Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста "Творчество А.С. Пушкина"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Данный материал позволяет формировать у детей интерес к художественной литературе и воспитывает любовь к сказкам А.С. Пушкина
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Творчество А.С. Пушкина».
Цель: формирование у детей интереса к художественной литературе, воспитание у детей любви к сказкам А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Познакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.
2. Познакомить детей со сказками А. С. Пушкина.
3. Формировать у детей эмоциональное восприятие сказок А. С. Пушкина.
4. Воспитывать в детях трудолюбие, скромность, терпеливость, не терпимое отношение к жадности, грубости, злу, лени (ориентируясь на персонажей сказок).
5. Воспитывать доброе отношение к сказкам, сказочным героям.
Образовательные:
1. Продолжить формировать интерес к сказкам А. С. Пушкина.
2. Закреплять представление о художественных особенностях сказок.
Развивающие задачи:
1. Развивать умения отвечать на вопросы по содержанию произведений, использовать в ответах предложения разных конструкций, подбирать слова для характеристики героев.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина, к красоте русского поэтического слова.
2. Воспитывать эстетический вкус к литературным произведениям, любовь к книге.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, иллюстрации к сказкам, мультимедийный проектор.
Предварительная работа:
Чтение сказок А. С. Пушкина.
Просмотр мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина.
Прослушивание аудио версий сказок А. С. Пушкина.
Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников к сказкам поэта.
Рисование и раскрашивание сказочных героев и сказочных сюжетов.
Ход занятия:
Организационный момент: физкультминутка «Царь Горох»
(Дети повторяют описываемые движения.)
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.
Дети присаживаются на стулья.
На экране 1 слайд
- Дорогие ребята, сегодня мы проверим ваши знания и освежим в памяти уже имеющиеся, посмотрим, умеете ли вы внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания.
- А теперь все глазки на меня и ушки навострили!
- Скажите, пожалуйста, а вы знаете, где живут книги? (ответы детей)
- Да, в библиотеке. В библиотеке очень много книг. У нас с вами в группе, конечно, не библиотека, но тоже есть много интересных и познавательных книг. Так вот, сегодня утром я рассматривала книги, которые стоят у нас в книжном уголке и заметила, что больше всего книг – это книги со сказками.
- Дети, а вы любите сказки? (ответы детей)
-Конечно, сказки любят и знают все.
- Назовите, какие сказки вы знаете? (дети называют известные им сказки)
- Молодцы!
- Ребята, а как вы думаете, кто их сочиняет? (ответы детей)
- Все верно. Писатели и поэты пишут авторские сказки. А вот сказки, которые сочиняет народ – это народные сказки. Они передавались из поколения к поколению. Бабушки рассказывали своим внукам, внуки вырастали и рассказывали эти сказки своим детям.
- Сегодня я вам предлагаю отправиться в сказочную страну, где живут сказки. Вы согласны? (ответы детей)
- Тогда в путь! Чтобы попасть в сказку, нужно сказать волшебные слова: «Раз, два, три сказка появись!». Закрываем глазки руками и все вместе произносим громко: «Раз, два, три сказка появись!».
На экране 2 слайд (дуб, кот ученый)
- Так-так, и где это мы с вами оказались? Посмотрите, какое большое дерево. Как оно называется? (ответы детей)
- Верно, дуб, но это необычный дуб. На нем цепь, кот ученый ходит по цепи кругом. Какой поэт – писатель придумал и описал именно этот сказочный дуб? (ответы детей)
На экране 3 слайд (А. С. Пушкин и Арина Родионовна)
- Посмотрите на экран, вы, конечно же, узнаете Великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина. Александр Сергеевич Пушкина родился 6 июня 1799. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и младший брат. Отец Александра Сергеевича любил читать и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышлёного мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи еще в детстве. У Александра Сергеевича, когда он был маленьким, была няня Арина Родионовна, которая часто рассказывала ему сказки. Одни сказки она слышала от других, а другие придумывала сама. На основе сказок Арины Родионовны А. С. Пушкин написал сказки, которые знают и любят не только в нашей стране, но и во многих других странах мира.
На экране 4 слайд (А. С. Пушкин)
- Сказочная страна, которую придумал А. С. Пушкин, называется Лукоморье. Именно по Лукоморью мы отправляемся с вами путешествовать.
На экране 5 слайд (Лукоморье)
- А кто из вас знает, что такое Лукоморье? (ответы детей). Ребята, посмотрите, а что это под дубом? (лежит сверток)
- Письмо! Письмо от ученого кота.
«Дорогие ребята, по сказочной стране прошел слух, что вы очень хорошо знаете сказки А. С. Пушкина. Вот я и хочу проверить, правда ли это? На листьях сказочного дуба я спрятал задания для вас. Только тот, кто пройдет эти испытания, будет считаться знатоком сказок А. С. Пушкина».
- Посмотрите, под нашим дубом листочки с заданием. Узнаем, какое 1-е испытание приготовил нам кот ученый. (вызывается ребенок)
1 листок
Ученый кот спрашивает: «Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете, то незамедлительно называйте!» («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
На экране 5 слайд (обложки книг сказок А. С. Пушкина)
- Молодцы! Посмотрите, вот они обложки книг со сказками Пушкина. А теперь, перед тем, как выполнить второе задание, мы разомнемся!
Физкультминутка «Лукоморье»:
У Лукоморья дуб зелёный;
(дети поднимают руки вверх)
Златая цепь на дубе том:
(делают движения руками крест-накрест)
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
(идут по кругу)
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
(движения руками вправо-влево)
Там чудеса: там леший бродит,
(закрывают глаза руками)
Русалка на ветвях сидит;
(движение «волна» сверху вниз)
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
(шагают на внешней стороне стопы)
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
(шагают с высоким подниманием колена)
- Но вот переходим к следующему листочку. Узнаем, какое еще испытание приготовил кот ученый.
2 листок
«Послушайте внимательно отрывок из сказки и назовите ее. Если правильно ответите на вопрос, экран покажет нам ответ».
- Глядь: опять пред ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
(«Сказка о царе Салтане»)
- Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется,
И в то место обернется.
(«Сказка о Золотом Петушке»)
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей -
Королевич Елисей.
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
- С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)
- Молодцы! И с этим заданием вы справились. А сейчас мы немного отдохнем, а затем отправимся дальше в наше путешествие.
Игра средней интенсивности «Летает – не летает»
Цель игры: упражнять детей в ходьбе в колонне по одному, воспитывать внимание.
Ход игры. Игроки шагают в колонне по одному, а педагог называет сказочных персонажей. Если будут названы летающие предметы, например, бабочка, жук и т. д., то игроки останавливаются, поднимают руки в стороны и делают взмахи вверх-вниз. Если не летают, дети опускают руки вниз. (принц эльфов, Снежная королева, Муха-Цокотуха, Маленький мук, Питер Пен, Крошечка-Ховрошечка)
Правила игры. Не толкаться.
- Ну вот, пока мы с вами плыли на кораблике по морю, отдыхали, у корней сказочного дуба кот ученый приготовил нам еще одно испытание.
3 листок
«Сказочные загадки. Если правильно ответите на вопросы, экран покажет нам ответ».
1. Кто говорил?
«Ты прекрасна, спору нет. Всех румяней и белее»
На экране 6 слайд (ЗЕРКАЛО)
2. Про какого героя своей сказки А. С. Пушкин писал:
«Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири -ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!»
На экране 7 слайд (ПЕТУШОК)
3. В чем плыли по морю князь Гвидон с матерью?
На экране 8 слайд (БОЧКА)
4. Князь Гвидон 3 раза превращался в насекомых, назовите их.
На экране 9 слайд (КОМАР, МУХА, ШМЕЛЬ)
5. Что просил старик у Золотой рыбки по приказу старухи?
На экране 10 слайд (КОРЫТО, ИЗБА, СТОЛБОВАЯ ДВОРЯНКА, ВОЛЬНАЯ ЦАРИЦА, ВЛАДЫЧИЦА МОРСКАЯ)
- Ну вот, ребята, как мне не жаль, но наше путешествие подошло к концу и кот ученый прощается с вами, пора оправляться домой. Снова закрываем глазки и повторяем слова «Раз, два, три! В группе окажемся мы».
Итог занятия:
- Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
- Чему учат эти сказки? (доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, нельзя быть жадным и злым, нужно помогать другим, высмеивается скупость, зависть, невежество)
- Чем они заканчиваются? (добро побеждает зло)
- Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдётся места.
Кот ученый передал мне медали. Вы прошли все испытания и считаетесь знатоками сказок А. С. Пушкина. Поздравляю! (раздаются медали) Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А.С. Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка о царе Салтане »
«Сказка о золотом петушке»
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
«Сказка о попе и работнике его Балде »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Программное содержание. Уточнить знания детей о мире птиц: их внешнем виде, образе жизни, о мире растений: (ель, береза, дуб). Стимулировать проявление речевой активности. Поощрять интерес к свойствам...
Конспект открытого занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с устройством трех миров в якутском народном эпосе - олонхо « Нюргун Боотур Стремительный».
Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями и культурой; Прививать детям интерес и уважение к культуре народа саха....
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения (с использованием песочных игр и психогимнастики)
Занятие рекомендовано использовать в работе педагога- психолога ДОУ...
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Федорено горе»
«Федорено горе»Цель: Вызвать у детей интерес к учебной деятельности.Задачи: · Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения; закрепить знания н...
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Час памяти. Великая Отечественная война»
Данный материал позволяет познакомиться детям старшего дошкольного возраста с историей Великой Отечественной войны, приобщает к прошлому и настоящему через связь поколений, воспитывает уважение к памя...
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой "Растения весной".
При работе с интерактивной доской, группами детям легче получать и систематизировать знания о растениях, их строении, развитии, сезонных изменениях с ними. В игровой форме воспитывается бережное отнош...