Краткосрочный проект «Маршак – друг детей»
проект по художественной литературе (старшая группа)
Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_marshak.docx | 30.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения –
г. Семилуки Воронежской области
Краткосрочный проект
«Маршак – друг детей»
в старшей группе
Выполнила
воспитатель Орехова Н.А.
Проект «Маршак – друг детей»
Участники проекта: Воспитатель группы; дети старшей группы родители воспитанников.
Тип проекта:
По содержанию: познавательно - творческий.
По числу участников: групповой (дети старшей группы)
По времени проведения: краткосрочный (в течение месяца)
По характеру: в рамках ДОУ
Не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. С.Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте.
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание...
Актуальность проекта:
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Цель проекта: Познакомить детей старшей группы с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.
Задачи проекта:
- Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
- Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:
- «Багаж»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Сказка об умном мышонке»
- «Где обедал воробей?»
- «Вот какой рассеянный»
- «Радуга-дуга»
- «Ванька-встанька»
- «Круглый год»
- «Детки в клетке»
- «Мяч»
- «Веселый счет»
- загадки
- Обогатить знания детей об окружающем мире: объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…
- Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
- Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
- Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.
- Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
- Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
- Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Проект включает в себя три этапа:
- Подготовительный этап.
- Основной этап
- Заключительный этап
Значимость для всех его участников:
Дети познакомятся с биографией писателя и его произведениями. Сформируется интерес и любовь к книге, стремление общения с ней, умения слушать и понимать художественный текст и многое другое, что является фундаментом для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно - творческое мышление дошкольников.
Родители активно участвуют в подготовке материалов (в организации и оформлении выставки книг, поделок и рисунков на тему: «Произведения С.Я. Маршака».
Предполагаемый результат: в процессе реализации проекта у дошкольников будут формироваться интерес и любовь к книге, чтению. Приобретение интереса родителей к семейному чтению художественных литературных произведений.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап.
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- выбор темы и ее актуальность;
- формулировка цели и определение задач;
- подборка материала по теме Проекта,
- подбор литературы по теме, буклетов и открыток,
- подбор пословиц и поговорок о книге,
- подбор иллюстраций, фотографий, буклетов, текстов художественных произведений,
- Картотеки и подбор книг по теме «Самуил Яковлевич Маршак»
- подбор информации для родительского уголка,
- музыкальная подборка детских песен;
- подбор дидактических, сюжетных игр, физминуток;
- составление плана основного этапа Проекта;
- опрос детей.
Работа с родителями:
- Беседа с родителями о предстоящей работе над проектом.
- Объявление о начале работы проекта и его задачах.
Основной этап
- Оформление уголка: «Литературная гостиная С.Я. Маршака!»
- Знакомство с художественной литературой:
- «Багаж»,
- «Сказка о глупом мышонке»,
- «Сказка об умном мышонке»,
- «Где обедал воробей?»,
- «Вот какой рассеянный»,
- «Радуга-дуга»,
- «Ванька-встанька»,
- «Круглый год»,
- «Колечко»,
- «Детки в клетке»,
«Перчатки»,
- «Мяч»
- «Веселый счет»,
- загадки
- Беседы по ознакомлению с детскими годами Самуила Яковлевича Маршака;
- Экскурсия в библиотеку;
- Вечер загадок по произведениям С. Я. Маршака;
- Разучивание и драматизация стихотворений из произведения «Багаж», «Почта», «Мяч» «Колечко;
- Театрализованная деятельность по произведениям: «Перчатки» «Сказка о глупом мышонке»;
- Инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный»;
- Игровые ситуации по формированию представлениЙ о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год»;
- Игровые ситуации по воспитанию необходимости занятия спортом по стихотворению Рассказ о неизвестном герое»;
- Игровые ситуации и дидактические игры по воспитанию опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом;
- Игровые ситуации по воспитанию любви и уважения к своим родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»;
- Игровые ситуации по закреплению знаний о правилах дорожного движения по стихотворению «Мяч»;
- Игровые ситуации по воспитанию правил поведения и безопасности в общественных местах, например, в транспорте;
- Художественно - творческая деятельность:
- Рисование по произведению «Детки в клетке»;
- Рисование – групповая работа «Радуга»;
- Аппликация «Поезд»;
- Конструирование «Вокзал»4
- Лепка – коллективная работа «Зоопарк»;
- Слушание музыки;
- Д/и «Где обедал воробей?»;
- Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»;
- Разучивание с детьми пословиц о книге;
- Разучивание игр и эстафет;
- Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый герой»;
- Игра палочки Кюизенера – выкладываем мяч;
- Просматривание презентаций: «Самуил Яковлевич Маршак», «Произведения Маршака»;
- Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом»;
- Реставрационная совместная деятельность детей и педагога;
- Проведение итогового мероприятия: «Маршак – друг детей».
Работа с родителями:
- Изготовление поделок и рисунков к произведениям С. Я. Маршака вместе с детьми;
- Заучивание произведений С. Я. Маршака для праздника «Маршак – друг детей»;
- Домашнее чтение произведений С. Я. Маршака;
- Изготовление костюмов, атрибутов, декораций к инсценировке стихотворения «Вот какой рассеянный», «Перчатки», «Сказка о глупом мышонке».
Ответственные за выполнение: воспитатель, дети, родители
- Заключительный этап
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- Родительская встреча с участием детей в форме праздника «Маршак – друг детей»;
- Презентация проекта «Творчество С.Я. Маршака»;
- «Выставка совместных работ родителей и детей по произведениям С.Я. Маршака».
Анализ полученных результатов.
Вывод:
За время проекта дети познакомились с краткой биографией советского детского поэта С. Я. Маршака, его детскими годами, также вспомнили старые и познакомились с новыми основными произведениями поэта.
Дети разучили несколько новых понравившихся стихотворений из сборников С. Я. Маршака «Круглый год» и «Детки в клетке».
В беседе о правилах поведения на дорогах нам очень помогло стихотворение «Мяч».
А формирование элементарных математических представлений очень раскрасило использование стихов «Веселый счет».
Интересно прошла театрализованная игра «Зоопарк». Эта тема детям хорошо знакома, но благодаря стихотворениям «Детки в клетке» и «Где обедал воробей?», дети узнали новых животных, выучили стихи, а также потренировались образовывать множественное число названий детенышей в разных падежах. В заключении дети создали из пластилина свой зоопарк.
Дети закрепили умение рисовать иллюстрации к стихотворению, соблюдая цветовую гамму и последовательность, в итоге получилась книга.
Интересно прошла викторина по загадкам и произведениям С. Я. Маршака.
Организация работы по ознакомлению с творчеством писателя способствует развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Список литературы:
1. Маршак С.Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М.:
Художественная литература, 1968. - С. 5-15.
2. Владимирова Л.А. «Поэзию я полюбил очень рано…» : [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007 . - № 9. - С. 4 - 8.
3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…» : [сценарий литературного вечера о Маршаке для старшеклассников] // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 8. - С. 11 - 21.
4. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые : [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С.Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.
5. Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. - 1996. - № 9. - С. 7.
6. Олиферова Л. Наши добрые соседи :Водевиль в трёх действиях с прологом (Продолжение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 106 - 122.
7. Папулова С. Путешествие по стране Маршака : [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.
8. Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.
9. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. - М.: Детгиз, 1957. - С. 95 - 129.
10. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.
11. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.
12. Тикунова Е. «Мальчик из села Поповки» : [беседа по стихотворению С. Я. Маршака о войне] / Е. Тикунова. У войны не детское лицо // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 3.
13. Чурилова Э. Двенадцать месяцев : [пьеса по сказке С.Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 99 - 110.
14. С.Я.Маршак «Мой веселый звонкий мяч», «Планета детства» ,2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экскурсия в пожарную часть (вторая младшая группа) в рамках краткосрочного проекта "Огонь - друг, огонь - враг"
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человече...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «НАШ ДРУГ – ЗЕЛЁНЫЙ ЛУК» (для детей младшей группы)
Краткосрочный проект...
Проект «Маршак — друг детей» Проект направлен на художественно-эстетическое (нравственно- патриотическое) воспитание.
Проект «Маршак — друг детей»Проект направлен на художественно-эстетическое (нравственно- патриотическое) воспитание....
Проект "Маршак детям"
Замечательный проект по страницам любимых сказок Маршака...
Краткосрочный проект «Маршак – друг детей» в средней группе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад №113 Краткосрочный проект«Маршак – друг детей»в средней гр...
Проект " Маршак - детям"
Проект разработан к юбилейной дате поэта...
Проект «Маршака, Маршака знают все наверняка»
Групповой, творческий, краткосрочный проект, проводимый с целью познакомить детей старшего дошкольного возраста с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака....