Перспективное планирование по ежедневному чтению художественной литературы в средней группе детского сада
календарно-тематическое планирование по художественной литературе (средняя группа)
Перспективное планирование по ежедневному чтению художественной литературы в средней группе детского сада составлено в соответствии с возрастом и психологическими особенностями детей и направлено на формирование интереса к литературе, художественного вкуса, развитие внимания и речи, расширение детского кругозора и воспитание нравственных качеств.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование
по ежедневному чтению художественной литературы
в средней группе №1
на 2019-2020 учебный год
Воспитатель: Боровкова И.С.
Сентябрь
1-ая неделя
Русская народная сказка «Бычок – смоляной бочок»
Учить детей внимательно слушать, следить за развитием сюжета, способствовать становлению личностного отношения к произведению, поддерживать интерес к литературе.
Стихотворение Т.Боковой «Праздник урожая»
Продолжать знакомить детей с поэзией, учить выразительно рассказывать понравившиеся строки стихотворения, отвечать на вопросы об осенних явлениях природы, представленных в содержании произведения.
Стихотворения А.Барто «Золотая осень» и М.Ивенсен «Падают, падают листья»
Учить детей понимать идею произведений, предавать в речи впечатления, эмоции, вызванные стихотворениями, поддерживать интерес к художественному слову, учить видеть красоту поэтических образов.
Русская народная сказка «Жихарка» в обр. И.Карнауховой
Учить детей внимательно слушать, понимать содержание произведения, характеризовать героев, называть мотивы их поведения, отвечать на вопросы, формировать элементарные представления о правилах безопасного поведения.
Рассказ А.Введенского «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке»
Учить детей сопоставлять фрагменты текста с иллюстрациями, пересказывать с опорой на вопросы понравившиеся фрагменты, передавать свое отношение к героям рассказа, оценивать их поступки, поддерживать интерес к чтению.
2-ая неделя
Русская народная сказка «Война грибов с ягодами» в обр. В.Даля
Учить детей внимательно слушать сказку, различать ее персонажей, с опорой на иллюстрации рассказывать понравившиеся фрагменты.
Стихотворение Ю.Тувима «Овощи»
Учить слушать и драмматизировать произведение, закреплять представления детей об овощах, воспитывать стремление к здоровому питанию, внимательное отношение к людям старшего поколения.
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Знакомить детей с произведением, учить давать оценку поступкам героев, способствовать развитию речи, внимания.
Стихотворение А.Толстого «Осень»
Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять содержание в целом и отдельно – трудных фраз и слов, уточнить и обобщить знания детей об осени, пробудить у детей чувство любви к родной природе, восхищения ее красотой.
Рассказ Е.Чарушина «Лисята»
Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию произведения, давать оценку поступкам героев, выражать свое отношение к ним, воспитывать интерес к природе и художественной литературе.
3-я неделя
Сказка В.Сутеева «Под грибом»
Знакомить детей со сказкой, формировать нравственные качества доброты, отзывчивости, развивать внимание, умение отвечать на вопросы, воспитывать усидчивость.
«Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» Р.Сефа
Помочь детям понять смысл сказки, ее мораль, провести анализ поступков героев сказки,
воспитывать нравственные качества.
Стихотворение Ю.Мориц «Огромный собачий секрет»
Знакомить детей со стихотворением, продолжить формировать умение анализировать произведение, воспитывать внимательное отношение к животным.
Английская народная сказка «Три поросенка», в пер.С.Михалкова
Побуждать детей понимать сюжет сказки, выделять героев, объяснять понятиея “друг”, “дружба”, развивать умение слушать, отвечать на вопросы.
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
Формировать умение внимательно слушать сказку, побуждать детей оценивать поступки героев, соотносить название сказки с ее содержанием.
4-ая неделя
Рассказ В.Вересаева «Братишка»
Учить детей слушать, отвечать на вопросы о действиях героев произведения, давать им оценку, поддерживать интерес к чтению.
С.Михалков «Дядя Степа»
Познакомить детей с новым произведением, учить отвечать на вопросы, воспитывать интерес к творчеству С.Михалкова.
Русская народная сказка «Ворона и рак»
Знакомить детей со сказкой, вызвать эмоциональный отклик, побуждать отвечать на вопросы, развивать речь.
Английские песенки «Барабек», «Шалтай-Болтай», «Скрюченная песня»
Формировать умение детей понимать юмористический стихотворный текст, развивать внимание, слуховое восприятие, активизировать словарный запас.
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» в обр. О.Капицы
Учить детей внимательно слушать сказку, определять характеры героев сказки, главную идею, развивать связную речь, воспитывать чувство сострадания к ближнему, доброту, отзывчивость.
Октябрь
1-ая неделя
Стихотворения из цикла «Машины-силачи» О.Т.Корнеевой
Формировать умение слушать и эмоционально воспринимать поэтический текст, расширять представления детей о машинах, воспитывать активность.
Сказка В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Учить детей следить за развитием сюжета, внимательно слушать, воспитывать интерес к художественной литературе, ценностное отношение к книге.
Стихотворения О.Григорьева «Какой дождь?», А.Тараскина «Веселые дожди», И.Брукнера «Дождь»
Формировать представление о видах дождя, знакомить детей с новыми словами, описывающими дождь и его действия, учить выразительному чтению, развивать память, воображение, речь, воспитывать интерес к дождю.
Сказка Братьев Гримм «Заяц и еж»
Формировать представление о таких человеческих качествах, как находчивость, ум, хитрость, выделять из текста слова, говорящие о положительных и отрицательных поступках героев, развивать внимание, речь.
«Колыбельная песенка» В.Майкова
Познакомить детей с лирическим произведением В.Майкова, помочь определить близость к
народным песням и сказкам, развивать воображение, воспитывать интерес к художественному слову.
2-ая неделя
Стихотворение Э.Успенского «Веселая семейка»
Приучать слушать и понимать стихотворные строки, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное произведение.
«Сказка про кота рукодельника» А.Степановой
Знакомить детей с содержанием сказки, развивать память, слуховое внимание, речь, воспитывать интерес к литературе.
Сказка В.Бианки «Лис и мышонок»
Знакомить детей с произведением, формировать умение слушать, развивать память, слуховое восприятие, умение отвечать на вопросы, воспитывать усидчивость.
Стихи С.Михалкова «Три ветра», Т.Белозерова «Кладовая ветра», Н.Шемякиной «Повелитель ветров»
Знакомить детей с новыми стихотворениями, расширять представления о проиродном явлении – ветре, обратить внимание на напевность языка стихотворений, обогащать словарный запас, воспитывать любовь к художественному слову и родной природе.
Сказка В.Сутеева «Живые грибы»
Формировать умение слушать литературные произведения, понимать основной смысл, развивать внимание, умение отвечать на вопросы, воспитывать интерес к сказкам.
3-я неделя
Стихотворение В.Берестова «Про машину»
Учить слушать и понимать стихотворные строки, вызвать эмоциональный отклик на услышанное, развивать внимание, воспитывать усидчивость.
Украинская народная сказка «Колосок»
Знакомить детей с содержанием сказки, учить оценивать поступки персонажей, развивать внимание, речь, воспитывать у детей трудолюбие и уважение к труду.
Стихотворение О.Высоцкой «Холодно»
Учить детей внимательно слушать, рассказывать об услышанном, отвечать на вопросы педагога, формировать умение сопоставлять приводимое в стихотворении описание со своими наблюдениями.
Сказка Е.Агинской «Бобры-помощники»
Учить понимать содержание сказки, поддерживать речевую активность, воспитывать интерес к художественной литературе.
Сказка В.Квашина «Как море заселилось»
Знакомить детей с произведением, учить детей задавать вопросы, развивать внимание, расширять представления детей о воде и морских обитателях.
4-ая неделя
Немецкая народная песенка «Три веселых братца»
Формировать умение слушать стихотворный текст, проговаривать слова, поддерживать интерес к чтению.
Стихотворение К.Чуковского «Айболит и воробей»
Расширять представления детей о работе врача (ветеринара), формировать умение выбирать из текста янеобходимую информацию, отвечаь на вопросы педагога, рассказывать о персонажах, их действиях, поддерживать интерес к чтению.
Рассказ Л.Толстого «Спала кошка на крыше»
Учить слушать текст без наглядного сопровождения, развивать внимание, речь, воспитывать
интерес к художественной литературе.
Стихи Б.Заходер «Переплетчица», «Сапожник», З.Александрова «Мой мишка»
Воспитывать уважение к труду через ознакомление с художественными произведениями, учить слушать, отвечать на вопросы.
Русская народная сказка «Лиса-лапотница» в обр. В.Даля
Учить детей понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, ее мораль, оценивать характеры и поступки героев, развивать умение отвечать на вопросы по содержанию развернуто, обосновывая свой ответ, воспитывать стремление к добру, эмоциональную отзывчивость.
5-я неделя
Сказка Т.Крюкова «Паровозик Пых»
Знакомить детей с новой сказкой, развивать умение слушать, отвечать на вопросы, воспитывать бережное отношение к дружбе.
Потешки «Заяц Егорка», «Бежала лесочком лиса с кузовочком»
Знакомить детей с потешками, совершенствовать умение понимать вопросы, вести диалог, воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Мордовская народная сказка «Как собака друга искала»
Формировать умение проводить простейший анализ сказок, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, побуждать проводить оценку поступков героев.
Сказка Д.Биссета «Лягушка в зеркале»
Помочь детям понять смысл произведения, развивать умение слушать, внимание, поддерживать интерес к чтению.
Стихотворение Я.Райниса «Наперегонки»
Учить детей понимать авторский замысел юмористического произведения, способствовать развитию чувства юмора, воображения, создать радостное, веселое настроение.
Ноябрь
1-ая неделя
Стихотворение Ю.Морица «Дом гнома, гном – дома»
Формировать умение осмысливать сюжет литературного текста, развивать внимание, речь, воспитывать интерес к поэзии.
Рассказ М.Горького «Воробьишко»
Помочь детям правильно понять содержание произведения, создать условия для развития речи, внимания, воспитывать уважительное отношение к советам взрослых.
Фольклорные песенки о домашних животных «Ой, бычок, мой бычок», «Уж как я свою коровушку люблю», «Ходит конь по бережку»
Познакомить детей с песенками, развивать слуховое восприятие, память, речь, воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Рассказ М.Зощенко «Глупая история»
Формировать умение детей отвечать на вопросы по прочитанному, развивать способность к целостному восприятию текста, пониманию поступком героев, расширять “читательский” опыт детей.
2-ая неделя
Сказка М.Москвиной «Что случилось с крокодилом?»
Учить детей высказывать суждения о прочитанном, рассказывать о действиях героев, отвечать на вопрос, стоящий в заглавии сказки, обсудить, как крокодил заботился о птенце, развивать
связную речь, воображение.
Рассказ Я.Тайца «Кубик на кубик»
Развивать интерес к чтению и рассказыванию взрослыми художественного произведения, вызвать желание высказываться, вступать в речевое общение.
Стихотворение Я.Акима «Первый снег»
Формировать у детей представление о снеге как одном из признаков зимы, помочь запомнить и выразительно прочесть стихотворение, приобщать детей к поэзии.
Сказка В.Степанова «Домик для воробья»
Вырабатывать умение слушать, понимать основной смысл произведения, развивать эмоциональную отзывчивость, желание участвовать в беседе.
Сказка С.Маршака «Усатый-полосатый»
Развивать слуховое восприятие, эмоциональную отзывчивость, воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
3-я неделя
Стихотворение Е.Серова «Похвалили»
Учить детей понимать смысл стихотворения, совершенствовать умение слушать, связно рассказывать о своих впечатлениях, формировать навыки анализа, сравнения, сопоставления, воспитывать интерес к поэзии.
Сказка Ш.Перро «Красная шапочка»
Учить детей видеть и различать в сказках добро и зло, соотносить действия персонажей с действиями реальных людей, развивать внимание, речь, воспитывать осторожное отношение к незнакомым людям, умение сопереживать героям.
Стихотворение И.Демьянова «Три друга»
Знакомить детей со стихотворением, создать условия для развития внимания, усидчивости, активизировать словарный запас, воспитывать стремление к опрятности.
Сказка Н.Киселевой «Котенок и щенок»
Поддерживать интерес к сказкам, знакомить с элементарными правилами дорожного движения, развивать умение слушать, воспитывать послушание.
Стихотворение Н.Забила «Карандаш»
Учить детей внимательно слушать большое по объему поэтическое произведение, продолжать формировать интерес к книгам.
4-я неделя
Чтение шотландской песенки «Купите лук»
Знакомить детей с фольклором народов мира, формировать интерес к поэзии, учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Рассказ А.Седугина «Трудные пуговки»
Формировать умение внимательно слушать, высказывать свое отношение к прочитанному, воспитывать стремление к самостоятельности.
Рассказ К.Чуковского «Так и не так»
Расширять представления детей о творчестве писателя, учить слушать и отвечать на вопросы по содержанию, развивать речь, память, мышление, поддерживать интерес к чтению.
Стихотворение С.Михалкова «А что у вас?»
Познакомить детей со стихотворением, помочь понять его содержание, учить высказывать свое впечатление о прочитанном, формировать представление детей о труде взрослых, его важности и
значении, активизировать и обогатить словарь детей.
Сказка О.Емельяновой «Лучшая мама»
Помочь детям понять содержание сказки, развивать слуховое восприятие, внимание, умение отвечать на вопросы, воспитывать любовь и уважение к маме.
Декабрь
1-ая неделя
Стихотворение С.Маршака «Где обедал воробей?»
Приучать слушать и понимать стихотворные строки, развивать эмоциональное восприятие, внимание.
Сказка Г.Циферова «Когда не хватает игрушек»
Учить детей следить за развитием сюжета, понимать побуждения героев сказки, видеть последствия их действий, обсудить с детьми заключительные слова произведения, подвести к пониманию их смысла, проиллюстрировать примерами из жизни.
Стихотворение Г.Виеру «Ежик и барабан»
Приучать слушать произведение, эмоционально откликаться на него, побуждать повторять за воспитателем строки стихотворения, развивать речь, внимание.
«Зимняя сказка» С.Козлова
Формировать у детей нравственные качества доброты, заботы, внимания, учить проводить простейший анализ сказок, видеть взаимосвязь между содержанием и названием.
Сказка С.Маршак «Тихая сказка»
Учить детей внимательно слушать, следить за развитием действия, выразительно воспроизводить фрагменты сказки, регулируя громкость голоса, поддерживать интерес к чтению.
2-ая неделя
Сказка Н.Павловой «Земляничка»
Формировать умение производить простейший анализ сказок, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, воспитывать интерес к миру литературы.
Стихотворение Э.Мошковской «Жадина»
Приучать слушать и понимать стихотворные строки, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное произведение, воспитывать желание побороть чувство жадности.
Сказка Л.Петрушевской «Все непонятливые»
Помочь понять содержание и идею произведения, совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию, описывать характер и настроение героев, воспитывать интерес к художественной литературе.
Рассказ М.Зощенко «Умная птичка»
Вырабатывать у детей умение слушать, понимать основной смысл произведения, развивать эмоциональную отзывчивость, желание участвовать в беседе по прочитанному.
Стихотворение А.Усачева «Снеговик»
Познакомить детей со стихотворением, помочь запомнить его, развивать внимание, память, восприятие, пробудить эмоциональную отзывчивость детей.
3-я неделя
«Сказка о высунутом язычке» С.Прокофьевой
Вырабатывать умение слушать, понимать основной смысл произведения, развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать стремление к преодолению вредных привычек.
Русская народная сказка «Котофей Иванович»
Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки, давать описание персонажей по
иллюстрациям, рассказывать об их поступках, побуждениях, способствовать развитию интереса к народному творчеству, учить понимать урок, который дает нам сказка.
Сказка Т.Александровой «Медвежонок Бурик»
Знакомить детей с содержанием сказки, учить выделять героев, отвечать на вопросы, воспитывать интерес к авторской сказке.
Рассказ Г.Скребицкого «Белочка-хлопотунья» (отрывок)
Знакомить детей с рассказами о природе, формировать элементарные экологические представления, воспитывать желание помогать животным в зимний период.
Сказка О.Альфаро «Козлик-герой» в пер.Т.Давитьянц
Учить детей воспринимать художественный текст без наглядного сопровождения, активизировать словарь, развивать внимание, воспитывать уважение к смелым и отважным, желание быть похожими на них.
4-я неделя
Стихотворение В.Берестова «Курица с цыплятами»
Учить выразительно декламировать стихотворение, передавать разное настроение, познакомить с различными средствами выразительности речи, учить выступать в роли курицы и цыплят.
Стихотворения А.Прокофьева «Снегири», А.Барто «Синица», А.Блока «Ворона»
Учить внимательно слушать стихотворные тексты, сопоставлять свои наблюдения с содержанием литературных произведений, развивать связную речь, воспитывать эмпатию, знакомить с правилами безопасного для себя и для птиц наблюдения.
Сказка Г.Циферова «Кто кого добрее»
Познакомить детей со сказкой, довести до сознания детей замысел сказки (хорошо быть большим, но лучше быть добрым, страшным и злым быть плохо), побуждать к участию в беседе, способствовать пониманию и употреблению в речи слов, обозначающих эмоциональное состояние (хитрый, добрый и т.п.), способствовать установлению добрых отношений между детьми.
Эскимосская народная сказка «Как лисичка бычка обидела»
Формировать умение понимать главную идею произаедения, правильно оценивать поступки героев, расширять кругозор детей, дать понятие о том, что бычок – это рыба, развивать внимание, познавательную активность.
Стихотворение Ю.Мориц «Пони»
Формировать умение детей выполнять элементарный анализ произведения, развивать умение слушать, воспитывать доброту и отзывчивость по отношению к животным
Сказка В.Сутеева «Палочка-выручалочка»
Учить детей внимательно слушать, пересказывать понравившиеся эпизоды с опорой на иллюстрации, развивать речь, активность, поддерживать интерес к чтению.
Стихотворение Б.Заходера «Что красивее всего?»
Познакомить детей со стихотворением, учить называть главных героев, помочь понять, о чем произведение, расширять знания детей об окружающем мире.
Январь
2-ая неделя
Сказка Г.Остер «Гирлянда из малышей»
Знакомить детей с произведением, учить задавать вопросы, развивать внимание, речь.
Стихотворения М.Клоковой из цикла «В лесу»
Знакомить детей с произведением, создать условия для развития общих речевых навыков, воспитывать интерес к природе и художественному слову.
Э.Блайтон «Знаменитый утенок Тим»
Учить детей следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации, отвечать на вопросы по тексту, выражать эмоции от услышанного, давать оценку действий персонажей, поддерживать
интерес к чтению.
Рассказы В.Бианки «Белкина сушильня» и Г.Скребицкого, В.Чаплиной «Как белочка зимует»
Вырабатывать умение внимательно слушать, понимать основной смысл, развивать эмоциональную отзывчивость, умение отвечать на вопросы.
Сказка М.Велтхейса «Квак зимой»
Формировать умение проводить простейший анализ сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, побуждать высказывать мысли по поводу прочитанного.
Стихотворение Е.Мигунова «Зимние забавы»
Знакомить детей со стихотворением, развивать восприятие, речь, воспитывать интерес к зимним забавам.
Сказка «Как волк службу искал»
Формировать умение проводить простейший анализ сказок, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, воспитывать усидчивость.
Потешки «Лень-потягота», «Сегодня целый день»
Формировать у детей способность улавливать ритм потешки, развивать слуховое восприятие, воспитывать интерес к устному народному творчеству.
3-я неделя
Рассказ Е.Бехтерева «Капустный лист»
Учить детей следить за развитием событий, отвечать на вопросы по содержанию рассказа, способствовать формированию интереса к книгам как источнику информации, впечатлений и опыта.
Рассказ К.Ушинского «Бодливая корова»
Формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказ, описывать корову, опираясь на вопросы воспитателя, развивать связную речь, формировать нравственное отношение к миру.
«Песенка про сказку» Ю.Мориц
Знакомить детей с произведением, учить выделять отличительные черты сказки, развивать внимание, речевую активность, воспитывать чувство доброты, интерес к сказкам.
Сказка Г.Циферова «Жил на свете слоненок»
Развивать эмоционально-образное восприятие сказки, воспитывать интерес к литературе, усидчивость.
Сказка Братьев Гримм «Горшочек каши»
Учить понимать содержание произведения, правильно оценивать поступки героев, поддерживать речевую активность, интерес к художественной литературе.
4-я неделя
Стихотворение С.Маршака «Багаж»
Формировать у детей слуховое внимание, чувство юмора и побуждать понимать смысл веселых стихов.
Сказка Н.Павловой «Зимняя пирушка»
Знакомить детей со сказкой, вызвать эмоциональный отклик, побуждать отвечать на вопросы, развивать речь.
Сказка Н.Баттерворт «Однажды зимней ночью»
Знакомить детей с произведением, приучать внимательно слушать, отвечать на вопросы по содержанию, развивать усидчивость, вызвать чувство сопереживания к замерзающим животным
и птицам.
Стихи М.Яснова «Вышла чашка погулять», «Чашка заболела»
Познакомить детей со стихами, учить определять эмоциональный настрой произведений, развивать слуховое внимание, образное мышление, воспитывать любовь к художественному слову.
Сказка С.Михалкова «Заяц-обманщик»
Развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, воспитывать нравственные качества – вежливость, честность.
Февраль
1-ая неделя
Потешка «На улице три курицы»
Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, формировать интерес к нему, учить выразительно повторять строки потешки.
Рассказ Н.Соколова-Микитова «Зима вьюжная»
На примере данного рассказа показать детям, как писатели изображают зиму в художественном произведении, расширять представления детей о жизни животных в лесу в холодное время года, создать условия для развития познавательной активности, умения рассуждать, делать выводы, воспитывать любовь к природе, наблюдательность.
Стихи И.Токмаковой из цикла «Деревья»
Знакомить детей с творчеством И.Токмаковой, развивать поэтический слух, способность образного видения окружающего, воспитывать умение видеть и наслаждаться красотой родной природы, желание ее сохранить.
Сказка Е.Каргановой «Тошка»
Учить детей следить за развитием сюжета, помочь понять основнуюидею произведения, выразить свое мнение, воспитывать нравственные качества.
Рассказ Г.Снегирева «Проша»
Помочь детям понять содержание рассказа, вызвать желание высказываться, вступать в речевое общение, воспитывать интерес к художественной литературе.
2-ая неделя
Рассказ В.Бианки «Холодно в лесу, холодно!»
Учить детей на основе прочитанного рассказа составлять характеристику природных явлений зимой, совершенствовать знания о рассказе, способствовать развитию речи, расширять кругозор.
Стихотворение А.Усачева «Божья коровка»
Формировать умение детей слушать текст, выделять главное, осуществлять элементарный анализобраза персонажа, расширять представления о разнообразии насекомых.
Сказка В.Сутеева «Разные колеса»
Учить детей следить за развитием сюжета, предложить детям рассказать о своих впечатлениях, об отношении к персонажам, развивать внимание, речь, поддерживать интерес к чтению.
Кабардино-балкарская потешка «Кто сильнее всего на свете?»
Закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм, учить понимать переносное значение образных выражений, воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Рассказ Н.Сладкова «Неслух»
Предлодить детям прослушать рассказ, обсудить, почему медвежонок все время попадал в опасные ситуации, за что его ругала мама, учить понимать суть опасности определенных ситуаций, предвидеть варианты их развития, вызвать эмпатию к герою рассказа.
3-я неделя
Сказка «Коза-дереза»
Учить детей следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы о действиях персонажей, развивать эмоциональную сферу, поддерживать интерес к чтению.
Рассказ Е.Чарушина «Утка с утятами»
Учить детей внимательно слушать текст, отвечать на вопросы по содержанию, расширять представления детей о птицах.
Русская народная сказка «Маша и медведь»
Учить детей следить за развитием сюжета, сопоставлять фрагменты сказки с иллюстрациями, отвечать на вопросы по содержанию.
Стихотворение В.Берестова «О чем поют воробушки»
Помочь детям понять основную мысль стихотворения, учить выразительно декламировать его, передавать свое отношение к персонажам, обогащать опыт восприятия информации в образной и чувственной форме.
Латышская народная сказка «Лесной мишка и проказница мышка»
Учить детей следить за развитием сюжета, высказывать свое мнение о поступках героев, развивать эмоциональную сферу.
4-ая неделя
Стихотворение Ю.Мориц «Ежик резиновый»
Знакомить детей с произведением, учить делать элементарный анализ, формировать умение выражать свое отношение к прочитанному, развивать воображение, речь, мышление, прививать любовь к поэзии.
Русская народная сказка «Привередница» в обр.В.Даля
Формировать у детей умение понимать образное содержание и идею произведения, развивать эмоциональную восприимчивость, творческое воображение, воспитывать интерес к народным сказкам.
Рассказ К.Ушинского «Васька»
Учить детей внимательно слушать произведение, сопереживать героям, высказывать свое отношение к прочитанному, поддерживать интерес к чтению.
Русская народная сказка «Бычок – черный бочок, белые копытца»
Совершенствовать умение детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, прививать любовь к чтению.
Март
1-я неделя
Стихотворение Я.Акима «Мама»
Помочь детям понять смысл стихотворения, учить выразительно декламировать его, воспитывать доброе отношение и уважение к маме.
Стихотворение Л.Квитко «Бабушкины руки»
Учить внимательно слушать стихотворный текст, выполнять элементарный анализ произведения, воспитывать любовь и уважение к близкому человеку.
Сказка Е.Агинской «Хомячок и мышка»
Учить детей следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы о действиях персонажей, развивать эмоциональную сферу.
Стихотворение Г.Виеру «Мамин портрет»
Учить детей внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы о действиях главного героя, о его отношении к маме, воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
«Сказка о невоспитанном мышонке» С.Прокофьевой
Развивать эмоциональный мир детей средствами художественной литературы, воспитывать желание быть вежливыми.
2-ая неделя
Стихотворение А.Майкова «Уходи, Зима седая!»
Учить узнавать реальные признаки зимы в их поэтическом выражении, наблюдать образные слова и выражения в стихах, учить воспринимать настроение поэтического произведения, воспитывать эстетическое отношение к природе.
Рассказ Л.Воронковой «Как Аленка разбила зеркало»
Учить детей отвечать на уточняющие вопросы по ходу чтения, выражать свое отношение к героям рассказа, их поступкам, обсудить, как на месте Алены поступил бы каждый из детей, формировать осознанное отношение к собственной безопасности, обогащать социальный и коммуникативный опыт.
Сказка Г.Циферова «В медвежий час»
Учить детей различать жанры произведений, пересказывать понравившиеся эпизоды с опорой на иллюстрации, развивать внимание, речь.
Стихотворения А.Вишневской «Капель», Л.Алейниковой «Капель», Ю.Поляков «С деревьев – кап»
Знакомить детей со стихотворениями о весенней капели, воспитывать чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, сравнения, чувствовать ритм и мелодику стихотворений, воспитывать литературно-художественный вкус.
3-я неделя
Рассказ С.Вангели «Подснежники»
Учить детей следить за развитием сюжета, пресказывать отрывки произведения с опорой на вопросы воспитателя, развивать внимание, воспитывать интерес к стихам о природе.
Сказка Б.Поттер «Ухти-пухти»
Познакомить детей с литературным произведением, учить следить за развитием сюжета, высказывать свое мнение о прочитанном.
Стихотворение Э.Мошковской «Лед тронулся»
Продолжать знакомить детей с признаками весны, учить сопоставлять содержание стихотворения со своими наблюдениями, отвечать на вопросы, поддерживать интерес к чтению.
Русская народная сказка «Три калача и одна баранка»
Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, совершенствовать умение детей отвечать на вопросы к тексту связными полными предложениями, воспитывать умение слушать ответы других детей, не перебивать.
Рассказ Л.Толстого «Птица свила гнездо»
Учить детей следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы о действиях персонажей, формировать представление о книге как источнике знаний и впечатлений.
4-я неделя
Русская народная сказка «Снегурочка»
Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев, расширять кругозор детей, развивать внимание, усидчивость.
Стихотворение И.Пивоваровой «Картина ясна – пришла весна»
Продолжать знакомить детей с признаками весны, учить сопоставлять произведение со своими наблюдениями, отвечать на вопросы по содержанию, формировать интерес к чтению.
Рассказ Х.Ланглесии «Крокодиловы слезы»
Продолжать знакомить детей с зарубежной литературой, учить следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы по содержанию рассказа, развивать любознательность.
Рассказ М.Пришвина «Ребята и утята»
Учить детей слушать рассказы, сопереживать героям, способствовать становлению личностного отношения к произведению, поддерживать интерес к чтению.
Небылицы К.Чуковского «Путаница», С.Козлова «В сладком морковном лесу»
Учить детей выявлять в содержании произведений то, чего не может быть на самом деле, обогащать литературный багаж, поддерживать интерес к чтению.
Апрель
1-ая неделя
Сказка Е.Чарушина «Теремок»
Учить детей следить за развитием сюжета, характеризовать героев сказки, прививать интерес к чтению.
Рассказ В.Бианки «Подкидыш»
Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием, показать детям, что у злых поступковплохие последствия и наоборот, стимулировать интерес детей к получению новых знаний.
Стихотворение В.Инбер «Сороконожки»
Формировать у детей эмоциональную отзывчивость к восприятию поэтических произведений, учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста, воспитывать умение сопереживать героям.
Рассказ Н.Сладкова «Медведь и солнце»
Знакомить детей с художественным произведением о весне, продолжать формировать представления детей о характерных признаках весны, активизировать словарь, воспитывать интерес и любовь к природе.
Стихотворение Ю.Тувима «Чудеса»
Учить понимать юмористический стихотворный текст, побуждать отвечать на вопросы, воспитывать интерес к литературе.
2-ая неделя
Стихотворение А.Степанова «Космонавт»
Знакомить детей с произведением, помочь понять содержание, вызвать познавательный интерес к космосу, воспитывать уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.
Главы «Необычная школа» и «Тренировки» из книги В.Бороздина «Звездолетчики»
Обогащать представления детей о космонавтах, о трудностях, которые им приходится переносить в процессе подготовки к полету, вызвать интерес и уважение к людям – покорителям космоса, воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Главы «Поехали!» и «Первый в космосе» из книги В.Бороздина «Звездолетчики»
Дать детям первоначальное представление о космонавтах, о Юрии Гагарине, развивать умение правильно воспринимать содержание рассказов, активно участвовать в беседе по их содержанию, воспитывать патриотические чувства.
Рассказ А.Леонова «Я выхожу в космос»
Расширять знания детей об освоении человеком космического пространства, развивать внимание, познавательную активность, воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Рассказ К.Ушинского «Чужое яичко»
Создать условия для проявления речевой и познавательной активности, развивать внимание, активизировать словарный запас, пробудить интерес к домашним птицам.
3-я неделя
Сказка И.Чапик «Трудный день»
Учить детей следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы о том, что задумали герои сказки, что им не удается, что им необходимо для воплощения задуманного, развивать чувство юмора, поддерживать интерес к чтению.
Стихотворение С.Михалкова «Где очки?»
Расширять знания детей о творчестве С.Михалкова, создать условия для развития устной речи детей и расширения словарного запаса, развивать познавательную активность,воспитывать интерес к художественной литературе.
Рассказ Ю.Дмитриева «Синий шалашик»
Учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим содержанием, развивать внимание, умение отвечать на вопросы.
Сказка Г.Цыферова «Паровозик из Ромашкова»
Продолжать формировать умение слушать художественное произведение, следить за развитием сюжета, закреплять у детей представления о природных явлениях, значении природы в жизни человека, создать условия для развития связной, грамматически правильной речи, формировать основы экологической культуры.
Рассказ Е.Чарушина «Волчишко»
Развивать умение вести беседу по литературному произведению, подвести к пониманию основной идеи, формировать умение видеть авторское отношение к герою, воспитывать бережное отношение к природе, сочувствие к животным, попавшим в беду.
4-ая неделя
Сказка Г.Юдина «Как варить компот»
Закреплять умение детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать близко к оригиналу, воспитывать умение слушать товарища.
Чтение отрывков рассказов В.Бианки «Лесная газета»
Учить детей выделять по ходу рассказа описание характерных признаков весны, сопоставлять слова автора с собственными наблюдениями, воспитывать усидчивость.
Стихотворение З.Александровой «Салют весне»
Обогащать представления об изменениях, происходящих в природе весной, помочь детям запомнить стихотворение, учить выразительно его рассказывать, передавать радостное настроение.
Рассказ Н.Калининой «Разве так играют?»
Учить понимать содержание рассказа, вызвать желание высказываться, вступать в речевое общение, воспитывать желание играть дружно, делиться игрушками с товарищами.
Рассказ Б.Житкова «Храбрый утенок»
Формировать эмоциональное отношение к произведению, учить понимать характер героя, оценивать его поступки, воспитывать уважение к смелым, желание самому стать смелым.
5-ая неделя
Сказка А.Шевченко «Как ловили уголька»
Средствами художественной литературы закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнем, развивать внимание, речь, воспитыватьчувство осторожности, самосохранения.
Стихотворение А.Крестинского, Н.Поляковой «Заколдованная девочка»
Учить детей следить за развитием сюжета, обсудить, что изменилось в поведении главной героини, почему важно быть самостоятельными, помогать старшим, развивать умение детей,
анализируя поступки героев, делать для себя правильные выводы.
Рассказ Э.Шим «Брат и младшая сестра»
Учить детей давать характеристику героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию, высказывать свое отношение к прочитанному, воспитывать добрые взаимоотношения между братьями и сестрами в семье, желание проявлять заботу по отношению к близким родственникам.
Стихотворение Л.Зубкова «Ох и Ах»
Знакомить детей с произведением, создать условия для развития речи, внимания, умения сравнивать и делать выводы, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Май
1-ая неделя
Сказка В.Бианки «Первая охота»
Формировать эмоционально-ценностное отношение к природе через внутреннее переживание детьми взаимоотношений главных героев произведения, развивать умение выражать собственные мысли и чувства в ходе беседы по произведению, воспитывать желание охранять природу и «братьев наших меньших».
Главы из книги Л.Кассиля «Твои защитники»
Формировать представления детей о том, кто такие защитники Отечества, расширять представления об армии, развивать внимание, познавательную активность, воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам.
Стихотворение А.Усачева «День Победы»
Знакомить детей с содержанием стихотворения, учить отвечать на вопросы, активизировать эмоциональную сферу детей, воспитывать патриотизм, уважение к людям-защитникам Родины.
2-ая неделя
Рассказ Е.Пермяка «Хитрый коврик»
Создать условия для развития познавательного интереса, учить высказывать свое отношение к героям и рассказу, развивать связную речь, внимание, воспитывать интерес к природе.
Стихотворение П.Воронько «Лучше нет родного края»
Знакомить детей со стихотворением, помочь запомнить, развивать слуховое внимание, память, формировать положительное отношение к родному краю.
Русская народная сказка «Кораблик»
Учить детей эмоционально воспринимать русские народные сказки и выражать свое отношение к ее персонажам, побуждать детей к участию в игре-драматизации по сказке, развивать внимание, выразительность речи, артистические способности.
Стихотворения В.Приходько «Торт», Я.Бжехва «Муха-чистюха»
Учить видеть смешное в стихах, продолжать развивать слуховое восприятие, умение отвечать на вопросы, воспитывать усидчивость.
3-я неделя
Сказка Е.Каргиновой «Желтячок»
Формировать умение детей понимать главную идею произведения, правильно оценивать посупки героев, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное.
Стихотворение В.Орлова «Живой букварь»
Знакомить детей со стихотворением о природе, предложить самостоятельно найти в тексте места, говорящие о том, чему нас учит природа, развивать слуховое внимание, память, мышление, воспитывать желание беречь и охранять природу.
Рассказ Э.Шим «Муравейник»
Знакомить детей с произведением, расширять знания о муравьях, развивать внимание, речь, воспитывать интерес к жизни насекомых.
Стихотворение А.Крылова «Как лечили петуха»
Формировать умение сопереживать героям, совершенствовать диалогическую речь, дать детям представлениеоб элементарной медицинской помощи.
Русская народная сказка «Двое из суммы» в обр.И.Котовской
Формировать у детей умение внимательно слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения, учить кратко пересказывать понравившиеся отрывки с опорой на иллюстрации и вопросы педагога.
4-ая неделя
Стихотворение М.Садовского «Доброе сердце»
Закреплять у детей знания о правилах доброй, совестливой жизни с окружающими людьми и с природой, формировать в сознании детей понятие “доброта”, воспитывать чувство сопереживания, милосердия, стремление помогать нуждающимся в помощи.
Рассказ В.Берестова «Как найти дорожку»
Знакомить детей с содержанием сказки, помочь понять ее основную мысль, развивать творческую мыслительную деятельность, коммуникативные навыки, продолжать формировать интерес к чтению.
Сказка Э.Орса «Находчивый лягушонок»
Создать условия для развития общих речевых навыков, воспитывать интерес к природе и художественному слову.
Рассказ К.Ушинского «Четыре желания»
Учить передавать художественный текст последовательно, близко к тексту, понимать смысл произведения, развивать образное воображение, активизировать речь, воспитывать интерес к природе, уважительное отношение к ответу товарища.
Д.Самойлов «У слоненка день рождения»
Знакомить детей с произведением, продолжать развивать монологическую речь, знакомить с правилами этикета, способствовать приобретению положительного опыта поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ВИТАЛИЯ БИАНКИ: Изодеятельность и чтение художественной литературы, старшая- подготовительная группы детского сада.
В цикл включены конспекты занятий по творчеству Виталия Бианки: лепка, рисование и аппликация....
Тематического планирование по чтению художественной литературы в средней группе детского сада.
Данная публикация - методическая разработка планирования по чтению художественной литературы в средней группе детского сада. Планирование составлено на полный учебный год, с учётом ежедневного ч...
Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада
Предлагаю Вашему вниманию, составленный мною перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в страшей группе....
Перспективное планирование образовательной области «Чтение художественной литературы» в подготовительной группе
Чтение художественной литературы в подготовительной группе....
Методическая разработка «Организация образовательной деятельности по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада»
В разработке представлены цели и задачи,педагогические приёмы работы с художественными произведениями,формы работы, используемые при обучении чтению....
Конспект НОД по ФГОС чтение художественной литературы в средней группе детского сада Тема: «Путешествие в мир доброты и вежливости».
Виды детской деятельности: Игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация...
Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада
Перспективный план по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада...