Kонспект занятия «Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Суцкая Татьяна Юрьевна

В этом занятие я хотела дать детям представление о личности писателя и его книгах вызвать интерес к его творчеству. Воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения, научить понимать литературный жанр. И хотелось бы донести до детей как нужно обращаться с книгой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Kонспект занятия «Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского»

ПРОГРАМНЫЕ ЗАДАЧИ:

1. Дать детям представление о личности писателя и его книгах.

2. Вызвать интерес к личности писателя и его книгам.

3. Учить по действиям героя определять мотивы его поступков.

4. Воспитывать умение анализировать поступки литературных героев и оценивать их, аргументируя свои суждения.

5. Довести до сознания детей замысел автора.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Чтение произведений К. И. Чуковского.

«Федорино горе».

«Телефон».

«Тараканище».

«Муха Цокотуха»

«Айболит».

«Мойдодыр».

РАССМАТРИВАНИЕ ЦВЕТНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ.

МАТЕРИАЛ:

1. Портрет К. И. Чуковского.

2. Выставка книг в книжном уголке, цветные иллюстрации к сказкамЧуковского.

3. Мешок с предметами:

- телефон;

- воздушный шарик;

- мыло;

- блюдце;

- колоша;

- термометр (игрушечный)

Ход ЗАНЯТИЯ.

(В книжном уголке сделать выставку книг К. И. Чуковского, его портрет). Обратить внимание детей на выставку. Дети стоят полукругом около воспитателя.

- Ребята, сложите ладони вместе перед собой и представьте, что у вас в руках новая, неизвестная вам книга. Откройте её (раскрывают ладони, рассмотрите картинки в ней, а я попытаюсь догадаться по вашей мимике лица понравилась вам книга или нет.

Дети «Перелистывают странички"(раскрывают и закрывают ладони)книги, воспитатель, обращая внимание на выражение лица, делает выводы: кого из детей заинтересовала книга, а кого нет.

- Каждому из нас нравятся книги, которые рассказывают нам об их содержании по картинкам. Иллюстрации помогают нам лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой они находятся. Это художники- иллюстраторы.

- А как называют людей, которые пишут для нас стихи, сказки, рассказы и многое другое (ответы детей)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Ребята! Сейчас я вам расскажу об известном детском писателе, большом друге детей – о Корнее Ивановиче Чуковском.

Родился он в Петербурге, 31 марта 1882 года, детство его прошло в городе Одесса. Детским писателем он стал не сразу. В то время писали для детей многие писатели, но их книги были не интересными и скучными. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А было это так.

Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку«Жил да был крокодил, он по улицам ходил».

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнею сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович:

«Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал:

Надо, надо умываться по утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет «МОЙДОДЫР»

Героями своих произведений он сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами были вещи.

- Вспомните произведение К. И. Чуковского, где действующие лица являются вещи? Ответы детей: («ФЕДОРИНО ГОРЕ»)

- Послушайте, как интересно Корней Иванович рассказывает о«живых» вещах в своей сказке «Федорино горе».

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла,

Топоры – то, топоры

Так и сыплются с горы

Испугалася коза,

Растопырила глаза

Что такое? Почему?

Ничего я не пойму!

Корней Иванович писал и для маленьких детей, которые не умеют ещё читать, и для ребят – школьников, для подростков, и взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки.

Чуковский очень любил ребят, он всегда был внимателен и добр с ними, но беспощаден к грязнулям и неряхам, он смеётся вместе со своими читателями над такими ребятами в сказке.

А может вы знаете, в какой сказке? Ответы детей«МОЙДОДЫР»

- Послушайте, я вам зачитаю строки из сказки, кто знает помогайте мне:

«Ах ты гадкий, ах ты грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки,

Убежали от тебя».

- А еще у Чуковского есть сказка, в которой главного героя любят все дети и звери, который не боится ни каких трудностей ради спасения зверей, он добрый, отзывчивый.

- Догадались, о каком герое я говорю?

- Как эта сказка называется? Ответы детей«АЙБОЛИТ»

Воспитатель просит зачитать наизусть строки из сказки «Айболит».

(Дети зачитывают по памяти отрывки)

Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

И корова и волчица…

Вспомните ребята на какой птице полетел «Айболит»? Авы хотите полетать как герой этой сказки?

Физминутка «Мы отважные пилоты».

Мы отважные пилоты. (Руки в стороны с наклонами) Водим в небе самолеты. (Имитация) Над родной землей летаем, (Вращение туловище) Обгоняя птичьи стаи. (Махи руками) Хоть взлетаем высоко – (Прыжки на месте) Приземляемся легко! (Посадка

Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием, и где бы он не находился: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у врача, чтоб не тратить попусту время он сочинял для детей загадки, сказки.

- Воспитатель предлагает прочитать стихи автора по памяти (Кто какие знает)

(Дети читают стихи Чуковского).

- Нет среди нас К. И. Чуковского. Но книги его живут, и будут жить долго, если с ними уметь обращаться.

А вы знаете. как правильно обращаться с книгой? (Ответы детей.)

Итак, давайте более подробно остановимся на том, чего боится книга.

Во – первых, книга боится дождя и снега. Почему?

(Предположения детей.)

Правильно. У намокшей книги коробятся страницы, разбухает и отклеивается переплёт.

Что же делать, если на улице дождь и снег, а вам нужно нести книгу ? (Ответы детей.)

Конечно. Вы будете хорошими читателями, если положите книгу в непромокаемую сумку.

Ещё книга боится грязи. Особенно не любит читателей с грязными руками. Они оставляют на страницах пятна, которые потом трудно отчистить. Особенно трудно ликвидировать жирные пятна. А они чаще всего появляются. Если книгу кладут рядом с тарелкой. Пожалуйста, не читайте и не рассматривайте книгу во время обеда! Наконец, книга боится всего того, из – за чего книга может рассыпаться на кусочки. А из – за чего книги рассыпаются? Знаете?(Ответы детей.)

Да, совсем не сложно привести книгу к столь печальному концу. Она начинает рассыпаться, если её кладут раскрытым переплётом вверх и если вместо закладок оставляют в ней линейки, карандаши и прочие толстые предметы.

Вы можете её читать, рассматривать картинки, но, если вам захочется что – то нарисовать или записать, сделайте это в специальной тетради или альбоме.

Не разбрасывайте книги – они ведь могут потеряться даже в маленькой комнате. Лучше заранее определить книгам «место временного проживания» - на столе или на книжной полке.

- Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть.

ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ «Потерянные вещи».

- У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может найти их владельцев? Вы должны назвать, кому принадлежит эта вещь:

а) телефон - У меня зазвонил телефон. «Телефон»

б) воздушный шарик - Ехали медведи на велосипеде. «Тараканище»

в) мыло - Вот и мыло подскочило. «Мойдодыр»

г) блюдце - А за ними блюдца. «Федорино горе»

д) калоша - Пришлите мне дюжину новых калош. «Телефон»

е) термометр - И ставит им градусники. «Айболит»

ж) мочалка – А мочалка как оса… «Мойдодыр»

з) чайник - («Федорино горе»)

Ну что ребята, мы с вами познакомились с творчеством К. И.Чуковского, спасибо вам вы молодцы. Орел из сказки «Айболит»передал вам раскраски по сказкам К. И. Чуковского (воспитатель раздает раскраски по сказкам).

Речевые игры.

“Все наоборот

Цель: уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением

Больные – здоровые (зверята)

Злой – добрый (Бармалей)

Грустная – Веселая (Федора)

Грязный – чистый (мальчик)

Темно – светло (краденное солнце)

Высокий – низкий (жираф, бегемот)

3. “Что делает?”

Цель: подобрать к предметам и героям сказок слова-действия

Подушка – ускакала

Простыня – улетела

Брюки – сбежали

Стол – ушел

Умывальник – выбегает

Муха – пошла на базар и т.д.

. “Узнай героя”

Цели:

  • находить по словам-определениям героя;
  • самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения к характеристике героев:

Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.

Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.

Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.

Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.

Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.

Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.

Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Знакомство с творчеством писателя И.А. Крылова .

Конспект занятия по развитию речи " Знакомство с творчеством  И.А, Крылова" в подготовительной группе....

Досуговое мероприятие, посвященное творчеству Корнея Ивановича Чуковского «Страна сказок и стихов Корнея Ивановича Чуковского»

Образовательные задачи:·        Продолжать воспитывать любовь и интерес детей к художественной литературе;·        Закрепить и сис...

«Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского»

Цель: познакомить воспитанников с творчеством К. И. Чуковского.Задачи:- Дать детям представление о личности писателя и его книгах.- Формировать интерес к личности писателя и его кн...

КОНСПЕКТ ПО ОТКРЫТОМУ ЗАНЯТИЮ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СКАЗОК КОРНЕЯ ИВАНОВИЧА ЧУКОВСКОГО"

Конспект был подготовлен для открытого занятия с целью обобщить знания детей о писателе К.И. Чуковском и его творчестве....

Презентация.Викторина «Знакомство с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского».

Цель: познакомить воспитанников с творчеством К. И. Чуковского.Задачи:- Дать детям представление о личности писателя и его книгах.- Формировать интерес к личности писателя и его кн...

Презентация и конспект занятия по знакомству детей с творчеством Корнея Ивановича Чуковского

В рамках долгосрочного проекта "Мы читаем" дети подготовительной логопедической группы знакомятся с творчеством русских и советских писателей, поэтов, со сказками зарубежных писателей. Особо...

Творческий фестиваль к 140-летию со дня рождения детского писателя Корнея Ивановича Чуковского

У детского писателя Корнея Ивановича Чуковского (Николая Васильевича Корнейчукова) в этом году - юбилей, 140 лет со дня рождения. К.И. Чуковский обладал природным обаянием и артистизмом. Однако судьбу...