Художественная литература, как средство формирования целостной картины мира
учебно-методический материал по художественной литературе (подготовительная группа)

Лозина Наталья Владимировна

Выступление по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_2.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Художественная литература, как средство формирования целостной картины мира»

Любая книга — умный друг:

Чуть утомит, она смолкает;

Она безмолвно поучает,

С ней назидателен досуг.

Е. А. Флерина

     Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

     Процесс развития  ребенка дошкольного возраста – сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону развития. Одним из таких- является художественная литература, как действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности.

     Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.

Актуальность

     В наш век новых информационных технологий роль книги изменилось. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, прививать любовь к художественному слову, уважение к книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивать креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.  

     Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни необходимо прививать любовь к художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

     Так, наблюдение за детьми своей группы, в завершении учебного года старшего возраста, в свободной деятельности показало, что дети проявляют низкий интерес к художественной литературе (только 3-4 человека занимают свое свободное время рассматриванием книг в книжном уголке), у детей отсутствует устойчивый интерес слушания художественных произведений, дети затрудняются объяснить причины поступков героев, имеют слабое представление, зачем нужны книги и откуда они берутся. Многие дети не различают жанры художественных произведений (народные, авторские сказки, рассказы, стихи), затрудняются назвать знакомые им сказки, рассказы, их авторов, читать наизусть стихи.

     Поэтому возникла необходимость углублённой работы в данном направлении.

Гипотеза.

     Планирование и проведение различных мероприятий с участниками образовательных отношений с использованием художественной литературы, применение приемов, направленных на анализ произведений художественной литературы создает условия для всестороннего развития детей и формирования общечеловеческих ценностей.

Новизна опыта

В Федеральном государственном образовательном стандарте в содержании каждой образовательной области определены направления развития и образования детей, которые можно реализовать в различных видах деятельности: Коммуникативная (общение, игра), Познавательно – исследовательская, Конструктивная, Изобразительная, Музыкальная, Двигательная, Самообслуживание и элементарный бытовой труд, Восприятие художественной литературы и фольклора, как сквозных механизмов развития ребёнка. 

Целевые ориентиры – возрастные характеристики достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования прописаны в п. 4.6.

По моему мнению, их достижение будет затруднено без создания системы работы по приобщению детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы и поиска новых методов и приемов в организации образовательной работы.

Художественная литература развивает и формирует:

- социальный опыт дошкольника;

- правильное отношение к природе;

- умение бережно обращаться с живыми существами;

- положительное отношение к труду;

- знания о труде взрослых, об организации трудовой деятельности

Целью своей деятельности определила: 

     Создание условий для обеспечения всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе в разных видах совместной и самостоятельной деятельности.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • подбирать конкретные художественные тексты, исходя из особенностей детей группы с тем, чтобы дети увидели в книге источник удовлетворения своей любознательности и интереса к окружающему, почувствовали красоту и выразительность художественного слова;
  • обеспечивать время и обстановку для ежедневного чтения и непринуждённого обсуждения художественные тексты; воспитывать у детей привычку к сосредоточенному слушанию книги;
  • обращаться к художественным произведениям при развёртывании других форм совместной деятельности взрослого с детьми, используя тексты как смысловой фон и стимул для продуктивной, познавательно – исследовательской деятельности, игры, проводя аналогии между событиями, происходившими с персонажами, их переживаниями, рассуждениями, размышлениями и собственной деятельностью детей.

Ожидаемые результаты:

  • повысился интерес родителей и детей к художественной и познавательной литературе;
  • сформировано бережное отношение к книге;
  • расширен кругозор и представления детей о целостной картине мира и родном крае;
  • развит познавательный интерес и литературная речь детей, особенности некоторых жанров литературы (сказки, стихи, рассказы, энциклопедии).

Условия реализации: 

Выстраивая систему работы, определила основные направления деятельности:

  • Составление перспективного плана по теме самообразования;
  • Создание художественно - речевой среды: пополнить литературный центр подборкой разнообразной литературы: сказки, рассказы, басни, поэзия, познавательные и развивающие книги;
  • Разработка серии конспектов НОД по формированию целостной картины мира с использованием художественной литературой;
  • Создание картотеки половиц, поговорок и крылатых выражений о книге;
  • Оформление картотеки игр и упражнений по приобщению детей к художественной литературе;
  • Разработка рекомендаций, памяток, консультаций, анкет для родителей;
  • Изучение методической литературы по теме

Методы и приёмы

  1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
  2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
  3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
  4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.
  5. Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
  6. Моделирование — предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста.
  7. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров.

     Считаю, что значительную роль в приобщении детей к социальной действительности играет художественная литература, умело подобранные произведения, позволяют показать ребенку окружающий мир от простейших связей до сложных социальных отношений.

     Важно отбирать литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, былины, басни, стихи — и разного содержания: познавательные, юмористические, на темы морали.

     В пословицах и поговорках отражаются народная мудрость, меткость языка, точность в оценке явлений. Познание ребенком этих произведений связано с познанием особенностей отношения человека к различным сторонам жизни, они способствуют постижению малышом разнообразных предметов и явлений, учат детей мыслить обобщенно, распознавать оттенки ситуаций, поступков, действий людей. Это самые простые уроки нравственности.

     Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости, формируется у детей интерес к себе, чувство гордости за своих родных.

     Разобраться детям с разными видами транспорта, профессиями помогают загадки и стихотворения.

     Дети получают начальные сведения о ближайшем социальном окружении, осваивают правила безопасности жизнедеятельности.

     Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

В процессе работы по теме самообразования для педагогов ДОУ  мною было проведено открытое занятие «Литературная викторина»

Целью викторины было привитие любви к народному творчеству, обогащение опыта общения в коллективе путем выполнения заданий, требующих совместной деятельности, закрепление знаний об          окружающем мире.

Цель была достигнута. Дети проявили активность, с заданиями справились. Показали знание литературных произведений, понимание их содержания.

В вопросах создания предметно - пространственной развивающей среды тесно взаимодействовала с семьей. Родители  вместе с детьми пополняют книжный центр новой художественной и познавательной литературой, в том числе изготовленной своими руками. Большинство семей участвуют в выставках  рисунков по любимым произведениям. Помогли в создании картотеки пословиц и поговорок.  

В 2016 году трое детей заняли призовые места в номинациях «Лучший исполнитель», «Самый обаятельный исполнитель», «Самый эмоциональный исполнитель» в конкурсе чтецов, демонстрировали не только знание текста и выразительность подачи, но и понимание содержания стихотворения.  

     Наши ребята участвовали в театральной неделе с показом спектакля

«Приключение на полянке», постарались донести до зрителей свои    экологические знания через литературное произведение.

Инсценировка  помогла детям в развитии творческой самостоятельности в передаче образа, выразительности  речевых действий.

В перспективе я планирую:

- Провести родительское собрание по теме «Роль книги в жизни ребенка», с целью обогащения знаний родителей о развивающей роли книги для старших дошкольников.

- Организовать инсценировку литературного произведения для младших групп, с целью обогащения познавательного опыта малышей.

- Посетить с детьми библиотеку, с целью знакомства с богатым книжным миром, его содержанием и установления связи с социумом.

- Продолжать работу по теме самообразования, изучая новые наработки, публикации.

- Создать проект по формированию целостной картины мира через восприятие художественной и познавательной литературы «Кладовая мудрости», в ходе которого будут реализованы следующие задачи:

  • Повысить интерес детей к художественной и познавательной литературе, как источнику знаний;
  • Знакомить детей с книгой, ее назначением, с некоторыми особенностями жанра литературы (сказки, стихи, рассказы, энциклопедии);
  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Вывод

       Дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 7 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, "напитывается" разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основы нравственности.                      

      Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное планирование образовательной деятельности с детьми, как средство формирования целостной картины мира старших дошкольников»

Представленный материал составляет теоретическое боснование инновационного опыта работы ДОУ по формрованию интегрированного планирования в соответствии с новыми государственными стандартами...

Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуникация» (развитие речи) с использованием ИКТ в средней гру

Открытое занятие Непосредственно Образовательной Деятельности по реализации образовательных областей «Художественное творчество» (лепка), «Познание» (Формирование целостности картины мира), «Коммуника...

Интегрированное занятие (чтение художественной литературы +познавательное развитие, формирование целостной картины мира).

Занятие - презентация. Собрать картинки можно очень просто, с помощью интернета. Я использую натуралистичные изображения. Дети легко и просто усваивают материал с опорой на зрительные изображения....

«Использование фольклора в развитии речи детей, как средство формирования целостной картины мира».

Интеграция областей: художественно эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, с использованием фольклорных произведений....

Художественная литература как средство формирования целостной картина мира у дошкольников.

Художественные произведения позволяют эмоционально интуитивно, схватывать целостную картину мира во всём многообразии связей вещей, событий, отношений....