Сюжетная прогулка на тему: «Где-то на белом свете…»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Опубликовано 08.01.2020 - 14:21 - Левченко Татьяна Леонидовна
Предварительный просмотр:
Сюжетная прогулка на тему: «Где-то на белом свете…»
Образовательные задачи:
- закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом, использовать атрибуты;
- развивать творческое изображение, способность совместно развертывать игру, продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих;
- формировать знания детей об особенностях природных условий Крайнего Севера; своеобразии жизни народов Севера (природа, жилище, одежда);
- совершенствовать речь детей как средство общения;
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнениями товарищей по игре.
Предварительная работа:
- рассматривание детских дошкольных энциклопедий об окружающим мире по теме «животные Севера»;
- беседа по фотографиям о жителях Крайнего Севера;
- беседа о профессиях людей;
- чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик»;
- просмотр мультфильма «Умка».
Материальное оборудование:
- чум, макет оленя, сани, рыба, сделанная из бумаги, кукла в национальной одежде, обруч, костюм олененка;
- бросовый материал для мусора;
- линейка (30 см, 50 см, 1м), сантиметр, лупа, султанчики, ленточки, следы, вырезанные из бумаги или из ткани;
- фотоаппарат, блокнот, ручка, имитация диктофона;
- бинокль, карта, рюкзаки, набор туриста, атрибуты для членов корабля.
Мотивация и распределение ролей проводится в группе перед прогулкой или утром перед зарядкой.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (Ответы детей.)
Воспитатель: На чем можно путешествовать?
Ответы детей: На поезде, на машине, пешком, на самолете, на корабле.
Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня я вам предлагаю отправиться в экспедицию на Северный полюс. Но сначала давайте вспомним сказку В. Катаева «Цветик - семицветик». Одно из желаний девочки Жени было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и также быстро попросилась обратно домой.
Воспитатель: Почему? (Там было очень холодно, а еще Женя испугалась белых медведей)
Воспитатель: Но мы с вами же не боимся морозов. А отправиться я предлагаю на корабле. Вы согласны? Как мы назовем наш корабль? (ответы детей) Вас ожидают интересные встречи и решение непростых проблем и ситуаций. Знания и смекалка вам очень пригодятся. Я буду руководителем нашей экспедиции, но нам нужна команда корабля.
Дети выбирают команду, определяют ролевые действия каждого и договариваются о том, что нужно каждому для обыгрывания:
- Капитан корабля (ведет судно, дает указания другим членам команды);
- Штурман (следит за маршрутом плавания);
- Радист (выходит на связь с другими кораблями, с диспетчерской службой на берегу, отправляет сигнал или какое-то послание);
- Врач (лечит заболевших во время плавания и следит за состоянием здоровья);
- Кок (готовит еду, кормит членов команды);
- Матросы (смотрят за исправностью судна, моют, чистят палубу).
Воспитатель: Так же я предлагаю взять с собой фотокорреспондента и журналиста, чтобы они смогли подготовить репортаж о нашей экспедиции. И еще мне нужны помощники.
Ребята распределяют роли.
- Фотокорреспондент (фотографирует интересные моменты);
- Журналист (ведет запись в блокноте, берет интервью);
- Помощники (слушают указания руководителя экспедиции, проводят наблюдения – измеряют глубину снега, силу ветра и т. д.)
Воспитатель: Ребята, а кто же из вас будет жить на Севере? Нам нужны коренные жители.
Дети также распределяют роли и определяют ролевые действия:
- Хозяйка чума (готовит еду, занимается изготовлением одежды, занимается воспитанием детей);
- Хозяин (занимается охотой, рыбной ловлей, в нарты запрягает оленей и передвигается по тундре).
Можно предложить одного ребенка на роль олененка.
Воспитатель: Ребята, готовы отправится в путешествие, ну тогда в путь…
Дети собираются на прогулку. Далее ребята выходят на улицу и строятся. После этого воспитатель объявляет о первом этапе игры – плавание на корабле. Воспитатель зачитывает приказ о формировании членов экипажа корабля (ребята, которые не плывут на корабле, а играют роль коренных жителей, идут и занимают свое место).
Воспитатель: Только сильные ребята могут отправиться в экспедицию!
Только умные ребята могут отправиться в путешествие!
Только трудолюбивые могут отправиться на Север!
Только веселые и дружелюбные могут поплыть нам корабле!
Дети, проходят на корабль и занимают каждое свое место, согласно выбранной роли. Воспитатель дает ребятам самостоятельность, стараясь не вмешиваться в ее ход, он только вносит новое содержание в игру, подсказывает, решает спорные вопросы. Во время пребывания на корабле, воспитатель, как руководитель экспедиции может сообщить несколько интересных фактов.
Воспитатель: Как вы думаете, почему вся поверхность Северного полюса окрашена в белый цвет? Да, действительно Северный полюс еще называют ледяной пустыней. Давайте сравним. А из скольких этажей состоит наш детский сад? (Из трех.) И вот Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. В этих местах холодно в течение всего года: зимой и летом. Назовите мне части суток. (Утро, день, вечер, ночь.) Зимой в Арктике никогда не встаёт солнце, поэтому круглые сутки темно – это Полярная ночь. Температура воды: +3°C, ветер 7м/с; толщина снежного покрова зимой достигает почти 25 – 90 см, а толщина льда зимой - 5 м. А воздух настолько холодный и сухой, что можно услышать, как кто-то разговаривает даже за 5 км.
Во время путешествия воспитатель предлагает журналисту записывать интересные факты, брать интервью у членов экспедиции. Фотокорреспонденту снимать необычные кадры.
Воспитатель: Ну, что капитан, мы приплыли? Не замёрзли, ребята? Дети высаживаются на берег. Педагог объявляет следующий этап – исследование местности. Во время путешествия воспитатель предлагает журналисту записывать интересные факты, брать интервью у членов экспедиции.
Воспитатель: Ой, смотрите, смотрите! Чей это след? (Ответы детей.)
Воспитатель: А чем можно его измерить? (Ответы детей.) Предложить детям измерить длину и ширину следов с помощью линейки или сантиметра.
Чтение стихотворения
Им можно только восхищаться,
Он научился защищаться
От льдов и страшного безмолвья,
Жить у земного изголовья,
У центра полюса бывать,
Ещё и пищу добывать,
Под лёд полярный опускаться,
Свободно жить и размножаться.
Воспитатель: А почему не видно белых медведей, которых испугалась девочка Женя? Потому что они такие же белые как снег.
Воспитатель: Почему медведь имеет такой окрас шерсти? (Потому что вокруг белым-бело).
Воспитатель: Впадает ли он в спячку? (Ответы детей.)
Воспитатель: Медведь не впадает в спячку, потому что ему достаточно пищи круглый год.
Воспитатель: Чем же питается белый медведь? (Рыбой, тюленями, моржами.) Затем воспитатель просит своих помощников измерить силу ветра и глубину снега.
Воспитатель: Смотрите ребята, оказывается здесь кто-то живет! Детей встречают «коренные жители». Они знакомятся, рассказывают, чем занимаются. Дети рассматривают их одежду, быт. Можно предложить врачу провести осмотр. Другим - помочь почистить рыбу, поиграть с оленем, обменять рыбу на хлеб и т. д.
Воспитатель обращает внимание детей на выложенный на земле мусор.
Воспитатель: Что это (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, когда природу загрязняют, это называется экологическая катастрофа.
Воспитатель: Что нам делать, как нам быть? (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, мусор нужно собрать в пакет и выбросить. У меня есть пакеты для мусора. Кто – то из вас будет держать пакеты, а кто – то соберет мусор.
Дети собирают мусор в пакет и относят на корабль.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вы знаете, как называют людей, которые помогают природе? Их называют экологами. Вы сегодня стали юными экологами.
Воспитатель: А, теперь я предлагаю поиграть всем в очень интересную игру.
Подвижная игра «Ловля оленей»
Дети встают в круг, изображая руками оленьи рога, и говорят слова:
Оленята в тундре жили,
Головой они крутили (повороты головы в сторону)
Вот так, вот так головой они крутили
Оленята мох искали, снег копытом разгребали
Вот так, вот так снег копытом разгребали. (изображают, как ищут мох)
А потом по тундре белой
Быстро – быстро побежали. (Подскоки.)
Воспитатель: А еще у наших коренных жителей есть национальный обряд «Дерево желаний». Они приходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание. Мы тоже подойдем к дереву и произнесем желание.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться назад, иначе мы с вами можем замерзнуть. Давайте пригласим в гости «коренных» жителей. Дети отправляются на корабль.
Итог прогулки проводится в группе.
Воспитатель: Ребята, скажите, где мы с вами сегодня были? Вам понравилось путешествие? А что вам запомнилось? Я предлагаю сделать репортаж о нашей экспедиции и выпустить газету, где мы отразим наиболее интересные моменты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Где-то на белом свете" образовательная область: познавательное развитие
практико-ориентированный, групповой проект...
Конспект занятия : Аппликация сюжетная "Где-то на белом свете..."
Задачи. Инициировать поиск изобразительно-выразительных средства для создания несложного сюжета в аппликации из бумаги, поддержать творческое применение разных техник аппликации (симметричная, обрывна...
Конспект НОД в старшей логопедической группе Тема «Добрые дела живут на белом свете»
Конспект НОД в старшей логопедической группе Тема «Добрые дела живут на белом свете»Цель:1Воспитывать у детей духовно- нравственные качества: доброту, вежливость, уважение.2 Воспитывать дружески...
Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Волшебные слова живут на белом свете»
В дошкольном возрасте многие дети не умеют правильно общаться со сверстниками и взрослыми, поэтому задача воспитетеля развивать в них эти навыки....
Тема « Добрые дела живут на белом свете»
Цель: 1Воспитывать у детей духовно- нравственные качества: доброту, вежливость, уважение.2 Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.3Учить дет...
Конспект сюжетной прогулки на тему "Послушный ветерок"
Технологическая карта прогулкиТема: « Послушный ветерок»Цель: Продолжать знакомить детей с природным явлением – ветер. Учить давать характеристику ветра.Дата проведения:20 марта 2019...
Конспект по аппликации на тему: "Где-то на белом свете"
Конспект организованной образовательной деятельности в области "Художественно-эстетического развития" (аппликация) на тему: "Где-то на белом свете..." по книге И.А. Лыковой "И...