подержи, мне головку завяжи, раз пятнадцать поверни». Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку (раскручивание деда и передачу бумажки заканчивают одновременно). Дети кричат дедке: «Дедка слепой, бумажка пропала!» «Дедка» старается угадать у кого бумажка. Если отгадал, «дедкой» становится тот, у кого была бумажка.
«Горячее место»
На земле чертой обозначается место. Один из играющих по жребию водит: становится поодаль от «горячего места» и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, вожак не пускает и старается осалить. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место, может отдыхать там столько, сколько хочет, но как только он выбежит оттуда, помощники вожака ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.
Горелки (народная игра)
Участники, разделившись на пары, берутся за руки. Пары становятся друг за другом колонной. Впереди в 3-5 м от первой пары стоит водящий. Все говорят хором нараспев: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо: птички летят, колокольчики звенят». Водящий стоит спиной к остальным, играющим. Начиная со слов «глянь на небо», он смотрит вверх. В это время последняя пара разъединяет руки, и один игрок идет справа, другой слева вдоль колонны вперед. Почти поравнявшись с водящим, они ждут последнего слова «звенят» и после него бегут вперед мимло водящего. Тот гонится за любым из них, стараясь поймать и осалить, коснувшись рукой. ког водящий поймает, с тем и становится в пару впереди колонны. А водит игрок, он снова «горит» - ловит следующую пару.
Корзина (народная игра).
Любое число играющих образуют. Определяется начинающий. Он вначале руками побрасывает мяч, а затем, ударяя головой, плечами, коленями и т.д., старается как можно дольше продержать его в воздухе. За каждый удар по мячу дается 1 очко. Затем сильным ударом мяч передается другому участнику игры, который должен выполнить то же задание, и т.д. Побеждает игрок, набравшись наибольшее количество очков.
Поезд (народная игра)
Участники делятся на 2 равные группы. Игроки каждой группы, согнув руки в локтях и держась друг за друга, образуют цепь. Впереди цепи становятся более сильные и ловкие участники - «заводные». Став друг против друга, «заводные» также берут друг друга за согнутые в локтях руки и тянут каждый в свою сторону, стараясь разорвать цепь соперника или перетянуть ее за намеченную линию.
Заключение
Все древние праздники, обряды и действа, игры - будь то хоровод, хождение по углям или просто детские забавы, где дети меряются силой и ловкостью, - всегда носят двойственный характер. С одной стороны это некое театрализованное действо, которое интересно и для самих участников, и для зрителей, а с другой стороны, почти каждый элемент такого действа несёт в себе и некое сакральное и обучающее начало.
Как правило, дошкольники - наиболее активные участники народных обрядов и игрищ - более восприимчивы к их мирской составляющей, а люди старшего поколения - основные хранители Знания в традиционном обществе - более склонны акцентировать сакральное, идеологическое начало любого действа. Из необходимости передать подрастающему поколению своё видение мира и сформировались те традиционные приёмы передачи традиции, напрмер с помощью игр.
Использование русских народных игр в воспитании дошкольников направленный на духовное совершенствование личности ребенка, расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.
Викторина по сказкам.
Ведущая: Ребята, сегодня мы с вами вспомним сказки, которые нас учат уму-разуму, не даром говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Вас ждут испытания, по итогам которых мы выявим лучшего знатока сказок. За каждый правильный ответ вы получаете фишки. Того, кто набрал большее количество фишек, ждёт сюрприз. Спрашивать буду только тех, кто поднял руку.
Итак, мы начинаем…
1 задание «Волшебные слова».
Вспомните, кто говорил такие волшебные слова и в какой сказке:
- По щучьему веленью, по моему хотенью…(Емеля, «По щучьему веленью».)
- Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по моему вели…(Женя, «Цветик – семицветик».)
- Крекс, фекс, пекс! (Буратино, «Золотой ключик, или приключения Буратино».)
- Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи…(Царица, «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях».)
- Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила, к лесу задом, ко мне передом…(Иван – царевич, «Царевна – лягушка».)
- Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою. (Колобок.)
- Сивка Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой. (Иванушка-дурачок.)
- Ловись, рыбка, и мала, и велика.
Ловись, рыбка, и мала, и велика! (Волк.)
- Ясны, ясны, на небе звезды.
Мерзни, мерзни, волчий хвост! (Лиса.)
- Слышим, слышим, да не матушкин это голосок. Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитает! (Козлята.)
- Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня! (Петушок.)
- Вот славная находка!
Будет моей старухе воротник на шубу. (Дед.)
- Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? (Аленушка)
2 задание «Удивительные превращения».
В кого превращались или были заколдованы герои:
∙ Князь Гвидон (комар, муха, шмель)
∙ Великан – людоед из сказки «Кот в сапогах» (лев, мышь)
∙ Гадкий утёнок (лебедь)
∙ Чудовище из сказки «Аленький цветочек» (принц) 3 задание «Сказочные герои».
Назовите имена героев:
∙ Девочка, дружившая сразу с семью гномами. (Белоснежка)
∙ Старуха, заявившая, что «хорошими делами прославиться нельзя». (Шапокляк)
∙ Сын папы Карло. (Буратино)
∙ Маленькая красавица, родившаяся в цветке. (Дюймовочка)
∙ Весёлый шалун, побывавший на луне и в Солнечном городе. (Незнайка)
∙ «Всех излечит, исцелит добрый …». (Доктор Айболит)
4 задание «Дополни имя».
У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю первую часть имени или названия, а вы – вторую.
∙ Кощей – (бессмертный)
∙ Василиса – (прекрасная)
∙ Мальчик – (с пальчик)
∙ Иван – (царевич)
∙ Змей – (Горыныч)
∙ Крошечка – (Хаврошечка)
∙ Сестрица – (Алёнушка)
∙ Скатерть – (самобранка)
∙ Гуси – (лебеди)
∙ Конёк – (горбунок)
∙ Цветик – (семицветик)
5 задание «Сказочные загадки».
Уплетая калачи, Ждали маму с молоком,
Ехал парень на печи. А пустили волка в дом…
Прокатился по деревне Кем же были эти
И женился на царевне. Маленькие дети?
(Емеля) (Семеро козлят)
У Алёнушки – сестрицы Убежали от грязнули
Унесли братишку птицы. Чашки, ложки и кастрюли.
Высоко они летят, Ищет их она, зовёт
Далеко они глядят. И в печали слёзы льёт.
(Гуси – лебеди) (Федора)
Был друг у Ивана Он сумел поймать волчишку,
Немного горбатый, Он поймал лису и мишку.
Но сделал счастливым его Он поймал их не сачком,
И богатым. А поймал он их бочком.
(Конёк – горбунок) (Бычок – смоляной бочок)
Сладких яблок аромат Эта скатерть знаменита
Заманил ту птицу в сад. Тем, что кормит всех досыта,
Перья светятся огнём, Что сама собой она
И светло в ночи, как днём. Вкусных кушаний полна.
(Жар – птица) (Скатерть – самобранка)
6 задание
Сказочные герои растеряли свои принадлежности. Мы их нашли. Раздайте потерянное сказочным героям. (Нужно назвать героя, которому принадлежит тот или иной предмет).
а) Золотой ключик (Буратино);
б) Хрустальные туфельки (Золушка);
в) Ступа и метла (Баба Яга).
Подведение итогов: Вручение приза.
Тема: Пересказ рассказа М.М.Пришвина «Золотой луг»
Образовательные задачи: довести до детей содержание и художественную форму рассказа; закрепить понимание специфики жанра рассказа; учить пересказывать от третьего лица; учить подбирать определение и сравнения; упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе; развитие слуховой памяти.
Воспитательные задачи: воспитать бережное отношение к природе, воспитывать культуру речевого общения; Воспитывать умение детей внимательно слушать; воспитывать любовь к художественной литературе.
Словарные задачи: активизация словаря; обогащение словаря – промысел, пяту, фукну.
Предварительная работа: чтение рассказа М.М.Пришвина «Золотой луг».
Материалы и оборудование: портрет М.М.Пришвина; картина с изображением луга; картина с изображением одуванчика.
Ход занятия.
Части | Содержание работы | Методы и приемы |
I Вводная | -Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с рассказом «Золотой луг» М.М.Пришвина. -М.Пришвин родился в бедной семье. Его отец рано умер и вся забота о хозяйстве и воспитании детей легла на мать. Маму свою Михаил Михайлович очень любил и эту любовь сохранил до самой своей смерти. Пришвин много пишет о природе, о ее красоте. Он написал такие рассказы: «Ребята и утята», «Лесной доктор», «Гаечки». | Обращение, рассматривание портрета, показ книг. |
II Основная | -Весна красна цветами, а очень пирогами. Почему так говорят? (весной все цветет, осенью собирают урожай). Молодец , Даша. -Сейчас я вам прочитаю рассказ писателя М.Пришвина «Золотой луг». -Что я вам прочитала? (рассказ) -Почему вы думаете, что это рассказ? (в нем нет волшебства, там все как в жизни). Умница, Никита. -О чем этот рассказ? ( о природе, о золотом луге). -С чем Пришвин сравнивал одуванчик? (с ладошкой человека) -Ребята, а как вы поняли слово «фукнуть»? (это значит подуть на белый одуванчик, и он разлетится). Умница, Никита. -А как вы поняли слово промысел? (Ребята пошли на рыбалку, идут по своему интересу – значит промысел) -А слово «в пяту»? (значит позади, за мальчиками). Молодец, Таня. -Ребята, прочитаю вам рассказ еще раз, будьте внимательны и постарайтесь его запомнить. -Автор сказал про луг-золотой. А еще какой может быть луг? (разноцветный, веселый, красивый) -А сейчас придумайте определение к слову «одуванчик». Какой он? (желтый, белый , пушистый, серебристый, легкий) -С чем вы можете сравнить одуванчик? (парашютик, снежок, пушинка, солнышко) Молодцы. -Автор сказал: «Одуванчик – загадочный цветок!» А вы с ним согласны? (Одуванчик – загадочный цветок, потому что в пору цветения и созревания семян он разный, и сложно догадаться, что это один и тот же цветок) -А почему этот цветок стал одним из самых интересных для героя – рассказчика? Об этом герой говорит в последнем предложении: «С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вставали с нами». -Рассказ М.Пришвина написан от лица мальчика или взрослого человека? (от лица мальчика) –Умница, Таня. -Можно ли мальчика назвать наблюдательным человеком, любящим природу? (мальчик наблюдательный, потому что, когда он утром ходил на рыбалку, он заметил, что луг зеленый, а возвращался, луг был золотой).И ему удалось раскрыть секрет этих цветов. -А кто хочет пересказать рассказ «Золотой луг». Заслушиваем пересказ трех детей. Молодцы. | Обращение к детям, вопрос Оценка Художественное слово Вопрос Оценка Вопрос, оценка Объяснение слов воспитателем, оценка Художественное слово Вопросы Привлечение у художественному языку Оценка Беседка по содержанию, высказывания детей Обращение, привлечение к художественному языку, оценка |
III Заключительная | -Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Вам понравился рассказ? (Да) -Давайте послушаем еще раз пересказ рассказа Антоном, умница, Антон. -Попросите родителей почитать вам и другие рассказы М.Пришвина. -А на занятии по ИЗО деятельности мы с вами нарисуем красивые одуванчики. | Обращение, оценка вопроса Приобщение к художественному языку, оценка |
Родительское собрание для подготовительной группы
Тема: «Воспитание у ребёнка интереса к чтению»
Цели:
- позволить родителям лучше узнать читательский интересы их детей;
- дать советы родителям, как воспитать у детей интерес к чтению;
- познакомить родителей с правилами, как воспитать у детей интерес к чтению.
Предварительная работа:
Оформить выставки:
- детских книг, рекомендуемых программами дошкольного образования;
- иллюстрации известных художников к литературным произведениям (В. Васнецова, В. Чижикова, В. Сутеева, Е. Рачева и др.).
На столе разложить предметы, которые встречаются в произведениях для детей.
Приготовить флажки и фишки для викторины.
Повестка собрания:
1. Выступление воспитателя: «Воспитание у ребёнка интереса к чтению».( см. презентацию)
2. Выставка детских книг, значение их в жизни ребёнка.
3. Литературная викторина.
Ход собрания:
(Воспитатель в роли экскурсовода предлагает родителям пройтись по группе. Показывает, что нового появилось в группе, рассказывает, что будет сделано. Отвечает на вопросы родителей. После этого родители садятся за столы.)
Добрый вечер, уважаемые гости! Сегодня мы приветствуем вас в нашей группе на родительской встрече на тему: «Воспитание у ребёнка интереса к чтению». Узнаем о значении книг в воспитании и обучении детей.
Затем познакомим вас с выставкой детских книг, рекомендуемых программами дошкольного образования.
Закончим нашу встречу литературной викториной.
- Выступление воспитателя. (см. презентацию)
Вопросы родителям:
- Читаете ли вы детям по их просьбе?
- Обсуждаете ли вы прочитанное?
- Обыгрываете ли вы сюжет прочитанной сказки?
- Есть ли у вашего ребёнка книжный уголок?
- Следите ли за тем, как ребёнок обращается с книгой?
- Есть ли выбор, вы почитаете ребёнку или предложите посмотреть мультфильмы?
Книга закладывает основу будущего мировоззрения ребёнка, и от того, какими будут его первые книги, зависит многое в его жизни. В чудесном мире книг, у дошкольника появляются друзья и враги, нравственное начало, он учится отличать лучшее от худшего, верное от неверного, рождаются мечты, на основе этого складываются взгляды и облик крохотного ещё человека. Поэтому мы, взрослые – педагоги и родители – должны помочь воспитать любовь и интерес к книге, потребность в чтении.
Как бы жили мы без книг
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых новостей?..
С. Михалков
2. Выставка детских книг, рекомендуемых программой дошкольного образования и иллюстрации известных художников к литературным произведениям (В. Васнецова, В. Чижикова, В. Сутеева, Е. Рачева и др.).
(Воспитатель обращает внимание родителей на выставку книг для детей и иллюстрации известных художников к литературным произведениям.)
Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
- Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! –
Все ребята говорят.
З. Бычков.
Обратите внимание на эту выставку. Здесь книги, рекомендованные нашей программой воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Вы конечно же при всей занятости читаете детям дома книги.
Вопросы родителям:
- А задумывались ли вы над тем, что и как вы читаете?
- Как вы выбираете книгу для чтения?
- Обращаете ли вы внимание своего ребёнка на иллюстрации в книгах для детей?
- Беседуете ли вы с детьми, рассматривая эти иллюстрации?
- Литературная викторина.
Тема: "Мама, папа, я — читающая семья"
Вступительное слово: Именно в семье происходит воспитание личности ребенка. И без чтения здесь не обойтись. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.
Задачи:
- изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;
- расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению;
- развивать творческие способности;
- оказать семье информационную помощь;
- выявить самую читающую семью.
Домашнее задание оценивается в баллах, которые добавляются к оценкам, заработанным в конкурсных заданиях викторины.
При оценке домашнего задания выделяются следующие критерии:
- за эстетичность оформления книги;
- за сложность в ее изготовлении;
- за творческие идеи;
- за содержательность книги.
Конкурсные задания проводятся разными способами: использование презентаций, работа с иллюстрациями, устные и письменные ответы, творческие задания и т.д.
Викторина предполагает проведение следующих конкурсов: «Пословицы о книге и чтении», «Писатели и поэты», «Отгадай художника», «Литературная викторина», «Волшебное средство» и «Путаница», «Угадай сказку», «Творческий конкурс».
По своему усмотрению библиотекари могут выбирать для конкурсов №2, №3, №6 («Писатели и поэты», «Отгадай художника», «Угадай сказку») портреты писателей, иллюстрации художников, картинки к сказкам.
Жюри подводит итоги, каждая семья награждается грамотами и памятными подарками.
Предварительная работа: разработка положения о конкурсе «Мама, папа, я – читающая семья»: цель, задачи, форма проведения (см. Приложение 1).
Материалы: иллюстрации к литературным произведениям, фамилии художников, презентация с портретами писателей и к конкурсу «Угадай сказку», листочки с заданиями, ручки, пластилин, пластинки, стеки, доски, подарки.
Зал празднично украшен. За столиками расположились семьи – участницы викторины.
Библиотекарь: Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека, а также познакомимся с самыми читающими семьями нашей группы.
Выходит мальчик, читает стихотворение:
Когда мне книжечку читает мама,
Совсем не то, что сам себе читаю.
Хотя я буквы все прекрасно знаю,
И «Айболита» сам уже прочел.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в рубке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть я сам!
Или хожу в дозор я на границе,
Или в ракете направляюсь к Солнцу,
И космонавт бесстрашный – тоже я.
Прошу тебя, ты почитай мне, мама,
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу!
(И. Токмакова)
Библиотекарь: Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще А.М. Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили на все детские «почему».
А сейчас давайте познакомимся с нашими семьями-участницами, которые подготовили к конкурсу самодельные книжки на тему «Презентация моей читающей семьи».
Семьи представляют свою семью, какие книги они любят читать, какая у них есть домашняя библиотека и т.д.
Библиотекарь: Спасибо за ваши выступления. Я очень рада, что родители неравнодушны к вопросам чтения. А сейчас первый конкурс.
Люди придумали очень много пословиц о книге и чтении. Вспомните и назовите их как можно больше.
«Книга подобна воде – дорогу пробьет везде»
«Золото добывают из земли, а знания – из книги»,
«Книгу читаешь – на крыльях летаешь»,
«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает»,
«Испокон века книга растит человека»
«Прочел новую книгу – встретился с другом»,
«Ум без книги, как птица без крыльев»,
«Хлеб питает тело, а книга – разум» и др.
Конкурс № 2. «Писатели и поэты»
– У любой книги есть свой автор. Сейчас вам будут представлены портреты писателей и поэтов, а вам нужно будет назвать их фамилии (С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Ш. Перро, А.С. Пушкин, Н.Н. Носов, К.И. Чуковский, И.А. Крылов, Г.Х. Андерсен.)
Конкурс № 3. «Отгадай художника»
– Всем известно, что дети любят книги с яркими картинками, которые называются иллюстрации. Сейчас вам будут представлены иллюстрации разных художников и фамилии этих художников. Ваша задача – правильно подобрать иллюстрации к фамилии художника. (М. Врубель, В. Васнецов, И. Билибин, Е. Чарушин, В. Конашевич)
Конкурс № 4.Литературная викторина для детей и родителей
Вопросы для детей (родители помогают):
- Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)
- Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)
- Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит»? (Курица)
- Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Чвостом)
- Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)
- Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)
- Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)
- Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? (На берегу речки, под яблоней, в печке)
- Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда)
- Что болело у бегемотиков? (Животики)
- Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа)
- Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир)
Вопросы для родителей:
- Название какого изделия из камня стало названием сборника сказов Павла Бажова? (Малахитовая шкатулка)
- Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм)
- Какому автору принадлежат строки:
«А вы друзья, как не садитесь,
Все в музыканты не годитесь» (Крылов)
- Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь)
- В чем была сила Черномора? (В бороде)
- Какое слово в замке у Снежной королевы собирал Кай («Вечность»)
- На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет)
- В «Трех толстяках» кукла наследника Тутти умела петь? (Нет)
- Что потерял Питер Пен? (Свою тень)
- Косточкой какой ягоды Мюнхгаузен выстрелил в оленя? (Вишни)
- На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад)
- Сколько щелчков проиграл поп в сказке Пушкина? (Три)
Конкурс № 5. «Волшебное средство» и «Путаница»
Родителям раздаются листочки с заданием написать, какое волшебное средство было у героев сказок; исправить ошибки в стихотворениях.
Волшебное средство:
- у Буратино (золотой ключик)
- у девочки Жени из сказки Катаева (цветик-семицветик)
- у Оле-Лукойе (зонтик со снами)
- у солдата из сказки Андерсена (огниво)
Путаница:
- Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Таня)
- Идет медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду» (Бычок)
- Жил старик со своею женою
У самого синего моря. (Старухой)
- Плутовка к дереву
На цыпочках подходит.
Вертит хвостом,
С лягушки глаз не сводит… (Вороны)
Конкурс № 6. «Угадай сказку»
В презентации представлены предметы, герои, по которым дети и родители должны догадаться, что это за сказка:
- Бутылочка с надписью «Выпей меня», кролик, розы, Чешырский кот, девочка – «Приключения Алисы в стране чудес»;
- Домик деревянный, лиса, заяц, петух с косой – «Заюшкина избушка»;
- Стая уток, облака, лягушка, прутик – «Лягушка путешественница»;
- Надпись «Посторонним «В»», пчела, воздушный шарик, поросенок, горшочек с медом, дуб – «Винни-Пух и все-всве-все…»
- Цветок в горшке, ласточка, принц-эльф, мышь, жаба – «Дюймовочка»;
- Землянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто, золотая рыбка, старуха-царица – «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».
Заключительный конкурс «Творческий»
Библиотекарь: Молодцы, вы показали хорошие знания детских литературных произведений. А в заключение нашей встречи предлагаю творческое задание: на столах лежат пластинки и пластилин, ваша задача: вылепить на пластинке вашего любимого литературного героя. Успехов в работе!
В конце конкурса жюри подводит итоги, каждая семья получает небольшой памятный подарок.
Литература:
- г. «Дошкольное образование» № 9/2007, с. 17–18
- г. «Начальная школа» № 18/2001, с. 16
- Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе. 1–2 классы: В 2 ч. Ч. 2 . – М.: Дрофа, 1997., 128 с.
- Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1 класс. – М.: Дрофа, 2002., 112 с.
- Пушкин А.С. Сказки. – М.: Детская литература, 1983., 136 с.
- Утренники в начальной школе. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002., 240 с.
- Хрестоматия для дошкольников /Сост. Лунин В.В. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2005., 144 с.
- Чарушин Е.И. Тюпа, Томка и Сорока. – М.: РОСМЭН, 1996., 64 с.
- Чарушин Е.И. Волчишко. – М.: Детская литература, 1988., 16 с.
Приложение 1
о конкурсе «Мама, папа, я – читающая семья»
Актуальность: Именно в семье происходит воспитание личности ребенка. И без чтения здесь не обойтись. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.
Цель: способствовать возрождению традиции семейного чтения: организация семейного общения и совместного досуга детей и родителей, их информационное просвещение.
Задачи:
- изучение читательской ситуации в семьях, круга детского чтения
- расширение социального партнерства в работе по развитию детей,
привлечение детей и родителей к чтению
- развитие творческих способностей
- оказание семье информационной помощи
- выявление самой читающей семьи.
Конкурс проводится в виде литературной викторины. Также семьям необходимо подготовить домашнее задание, которое они представят на конкурсе.
Домашнее задание
Необходимо создать самодельную книжку с тематикой «Презентация своей читающей семьи».
Содержание книги должно отражать:
- краткую информационную справку о семье
- описание своей домашней библиотеки (взрослой и детской), ее фотография
- перечень книг, которые любят читать в вашей семье
- интересные фотографии членов семьи за чтением.
Дополнительно в книге могут быть представлены:
- рисунки детей к любимым литературным произведениям;
- стихи, сказки, рассказы детей и взрослых собственного сочинения.
Критерии оценок:
- за эстетичность оформления книги,
- за сложность в ее изготовлении (из чего и как сделана книга),
- за творческие идеи
- за содержательность книги
Подведение итогов, решение родительского собрания:
Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставить себе цель – читать с ребёнком каждый день, обсуждать прочитанное. Найти время и возможности для семейного чтения. Выписать и читать с детьми детский журналы. Оказать детям помощь в оформлении читательских тетрадей. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные, понравившиеся мысли из прочитанного.
Желаем Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание будущего читателя средствами художественной выразительности в раннем и младшем дошкольном возрасте"
Воспитание будущего читателя - одна из актуальных проблем современной педагогики. Данная статья обобщает наш опыт по формированию у детей интереса к художественной литературе через средства художестве...
"Воспитание будущего читателя"
Материал для оформления родительского уголка и для консультаций с родителями. Приобщение детей к художественной литературе....
Воспитание будущего Читателя
Книга прочитанная в детстве оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте. Не сопереживающие в детстве могут остаться равнодушными к проблемам Века - этическим,экологическим,н...
Воспитание будущего читателя
В презентации для педагогов обобщён опыт по данной теме...
Воспитание будущего читателя в процессе ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста
курсовая работа...
Памятка для родителей "Воспитание будущего читателя"
Содержит краткую информацию необходимости чтения детской книги, как правильно подобрать книгу и какие иллюстрации....
Воспитание будущего Читателя
Литературное развитие, создание основы для формирования специальных литературных способностей с учетом психических особенностей детей дошкольного возраста....