Ознакомление с художественной литературой в старшей группе
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)

Хацкевич(Гассиева) Виктория Викторовна

Тема занятия: Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия  

в старшей группе

Дата проведения:

Тема занятия: Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка». Рисование иллюстраций по сказке.

Цели занятия:

  1. Обучающие: учить понимать смысл сказки, заключенную в ней мораль. Формировать оценочное отношение к героям сказки.
  2. Развивающие: развивать чувство цвета и композиции.
  3. Воспитательные: воспитывать в детях любовь к чтению.

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Оборудование, оснащение занятия: иллюстрации к сказке В. Сутеева «Палочка-выручалочка», бумага, разные изобразительные средства.

Ход занятия

Этапы

Содержание

Подготовительный

- Посмотрите, у меня на столе лежит обыкновенная палочка. Давайте узнаем, что она может.

В мире много сказок грустных и смешных.

Не прожить на свете нам без любимых книг,

Не прожить на свете нам без них.

Основной

- Автор сказки «Палочка-выручалочка» В. Сутеев сам иллюстрировал свои произведения. А также он писал сценарии к мультфильмам. Еще у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой. Художник и писатель в одном лице - это настоящий волшебник! Сейчас я вам прочитаю эту сказку. Слушайте внимательно чтобы потом ответить на вопросы.

Чтение сказки. (Приложение)

Вопросы:

- Понравилось произведение?

- Что вам понравилось?

- Когда вам было весело, грустно?

- Кто главные герои в сказке?

- Какой ежик? (воспитанный, вежливый, добрый, умный, находчивый, сообразительный, скромный)

 - Какой заяц? (невоспитанный, грубый, трусливый, благодарный)

Основной

- Изменился заяц после того, как ежик выручил его?

- Как автор относится к героям своей сказки?

- Кто вам понравился больше и почему?

- Представьте, что перед вами настоящие герои сказок. Какие вопросы вы им хотите задать?

- Что посоветуете ежу? Зайцу?

- Может ли простая палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка может стать волшебной?

- Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое важное? (важна не палка, а умная голова да доброе сердце)

- Чему учит нас сказка? (не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека)

Мой добрый друг, пожалуйста,

Добро совершать не бойся.

Помог кому-то – и радуйся,

Награды не нужно большей.

Дарите людям добро!

Рисование иллюстраций по понравившемуся отрывку.

Дети выбирают изобразительные средства для воплощения замысла по понравившемуся отрывку сказки.

Затем составляют иллюстрации в книгу.

Заключительный

-Вы сегодня были молодцы! Давайте вспомним, как называется сказка, кто автор, какая мораль сказки.

Рассматривание совместно изготовленной книги иллюстраций.

Приложение

Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче. До дома далеко — идут, разговаривают. А поперёк дороги палка лежала. За разговором Заяц её не заметил — споткнулся, чуть было не упал.

— Ах, ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.

А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.

Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:

— Зачем тебе палка? Что в ней толку?

— Эта палка не простая, — объяснил Ёжик. — Это палочка-выручалочка.

Заяц в ответ только фыркнул. Пошли они дальше и дошли до ручья. Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:

— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!

Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало.

Заяц от удивления даже рот разинул:

— Здорово ты, оказывается, прыгаешь!

— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ёжик, — это палочка-выручалочка — через всё-скакалочка мне помогла.

Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту.

Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.

— Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка…

Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет.

Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:

— Хватайся за палку! Да покрепче!

Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул и вытянул своего друга из болота. Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:

— Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.

— Что ты! Это палочка-выручалочка — из беды-вытягалочка.Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.

— Помогите, помогите! — чирикали они.

Гнездо высоко — никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазить не умеют. А помочь надо.

Думал Ёжик, думал и придумал.

— Становись лицом к дереву! — скомандовал он Зайцу.

Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда. Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо.

Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:

— Спасибо, спасибо, спасибо!

А Заяц говорит Ежу:

— Молодец, Ёжик! Хорошо придумал!

— Что ты! Это всё палочка-выручалочка — наверх-поднималочка!

Вошли в лес. Чем дальше идут, тем лес гуще, тем нее. Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт впереди, палкой ветки раздвигает. И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:

— Стой!

Остановились Заяц с Ежом. Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:

— Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами!

Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза — сейчас его Волк съест. Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине.

Взвыл Волк от боли, подпрыгнул — и бежать…

Так и убежал, ни разу не обернувшись.

— Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!

— Это палочка-выручалочка — по врагу-ударялочка, — ответил Ёжик.

Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжёлая, в гору идёт. Ёжик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости. До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.

— Ничего, — сказал Ёжик, — держись за мою палочку.

Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало.

— Смотри-ка, — говорит он Ежу, — твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.

Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами. Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:

— Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.

Усмехнулся Ёжик и говорит:

— Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё пригодится.

Заяц даже опешил:

— А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?

— Ничего, — ответил Ёжик, — палку всегда найти можно, а вот выручалочку, — он постучал себе по лбу, — а выручалочка-то вот она где!

Тут всё понял Заяц.

— Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с художественной литературой для старшей группы на тему: «Литературная викторина по русским народным сказкам»

Конспект занятия - викторины по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе.Тема: "Весна. Инсценировка сказки в лицах "Заюшкина избушка""....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе на тему «Цветик-Семицветик»

Программные задачи: Образовательные • Уточнить и обогатить знания детей об устном народном творчестве, о произведениях русских писателей. * Учить детей ассоциировать сод...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой для старшей группы

КОНСПЕКТнепосредственно образовательной деятельностиЧтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»по  ознакомлению с художественной литературой детейстаршей группы (образовательная область «Чтение ...

Конспект открытого занятия по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

«Драматизация стихотворно-авторской сказки "Муха-Цокотуха"          Программное содержание:- уточнить знания детей о произведениях К. Чуковского;- уч...

конспект по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе "В гостях у дедушки Корнея"

материал разработан в ходе реализации проекта "Семейное чтение". Предварительно велась работа родителей по ознакомлению детей с произведениями К.И. Чуковского. Занятие явилось итогом проделанной работ...