Kонспект занятия «Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
В этом занятие я хотела дать детям представление о личности писателя и его книгах вызвать интерес к его творчеству. Воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения, научить понимать литературный жанр. И хотелось бы донести до детей как нужно обращаться с книгой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_biografiey_i_tvorchestvom_korneya_ivanovicha_chukovskogo.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Kонспект занятия «Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского»
ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:
1. Дать детям представление о личности писателя и его книгах.
2. Вызвать интерес к личности писателя и его книгам.
3. Учить по действиям героя определять мотивы его поступков.
4. Воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения.
5. Довести до сознания детей замысел автора.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Чтение произведений К. И. Чуковского.
«Федорино горе».
«Телефон».
«Тараканище».
«Муха Цокотуха»
«Айболит».
«Мойдодыр».
РАССМАТРИВАНИЕ ЦВЕТНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ.
МАТЕРИАЛ:
1. Портрет К. И. Чуковского.
2. Выставка книг в книжном уголке, цветные иллюстрации к сказкамЧуковского.
3. Мешок с предметами:
- телефон;
- воздушный шарик;
- мыло;
- блюдце;
- колоша;
- термометр (игрушечный)
Ход ЗАНЯТИЯ.
(В книжном уголке сделать выставку книг К. И. Чуковского, его портрет). Обратить внимание детей на выставку. Дети стоят полукругом около воспитателя.
- Ребята, сложите ладони вместе перед собой и представьте, что у вас в руках новая, неизвестная вам книга. Откройте её (раскрывают ладони, рассмотрите картинки в ней, а я попытаюсь догадаться по вашей мимике лица понравилась вам книга или нет.
Дети «Перелистывают странички"(раскрывают и закрывают ладони)книги, воспитатель, обращая внимание на выражение лица, делает выводы: кого из детей заинтересовала книга, а кого нет.
- Каждому из нас нравятся книги, которые рассказывают нам об их содержании по картинкам. Иллюстрации помогают нам лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они находятся. Это художники- иллюстраторы.
- А как называют людей, которые пишут для нас стихи, сказки, рассказы и многое другое (ответы детей)
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Ребята! Сейчас я вам расскажу об известном детском писателе, большом друге детей – о Корнее Ивановиче Чуковском.
Родился он в Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его прошло в городе Одесса. Детским писателем он стал не сразу. В то время писали для детей многие писатели, но их книги были не интересными и скучными. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А было это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил».
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнею сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович:
«Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал:
Надо, надо умываться по утрам и вечерам
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет «МОЙДОДЫР»
Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами были вещи.
- Вспомните произведение К. И. Чуковского, где действующие лица являются вещи? Ответы детей: («ФЕДОРИНО ГОРЕ»)
- Послушайте, как интересно Корней Иванович рассказывает о«живых» вещах в своей сказке «Федорино горе».
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла,
Топоры – то, топоры
Так и сыплются с горы
Испугалася коза,
Растопырила глаза
Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!
- Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют ещё читать, и для ребят – школьников, для подростков, и взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки.
Чуковский очень любил ребят, он всегда был внимателен и добр с ними, но беспощаден к грязнулям и неряхам, он смеётся вместе со своими читателями над такими ребятами в сказке.
А может вы знаете, в какой сказке? Ответы детей: «МОЙДОДЫР»
- Послушайте, я вам зачитаю строки из сказки, кто знает помогайте мне:
«Ах ты гадкий, ах ты грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки,
Убежали от тебя».
- А еще у Чуковского есть сказка, в которой главного героя любят все дети и звери, который не боится ни каких трудностей ради спасения зверей, он добрый, отзывчивый.
- Догадались, о каком герое я говорю?
- Как эта сказка называется? Ответы детей: «АЙБОЛИТ»
Воспитатель просит зачитать наизусть строки из сказки «Айболит».
(Дети зачитывают по памяти отрывки)
Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица…
Вспомните ребята на какой птице полетел «Айболит»? Авы хотите полетать как герой этой сказки?
Физминутка «Мы отважные пилоты».
Мы отважные пилоты. (Руки в стороны с наклонами) Водим в небе самолеты. (Имитация) Над родной землей летаем, (Вращение туловище) Обгоняя птичьи стаи. (Махи руками) Хоть взлетаем высоко – (Прыжки на месте) Приземляемся легко! (Посадка
Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием, и где бы он не находился: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у врача, чтоб не тратить попусту время он сочинял для детей загадки, сказки.
- Воспитатель предлагает прочитать стихи автора по памяти (Кто какие знает)
(Дети читают стихи Чуковского).
- Нет среди нас К. И. Чуковского. Но книги его живут, и будут жить долго, если с ними уметь обращаться.
А вы знаете. как правильно обращаться с книгой? (Ответы детей.)
Итак, давайте более подробно остановимся на том, чего боится книга.
Во – первых, книга боится дождя и снега. Почему?
(Предположения детей.)
Правильно. У намокшей книги коробятся страницы, разбухает и отклеивается переплёт.
Что же делать, если на улице дождь и снег, а вам нужно нести книгу ? (Ответы детей.)
Конечно. Вы будете хорошими читателями, если положите книгу в непромокаемую сумку.
Ещё книга боится грязи. Особенно не любит читателей с грязными руками. Они оставляют на страницах пятна, которые потом трудно отчистить. Особенно трудно ликвидировать жирные пятна. А они чаще всего появляются. Если книгу кладут рядом с тарелкой. Пожалуйста, не читайте и не рассматривайте книгу во время обеда! Наконец, книга боится всего того, из – за чего книга может рассыпаться на кусочки. А из – за чего книги рассыпаются? Знаете?(Ответы детей.)
Да, совсем не сложно привести книгу к столь печальному концу. Она начинает рассыпаться, если её кладут раскрытым переплётом вверх и если вместо закладок оставляют в ней линейки, карандаши и прочие толстые предметы.
Вы можете её читать, рассматривать картинки, но, если вам захочется что – то нарисовать или записать, сделайте это в специальной тетради или альбоме.
Не разбрасывайте книги – они ведь могут потеряться даже в маленькой комнате. Лучше заранее определить книгам «место временного проживания» - на столе или на книжной полке.
- Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть.
ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ «Потерянные вещи».
- У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может найти их владельцев? Вы должны назвать, кому принадлежит эта вещь:
а) телефон - У меня зазвонил телефон. «Телефон»
б) воздушный шарик - Ехали медведи на велосипеде. «Тараканище»
в) мыло - Вот и мыло подскочило. «Мойдодыр»
г) блюдце - А за ними блюдца. «Федорино горе»
д) калоша - Пришлите мне дюжину новых калош. «Телефон»
е) термометр - И ставит им градусники. «Айболит»
ж) мочалка – А мочалка как оса… «Мойдодыр»
з) чайник - («Федорино горе»)
Ну что ребята, мы с вами познакомились с творчеством К. И.Чуковского, спасибо вам вы молодцы. Орел из сказки «Айболит»передал вам раскраски по сказкам К. И. Чуковского (воспитатель раздает раскраски по сказкам).
Речевые игры.
“Все наоборот”
Цель: уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением
Больные – здоровые (зверята)
Злой – добрый (Бармалей)
Грустная – Веселая (Федора)
Грязный – чистый (мальчик)
Темно – светло (краденное солнце)
Высокий – низкий (жираф, бегемот)
3. “Что делает?”
Цель: подобрать к предметам и героям сказок слова-действия
Подушка – ускакала
Простыня – улетела
Брюки – сбежали
Стол – ушел
Умывальник – выбегает
Муха – пошла на базар и т.д.
. “Узнай героя”
Цели:
- находить по словам-определениям героя;
- самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения к характеристике героев:
Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.
Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.
Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.
Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.
Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.
Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.
Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова .
Конспект занятия по развитию речи " Знакомство с творчеством И.А, Крылова" в подготовительной группе....
Досуговое мероприятие, посвященное творчеству Корнея Ивановича Чуковского «Страна сказок и стихов Корнея Ивановича Чуковского»
Образовательные задачи:· Продолжать воспитывать любовь и интерес детей к художественной литературе;· Закрепить и сис...
«Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского»
Цель: познакомить воспитанников с творчеством К. И. Чуковского.Задачи:- Дать детям представление о личности писателя и его книгах.- Формировать интерес к личности писателя и его кн...
КОНСПЕКТ ПО ОТКРЫТОМУ ЗАНЯТИЮ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК КОРНЕЯ ИВАНОВИЧА ЧУКОВСКОГО"
Конспект был подготовлен для открытого занятия с целью обобщить знания детей о писателе К.И. Чуковском и его творчестве....
Презентация.Викторина «Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского».
Цель: познакомить воспитанников с творчеством К. И. Чуковского.Задачи:- Дать детям представление о личности писателя и его книгах.- Формировать интерес к личности писателя и его кн...
Творческий фестиваль к 140-летию со дня рождения детского писателя Корнея Ивановича Чуковского
У детского писателя Корнея Ивановича Чуковского (Николая Васильевича Корнейчукова) в этом году - юбилей, 140 лет со дня рождения. К.И. Чуковский обладал природным обаянием и артистизмом. Однако судьбу...
«Знакомство детей с творчеством детского писателя Корнея Ивановича Чуковского».
Произведения К. И.Чуковского имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к. они расширяют кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают...