«Размышляя о настоящем и мечтая о будущем…»
статья по художественной литературе (младшая группа)
Статья о роли поэтических произвдений в развитии детей раннего и младшего дошколшьного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Размышляя о настоящем и мечтая о будущем…»
Статья о роли поэтических произведений в развитии детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Всё связать воедино - судьбы ремесло,
Всё что будет, что есть, что давно уж прошло.
Что узнаешь сегодня - для завтра задел.
Ждёт тебя впереди ещё множество дел.
Слово вымолвил грубое – жди ты завтра ответ…
«Нужно делать добро!»- главный в жизни завет.
Знакомство ребёнка со стихотворными произведениями начинается ещё в младенчестве: с первыми колыбельными, пестушками и потешками, которые рассказывает ему мать. Так называемая «материнская поэзия» оказывает разностороннее, но неизменно благотворное влияние на развитие ребёнка раннего возраста. Если мать поёт ему колыбельные, использует в общении с младенцем небольшие стихотворные тексты, у него раньше развивается музыкальный слух и появляется речь.
Возьмём в качестве примера хорошо известную всем русскую народную колыбельную:
«А баю- баю- баю,
Не ложися на краю:
Придёт серенький волчок,
Тебя схватит за бочок…»
Описанная в ней «страшная» история способна напугать любого малыша. Но исполненная с любовью и нежностью, эта колыбельная способствует созданию между ребёнком и матерью тесной духовной связи, а у малыша-чувства защищенности. Первые небольшие стихотворения, как и эта колыбельная, привлекают маленького человека своей напевностью, музыкальностью и чётким ритмом.
С достижением ребёнком 1-2 летнего возраста стихотворный мир вокруг него расширяется. Русские народные песни, потешки и заклички, загадки и небылицы- все эти произведения «материнского фольклора» дают ребёнку представление о настоящем, об окружающем его вещественном и нематериальном мире. Ребёнок получает первые сведенья о животных и растениях, о предметах и явлениях природы, о смене времён года и т.д. Короткие стихи учат его соблюдать режим дня и правила личной гигиены. С раннего детства малыш узнаёт, что по утрам всех разбудит «петушок- золотой гребешок», что «на печи калачи как огонь горячи», а «кисонька- мурысонька», съевшая всё одна, поступает плохо.
«Пчёлы гудят - в поле летят,
С поля идут - медок несут».
Эта небольшая по своему размеру потешка формирует у ребёнка простейшее представление о процессе изготовления пчёлами мёда.
Со вступлением ребёнка на «ступень» дошкольного образования сфера интересов его значительно расширяется. Младший дошкольник стремиться к самопознанию, к определению своего места среди сверстников. Его продолжают привлекать произведения стихотворного жанра. Дети не только воспринимают ритмичность и музыкальность стихотворения, но и начинают понимать его смысловое содержание.
Наряду с произведениями русского и зарубежного фольклора воспитанники 3-4 летнего возраста знакомятся в детском саду с произведениями поэтов со всего мира: А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского, Н. Заболоцкого, Е. Виеру, А. Милна, В. Приходько, Э. Мошковской и многих других.
В «Программе дошкольного образования» выделяется целая группа стихотворений для заучивания наизусть, как в младшем возрасте («Как у нашего кота», В. Берестов «Петушки», А. Барто «Мишка» и др.), так и для средней группы (А. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч…», З. Александровна «Ёлочка», В. Орлов «С базара» и др.). Младшие дошкольники начинают запоминать текст при его повторном многократном прочтении воспитателем. Это способствует значительному развитию их памяти, так как необходимой для успешного освоения в будущем ими школьной программы.
Поэтические произведения для детей могут быть как вполне серьёзными, «взрослыми» («В крестьянской семье» С. Дрожжина, «Не ветер бушует над бором…» Н. Некрасова), так и носить легкий юмористический характер («Багаж» С. Маршака, «Дом гнома, гном - дома» Ю. Мориц). Однако все они не только развлекают ребёнка, но и могут многому его научить. Стихи продолжают знакомить детей с действительностью, помогают усваивать нормы и правила поведения в обществе, объясняют непонятные или привычные для них явления. Так, в произведении В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», изучаемого во второй младшей группе, через описанные в стихотворении ситуации ребёнок чётко усваивает понятия «добро и зло», «хорошо и плохо». И на основе собственного опыта приходит к выводу: «Буду делать хорошо, и не буду – плохо!».
В младшем дошкольном возрасте происходит близкое знакомство с поэтическими произведениями, относящимися к русской пейзажной лирике. Через сочинения А. Толстого, А. Блока, В. Жуковского, М. Лермонтова и др. ребёнок учиться понимать красоту и гармонию природы, узнаёт о разнообразии поэтических образов и богатстве русского языка. К примеру, в стихотворении «Росинка» К. Бальмонт приглашает всех взглянуть на крошечную росинку, дрожащую «на тонком листике», и разглядеть в ней множество огней:
«В росинку гляжу я
И вижу, что в ней
Играет, ликуя
Так много огней…»
Ребёнок, научившись так смотреть на мир, «с широко открытыми глазами», в будущем станет глубоко чувствующим человеком, способным по достоинству оценить красоту окружающего мира.
В средней группе детского сада внимание детей обращается не только на содержание стихотворения, но и на выразительные средства языка, использованные в нём (метафоры, эпитеты, сравнения, образные слова и выражения). Всё это должно помочь ребёнку в школе с лёгкостью освоить схему подробного анализа лирического стихотворения.
Многие поэтические произведения для младших дошкольников имеют легко распознаваемый философский подтекст. Они призывают ребёнка задуматься о любви к ближнему, о своём месте в семье и социуме, рассказывают о законах мироздания, учат мечтать… Стихотворение М. Косякова «Всё она» говорит о любви к матери, в которой заключён для ребёнка целый мир. «Песенка друзей» С. Маршака заставляет ребёнка задуматься о важности дружбы для каждого человека:
«Когда живётся дружно,
Что может лучше быть.
И ссориться не нужно,
И можно всех любить!»
В стихотворении А. Плещеева «Внучка», изучаемом в средней группе, девочка- героиня ассоциирует себя со своей бабушкой. Из данного текста ребёнок получает представления о неизбежной смене поколений:
«Значит, буду также
Бабушкой и я?»
Вместе с героиней он задаётся вполне определённым философским вопросом:
«Разве оставаться
Маленькой нельзя?..»
Таким образом, знакомство ребёнка раннего возраста с произведениями «материнской поэзии» необходимо для дальнейшего всестороннего развития его личности. Повзрослев, такие дети с большей долей вероятности сохранят фольклорное наследие своих предков и передадут его будущим поколениям. Кроме того, изучение младшими дошкольниками поэтического наследия мировой литературы является основой для их успешного обучения в школе. Через стихи дети познают окружающий их мир и учатся фантазировать. Ведь недаром говорят, что стихи создаются для того, чтобы «размышлять о настоящем и мечтать о будущем».
Автор: Астафьева Наталия Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сертификат за подготовку победителей 1 тура Всероссийского детского конкурса "Мечтай! Исследуй! Размышляй!
Сертификат...
Международный детский конкурс "Мечтай! Исследуй!Размышляй!"
Дети нашей группы с удовольствием принимают участие в разных конкурсах. Так в 2015/2016 гг приняли участие в Международном конкурсе "МИР", во 2 туре "День рождения Деда Мороза&quo...
Международный конкурс "Мечтай!Исследуй!Размышляй!"
Сертификат за участие в 1 туре "Маленькие туристы",конкурс "Мечтай!Исследуй!Размышляй!"...
Мастер-класс с родителями «От мечты к будущей профессии» в рамках Областного форума «Большая перемена»
Мастер-класс с родителями «От мечты к будущей профессии» в рамках Областного форума «Большая перемена»...
Международный детский конкурс «Мечтай!Исследуй!Размышляй!» 2018/2019 Тур «Джунгли зовут!»
Международный детский конкурс«Мечтай!Исследуй!Размышляй!»2018/2019Тур «Джунгли зовут!»...
Квест "От детской мечты - к будущей профессии"
Мероприятие для родителей и детей по профориентации...
Квест-игра для родителей "От мечты до будущей профессии"
Квест-игра для родителей в рамках форума "Большая перемена"Цель игры-квеста:Создание условий для расширения представлений родителей о профессиях.Задачи:- обогатить знания родителей о том, ка...