Из опыта работы.
статья по художественной литературе (подготовительная группа)

Малюкова Екатеина Сергеевна

«Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к чтению»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kniga_1_1.docx20.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание у детей дошкольного возраста интереса к чтению»

Уважаемые коллеги.

Дошкольный возраст имеет огромные возможности для воспитания у детей интереса к книге, стремление к общению с ней и формированию умения слушать художественный текст, который оказывает сильное воспитательное  и  познавательное значение для развития ребенка..

Если мы хотим воспитать грамотного человека, необходимо воспитать в нем неподдельный интерес к книге» , говорил К.Д. Ушинский

Книга помогает решить многие задачи развития и воспитания детей дошкольного возраста: ( они перед вами на слайде)

  • Она открывает детям мир природы, общества, человеческих отношений.
  • Помогает понять богатство родного языка.
  • Формирует первоначальное представление о жанрах литературы.
  • Помогает усваивать содержание прочитанного, красоту изложения художественных произведений.
  • Воспитывает художественный вкус, эмоциональную отзывчивость,  развивает поэтический слух.

Важно осознавать, что для дошкольников именно  книга выполняет не только познавательную  функцию, но и воспитывает в детях нравственно — волевые качества личности.

В своих заповедях А Линкольн писал :

Если можете . научите детей интересоваться книгой. это будет иметь огромное значение в его дальнейшей жизни»

Как же воспитать к детей интереса к книге, что нужно сделать для этого ?

 Я пришла на работу  детский сад №12  в тот момент когда  коллектив вел активную работу по проекту  «Proчтение».

Мне эта тема очень близка,  так как я  сама люблю книги, чтение и в силу своих знаний и опыта я приняла  участие  в этой работе .

Мы знаем, что дети дошкольного возраста – слушатели.

Каждую книгу нужно донести до них как произведение искусства, раскрыть ее замысел, научить детей эмоциональному реагированию на прочитанное, сопереживанию чувствам и поступкам героев.

Только в этом случае книги становятся живыми друзьями для детей. Они как бы разговаривают с ребенком, дают добрый совет, приглашают в захватывающий мир приключений.

Чтобы воспитать у детей любовь к книге, взрослый должен сам проявлять к ней интерес, понимать ее роль в жизни человека.

Д. Дьюи писал :» мы лишаем детей будущего если продолжаем учить детей так, как это делали вчера»

Какими же современными методами и приемами  мы воспитываем у детей интерес к книге в нашем детском саду ?

 В основе всей нашей работы лежит педагогическая технология ПРОЧтение, цель

-воспитание у дошкольников интереса и любви к книге;

- Развитие познавательной активности, творческих способностей детей в процессе преобразования «Центра литературного чтения»

 Задачи

-создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей воспитанию у дошкольников интереса к книге, развитию познавательной активности, творческих способностей детей, а также взаимодействие всех участников образовательного процесса;

-формирование у дошкольников устойчивого интереса и любви к книгам, к чтению;

-развитие творческих способностей детей и взрослых в процессе преобразования предметно-развивающей среды.

Особую помощь нам оказало методические пособия  Е.Ф.Купецковой

 

А так же современные пелагические технологии

 « Групповой сбор», тематические дни, проекты

Чтобы привлечь  детей к книге, заинтересовать, мы  использовали такой известный  прием как размещение новой литературы в Центре книги в группе, организовывали выставки книг, создавали книги самоделки

Был ли результат от этого?

 Отметили, что что

Дети стали больше  проводить времени в Центре  книги в группе интересовались, что это за книги и о чем они; пристально рассматривали их., общались

Для привлечения внимания детей к книге мы использовали такой метод, как создание интересной выкладки в центре книги в группе.

Оформление книжной выкладки  каждый раз  менялось

Естественно увидев такую вкладку дети устремляются к центру книги, берут их в руки, рассматривают, общаются. Что способствует формированию у детей интереса к книге.

В рамках тематического дня « день книги» проводили встречу  писателями нашего город ( В Филатовой)

совершали экскурсии в библиотеку

Традиционно проводили конкурс чтецов.

Организовывали и проводили буккроссинг.

Готовили театральные представления по хорошо знакомым детя произведениям

Но можно ли воспитать у детей интерес к книге если родители не являются примером

 Русская пословица гласит, что ребенок учится тому, что видит у себя в дому.

А что же видят дети вечером и в выходные дни дома.

Всё свободное время мама смотрит сериалы, а папа – спорт, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок окажется книголюбом.

 Как заинтересовать книгой семью, как возродить традиции семейного чтения? Но одному д.с не справится. Нужно тесное взаимодействие .Мы сделали попытку в этом направлении :  создавая и используя рюкзак читателя. Помимо известных форм и методов мы создали«Рюкзак читателя», который мы изготовили вместе с детьми

Что это такое?

Это специальный рюкзачок, в котором была записка с названиями  произведений современной литературы, которые мы подобрали со вторым воспитателем, учитывая интересы детей.

А для чего нужен такой рюкзачок?

Для того чтобы воспитать интерес семьи и ребёнка к чтению.

В конце недели дети обменивались рюкзачками.

А в выходные дни с родителями они читали, те произведения, названия которых были в рюкзаке.

Это способствовала  возрождению семейного чтения.  И вовлечению  всей семьи к чтению.

 Популярной формой по приобщению детей к книге  у нас стал флешмоб «Читаем всей семьей сказку на ночь»

 Девизом которого стали слова

открывая ребенку книгу - Вы открываете ему мир.

Читая книгу вы заставляете его размышлять, наслаждаться и узнавать как можно больше.

Интересным был конкурс

макетов по любимым книгам.

Макеты изготавливались родителями дома. Условия создания макетов были такими, что  книга по которой создавался макет должна  быть прочитана  и хорошо знакома ребёнку.

Что это нам давало? Появилась возможность закрепить текст. Дети и родители могли обыграть произведение. Тем самым развивая речь детей,  коммуникативные  навыки. Мы не будем останавливаться на этом, так как эта тема заслуживает отдельного выступленя.

Популярна у НАС акция «Ключ к познанию!».

 Для родителей создавались необычные памятки, которых указывались книги, рекомендуемые к прочтению для данного возраста.

Воспитывая интерес к книге

Мы широко  использовали такой прием  как  остановились и дочитай  завтра , (мама читала)

Воспитывая интерес к книге мы способствовали формированию у детей бережного отношения к книге.

Я говорила детям, что нельзя загибать странички у книги, что бы книга долго служила, люди придумали закладки.

С детьми мы изготавливали различные закладки.

 Согласитесь, ведь как приятно, вновь заглядывая в книгу, увидеть аккуратную закладку с картинками, сделанную своими руками. Проводили конкурс закладок для любимых книг, для детей и родителей давали мастер - класс по изготовлению закладок.

Сейчас работа по проекту завершена, но технология

 ПРОЧТЕНИЕ активно используется в нашей работе по приобщению детей и их родителей к  книге

Подводя итог, можно сказать,  что эта  педагогическая технология позволяет не только расширить знания детей о художественных произведениях и их авторах, воспитывает интерес детей к книге  но и является отправной точкой для дальнейшего развития формы взаимодействия с семьями. по воспитанию ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы..

Использование краеведческого материала в работе с детьми дошкольного опыта. Из опыта работы.....

Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»

laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение  персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....