Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста "Творчество А.С. Пушкина"
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Гурина Алина Александровна

Данный материал позволяет формировать у детей интерес к художественной литературе и воспитывает любовь к сказкам А.С. Пушкина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Творчество А.С. Пушкина».

Цель: формирование у детей интереса к художественной литературе, воспитание у детей любви к сказкам А. С. Пушкина.

Задачи:

1. Познакомить детей с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.

2. Познакомить детей со сказками А. С. Пушкина.

3. Формировать у детей эмоциональное восприятие сказок А. С. Пушкина.

4. Воспитывать в детях трудолюбие, скромность, терпеливость, не терпимое отношение к жадности, грубости, злу, лени (ориентируясь на персонажей сказок).

5. Воспитывать доброе отношение к сказкам, сказочным героям.

Образовательные:

1. Продолжить формировать интерес к сказкам А. С. Пушкина.

2. Закреплять представление о художественных особенностях сказок.

Развивающие задачи:

1. Развивать умения отвечать на вопросы по содержанию произведений, использовать в ответах предложения разных конструкций, подбирать слова для характеристики героев.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать любовь к творчеству А. С. Пушкина, к красоте русского поэтического слова.

2. Воспитывать эстетический вкус к литературным произведениям, любовь к книге.

Материалы и оборудование:

Ноутбук, иллюстрации к сказкам, мультимедийный проектор.

Предварительная работа:

Чтение сказок А. С. Пушкина.

Просмотр мультфильмов по сказкам А. С. Пушкина.

Прослушивание аудио версий сказок А. С. Пушкина.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций художников к сказкам поэта.

Рисование и раскрашивание сказочных героев и сказочных сюжетов.

Ход занятия:

Организационный момент: физкультминутка «Царь Горох»

 (Дети повторяют описываемые движения.)
Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил-вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался.

Дети присаживаются на стулья.

На экране 1 слайд

- Дорогие ребята, сегодня мы проверим ваши знания и освежим в памяти уже имеющиеся, посмотрим, умеете ли вы внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания.

- А теперь все глазки на меня и ушки навострили!

- Скажите, пожалуйста, а вы знаете, где живут книги? (ответы детей)

- Да, в библиотеке. В библиотеке очень много книг. У нас с вами в группе, конечно, не библиотека, но тоже есть много интересных и познавательных книг. Так вот, сегодня утром я рассматривала книги, которые стоят у нас в книжном уголке и заметила, что больше всего книг – это книги со сказками.

- Дети, а вы любите сказки? (ответы детей)

-Конечно, сказки любят и знают все.

- Назовите, какие сказки вы знаете? (дети называют известные им сказки)

- Молодцы!

- Ребята, а как вы думаете, кто их сочиняет? (ответы детей)

- Все верно. Писатели и поэты пишут авторские сказки. А вот сказки, которые сочиняет народ – это народные сказки. Они передавались из поколения к поколению. Бабушки рассказывали своим внукам, внуки вырастали и рассказывали эти сказки своим детям.

- Сегодня я вам предлагаю отправиться в сказочную страну, где живут сказки. Вы согласны? (ответы детей)

- Тогда в путь! Чтобы попасть в сказку, нужно сказать волшебные слова: «Раз, два, три сказка появись!». Закрываем глазки руками и все вместе произносим громко: «Раз, два, три сказка появись!».

На экране 2 слайд (дуб, кот ученый)

- Так-так, и где это мы с вами оказались? Посмотрите, какое большое дерево. Как оно называется? (ответы детей)

- Верно, дуб, но это необычный дуб. На нем цепь, кот ученый ходит по цепи кругом. Какой поэт – писатель придумал и описал именно этот сказочный дуб? (ответы детей)

На экране 3 слайд (А. С. Пушкин и Арина Родионовна)

- Посмотрите на экран, вы, конечно же, узнаете Великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина. Александр Сергеевич Пушкина родился 6 июня 1799. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и младший брат. Отец Александра Сергеевича любил читать и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышлёного мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи еще в детстве. У Александра Сергеевича, когда он был маленьким, была няня Арина Родионовна, которая часто рассказывала ему сказки. Одни сказки она слышала от других, а другие придумывала сама. На основе сказок Арины Родионовны А. С. Пушкин написал сказки, которые знают и любят не только в нашей стране, но и во многих других странах мира.

На экране 4 слайд (А. С. Пушкин)

- Сказочная страна, которую придумал А. С. Пушкин, называется Лукоморье. Именно по Лукоморью мы отправляемся с вами путешествовать.

На экране 5 слайд (Лукоморье)

- А кто из вас знает, что такое Лукоморье? (ответы детей). Ребята, посмотрите, а что это под дубом? (лежит сверток)

- Письмо! Письмо от ученого кота.

«Дорогие ребята, по сказочной стране прошел слух, что вы очень хорошо знаете сказки А. С. Пушкина. Вот я и хочу проверить, правда ли это? На листьях сказочного дуба я спрятал задания для вас. Только тот, кто пройдет эти испытания, будет считаться знатоком сказок А. С. Пушкина».

- Посмотрите, под нашим дубом листочки с заданием. Узнаем, какое 1-е испытание приготовил нам кот ученый. (вызывается ребенок)

1 листок

Ученый кот спрашивает: «Какие сказки А.С. Пушкина вы знаете, то незамедлительно называйте!» («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

На экране 5 слайд (обложки книг сказок А. С. Пушкина)

- Молодцы! Посмотрите, вот они обложки книг со сказками Пушкина. А теперь, перед тем, как выполнить второе задание, мы разомнемся!

Физкультминутка «Лукоморье»:

У Лукоморья дуб зелёный;

(дети поднимают руки вверх)

Златая цепь на дубе том:

(делают движения руками крест-накрест)

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

(идут по кругу)

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

(движения руками вправо-влево)

Там чудеса: там леший бродит,

(закрывают глаза руками)

Русалка на ветвях сидит;

(движение «волна» сверху вниз)

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

(шагают на внешней стороне стопы)

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

(шагают с высоким подниманием колена)

- Но вот переходим к следующему листочку. Узнаем, какое еще испытание приготовил кот ученый.

2 листок

«Послушайте внимательно отрывок из сказки и назовите ее. Если правильно ответите на вопрос, экран покажет нам ответ».

- Глядь: опять пред ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А перед нею разбитое корыто.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

- Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

(«Сказка о царе Салтане»)

- Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

Закричит и встрепенется,

И в то место обернется.

(«Сказка о Золотом Петушке»)

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей -

Королевич Елисей.

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

- С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка;

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

(«Сказка о попе и о работнике его Балде»)

- Молодцы! И с этим заданием вы справились. А сейчас мы немного отдохнем, а затем отправимся дальше в наше путешествие.

Игра средней интенсивности «Летает – не летает»

Цель игры: упражнять детей в ходьбе в колонне по одному, воспитывать внимание.

Ход игры. Игроки шагают в колонне по одному, а педагог называет сказочных персонажей. Если будут названы летающие предметы, например, бабочка, жук и т. д., то игроки останавливаются, поднимают руки в стороны и делают взмахи вверх-вниз. Если не летают, дети опускают руки вниз. (принц эльфов, Снежная королева, Муха-Цокотуха, Маленький мук, Питер Пен, Крошечка-Ховрошечка)

Правила игры. Не толкаться.

- Ну вот, пока мы с вами плыли на кораблике по морю, отдыхали, у корней сказочного дуба кот ученый приготовил нам еще одно испытание.

3 листок

«Сказочные загадки. Если правильно ответите на вопросы, экран покажет нам ответ».

1. Кто говорил?

«Ты прекрасна, спору нет. Всех румяней и белее»

На экране 6 слайд (ЗЕРКАЛО)

2. Про какого героя своей сказки А. С. Пушкин писал:

«Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири -ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!»

На экране 7 слайд (ПЕТУШОК)

3. В чем плыли по морю князь Гвидон с матерью?

На экране 8 слайд (БОЧКА)

4. Князь Гвидон 3 раза превращался в насекомых, назовите их.

На экране 9 слайд (КОМАР, МУХА, ШМЕЛЬ)

5. Что просил старик у Золотой рыбки по приказу старухи?

На экране 10 слайд (КОРЫТО, ИЗБА, СТОЛБОВАЯ ДВОРЯНКА, ВОЛЬНАЯ ЦАРИЦА, ВЛАДЫЧИЦА МОРСКАЯ)

- Ну вот, ребята, как мне не жаль, но наше путешествие подошло к концу и кот ученый прощается с вами, пора оправляться домой. Снова закрываем глазки и повторяем слова «Раз, два, три! В группе окажемся мы».

Итог занятия:

- Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)

- Чему учат эти сказки? (доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, нельзя быть жадным и злым, нужно помогать другим, высмеивается скупость, зависть, невежество)

- Чем они заканчиваются? (добро побеждает зло)

- Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдётся места.

Кот ученый передал мне медали. Вы прошли все испытания и считаетесь знатоками сказок А. С. Пушкина. Поздравляю! (раздаются медали) Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: воспитатель подготовительной группы Гурина А.А. Открытое занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему « Творчество А.С. Пушкина»

Слайд 4

А.С. Пушкин

Слайд 7

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Слайд 8

«Сказка о царе Салтане »

Слайд 9

«Сказка о золотом петушке»

Слайд 10

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Слайд 11

«Сказка о попе и работнике его Балде »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание. Уточнить знания детей о мире птиц: их внешнем виде, образе жизни, о мире растений: (ель, береза, дуб). Стимулировать проявление речевой активности. Поощрять интерес к свойствам...

Конспект открытого занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с устройством трех миров в якутском народном эпосе - олонхо « Нюргун Боотур Стремительный».

Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями и культурой; Прививать детям интерес и уважение к культуре народа саха....

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Федорено горе»

«Федорено горе»Цель: Вызвать у детей интерес к учебной деятельности.Задачи: ·        Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения; закрепить знания н...

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Час памяти. Великая Отечественная война»

Данный материал позволяет познакомиться детям старшего дошкольного возраста с историей Великой Отечественной войны, приобщает к прошлому и настоящему через связь поколений, воспитывает уважение к памя...

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с природой "Растения весной".

При работе с интерактивной доской, группами детям легче получать и систематизировать знания о растениях, их строении, развитии, сезонных изменениях с ними. В игровой форме воспитывается бережное отнош...