Малые фольклорные формы
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
продолжать прививать детям любовь к малым фольклорным
формам: песенкам, потешкам, загадкам, скороговоркам, считалочкам, поговоркам и т. д.;
объяснить назначение потешек, загадок, пословиц; учить детей отгадывать загадки,
построенные на описании; формировать у детей выразительность, точность речи;
воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malye_folklornye_formy.docx | 84.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение художественной литературы. «Малые фольклорные формы».
Программное содержание: продолжать прививать детям любовь к малым фольклорным
формам: песенкам, потешкам, загадкам, скороговоркам, считалочкам, поговоркам и т. д.;
объяснить назначение потешек, загадок, пословиц; учить детей отгадывать загадки,
построенные на описании; формировать у детей выразительность, точность речи;
воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Ход НОД:
I. Оргмомент. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, тема нашего занятия сегодня звучит так: «Малые фольклорные формы». Очень сложное название, давайте все вместе дружно повторим: «Малые фольклорные формы». Все вы спросите: «А что же это?» Давайте вспомним сначала, а что же такое фольклор?
Какие формы устного народного творчества мы знаем?
Ответы детей
А почему они называются народными?
Ответы детей
Малые фольклорные формы это – частушки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки, колыбельные, небылицы, скороговорки (дать детям возможность самим продолжить ряд).
II.Основной этап занятия.
1.Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня поиграть с дедушкой Молчком.
Дедушка Молчок – невидимка. Он появляется в комнате, когда становится
тихо-тихо. У дедушки Молчка есть шапка. Когда он ее надевает, то становится невидимым.
Он очень добрый, любит детей, и, я думаю, он тоже захочет с вами поиграть. Позовем его?
Чики-чики-чики-чок,
Здравствуй дедушка Молчок.
Приходи к нам, помолчим,
Посидим и погрустим.
Где ты, добрый старичок?
Тишина… Пришел Молчок.
Не спугни его, смотри.
Ничего не говори. Тс-с-с…
Воспитатель: Ребята, дедушка Молчок чтобы вы не скучали потешит вас потешками.
Знаете ли вы, что такое потешки? Это веселые стишки. Раньше, в старину у нас в России мамы, бабушки пели для своих деток или внучков веселые песенки-потешки. И тогда, когда умывали, купали их,причесывали или когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская. В русскихнародных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Вот послушайте такие потешки. Воспитатель
подходит к девочке, гладит ее по голове и ласково приговаривает:
Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
• Понравилась вам потешка?
• Какие ласковые слова вы заметили?
Затем подходит к мальчику, поглаживает его и приговаривает:
Ой, ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазорьевый цветочек,
Сиреневый кусточек.
• А в этой потешке какие ласковые слова вы заметили?
-Ребята, а вы любите играть?
Дети: Да, любим!
Бабушка: Вот и раньше дети любили, когда с ними играли. С маленькими детками, которые еще не умели ходить играли так…
Подходит к любому ребенку, приговаривает слова потешки и выполняет соответствующие движения ( Дети проговаривают потешку вместе с воспитателем):
Идет коза рогатая
Идет коза бодатая
Глазками хлоп, хлоп
Ножками топ, топ
Кто каши не ест,
Кто молочко не пьет
Забодаю, забодаю.
2. «Считалки» : А для чего они нужны, когда мы их используем?
Дети: В игре, когда выбираем водящего.
Воспитатель: Давайте выбирать.
А теперь давайте выучим новую считалочку:
За стеклянными горами
Стоит Ваня с пирогами
Здравствуй, Ванечка- дружок,
Сколько стоит пирожок.
Пирожок- то стоит три,
А водить - то будешь ты.
3.Дети в игре часто ссорятся, и на этот случай есть маленькие стишки, которые так и называются : мирилки.
4. А когда наступала ночь мамы пели своим деткам … Правильно, колыбельные песенки.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа не скули,
Мою Таню не буди.
Темна ноченька- не спится,
Моя Танечка боится
Ты, собачка, не лай,
Мою Таню не пугай.
Уж ты, котя -коток,
Котя, серенький лобок!
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать.
Я тебе ли, коту,
за работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Обратили внимание на то, какие в песенках слова?
Добрые, ласковые, тихим голосом надо петь эти колыбельные песенки.
ЗАРЯДКА СЕМИ ГНОМОВ
Первый гном присел и встал, (приседания)
А второй вдруг побежал, (бег на месте)
Третий плавно покружился, (кружатся направо)
А четвёртый наклонился. (наклоны)
Пятый вправо повернулся, (поворот направо)
А шестой назад прогнулся, (наклон назад)
Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)
Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».
5.Ребята, для вас дедушка Молчок приготовил сюрприз. Он предлагает отгадать … загадки.
Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Загадка – это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он. Дедушка Молчок приготовил для вас свои загадки. Отгадаем?
Загадки:
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серенькая шубка,
Остренькие зубки.
Дети: Мышка.
Воспитатель : Как вы догадались? Что есть у мышки, о чем говорилось в загадке?
Ответы детей.
Слушайте следующую загадку:
Мы ребята хваткие,
Себе построим хатки мы.
Спилим ивы и осины
И соорудим плотины
Не зверь, не птица,
в носу спица,
кто его убьет,
тот свою кровь прольет.
На них качусь я быстро,
Уверенно и споро,
И чертят серебристые
На льду они узоры.
В полотняной стране,
По реке простыне,
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать
Воспитатель А кто из вас знает загадки?
(Дети загадывают загадки)
6.Следующая остановка «Мудрые мысли»
Очень интересное название.
Вы не догадываетесь, откуда оно? И что это за мудрые мысли?!
Дети: Это про пословицы и поговорки.
Воспитатель. - Ребята, на каждый случай у нашего народа есть мудрая мысль — пословица или поговорка. Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов. О многом рассказывает пословица. Послушайте сейчас пословицу и скажите, как вы ее понимаете: «Что посеешь, то и пожнешь» (соберешь). Когда так говорят?
(Если дети затрудняются, педагог дает два пояснительных рассказа.)
- Посеяли два друга пшеницу. Один хорошо землю вспахал, щедро зерном засеял, ухаживал за полем. Пшеница уродилась добрая. Урожай хороший. А другой вспахал тяп-ляп и посеял кое-как: по работе и урожай получил — бедный, маленький. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.
- Жили в одной деревне две хозяйки. Одна приветливая: о чем ее попросят — все сделает, что имеет — всем поделится. Другая же злая да ворчливая, все причитает: то не так, да это не так. Случилась беда — сгорели от пожара их дома. Добрую и приветливую все к себе зовут, все помочь ей спешат, а от жадной злюки отворачиваются. Верно говорят: что посеешь, то и пожнешь.
- Вспомните пословицу, близкую по смыслу этой.
(«Как аукнется, так и откликнется».)
- Послушайте поговорку: «Грозен Семен, а боится Семена одна ворона».
- Как вы думаете, о каком человеке так можно сказать? В каком случае так говорят? (Когда подсмеиваются над крикуном и задирой, которого никто не боится.)
- В поговорке говорится об одном Семене, а подразумеваются все драчуны и задиры. Нужно всегда стараться не только услышать, о чем рассказывается в пословице или поговорке, а думать, чему она учит.
- Подумайте, чему учит пословица «Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен»
7. Воспитатель. Давайте, посмотрим какое нам приготовил дедушка Молчок ?
"Скороговорки»
Что подсказывает вам это название?
Скороговорки нужно говорить быстро, четко произносить все звуки.
Пожалуйста, говорите.
1.Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.
2 Волк на лужайке- задрожали зайки.
3 На крыше у Шуры жил журавль Жура.
4 Проворонила ворона вороненка.
III.Итог занятия.
А вы знаете, я тут вчера вышла на улицу, а там ….такое творилось, я даже записала, вот послушайте:
В чудной стране
В одной стране,
В чуднОй стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднОй стране...
Ты почему не веришь мне?(И.Токмакова)
Что это я сейчас вам прочитала? Правильно, небылицу.
Вам понравилось наше занятие?
Да и мне тоже понравилось побывать в замечательной стране «Фольклория.»
Давайте вспомним, что такое фольклор, и с какими малыми его формами мы познакомились.
Хочу вам напомнить, что побывать в этой стране нам могут помочь самые разные книги, о чем нам и говорит такая пословица:
«Будешь книги читать - будешь всё знать»
И с этим не поспоришь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аттестационная работа на тему "Использование малых фольклорных форм на занятиях в старших группах"
Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью...
Доклад " Значение чтения малых фольклорных форм для развития речи дошкольников"
Весь дошкольный возраст - это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. Существует много средств устранения недостатков речи :игры, упражнения, чтение худ...
Познавательное развитие детей по средствам малых фольклорных форм устного народного творчества.
Описание опыта работы по теме "Познавательное развитие детей третьего года жизни по средствам млых фольклорных форм устного народного творчества" ...
Использование малых фольклорных форм в развитии речи детей
Консультация для педагогов...
Познавательное развитие детей по средствам малых фольклорных форм
Значимость малых форм фольклора в жизни детей младшего дошкольного возраста....
«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с ОНР, средствами малых фольклорных форм»
Материал по самообразованию поможет логопедам в работе по развитию связной речи у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи. Также в работе представлен речевой материал, который может исполь...
"В гости к бабушке Варварушке" игровое занятие с использованием малых фольклорных форм
Программное содержание:· Приобщать детей к народным традициям· Побуждать детей к участию в театрализованных иг...